Проект мой башкортостан в доу
Обновлено: 05.07.2024
Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: долгосрочный
Актуальность проекта:. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным башкирским праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты башкирского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Благодаря этому, башкирский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проблема : низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цель проекта: сформировать понятие о о башкирском детском фольклоре, создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.
Гипотеза: развитие интереса о башкирском детском фольклоре будет эффективным при соблюдении следующих условий:
-создание развивающей среды;
-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
-привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных игр.
- Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.
- Воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.
Ожидаемые результаты: Развитие у детей интереса к башкирскому фольклору и бащкирским играм. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных с детьми мероприятий.
Этапы реализации проекта :
Основные направления в работе по реализации проекта:
Формировать в детях традиционные народные этикетные формы: традиции гостеприимства, благожелания, уважения к старшим и любви к детям.
Развивать у ребенка интерес к себе и другим людям.
Развивать культуру общения в башкирских национальных сюжетных играх : умение развивать сюжет, распределять роли, уметь без обиды уступить ведущую роль в игре.
Развивать культурно-гигиенические навыки и умения пользоваться предметами личной гигиены, формировать культуру еды и этикета за столом с использованием народного фольклора.
Обогащать представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира своего села, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные башкирские игры, сказки и сюжетно-ролевые игры и т.д.
Развивать первичные элементарные представления о родном селе Акбердино ,республике Башкортостан , способствовать возникновению интереса к малой Родине.
Развивать интерес к родному языку, посредством создания игровых ситуаций.
Продолжать пополнять и активизировать словарь детей на родном языке на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Формировать интерес к слушанию произведений разных жанров - народную сказку, малые формы фольклора, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг, эмоционально реагировать на их содержание, выразительному их воспроизведению.
Знакомить детей с геометрическими элементами башкирского орнамента. Узнавать эти элементы в предметах быта - коврах, паласах, скатертях.
Продолжать учить составлять узоры, обращать внимание на подбор цвета (красный, зеленый, желтый, черный), соответствующего изображаемому предмету башкирского быта.
Привлекать внимание детей рассматривать иллюстрации, книги, вызвать интерес к разным животным в изображении из башкирских сказок.
Развивать умение слушать различая характер башкирской музыки народных, детских, колыбельных песен.
Развивать певческие навыки и освоить элементы башкирского танца. Разучивать подвижные музыкальные игры.
Различать звучание башкирских народных музыкальных инструментов: курай, кубыз. Знакомить с кукольным театром, формировать умение действовать с куклами, показ знакомых сказок самостоятельно.
Формировать представление о здоровом образе жизни; о значении пищи, о частях тела и органов чувств с использованием произведений, песен, сказок народов Башкортостана.
Развивать физические качества: выносливость, гибкость, ловкость, быстроту, силу, пространственную ориентировку.
Формировать самостоятельность, инициативность, организованность в подвижных народных играх.
. Перспективный план по реализации проекта:
Знакомство с устным народным творчеством: башкирскими загадками, пословицами,поговорками. Цель: Познакомить с устным народным творчеством, учить понимать образный язык, видеть красоту природы. Продолжать развивать речевое внимание.
Разучивание башкирских колыбельных песен и танца.
Помощь в подготовке праздника башкирского фольклора : изготовление костюмов,альбомов, атрибутов к народным играм и т.д.
Результаты проекта:
- дети используют фольклор в активной речи в самостоятельной деятельности;
- умеют играть в башкирские народные подвижные игры, используют считалки, знают и рисуют башкирский орнамент, элементы одежды.
- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской народной культуры средствами народного фольклора Башкортостана;
- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.
Список используемой литературы:
Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
Региональная программа для ДОО РБ.
Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. Уфа - 2003
Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003
Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Япознаю Башкортостан. Уфа - 2006
Гасанова Р.Х. Яродину свою хочу познать!. Уфа - 2007
Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.
Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005
Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.
Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.
Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Уфа- 2008.
Марченко Л.И. Осень. Москва- 1995.
Марченко Л.И. Весна. Уфа - 2004.
Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.
Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Музыка в детском саду.
Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана -
дошкольникам. А.В Молчева. Уфа- 1995.
Цель проекта:
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.
Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;
Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;
интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
.Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Актуальность: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Методы реализации проекта: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (игра, упражнения, познавательно-игровые занятия).
Автор: Платонова Светлана Васильевна
Организация: МБДОУ Детский сад №9 ''Чайка''
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский
Автор: Дробова Наталия Паловна
Организация: МБДОУ Детский сад №9 ''Чайка''
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский
Автор: Федорова Альбина Халитовна
Организация: МБДОУ Детский сад №9 ''Чайка''
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский
Актуальность:
Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, я выявила, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики.
Проблема: Не сформирован познавательный интерес к национальной культуре башкирского народа.
Цель:
Создать условия для ознакомления детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.
Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.
Обогащать словарный запас и расширять кругозор.
Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;
Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.
Продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий;
Развивать восприятие живописи, музыки.
Развивать двигательную активность.
Направленность: формирование представлений детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа;
Участники: дети старшей группы, воспитатель группы, родители детей.
- совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, рекомендации для родителей.
Ожидаемый результат:
Дети знают: свою республику, город, символику республики, достопримечательности своего города, климатические условия, природу родного края. Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Играют в национальные игры.
Материальная база : слайды, учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат, художественная литература, картины, иллюстрации, дидактические игры.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению плана реализации проекта
2 этап: Основной – реализация проекта
№ п/п
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование ПРС
1.Привлечение к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр.
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр
Атрибуты для дидактических игр
Плакат с изображением герба и флага РБ; иллюстрации о республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики.
Книга с иллюстрациями к сказке
Взаимодействия с родителями
Список использованной литературы:
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2017.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2017. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2017. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2017.
8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2017
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта:
Знакомство детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.
Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;
Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;
интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Актуальность: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Читайте также: