Проект межличностные отношения в доу

Обновлено: 05.07.2024

За последние несколько лет мы столкнулись с такой проблемой: возрос процент повышенно конфликтных детей, которым трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. С такими детьми, совместно с психологом, мы ведем профилактическую работу по развитию коммуникативных навыков, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения.

Я учу детей способам самовыражения, развивая их личностный потенциал. Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  • стимулировать у детей новые формы переживания;
  • воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам, самому себе;
  • формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
  • нейтрализовать негативные личностные проявления: неорганизованность, агрессивность, конфликтность, обидчивость;
  • развивать способность к оптимальному взаимодействию с миром.

Начиная со 2-ой младшей группы мы учим детей узнавать по выражению лица, мимике, жестам то или иное настроение, используем различные этюды.

Затем формируем положительные взаимоотношения между детьми, побуждаем их к добрым поступкам через обыгрывание различных ситуаций.

Учим детей правилам этикета, формам и техникам общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности.

Затем учим детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажей, для этого используем игры – драматизации, обыгрывание потешек и прибауток.

В ходе сюжетно-ролевых игр учим детей средствами выразительности изображать себя, свою внешность, учим эмоционально выражать чувство радости и хорошего настроения от общения с окружающими детьми.

Важно включать ребенка в коллектив сверстников, где дети играют не просто вместе, а согласованно, подчиняясь общей цели.

Начиная со старшего дошкольного возраста, меняется комплекс коррекционных игр.

На первом этапе происходит переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных предметных' способов взаимодействия.

Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, мы исключили возможность возникновения ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводится свой язык условных сигналов, в основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте.

Задачей второго этапа является формирование внимания к сверстнику. Для этого мы предлагали детям задания, успешное выполнение которых требовало пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом ребенке. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого сверстника, почувствовать общность, слитность с ним.

На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Правила игр задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и: поведения других детей.
Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают другу помощь и поддержку в "трудных" игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или вылечить ребенка и пр.). На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего
отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь только
положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.).

Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

II наконец, на заключительном этапе проводятся игры и занятия, в которых
дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
(изготовление общих рисунков, поделок, подарков).

Цель: Развивать в детях позитивное представление о себе, уверенность, обучая навыкам общения и взаимодействия. Способствовать полноценному становлению личности, ее умению жить в изменяющемся и сложном мире.

Опыт проведения: игр показал, что дошкольники становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроение других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снижается,
агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

социального проекта

Сбор и анализ информации по избранной проблеме…………………..5-6

Ожидаемые результаты проекта……………. 9

Информационная часть

Информационная карта

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения. Социально-коммуникативное развитие детей выделено во ФГОС в отдельную образовательную область, которую считаю наиболее важной, т.к. ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других, уметь договариваться, разрешать конфликты.

Данный проект вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает развивать у детей с проблемами общения коммуникативные и познавательные способности, социальные навыки с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, способствует охране и укреплению здоровья.

Цели и задачи проекта

Цель проекта : создание психолого-педагогических условий в ДОУ для формирования межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения

Задачи проекта:

1.Изучать личностные особенности старших дошкольников и динамику их развития в ходе реализации проекта.

2. Совершенствовать коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с проблемами межличностных отношений.

3. Способствовать охране и укреплению здоровья воспитанников, сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.

4. Развивать личность каждого ребенка: коммуникативные, познавательные способности, социальные навыки.

5. Развивать игровую активность и обогащать игровой опыт детей.

4. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

5.Вовлекать родителей в образовательный процесс.

6. Обобщить результаты, определить перспективы дальнейшей работы над проблемой.

Краткая аннотация содержания проекта

Занятия с подгруппой детей (7-8 человек) проводятся 1 раз в неделю, продолжительность составляет 20-30 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Разработанные конспекты занятий можно дополнять и менять местами в зависимости от проблем и успехов детей. В начале и конце занятий используются ритуальные игры, упражнения для сплочения группы. Многие занятия завершаются созданием детьми общего рисунка как итог работы, который объединяет эмоции, впечатления, знания и умения, полученные ребятами.

Разработаны несколько краткосрочных проектов , которые входят в основной проект и успешно реализуются на практике, они опубликованы в сетях интернет.

Проект реализуется под руководством педагога-психолога, в нем могут принимать участие воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель имеющие соответствующую квалификацию, и не требующие специального дополнительного обучения.

Проект не предполагает материальных затрат, кроме изготовления атрибутов и дидактического материала для ЦСЭР (центр социально-эмоционального развития в группе) своими руками и помощью родителей. Для его реализации не требуется специального оборудования и материалов, необходимо только свободное пространство для проведения игр с детьми. Таким пространством может быть групповое помещение, спортивный или музыкальный зал, а так же прогулочная площадка на территории детского сада.

Для воспитателей и специалистов составлен ПЛАН РАБОТЫ по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста. Согласно плану проводится анкетирование и выявляется уровень их заинтересованности проблемой формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Психологическое просвещение и профилактика осуществляется на педагогических советах, методических часах. Для педагогов проводится серия бесед и консультаций подгрупповых и индивидуальных, организуются тренинги, практикумы.

В начале каждого учебного года (сентябрь-октябрь) проводится диагностика межличностных отношений старших дошкольников по методикам Смирнова Е.О., Холмогоровой В.М с дополнениями ее методиками других авторов.

Психодиагностическое обследование старших дошкольников в ДОУ:

1. Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений:

Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. статусного положения в группе сверстников

Наблюдение (автор Смирнова Е.О)

Цель: определение чувствительности к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон

Методика изучения личностного поведения ребенка (автор Сенько Т.В.)

Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности со сверстниками .

Цель: исследование умения ребенка находить выход из социальной проблемы

2. Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому:

Цель: определение социального интеллекта

Цель: исследование эмотивности, т.е. отзывчивости и чувствительности ребенка к окружающему миру, переживаниям других людей

Планируемые/полученные результаты.

В начале проекта планируются результаты:

Повышение социального статуса дошкольников в коллективе сверстников;

Формирование адекватной самооценки;

Повышение уровня поведенческой активности;

Повышение социального интеллекта воспитанников;

Увеличение количества воспитанников с эмотивным восприятием.

Диагностика межличностных отношений дошкольников проводится два раза в год:

- сентябрь-октябрь: выявление детей с проблемами общения;

- май: эффективность результатов.

Сроки выполнения проекта

сентябрь 2016-май 2017 уч.г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

- центры социально-эмоционального развития в группах (ЦСЭР);

- атрибуты для коммуникативных игр;

- картотеки коммуникативных и развивающих игр;

- ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

Проект не предполагает материальных затрат, кроме изготовления атрибутов и дидактического материала для ЦСЭР своими руками и помощью родителей

Актуальность проекта

" Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности".
В.А. Сухомлинский

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики и психологии единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Флерина Е.А., Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. и многие другие.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые общественные тенденции и проявляют живой интерес к современным образовательным программам и технологиям. Однако эти направления развития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. В том числе совсем немного публикаций и практических работ по исследованию влияния игры на формирование основ социального поведения и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Это определяет актуальность и новизну моего проекта. Игры на межличностное общение актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях, умению общаться, решать конфликты. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социального развития детей, межличностным отношениям в коллективе сверстников, возникновению у воспитанников интереса к самому себе и окружающим их людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение и игру является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта : информационный, игровой.

По продолжительности : долгосрочный.

По характеру контактов: внутрисадовый.

По количеству участников : групповой, фронтальный.

Участники проекта : дети подготовительных и старших групп, педагог-психолог, педагоги , заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. - май 2017 уч.г.

В нашем детском саду с 2000 г. я как педагог-психолог уделяла внимание работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в поведении и эмоциональной сфере. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами социально-эмоционального развития детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, преодолеть страхи, тревожность, агрессию и т.д.

Цель проекта : создание психолого-педагогических условий в ДОУ для формирования межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения

Задачи проекта:

1.Изучать личностные особенности старших дошкольников и динамику их развития в ходе реализации проекта.

2. Совершенствовать коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с проблемами межличностных отношений.

3. Способствовать охране и укреплению здоровья воспитанников, сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.

4. Развивать личность каждого ребенка: коммуникативные, познавательные способности, социальные навыки.

5. Развивать игровую активность и обогащать игровой опыт детей.

4. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

5.Вовлекать родителей в образовательный процесс.

6. Обобщить результаты, определить перспективы дальнейшей работы над проблемой.

Этапы реализации проекта.

Содержание деятельности

Ответственные

1.Изучение методической литературы.

2. Подготовка диагностического инструментария; определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.

3.Приобретение игрового и дидактического оборудования для пополнения ЦСЭР (центров социально-эмоционального развития) групп.

4. Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групп и участков в ДОУ: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон, оборудования для ЦСЭР и др.

5.Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение ).

6.Подборка игр на коррекцию поведения и эмоций в соответствии с возрастом детей.

8.Игровые задания для домашнего общения.

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения. Социально-коммуникативное развитие детей выделено во ФГОС в отдельную образовательную область, которую считаю наиболее важной, т.к. ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других, уметь договариваться, разрешать конфликты.

Данный проект вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает развивать у детей с проблемами общения коммуникативные и познавательные способности, социальные навыки с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, способствует охране и укреплению здоровья.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание психолого-педагогических условий в ДОУ для формирования межличностных отношений старших дошкольников с проблемами общения

1.Изучать личностные особенности старших дошкольников и динамику их развития в ходе реализации проекта.

2. Совершенствовать коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с проблемами межличностных отношений.

3. Способствовать охране и укреплению здоровья воспитанников, сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.

4. Развивать личность каждого ребенка: коммуникативные, познавательные способности, социальные навыки.

5. Развивать игровую активность и обогащать игровой опыт детей.

4. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

5.Вовлекать родителей в образовательный процесс.

6. Обобщить результаты, определить перспективы дальнейшей работы над проблемой.

Краткая аннотация содержания проекта

Занятия с подгруппой детей (7-8 человек) проводятся 1 раз в неделю, продолжительность составляет 20-30 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Разработанные конспекты занятий можно дополнять и менять местами в зависимости от проблем и успехов детей. В начале и конце занятий используются ритуальные игры, упражнения для сплочения группы. Многие занятия завершаются созданием детьми общего рисунка как итог работы, который объединяет эмоции, впечатления, знания и умения, полученные ребятами.

Разработаны несколько краткосрочных проектов, которые входят в основной проект и успешно реализуются на практике, они опубликованы в сетях интернет.

Проект реализуется под руководством педагога-психолога, в нем могут принимать участие воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель имеющие соответствующую квалификацию, и не требующие специального дополнительного обучения.

Проект не предполагает материальных затрат, кроме изготовления атрибутов и дидактического материала для ЦСЭР (центр социально-эмоционального развития в группе) своими руками и помощью родителей. Для его реализации не требуется специального оборудования и материалов, необходимо только свободное пространство для проведения игр с детьми. Таким пространством может быть групповое помещение, спортивный или музыкальный зал, а так же прогулочная площадка на территории детского сада.

Для воспитателей и специалистов составлен ПЛАН РАБОТЫ по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста. Согласно плану проводится анкетирование и выявляется уровень их заинтересованности проблемой формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Психологическое просвещение и профилактика осуществляется на педагогических советах, методических часах. Для педагогов проводится серия бесед и консультаций подгрупповых и индивидуальных, организуются тренинги, практикумы.

В начале каждого учебного года (сентябрь-октябрь) проводится диагностика межличностных отношений старших дошкольников по методикам Смирнова Е.О., Холмогоровой В.М с дополнениями ее методиками других авторов.

Психодиагностическое обследование старших дошкольников в ДОУ:

1.Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений:

Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. статусного положения в группе сверстников

Наблюдение (автор Смирнова Е.О)

Цель: определение чувствительности к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон

Методика изучения личностного поведения ребенка (автор Сенько Т.В.)

Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности со сверстниками .

Цель: исследование умения ребенка находить выход из социальной проблемы

2.Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому:

Цель: определение социального интеллекта

Цель: исследование эмотивности, т.е. отзывчивости и чувствительности ребенка к окружающему миру, переживаниям других людей

В начале проекта планируются результаты:

Повышение социального статуса дошкольников в коллективе сверстников;

Формирование адекватной самооценки;

Повышение уровня поведенческой активности;

Повышение социального интеллекта воспитанников;

Увеличение количества воспитанников с эмотивным восприятием.

Диагностика межличностных отношений дошкольников проводится два раза в год:

- сентябрь-октябрь: выявление детей с проблемами общения;

- май: эффективность результатов.

Сроки выполнения проекта

сентябрь 2016-май 2017 уч.г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

- центры социально-эмоционального развития в группах (ЦСЭР);

- атрибуты для коммуникативных игр;

- картотеки коммуникативных и развивающих игр;

- ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

Проект не предполагает материальных затрат, кроме изготовления атрибутов и дидактического материала для ЦСЭР своими руками и помощью родителей

"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности".
В.А. Сухомлинский

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

1 этап Информационно-накопительный
Создание информационного банка данных по данному направлению и работы, с проведением диагностики детей и анкетирования родителей по выявлению проблем в данном направлении.
- Провести диагностику по выявлению проблем в воспитании детей;
- Провести анкетирование родителей воспитанников по определению цели работы в данном направлении деятельности

3 этап Презентационно-завершающий
Обобщение накопленного опыта и распространение его в условиях дошкольного учреждения, через проведенную презентацию Привлечение участвовать не только детей, но и их родителей.
1. Развлечения,
2. Выставки (рисунков).
- создание презентации для педагогов ДОО с привлечением родителей воспитанников

4 этап Контрольно-рефлексивный
Проанализировать полученные результаты деятельности в хорде реализации проекта. Подвести итог реализации проекта через создание накопительного материала по данной проблеме

2 неделя
Беседа: Уроки общения
воспитатель

Читайте также: