Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте кратко

Обновлено: 06.07.2024

Снижение слуха любой степени оказывает значительное влияние на развитие речи ребенка.

Глухота – наиболее тяжелая степень снижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.

Тугоухость стойкое понижение слуха, вызывающее затруднение в восприятии речи.

Зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха :

1.5-2года – теряют зачатки речи за два три месяца и становятся немыми.

2-4-5лет – речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к школе остается несколько едва понятных слов.

5-6 лет – в редких случаях теряют речь совсем.

7-11лет – речь, не теряется, но голос приобретает неестественный оттенок, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов выражающих абстрактные понятия, предложения употребляют преимущественно простые

Факторы, влияющие на развитие речи ребенка страдающего снижением слуха :

1. степень снижения слуха. Хуже слышит, хуже говорит.

2. время возникновения снижения слуха. Чем раньше, тем тяжелее.

3. условия развития ребенка после возникновения понижения слуха.

4. общее физическое и психическое развитие ребенка.

Особенности речи слабослышащего ребенка :

1. ограниченное понимание речи.

2. нарушения лексического строя речи :

3. словарный запас ограничен, недостаточное понимание грамматических значений слов, искажения звуко-слоговой структуры.

4. несформированность грамматического строя речи : неправильное согласование слов, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски предлогов, аграмматизмы.

5. искажения в произношении (неправильное произношение звуков, выпадение согласных, недостатки смягчения, смешение звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих.

6. нарушения фонематического слуха (страдает анализ и синтез слов, искажается звуко-слоговая структура слов).

7. нарушения письма и чтения.

Особенности детей с нарушением слуха Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную.

Развитие речи ребенка при нарушении слуха

Нарушение слуха определяется как сенсоневральное, если оно вызвано патологией внутреннего уха и улиткового нерва, кондуктивное при поражении наружного или среднего уха, и смешанное при поражении обеих структур. Сенсоневральная глухота также может быть центрального происхождения, если она вызывается аномалиями центральной нервной системы, которые поддерживают функцию слуха и находятся проксимальнее улиткового нерва.

Всемирная организация здравоохранения определяет снижение слуха на основе средней остаточной остроты слуха лучше слышащего уха на частотах 0,5, 1,2 и 4 кГц (ВОЗ, 1991) как легкую потерю слуха (ПС) 26-40 дБ, умеренную ПС 41-60 дБ, тяжелую ПС 61-80 дБ, глубокую ПС >81 дБ.

В странах, в которых проводится универсальный скрининг слуха новорожденных (Morton, 2006), частота перманентных нарушений слуха у детей средней и тяжелой степени приблизительно равна 1 на 1000 живых новорожденных. Однако не все нарушения слуха проявляются в неонатальный период, и, следовательно, в педиатрической неврологической практике обязательно особое внимание даже в отношении детей, прошедших скрининговое обследование. Fortnum et al. (2001) сообщили о частоте в Великобритании 0,91 на 1000 (95% ДИ 0,85-0,98) у трехлетних детей, возрастающей до 1,65 (95% ДИ 1,62-1,68) у детей в возрасте 9-16 лет.

Следовательно, примерно половину всех случаев составляют дети старшего возраста, у которых нарушения были выявлены в возрасте старше трех лет; эта группа включает в себя случаи врожденных нарушений, которым скрининг в неонатальном периоде не выполнялся или его результаты были ложноотрицательными, и детей с приобретенными или поздно проявившимися нарушениями. К последним относятся дети с наследственной патологией, дебютирующей в более старшем возрасте.

Классификация степени нарушения слуха

Многие пациенты, встречающиеся в детской неврологической практике, подвергались воздействию неблагоприятных перинатальных факторов, которые в настоящее время связывают с 27% случаев значительной потери слуха у детей; 20 лет назад эта цифра оценивалась значительно ниже. Если учесть опыт проведения интенсивной терапии новорожденных в сочетании с отягощенным по потере слуха семейным анамнезом и видимые при рождении краниофациальные аномалии, можно идентифицировать около двух третей всех случаев потери слуха.

Помимо этого 30-40% детей с подтвержденной потерей слуха имеют задержку развития или другие функциональные нарушения. Хромосомные аномалии вызывают сенсоневральную глухоту примерно у 5% детей с нарушениями слуха. Необходимо отметить, что на молекулярном уровне из приблизительно 30000 или более генов человека только 1% обеспечивает функцию слуха. Многие наследственные заболевания, вызывающие потерю слуха, являются синдромами, хотя клинически это может проявляться не сразу, так как другие проявления синдрома первоначально могут быть не распознаны.

Гены, вызывающие сенсоневральную потерю слуха, участвуют и в процессах, связанных с развитием и функционированием ЦНС Они включают структурные гены, факторы транскрипции, опухолевые супрессоры, процессы передачи сигнала, такие как ионный гомеостаз и внутриклеточный транспорт, и митохондриальные гены, ответственные за окислительное фосфорилирование и выработку энергии. В этой области развитие идет быстрыми темпами и лучшее понимание роли генов и их взаимодействия с факторами окружающей среды должно привести к разработке методов более ранней и более точной диагностики и эффективного лечения неврологических расстройств и потери слуха (Smith, 2001).

Помимо этого, потеря восприятия высоких частот может снизить способность распознавать низкочастотные элементы речи. Потеря восприятия высоких частот у взрослых и подростков обычно не приводит к нарушениям распознавания речи, пока не нарушено восприятие частот ниже 3000-4000 Гц. Это происходит потому, что пациенты в этом возрасте уже овладели знанием языка, а также семантическими и грамматическими механизмами, помогающими компенсировать снижение восприятия звука. В отличие от них маленькие дети, еще только овладевающие языком, не имеют достаточного опыта для эффективного использования этих механизмов.

Нарушение слуха очень рано оказывает воздействие на овладение языком. Младенцы обладают способностью учить язык только лишь при звучании в окружении речи в первые шесть месяцев жизни, еще до того, как они сами начнут использовать слова. Примерно к шести месяцам погружение в языковую среду приводит к формированию языковой специфичности; в этом возрасте младенцы гораздо лучше воспринимают фонетический рисунок родного языка в отличие от младенцев в возрасте нескольких недель, имеющих одинаковый паттерн фонетического восприятия, независимо от того, в какой языковой среде они родились. Эти данные свидетельствуют о том, что овладение процессом языкового восприятия является краеугольным камнем когнитивного развития (Kuhl et al., 1992).

Если у ребёнка в младенческом или более взрослом возрасте диагностировали нарушение слуха, для родителей это не должно стать поводом опустить руки. Практика показывает, что слабослышащих малышей можно научить разговаривать. Этот процесс будет длиться чуть дольше, чем в семье с полностью здоровым ребёнком, но это не критично. Главное – обеспечить необходимые для разностороннего развития условия и выполнять специальные упражнения. Заниматься с маленьким учеником могут родители и профессиональные педагоги. Лучше чередовать домашние занятия с уроками в специализированном центре.

Одно из важных условий развития детской речи – покупка слухового аппарата. Чем раньше вы заметите тугоухость и поставить в оба ушка по маленькому прибору, тем больше вероятность того, что ребёнок быстро научится говорить и легче адаптируется в социуме. Специалисты рекомендуют устанавливать именно пару таких аппаратов. Малыш сможет слышать звуки с обеих сторон и не будет испытывать дискомфорта как при обучении, так и в повседневной жизни.

Развитие речи с нарушением слуха

Виды нарушений слуха

Нарушения слуха могут быть двух типов, в зависимости от периода, когда они произошли:

  • ✔ Долингвальные. Они происходят сразу при рождении ребёнка или в раннем возрасте, когда он ещё не способен произносить слова.
  • ✔ Постлингвальное. Возникают уже после того, как малыш научился разговаривать.

Развитие речи с нарушением слуха протекает медленнее, какой бы ни была степень тугоухости. Поэтому важно уделить здоровью и развитию дочери или сына внимание и принять меры, которые помогут адаптироваться к новым условиям.

Особенности развития речи с нарушением слуха

Малыши с этим заболеванием, какими бы факторами оно ни было вызвано, испытывают определённые сложности, когда учатся разговаривать. Это обусловлено тем, что в отличие от слышащих деток тугоухие не могут воспринимать чужой речевой опыт. Чтобы начать говорить, они должны проводить долгие часы на занятиях с педагогом и родителями.

Сложность в процессе развития речи возникает из-за того, что слабослышащий не улавливает начало слова и его окончание. Именно в этих частях чаще всего кроется смысл, и малыш не может грамматически охарактеризовать слово. Это усложняет подбор однокоренных и сужает его словарный запас ещё больше. Задача педагога на любом этапе обучения – доносить информацию без искажений.

Особенности развития речи с нарушением слуха

Развитие речи с нарушением слуха: способы обучения детей

Специалисты выделяют 4 разных подхода к развитию речи ребёнка, у которого диагностировали нарушение слуха. Они используются с той или иной частотой в зависимости от особенностей каждого маленького ученика. Если помимо тугоухости он страдает ещё и от снижения зрения, приходится применять кожный и двигательный способы обучения. Гораздо более распространены зрительный и слуховой. Даже на 4 стадии тугоухости правильно подобранный аппарат поможет различать звуки, и их будет гораздо проще повторить.

Если не обратить внимание на нарушение слуха в раннем возрасте, могут возникнуть проблемы при развитии речи. Этого легко избежать, если подойти к обучению комплексно. С самого раннего возраста с ребёнком должны заниматься родители и, по возможности, педагоги.

Даже если тугоухость сильно выражена, всегда есть возможность научить ребёнка воспроизводить речь, опираясь на зрительное восприятие. Малыш наблюдает за мимикой родителей или учителя в ходе разговора и перенимает их опыт. Специалист учит его повторять движения губ и языка, правильно дышать и произносить отдельные звуки. Это способствует постепенному развитию речи.

На занятиях по развитию речи педагог находит к ученику подход: использует для обучения его любимые игрушки, выбирает наиболее удобные способы передачи информации. Так постепенно от звуков он переходит к словам. Важно заметить: он не запоминает слоги или отдельные буквы в последовательности, а заучивает их целиком.

Чем раньше будет установлен подходящий слуховой аппарат, тем проще ребёнку с нарушением слуха начать говорить, читать и понимать устную речь. Важно не откладывать его приобретение на потом.

Развитие речи с нарушением слуха: способы обучения детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.


Многие родители уверены, что если ребенок слышит тихие звуки - шорохи, реагирует на эмоции - обращение, то с его слухом все в порядке. Однако, это не так. Есть определенные нарушения слуха, которые определяют речевую задержку, но при этом трудновыявляемые в бытовом обследовании, даже врачом-сурдологом.

Чтобы было понятнее, процесс восприятия звуков состоит из нескольких этапов:

1. Проведение звука до чувствительных клеток
2. Чувствительные клетки
3. Проведение звука по проводящим путям до коры мозга
4. Обработка в коре.

Проблема на любом из этих этапов приводит к нарушению слуха той или иной степени.

Отоакустическая эмиссия (именно это исследование слуха выполняется в роддоме, так называемый "аудиологический скрининг") оценивает 2 этап. Состояние чувствительных клеток. И, косвенно, 1 этап. Ибо, если есть проблемы с 1 этапом, звук до клеток просто не дойдёт. То есть, положительный результат скрининга говорит о том, что звук беспрепятственно доходит до чувствительных клеток и они на него откликаются. Но, к сожалению, он не позволяет оценить, воспринимают ли клетки звук во всем частотном диапазоне и диапазоне громкости (дети с небольшой тугоухостью, 1-2, иногда 3 степени, проходят скрининг), и не позволяет оценить состояние 3 и 4 этапов.

КСВП позволяют оценить 3 и в какой-то степени 4 этап. Плюс, с помощью ксвп можно провести компьютерную аудиометрию, то есть, оценить пороги слуха у маленьких детей, в т.ч.новорожденных. Обследование длится около часа. Проводится во сне (естественном или медикаментозном- что конкретно используют - не могу подсказать), если ребёнок двигается, то возникают искажения.

В некоторых медицинских центрах делают несколько иное обследование. По нему невозможно оценить весь слух. Оно показывает только сохранность проводящих нейронных путей. И делается на уровне сигнала в 90дБ.

Дети с небольшой степенью потери слуха в быту могут никак себя не проявлять. То есть, они слышат, откликаются, распознают звуки и тд, однако, их слух недостаточен для адекватного восприятия речи. Ко мне недавно обращалась мама, что дочке довольно поздно выявили снижение слуха, именно из-за этого. В обычной жизни нарушение слуха ничем не проявлялось и этот аспект игнорировался.

Бывает ситуация, довольно часто, когда физиологический слух вообще отличный, и вся проблема находится на уровне 4 этапа. Единственное, что могут выявить, это некоторую задержку формирования 5 пика на ксвп. И то, это очень условно.

Нарушение слуха часто возникает на фоне экссудативного отита, который протекает без острой симптоматики - нет температуры, покраснения, боли. В течении этого процесса в среднем ухе скапливается экссудат, который поражает слизистую оболочку среднего уха. Отсутствие воспалительных изменений в среднем ухе объясняет то, что экссудативный отит протекает безболезненно. В этом-то и заключается коварство данной патологии.

Отсутствие лечения ЭО приводит к нарушению слуха у детей, кондуктивной тугоухости. Кондуктивная тугоухость, обычно легкая или умеренная, может приводить к снижению слуха от 25 до 65 децибел.

Другой тип нарушения слуха - нейросенсорная тугоухость. Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушения работы или гибели чувствительных (волосковых) клеток в улитке и зачастую является постоянной. Нейросенсорная тугоухость, также называемая “нервная глухота”, может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Нейросенсорная тугоухость – это снижение слуха, обусловленное заболеванием внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов головного мозга (ствол мозга или слуховая кора).

Нейросенсорная тугоухость – неинфекционное заболевание внутреннего уха. При этом заболевании страдает слуховой нерв и соответственно звуковосприятие. Главным симптомом является снижение слуха, ребенок не распознает речь. Основной причиной этих состояний является атрофия звуковоспринимающих нервных окончаний Кортиева органа.

Нейросенсорная тугоухость появляется после перенесенного ОРВИ, психоэмоционального стресса, интоксикации. Поражаться может как одно ухо, так и оба одновременно.

На первом месте среди причин ЭО и нейросенсорной тугоухости стоят инфекционные вирусные заболевания – грипп и ОРВИ, инфекционный паротит (Свинка). Другой главной причиной сенсоневральной тугоухости являются трофические расстройства нервной ткани (сосудистые нарушения, плохое кровоснабжение). Причиной плохого питания нерва является атеросклероз сосудов, гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония. Особое место занимают расстройства слуха в результате сильного эмоционального стресса. Поражение слухового нерва может возникнуть из-за черепно-мозговых травм, акустических травм (кратковременный, но чрезмерно сильный звук – выстрел, крик, гудок). Есть ряд химических веществ, обладающих ототоксическим действием. Это промышленные и бытовые вещества. Очень часто причиной сенсоневральной тугоухости является длительный прием ототоксических лекарственных препаратов – это антибиотики (аминогликозиды), противомалярийные средства, салицилаты.

Существует такая форма, как идиопатическая сенсоневральная тугоухость, это когда причину развития поражения органа слуха выявить достоверно не удается.

При осмотре, никаких визуальных изменений в ухе не определяется.

Важно знать, что когда ставится диагноз хроническая нейросенсорная тугоухость, слух, к сожалению, восстановлению не подлежит.

Если ваш ребенок стал отставать в речевом развитии, очень важно исключить нарушение слуха. Чем быстрее вы обратитесь к специалисту, тем скорее избежите дальнейших последствий, связанных с необратимой потерей слуха, которые обуславливают задержку речевого и психо-речевого развития у детей.

Влияет ли слух на развитие речи ребенка?

Длительное время ребенок посещал занятия логопеда-дефектолога, что дало незначительное улучшение речи. Но при перерыве в занятиях, все возвращалась к исходному состоянию.

И вот, через некоторое время, наш труд дает положительный результат. Ребенок начинает со мной общаться, при разговоре отмечаю нарушение речевого развития.

Сейчас мой маленький пациент учится в массовой школе, речевой прогресс — на лицо. Естественно, это благодаря не только правильно установленному диагнозу, подборке и настройки слуховых аппаратов, но и кропотливой, ежедневной работе родителей с педагогом.

Читайте также: