Проект мини музей в детском саду матрешки

Обновлено: 07.07.2024

В группе звучит веселая музыка "Русские матрешки". Дети старшей группы входят в помещение группы. Младшие дети встречают ребят сидя на стульчиках. На головах у малышей яркие платочки, у девочек - юбочки. В занятии участвуют два воспитателя. Они поочередно проводят экскурсию.

1. Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады вас видеть в нашей группе. Правду сказать, мы очень готовились к вашему приходу. Ведь в нашей группе открылся мини-музей. И мы рады познакомить вас с его экспонатами.

Чтобы познакомиться с нашим музеем, давайте отгадаем загадку:

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель: Правильно матрешка. И наш новый музей называется "Матрешки". У нас не одна куколка. Их много. Всем хватит поиграть. Присаживайтесь на стульчики и смотрите.

Дети рассаживаются на стульчики.

Наши малыши очень ждали вас. Они приготовили для вас танец матрешек. Посмотрите его.

Под веселую песенку "Русские матрешки" исполняется танец-хоровод "Русские матрешки".

1. Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем: Мы будем загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать, и будете называть правильные ответы.

2. Воспитатель:

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель:

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель:

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель:

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

Внучка с дочкой, посмотри -
Все у бабушки внутри!

Дети отвечают: Матрешка.

2. Воспитатель:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.

Дети отвечают: Матрешка.

1. Воспитатель: Молодцы, ребята! Загадки отгадывать вы умеете! А теперь мы посмотрим, как вы играть умеете. Смотрите, дети, к вам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Она принесла ее к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.

Тихо-тихо, еле-еле завертелись карусели,

Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.

А потом, а потом все бегом, все бегом.

Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.

Тише, дети, тише, тише - За матрешкой не спешите, Карусель остановите.

Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз. Останавливаются.

2. Воспитатель: Ребята! Вы очень хорошо играли. А теперь отдохните на стульчиках. Но мы знаем, что вы умеете стихи читать. И знаете много стихотворений о матрешке! Давайте послушаем эти стихотворения.

Воспитатели групп заранее договаривается, и дети приходят подготовленными к чтению стихотворений. Дети по очереди выходят в круг и читают стихотворения.

Я Матрёшечка - краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.

Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!

У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!

Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем - топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!

Я весёлая матрёшка,
Потанцую я немножко,
А потом для всех спою,
Песню лучшую мою!

У красавицы матрёшки,
Звонкий голосок,
Ловко пляшущие ножки,
В волосах цветок!
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.

1. Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам очень понравилось, что вы так много стихов про матрешку знаете. И малышам нашей группы было очень интересно. Но, наверное, вы хотите посмотреть наш музей и поиграть в матрешки, которые живут в нашем музее. Мы приглашаем вас и малышей за столы. Вы с нашими ребятками поиграете вместе в эту веселую русскую игрушку.

Дети вместе садятся за столы, воспитатель выносит на подносе матрешек для игры. Дети весело играют вместе в матрешек. Звучит музыка "Русская матрешка". Воспитатели подходят к детям, и помогают в игре, если это необходимо.

2 .Воспитатель: Ребята, понравились вам наши матрешки? Вот какие они у нас красавицы. Эту удивительную русскую игрушку сделали в Москве токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. Было это давно. А теперь наши матрешки разошлись по всему свету в своих красивых нарядах.

1. Воспитатель:

Берет в руки не расписанную болванку матрешки.

Только вот беда: одна матрешка у нас не имеет расписного сарафанчика. Вы бы не смогли ей помочь? Мы дадим вам раскраски, и вы в группе на занятии разрисуете сарафанчики вашим матрешкам. А мы потом посмотрим ваши работы. Какие красивые сарафанчики вы подарите куколкам.

2. Воспитатель:

На этом наше занятие закончено. Вы, наверное, немного устали. Приходите к нам еще. Мы будем очень рады видеть вас в нашей группе. До свидания, ребята.

По доминирующей в проекте деятельности : информационно - познавательный, творческий.

По числу участников проекта : дети 3-4 лет, родители.

По времени проведения: краткосрочный (2 недели) с 24 октября по 6 ноября

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуально сегодня - не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. И на помощь нам, педагогам, приходит музейная педагогика. Ведь в её задачи входит: знакомство детей с историей, культурой России; воспитание интереса к народным промыслам, традициям, к быту русского народа. Она даёт возможность привлечь внимание детей и родителей к истории нашей страны, края, села. Изучение основ народной культуры мы решили начать с матрёшки, реализовать проект и создать в группе мини-музей, который так и назвали

Ведь матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Цель проекта :

Приобщение детей к музейной культуре. Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к его истории на примере бородачевской игрушки;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка;

Способствовать расширению словаря, связной речи детей;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

Вызвать интерес к музейной педагогике; русской народной игрушке;

Приобщать к истокам русской народной культуры;

Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Ожидаемые результаты по проекту

Обогатится кругозор детей о матрешке, как виде народного промысла, о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе;

Расширится круг представления о разнообразии этой игрушки;

Сформируется позитивное, уважительное отношение к родному краю;

Активизируется словарный запас детей, грамматический строй, связная речь;

Повышение родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

Повышение знаний о деятельности в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта;

Осознание родителями важности проводимых мероприятий в ДОУ.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I Этап - предварительный:

- Подбор художественной литературы для чтения, презентаций. - Подбор наглядно – информационного материала для просмотра. - Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений. - Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

II Этап - практический

План реализации проекта

Цикл занятий и бесед:

беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

Рассматривание иллюстраций о матрешках.

Цель:средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки,

Взаимодействие с родителями:

Помощь в создании мини-музея, подборе экспонатов для музея, фотоматериала.

Цикл занятий и бесед:

Матрёшки, изготовленные нашими родителями

Наши авторские матрёшки


Рассказ детей старшей группы об игрушке родного города-бородачёвской


Лэпбук "Матрёшка"



Мини-музей "Русская матрёшка"


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт Мини -музея

Профиль музея :Познавательный и развивающий.

«Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена.

Сто лет Матрѐшке, но не старится она

Как красна девица - умна, скромна, стройна.

От многих бед ее сто лет хранит секрет:

Немного истории:

Матрёшка – символ Русского народного искусства.

Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.

Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.

Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства , а что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, игровой.

Участники проекта : воспитатели, дети группы среднего возраста, родители.

Оформление мини -музея; музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей .Экспонаты матрёшек располагаются на столе в групповой комнате удобно и для детских игр доступно. Расположение:групповая -площадь занятая под экспозицию 1 кв. м . Руководитель мини музея Тимофеева О.И планирует, контролирует работу в мини музее.

Аспекты музейной деятельности.

Актуальность .

В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве. Для того чтобы начать работу мы поставили перед собой цель:

Дать понятия детям о русской матрешке как об одном из старинных промыслов. Выяснить в чем секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России и за рубежом. Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрѐшке. Приобщать родителей к развивающей игрушке в условиях семьи.

Обучающие: Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки. Развивать собственную фантазию детей, их самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству.

Работая над темой были использованы такие формы работы: наблюдение -беседы - музыкальные посиделки, где дети читали стихи, потешки , играли на музыкальных инструментах, на основе русского фольклора - показ кукольного театра детям старших групп. В процессе работы дети узнали, как выглядели первые матрешки, из какого материала еѐ изготавливали, почему ее так назвали? Рождение матрѐшки непростое. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрѐшки, лишь потом их размер становится всѐ больше и больше. Появились особые деревянные игрушки и расписали русские художники их на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрешками.

Предметы, изучают их и устраивают выставки, чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. Мини-музей в группе позволяет воспитателям использовать экспонаты для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.

Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.

Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.

Немного истории:

Матрешка – символ Русского народного искусства.

Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.

Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.

Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Каждый созданный мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Педагоги проявили инициативу и творческую энергию в развитии качества дошкольного образования.

Читайте также: