Можно ли ивана северьяновича флягина назвать праведником почему кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Сюжетное строение повести подобно древнерусским хождениям
святых и рассказ о жизни Ивана Флягина предстаёт как житие.
Всю свою жизнь Иван Северьянович искал постижения "красоты
совершенной". Он находил её то в лошадях, то в женщинах и,
наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце
пути "ополчался" воевать.
Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения
и всю жизнь ищет свое место среди людей.
Иван - дитя, рожденное по молитвам родителей и обещанное Богу,
приход его в монастырь и паломничество на Соловки ещё в юности
предсказаны в сновидении. Сам Иван Северьяныч ощущает
присутствие провидения, божественного промысла в своей жизни.
Но в отличие от персонажа жития Иван не святой, а монастырь-
не последнее место в его странствиях. Пройдя через суровое
горнило жизни, ощутив на себе всю её тяжесть, Иван Флягин
не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь,
чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать,
творить добро
и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.
Ему всегда чего-то не хватает, он молится "так, что даже снег инда
под коленями протает и, где слезы падали утром травку увидишь".
Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее всего - нет, ведь он сам "всей
своей обширной протекшей жизненности даже обнять не может".
Не суждено ему исчезнуть, сгинуть, всю жизнь свою он погибает
и никак не может погибнуть, поэтому его неузнанный дух будет
витать повсюду и после его смерти.

Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: “Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под теплым овчинным тулупом”. Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения.

Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также

философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.
Центральное место в повести занимает вопрос: “Кто же такой Иван Северьяныч – безбожный грешник или же праведник?”. Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями.

Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плеткой татарского князя, более того – сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам

герой зачисляет себя в “большие грешники”. Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий.

Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нес этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,
все – таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.
Мне кажется, что Николаю Семеновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: “Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца”. Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к
людям.
Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. “Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да все никак не добьют” – так отзывается о Флягине один из героев повести.

Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род.

Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но все же они есть.

Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, – совесть.
Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя все новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

В своём произведении "Очарованный странник" Николай Семёнович Лесков изобразил очень неоднозначную личность. Споры о том, является ли герой добродетельным, ведутся до сих пор. Сам писатель охарактеризовал своего персонажа как праведника. Но можно ли его отнести к праведникам, этим нравственным, святым людям? Давайте разберёмся.

Сначала необходимо определиться, кого же принято называть праведниками, каково значение этого слова. Просмотрев несколько определений, я остановилась на том, что праведник — человек, ни в чём не погрешающий против нравственности, морали.

Если начать вспоминать содержание повести, то на ум приходят и не самые моральные поступки: убийство монашка и Грушеньки, кража коней. Сразу закрадываются мысли: а можно ли уже, после всего этого, считать Флягина человеком, на которого можно и нужно равняться? А праведник априори таким человеком является.

Чтобы лучше понять позиция автора, я посмотрела примечание Николая Лескова к повести.

Он сравнивает Ивана Флягина с Одиссеем. Действительно, если восстановить географию произведения, то это целая одиссея русского странника: орловские конные заводы, заволжские степи до астраханских промыслов, Каспий, Марьевские ярмарки, от Кавказа до Ладоги. И это ещё не всё! Теперь обилие событий кажется закономерным. Бросается в глаза то, что из перипетий жизни главный герой выходит с честью, многие его поступки можно оправдать. Например, убийство монашка было случайно, впоследствии юный форейтор рискнул своей жизнью и спас графа. Отрубил кошке хвост, так как хотел наказать за голубей. В принципе, раньше кошек вообще убивали, если они охотились на домашнюю птицу. Возможно, что, не будь кошка любимицей графини, её судьба никого бы так не взволновала. А если вспомнить убийство Груши, то она сама умоляла, заклинала его. Ей-то жизнь уже не нужна была, но еще она грозилась убить князя и его невесту. Так что он спас их от смерти, а её от страшного греха. Страсть, любовь к ней помогли ему взять эту ношу на себя. И не только её проблему он взял себе: пошёл в армию вместо Петра Сердюкова, сел тягаться за коня с Савакиреем вместо ремонтера. Так подтверждаются его слова: "Мы страждем, зато другим легче". И в этом проявляется русский характер: человеколюбие, сострадание, благородство, готовность помочь, он человек слова, не делится своими переживаниями.

Как раз через преодоление жизненных трудностей герой получает возможность раскрыть и найти себя. Автор раскрывает проблему греховного и духовного начала в человеке, показывает, как необходимо оставаться Человеком, несмотря на все препятствия, соблазны. Например, ему предложили тысячу рублей, если он отдаст порученную ему малышку, но он ответил: "Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые". В ответ на плач матери он добавляет:" Я человек должностной и верный".

Итак, Ивана Флягина можно назвать праведником, ведь в своих поступках он руководствуется нравственностью и моралью. О своём хождении по мукам он говорит: "Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть". Череда испытаний помогла ему прийти к служению богу не по завету матери, не из-за суеверного отношения к снам. А приняв, оценив бога в вихре жизни, он более ревностно ему служил, стал праведником уже по убеждению, а не стечению обстоятельств. Как видим, бог в конце произведения отметил его даром предвидения, что, безусловно, не дал бы грешнику.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: