Проект логопеда и психолога в доу
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Степанова Юлия Александровна
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье
Автор: Елшина Ольга Алексеевна
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье
Введение.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а также от того, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогатить их внутренний мир. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи), органов чувств, коррекции личностных особенностей, а также релаксации.
Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.
Таким образом, основными целями занятий в сенсорной комнате являются стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Актуальность проекта.
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей его действительности. Также Федеральные государственные образовательные стандарты требуют уделять больше внимания познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.
Но вместе с тем, за последнее время отмечается увеличение количества детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.
При этом становится очень важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество друг с другом и с педагогическим коллективом.
В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и в связи с открытием в детском саду группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия специалистов. Психические процессы и речь детей развивают на занятиях в детском саду и учитель-логопед, и педагог-психолог. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию психических процессов у детей с нарушениями речи:
- проведение и обсуждение результатов диагностики;
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
- совместные консультации для педагогов ДОУ;
- консультации для родителей и проведение открытых мероприятий.
Именно данный проект является обобщением опыта практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с ОНР. Одним из современных подходов, обеспечивающих взаимодействие педагогов, является использование сенсорной комнаты в ДОУ.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание модели их взаимодействия в процессе образовательной работы по развитию психических процессов и речи у детей с ОНР с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.
Основные задачи взаимодействия:
- Обеспечение корреционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
- Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- Облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
- Развитие памяти, мышления, внимания, тонкой моторики, речи;
- Развитие навыков позитивного общения детей, саморегуляции и самоконтроля.
Общие принципы организации занятий в сенсорной комнате:
- Основу коррекционно-образовательной работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистами;
- Привлечение детей к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде происходит без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка;
- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
- при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;
- в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах), соответствующих интересам и возможностям детей;
- в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от режима основной деятельности занимающихся.
Участники проекта: дети с ОНР группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, численность детей – 5 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению;
- Повышение интереса к познавательной деятельности, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов, речи;
- Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
- Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
- Повышение уровня родительской компетентности и профессионального уровня педагогов.
Этапы реализации проекта:
- Организационно-подготовительный (декабрь 2017 года)
- Основной (январь-апрель 2018 года)
- Заключительный (май 2018 года)
Содержание этапов реализации проекта.
Организационно-подготовительный этап
Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов
Разработка мероприятий по теме проекта
Анкетирование родителей по выявлению познавательных интересов детей
Основной этап
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками
(автор текста А.Грибачев)
- создание психологического комфорта;
- развитие детского сотрудничества;
- развитие воображения, образного мышления; произвольной памяти;
- развитие познавательной активности;
- развитие воображения, фантазии, ориентировки в пространстве;
- развитие кинестетической и тактильной чувствительности
- развитие навыков логико-смысловой организации высказывания;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование связной речи;
- развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
- дифференциация понятий: звук, слог, слово;
- развитие связной речи
Взаимодействие с педагогами
В течение проекта
Взаимодействие с родителями
В течение проекта
Индивидуальные консультации по развитию психических процессов и речи детей
Заключительный этап
Обобщение материалов по результатам работы
Проведение итоговой диагностики
Подготовка мультимедийной презентации содержания проекта
Представление опыта работы по проектной деятельности на районном методическом объединении для учителей-логопедов и педагогов-психологов
Добрая сказка – как добрая мама,
Верный совет даст, ко времени самый.
Верить научит, мечтать и смеяться,
Делать добро и с проблемой справляться.
Ласковым словом о главном расскажет,
Культурным наследием в памяти ляжет.
Аглая Ланская Крипта
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
педагога-психолога и учителя-логопеда
Пестова Алёна Викторовна
Денисова Юлия Ивановна
Добрая сказка – как добрая мама,
Верный совет даст, ко времени самый.
Верить научит, мечтать и смеяться,
Делать добро и с проблемой справляться.
Ласковым словом о главном расскажет,
Культурным наследием в памяти ляжет.
Аглая Ланская Крипта
Участники: дети, педагог-психолог, учитель-логопед, родители.
Срок: краткосрочный (06.12 – 10.12.2021 г.)
Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка
На основании цели проекта нами были поставлены задачи проекта:
- создать модель коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда;
- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребёнка и коррекции речевых нарушений.
- продолжать знакомить детей с народным творчеством;
- способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
- обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Хотелось бы отметить принципы взаимодействия это :
- Системность
- Комплексность
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
- Адекватность требований и нагрузок
- Постепенность и системность
- Индивидуализация темпа работ
Помимо общей задачи проекта, каждый из нас поставил свои задачи:
Задачи работы учителя-логопеда:
- Формирование мотивации к занятиям на логопедическом пункте.
- Развитие коммуникативной деятельности.
- Активизация речевой деятельности.
- Нормализация просодической стороны речи.
- Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, необходимых для постановки звуков.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
- Активизация отработанной лексики.
Задачи работы педагога-психолога:
- Создание среды психологической поддержки детям.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
А так же хотелось бы отметить то единство, которое отмечается при совместном направлении работы.
Весь наш проект мы разделили на 3- блока:
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок.
2. Рисование детьми героев сказок.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
9. Загадки о сказках, героях сказок.
10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Содержание работы с родителями:
1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Включение в непосредственную образовательную деятельность игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только способствуют психическому развитию детей, но и перестраивают саму моторику, обеспечивая быстрое запоминание и воспроизведение, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный для этого период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является условием полноценного овладения любыми учебными предметами, входящими в содержание дошкольного и начального образования.
В процессе учебной деятельности детей речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость определения уровня речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Проблема речевой подготовки к обучению в школе решается в следующих видах деятельности: игровой, коррекционно-развиваюшей.
На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.
По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей в развитии речи с каждым годом возрастает.
В детском саду работает логопункт для детей с нарушениями речи. Логопед тесно сотрудничает с родителями. Не все родители старательно могут выполнять рекомендации логопеда. Это в первую очередь нерадивость со стороны родителей помочь своему ребенку, во вторых психолого-педагогическая безграмотность родителей.
В логопедической практике широко используются различные формы работы с семьей, но не всегда эта работа приносит желаемый результат.
Поэтому было принято решение создать новую форму работы с семьями, в которых воспитываются дети с проблемами в речевом развитии и эмоционально личностной сфере.
Цель проекта: устранение речевых дефектов и психологических проблем ребенка через совместную деятельность семьи.
Задачи:
- Сформировать у ребенка стойкие навыки правильной речи и социально-эмоциональную готовность к школьному обучению.
- Информировать родителей о речевом дефекте ребенка и сопутствующих ему проблемах.
- Обучить родителей методам и приемам коррекции дефекта и сопутствующих ему эмоционально-психологических проблем.
- Создать условия для совместной коррекционной работы специалистов и семьи.
Основное направление проекта - коррекционно-развивающее.
Участники проекта: дети из подготовительных групп и их родители (8 семей).
Деятельность по проекту:
Реализация проекта предполагает ряд психолого-педагогических мероприятий.
Этап 1. Проведение мониторинга состояния речевого развития и эмоционально-личностной сферы детей.
Этап 3. Составление плана проведения занятий.
Занятия планируется проводить в вечернее время. С 17.30 до 18.00ч. периодичность 1 раз в месяц.
Этап 4. Проведение презентации для педагогов (знакомство с целями и задачами проекта, организацией деятельности по проекту).
Этап 6. Проведение мониторинга с целью выявления эффективности проекта.
ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Ожидаемые результаты проекта:
В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей и устранение психологических проблем через участие в реализации проекта.
Критериями эффективности работы по реализации проекта можно считать:
- Формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблем в развитии.
- Психолого-педагогическая грамотность родителей.
- Овладение элементарными навыками коррекционного воздействия на ребенка с положительными результатами.
- Удовлетворение запроса родителей по воспитанию здорового ребенка.
Критерии эффективности проекта включают в себя оценку:
- Обследование состояния речи ребенка.
- Социально-эмоционального развития ребенка: тестирование тревожности, агрессивности, состояния эмоционально-волевой сферы, психологической готовности к школе.
- Уровня психолого-педагогической компетентности родителей:
- анкетирование информированности о проблемах своего ребенка, знание игр, упражнений, этюдов, способствующих устранению речевого дефекта и стабилизация эмоционального состояния.
В работе с родителями и детьми использовались следующие методы и формы:
- использование интерактивной доски;
-методы и приемы ОТСМ ТРИЗ;
На начало и конец проекта было проведено обследование детей по развитию речи и эмоциональной сферы. У 87% детей речь исправлена, а у 13% ребенка речь значительно улучшилась. Значительно снизился уровень тревожности у 87% детей, а у 100% детей преобладают положительные эмоции. Результаты анкетирования родителей показали на конец проекта, что все родители удовлетворены развитием речи и эмоциональным состоянием детей и работой проекта психолога и логопеда.
Психолого-Логопедическое мероприятие для детей и родителей
Учитель-логопед – Кадочникова Наталья Константиновна
Педагог-психолог – Семенова Марина Васильевна
Направление – нравственное
Предмет – психолого-логопедическое мероприятие
Группа – подготовительная.
Учебно-методическое обеспечение
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Дьяченко Л.В. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста.
Время реализации занятия –28 - 30 минут
Авторский медиапродукт:
1. Среда – Notebook 10
2. Вид медиапродукта – интерактивные задания – 17 слайдов
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
- Эффективность индивидуального подхода к работе с детьми.
- Использование интерактивной доски повышает качество обучения, дети дольше собранны и внимательны на занятии, работоспособность их ощутимо повышается.
- Актуальность внедрения информационных технологий в коррекционо – развивающий процесс.
- Формирование информационной культуры и компетентности дошкольников.
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Содержание проекта:
Конспект – пояснение к проведению мероприятия и методические рекомендации (на 18 стр.)
Читайте также:
- Как было организовано обучение в университетах что такое схоластика кратко
- Анализ работы за 1 полугодие начальной школы
- Что такое двулетние растения кратко
- Почему переход от одной экономической системы к другой связан с определенными трудностями кратко
- Освобождаются ли дети переболевшие простудными заболеваниями от занятий физической культуры в детском саду