Проект мой башкортостан в доу

Обновлено: 05.07.2024

Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: долгосрочный
Актуальность проекта:. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным башкирским праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты башкирского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Благодаря этому, башкирский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проблема : низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цель проекта: сформировать понятие о о башкирском детском фольклоре, создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.
Гипотеза: развитие интереса о башкирском детском фольклоре будет эффективным при соблюдении следующих условий:

-создание развивающей среды;

-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

-привлечение к данной теме родителей.
Задачи:

- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных игр.

- Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.

- Воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.
Ожидаемые результаты: Развитие у детей интереса к башкирскому фольклору и бащкирским играм. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных с детьми мероприятий.
Этапы реализации проекта :

Основные направления в работе по реализации проекта:

Формировать в детях традиционные народные этикетные формы: традиции гостеприимства, благожелания, уважения к старшим и любви к детям.

Развивать у ребенка интерес к себе и другим людям.

Развивать культуру общения в башкирских национальных сюжетных играх : умение развивать сюжет, распределять роли, уметь без обиды уступить ведущую роль в игре.

Развивать культурно-гигиенические навыки и умения пользоваться предметами личной гигиены, формировать культуру еды и этикета за столом с использованием народного фольклора.

Обогащать представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира своего села, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные башкирские игры, сказки и сюжетно-ролевые игры и т.д.

Развивать первичные элементарные представления о родном селе Акбердино ,республике Башкортостан , способствовать возникновению интереса к малой Родине.

Развивать интерес к родному языку, посредством создания игровых ситуаций.

Продолжать пополнять и активизировать словарь детей на родном языке на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Формировать интерес к слушанию произведений разных жанров - народную сказку, малые формы фольклора, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг, эмоционально реагировать на их содержание, выразительному их воспроизведению.

Знакомить детей с геометрическими элементами башкирского орнамента. Узнавать эти элементы в предметах быта - коврах, паласах, скатертях.

Продолжать учить составлять узоры, обращать внимание на подбор цвета (красный, зеленый, желтый, черный), соответствующего изображаемому предмету башкирского быта.

Привлекать внимание детей рассматривать иллюстрации, книги, вызвать интерес к разным животным в изображении из башкирских сказок.

Развивать умение слушать различая характер башкирской музыки народных, детских, колыбельных песен.

Развивать певческие навыки и освоить элементы башкирского танца. Разучивать подвижные музыкальные игры.

Различать звучание башкирских народных музыкальных инструментов: курай, кубыз. Знакомить с кукольным театром, формировать умение действовать с куклами, показ знакомых сказок самостоятельно.

Формировать представление о здоровом образе жизни; о значении пищи, о частях тела и органов чувств с использованием произведений, песен, сказок народов Башкортостана.

Развивать физические качества: выносливость, гибкость, ловкость, быстроту, силу, пространственную ориентировку.

Формировать самостоятельность, инициативность, организованность в подвижных народных играх.
. Перспективный план по реализации проекта:

Знакомство с устным народным творчеством: башкирскими загадками, пословицами,поговорками. Цель: Познакомить с устным народным творчеством, учить понимать образный язык, видеть красоту природы. Продолжать развивать речевое внимание.

Разучивание башкирских колыбельных песен и танца.

Помощь в подготовке праздника башкирского фольклора : изготовление костюмов,альбомов, атрибутов к народным играм и т.д.
Результаты проекта:

- дети используют фольклор в активной речи в самостоятельной деятельности;

- умеют играть в башкирские народные подвижные игры, используют считалки, знают и рисуют башкирский орнамент, элементы одежды.

- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской народной культуры средствами народного фольклора Башкортостана;

- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.
Список используемой литературы:

Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.

Региональная программа для ДОО РБ.

Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. Уфа - 2003

Агишева Р.Л. Я Башкортостанец. Уфа - 2003

Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Япознаю Башкортостан. Уфа - 2006

Гасанова Р.Х. Яродину свою хочу познать!. Уфа - 2007

Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.

Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005

Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.

Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.

Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Уфа- 2008.

Марченко Л.И. Осень. Москва- 1995.

Марченко Л.И. Весна. Уфа - 2004.

Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.

Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Музыка в детском саду.

Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана -
дошкольникам. А.В Молчева. Уфа- 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.

Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;

Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;

интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
.Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с родителями;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Актуальность: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Методы реализации проекта: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (игра, упражнения, познавательно-игровые занятия).

Автор: Платонова Светлана Васильевна

Организация: МБДОУ Детский сад №9 ''Чайка''

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский

Автор: Дробова Наталия Паловна

Организация: МБДОУ Детский сад №9 ''Чайка''

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский

Автор: Федорова Альбина Халитовна

Организация: МБДОУ Детский сад №9 ''Чайка''

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский

Актуальность:

Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, я выявила, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики.

Проблема: Не сформирован познавательный интерес к национальной культуре башкирского народа.

Цель:

Создать условия для ознакомления детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Задачи:

Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.

Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор.

Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;

Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.

Продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий;

Развивать восприятие живописи, музыки.

Развивать двигательную активность.

Направленность: формирование представлений детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа;

Участники: дети старшей группы, воспитатель группы, родители детей.

  • совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, рекомендации для родителей.

Ожидаемый результат:

Дети знают: свою республику, город, символику республики, достопримечательности своего города, климатические условия, природу родного края. Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Играют в национальные игры.

Материальная база : слайды, учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат, художественная литература, картины, иллюстрации, дидактические игры.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению плана реализации проекта

2 этап: Основной – реализация проекта

№ п/п

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование ПРС

1.Привлечение к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр.

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр

Атрибуты для дидактических игр

Плакат с изображением герба и флага РБ; иллюстрации о республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики.

Книга с иллюстрациями к сказке

Взаимодействия с родителями

Список использованной литературы:

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2017.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2017. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2017. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2017.

8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2017

Проект

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта:

Знакомство детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.

Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;

Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;

интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с родителями;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Актуальность: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Читайте также: