Эффективность организации внеурочной деятельности учащихся в школе

Обновлено: 05.07.2024

2 Внеурочная деятельность школьников это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

3 Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-3-х классов

4 Задачи ВУД: 1.На основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для личностного роста школьников. 2.Организовать общешкольные мероприятия на принципах КТД, развивая творческую активность обучающихся, способности, создавая ситуация успеха для каждого. 3.Способствовать успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности. 4.Развивать творческий потенциал классных руководителей, повышать уровень их профессионального мастерства. 5. Расширять круг интересов обучающихся путем организации кружков, секций по разным направлениям, внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в начальной школе 6. Продолжить работу по здоровьесберегащим технологиям, внедрению интерактивных технологий. 7. Совершенствовать систему ученического самоуправления, расширить деятельность школьного самоуправления. 8. Развивать волонтерское движение в школе, формировать позитивные установки обучающихся и воспитанников на добровольческую деятельность.

5 Основные направления внеурочной деятельности: - спортивно-оздоровительное; - духовно-нравственное; - социальное; - общекультурное; - общеинтеллектуальное.

6 Ожидаемые результаты. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; Воспитание уважительного отношения к своей школе, селу, стране; Воспитание у детей толерантности; навыков здорового образа жизни; Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; Осознанного отношения к профессиональному самоопределению; Развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления; Реализация основной цели плана внеурочной деятельности – достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

7 Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

8 РЕЗУЛЬТАТ – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности

9 ЭФФЕКТ – это последствие результата.

10 Уровни результатов внеурочной деятельности: 1уровень школьник знает и понимает общественную жизнь 2уровень школьник ценит общественную жизнь 3уровень школьник самостоятель- но действует в обществен- ной жизни

11 Диагностика эффективности внеурочной деятельности Цель: выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник …

12 Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровье сберегающей культуры обучающихся. Критерием качества является динамика личностного роста обучающихся, а его показателями: -Приобретение школьниками социально-значимых знаний; -Развитие социально-значимых отношений; -Накопление школьниками опыта социально-значимого действия.

13 Детский коллектив как условие развития личности школьника Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении: Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций. Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива Сформированность коммуникативной культуры учащихся

14 Профессиональная позиция педагога Критерий качества – грамотная организация воспитания: соответствие целей и задач, поставленных педагогом, возрастным особенностям детей, их интересам, запросам (также и родителей); актуальным проблемам, возможностям образовательного учреждения; соответствие форм и содержания поставленным целям, задачам, ожидаемым результатам; использование воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности.

15 Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года); Проектная деятельность учащихся; Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы; Количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях; Посещаемость занятий, курсов; Количествоучащихся,скоторымипроизошелслучай травматизма во время образовательного процесса; Посещение родителями обучающихся родительских собраний; Участие родителей в мероприятиях; Удовлетворенность учащихся жизнью школе; Удовлетворенность родителей деятельностью педагога, школы; Наличие благодарностей, грамот; Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности); Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения; Презентация опыта на различных уровнях; Наличие научно-педагогических и методических публикаций

16 Анализ ВУД в Розовской школе: -анализ эффективности ВУД в 1-3 классах (Некрасова Т.В., Селезнева И.Л., Моисеева О.В., Богер Т.И.) - анализ эффективности школьных кружков (Гнускова М.Р., Советкина О.Н., Нечаенко Ю.С., Богер Т.И.) -анализ занятости внеурочной деятельностью по классам (1-11)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности разрабатывается план внеурочной деятельности -это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.

Основные цели и задачи внеурочной деятельности:

развивать интерес и любовь к предмету;

выявлять одаренных учащихся;

приобщать к исследовательской деятельности;

активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);

развивать самостоятельность, творчество, инициативу;

формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).

Таким образом, во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:

навыки самостоятельной работы,

самоорганизации и самоконтроля,

умение работать в команде,

чувство инициативы, любознательности,

чувство служения общему делу и т.д.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он с первых дней своей работы оказывается включенным во все многообразие проблем целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Классный руководитель имеет следующие функции:

воспитательная (педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);

организационно-административная (руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов);

координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса).

К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Важно, чтобы работа классного руководителя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому необходимо придерживаться некого цикла воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.

Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.

Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.

Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.

Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.

Каждый ученик- личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами (раскрыть и развить их – задача классного руководителя). К каждому нужен свой, нестандартный подход.

Обучающиеся добровольно, на основе своих интересов и склонностей, выбирают те внеклассные занятия, которые им нравятся.

Задачи классного руководителя :

во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, дают возможность демонстрировать достижения;

во-вторых, ведение совместно с обучающимися Портфолио, характеризует достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

2. Анализ результатов внеурочной деятельности:

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Нас очень порадовали результаты анкетирования родителей, которое мы провели в конце первого полугодия по вопросам удовлетворенности организацией внеурочной деятельности:

О каких занятиях внеурочной деятельности Ваш ребенок рассказывает дома чаще всего?

Риторика, шахматы, баскетбол

Как вы считаете: занятия внеурочной деятельностью полезны Вашему ребенку?

По Вашему мнению: научился ли ребенок чему–либо на занятиях внеурочной деятельности?

Играть в шашки, шахматы, выступать с докладом.

Какие из направлений внеурочной деятельности, не предложенные школой, Вашему ребенку были бы интересны?

Футбол, изобразительное искусство, гимнастика, английский язык.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.

В завершении, хочется сказать, что внеурочная деятельность школьников – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Ведь часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Поэтому результатами внеурочной деятельности, к которым мы стремимся должны стать:

– опыт самостоятельного социального действия обучающихся;

- формирование позитивных отношений в социуме;

– приобретение социальных знаний.

Автор: Быкова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система мониторинга эффективности внеурочной деятельности"

Текстовая часть публикации

Система мониторинга

эффективности внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности
— выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наи - более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Система мониторинговых исследований
позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям : - включенность учащихся во внеурочную деятельность ; - результативность участия в мероприятиях различного уровня; - рост социальной активности обучающихся ( социальные практики); - рост мотивации к активной познавательной деятельности ( результативность участия в мероприятиях различной направленности); - уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей ( уровень развития самоуправления), - уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; 1
- сформированностьи рефлексивных навыков ( ценности здоровья и ЗОЖ); - качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности); - удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Результативность внеурочной деятельности .
Первым этапом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния. При этом следует рассмотреть следующие аспекты: - включенность учащихся в систему внеурочной деятельности - соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы - ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся. Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используется бланк, который заполняется классным руководителем раз в полугодие. Участие учащихся во внеурочной деятельности ФИ ученика Посещение детских объединений Классные дела Внеклассные дела Театр- детям Сем ь нот Умелые руки … Таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего и основного образования ориентированы на воспитательные результаты. 2
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — это последствие результата, влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. В качестве диагностических приемов и методик мониторинга можно использовать : -педагогическое анкетирование; -контрольно-оценочные методики; -тесты и другие варианты измерения результативности воспитательного процесса. Воспитательные результаты внеурочной деятель ности школьников распределяются по трём уровням. 1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь. 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь. 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Содержание

Способ достижения


Актуальное состояние управления внеурочной деятельностью младших школьников может быть определено с помощью её результативности и необходимо для совершенствования системы управления внеурочной деятельностью.

Ключевые слова: управление, внеурочная деятельность, младшие школьники, актуальное состояние.

Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно — урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [3].

Внеурочная деятельность требует управления, как со стороны администрации образовательной организации, так и со стороны учителя. При этом учитель исполняет все функции управления: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, мотивационную, организации, регулятивно-корректирующую и функцию контроля [1, с.96]

  1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности.
  2. Эффективность внеурочной деятельности.
  3. Продуктивность внеурочной деятельности.
  4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами [2].

Мы начали изучение общего состояния внеурочной деятельности с выявления характера включенности обучающихся, обратившись к сводной ведомости учёта внеурочной деятельности 2-х первых классов, классным журналам, журналу дополнительного образования первого класса.

Следовательно, общее состояние внеурочной деятельности первых классов характеризуется высокой посещаемостью обучающихся и соответствием с ФГОС НОО.

Эффективность внеурочной деятельности оценивалась по следующим критериям:

Личностная сфера обучающихся диагностировалась по следующим показателям: мотивация учения; содержание и широта сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний; уровень воспитанности, представление о нравственных качествах.

Результаты методики Н. П. Капустина по определению уровня воспитанности в первых классах

Рис. 3. Результаты методики Н. П. Капустина по определению уровня воспитанности в первых классах

Проиллюстрируем результаты социометрии на рис. 6.

Результаты социометрии, проведённой в первых классах

Рис. 6. Результаты социометрии, проведённой в первых классах

Изучение сетки индивидуальной активности обучающихся в первых классах показало, что в обоих классах меньше половины (42 % 18 уч-ся из 42) обучающихся задействованы в мероприятиях класса и школы (конкурсы, праздники и т. д.), что показывает взаимодействие учащихся между собой на уровне класса и школы.

С целью выявления уровня удовлетворённости обучающихся и их родителей организацией внеурочной деятельности.

Анкетирование обучающихся позволило увидеть, что больше половины учащихся первых классов удовлетворены организацией внеурочной деятельности.

Посещать занятия внеурочной деятельности нравится 79 % обучающихся (33 уч-ся из 42), интересными кажутся занятия для 73 % учеников (31 уч-ся из 42). 79 % учащихся нравится, как проводит учитель внеурочную деятельность (33 уч-ся из 42), хотелось бы продолжить посещать занятия 66 % учеников (28 уч-ся).

Таким образом, изучив результативность внеурочной деятельности по 4 критериям можно сделать следующие выводы:

Полученные данные в ходе изучения результативности внеурочной деятельности педагоги могут использовать в изменении своей работы в системе внеурочной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, класс, обучающийся, общее состояние, первое, уровень воспитанности, детский коллектив, результат методики, результат социометрии, школа.

Читайте также: