Как было организовано обучение в университетах что такое схоластика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бесспорно, что университетская схоластика как форма теологии и метафизического мышления Средневековья отражала все достоинства и недостатки своей эпохи. Но ее значение необходимо рассматривать в исторической перспективе, только тогда можно увидеть и понять подлинное величие ее духовных поисков, ее самобытную и по-своему все же выдающуюся роль в становлении культуры. На самом деле схоластика была не столь уж скучной и занудной формой средневекового университетского образования, как это подчас представлялось мыслителям и ученым Ренессанса и Нового времени, напротив, она была живой, противоречивой и непримиримой борьбой философских мнений и теологических позиций. Как известно, на некоторые диспуты известных богословов ученые-странники собирались со всей Европы, а знаменитого Абеляра в его многочисленных скитаниях сопровождала целая толпа преданных учеников. Университетские [58] споры велись очень строго с обязательным исполнением всех формальных правил дискуссий, хотя включали и веселые, шутливые темы. В Париже особой популярностью пользовались споры на свободные темы, которые проходили на факультете искусств, по сути, философском, в течение недели, при этом другие факультеты временно закрывались.

Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.

Схоластика

Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.

И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.

Схоластика — это .

Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.

Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.

Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.

Монастырь

*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке

Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.

В развитии схоластики можно выделить четыре периода:

  1. VI–IX века. Подготовка почвы.
    Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524).
  2. IX–XII века. Интенсивное формирование.
    Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142).
  3. XIII век. Расцвет.
    Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274).
  4. XIV-XV века. Упадок.
    Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).

Первые университеты — центры схоластического учения

Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.

В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.

В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.

Университет

*Болонский университет основан в 1088 году

Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.

Суть средневековой схоластики

Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.

Что нужно для хорошего схоластического диспута?

    Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.

Особо почитаются три Великих Святителя:

  1. Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
  2. Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
  3. Иоанн Златоуст (около 347–407).

Святители

*Три Великих Святителя

Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.

В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.

Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.

Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.

Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.

Баобаб

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Елена, спасибо за интересную статью! Дальнейших творческих успехов.

По правде говоря, мало что понимаю в схоластике, хотя философией немного интересуюсь, а схоластика — одно из ее ответвлений, если я не ошибаюсь.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вопросы. Философия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебная дисциплина: Философские проблемы науки

Наименование направления - 38.04.08 Финансы и кредит

Ф.И.О студента: Маталыгина Ксения Олеговна

Номер группы: ФММ-41

Номер зачетной книжки: 142510

Дата регистрации контрольной работы кафедрой:

Проверил: д. филос. наук, профессор кафедры философии, Фигуровская В.М.

1 Средневековая наука (схоластика) и первые университеты

Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко представляет И.С. Эриугена, второй - Ансельм Кентер-берийский и Пьер Абеляр, третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274), четвертый - В. Оккам.

Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII- XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви.

В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания. В соответствии с основной задачей большинство университетов включало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму.

Университеты, таким образом, решали несколько взаимосвязанных задач. Прежде всего, они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных идейных защитников христианства. Они же производили богословско-философскую продукцию - трактаты различного назначения, с изощренно-логическим изложением христианского учения.

Кроме прямых результатов деятельности ученых, развитие университетов привело к ряду эффектов, которые можно назвать побочными. Однако они имели большое значение для средневековой и последующей европейской культуры. Во-первых, университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащиеся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку на весь период обучения. Многие из них впоследствии достигали больших высот как в учености, так и в социальном положении. Во-вторых, студенты и профессора университетов составили в своей совокупности особое сословие - корпорацию людей, разных по своему происхождению. Происхождение в составе этой корпорации переставало играть ту решающую роль, какую оно играло в средневековом обществе в целом. На передний план выходили знания и ум. В этой среде возникло новое понимание благородства - благородство не по крови и богатству, а по уму. Такое благородство связывалось с утонченностью ума и поведения, тонкостью психики и рафинированностью вкуса. Наконец, университетская ученость и знания никак не настраивали на оппозиционность и бунтарство. Напротив, средневековый студент и профессор - именно те, кто в наибольшей мере заинтересован в стабильности существующего порядка и в его постепенном нравственном совершенствовании. Университетское сословие было не отщепленным от общества, а представляло собой одну из его фундаментальных опор. Уважение к знанию и культуре, сформированное средневековыми университетами, сыграло свою роль и в последующей истории.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 1

/ Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. Стр. 118 - 125

3. Схоластика // Энциклопедически й словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2 Динамика науки как процесс порождения нового знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания

Проблема философии науки несет в себе три ключевых аспекта о том, как рассматривать и оценивать динамику качественного изменения научного познания. Первый вопрос связан с пониманием расширения объема истинных знаний о мире и обществе или как о естественном постепенном научно-познавательном процессе, или как о скачкообразном качественном изменении научного знания. Второй вопрос. Динамика науки рассматривается или как некий кумулятивный ( накопительный) процесс обогащения общественного сознания качественно новыми научными знаниями, или как антикумулятивное движение самого научного процесса, в принципе отторгающее многие прежние знания как устаревшие или ошибочные. И третий вопрос. Сама динамика наращивания научного знания состоит в его собственном самоизменении или воздействии на этот процесс изменений научного знания неких внешних условий или социокультурных факторов.

В динамике научного знания особую роль играют этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий. Проблема осознания этого и отличие науки от всех других форм движения познания особенно актуализировались в связи с анализом социально-культурной детерминации порождения научного знания. Существует несколько признаков, характеризующих специфику изменения науки. Прежде всего то, что только она одна дает объективное знание о мире и обществе. Все, на что направлена исследовательская мысль ученого, - это объект его пытливого разума. Поэтому наука изучает и субъект познания как средство и источник познавательной активности. Эти направления научного познания подчиняются естественным законам развития. Наука призвана постоянно наращивать точное знание о мире и обществе, что и обеспечивает его рост за счет появления новых результатов научно-теоретических исследований, имманентного движения в системе идеализированных конструктов теории и опытной проверки смелых гипотез на практике.

Динамика научного познания - это сложный диалектический процесс, несущий в себе принципиальные качественные различия на разных этапах научного познания мира. Так, этот процесс рассматривался в античности как движение от мифа к логосу, т.е. разумному началу, а позже от логоса к преднауке, а от нее и к подлинной науке. Затем в недрах уже науки пошло движение от ее классической формы к неклассической, а далее - к постнеклассической науке и т.д. Таким образом, динамика научного познания и обновления содержания истинного знания - это естественное движение от незнания к знанию, от поверхностного или неполного знания к более глубокому и совершенному знанию о мире, обществе и самом субъекте познания. История науки свидетельствует, что все научные идеи, а также и мышление их создателей развиваются по законам диалектики как сложное, хаотическое, полное ошибок и многообразия явление, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс.

О динамике науки свидетельствует создание системы знаний. И как любая система, она может быть рассмотрена в разных срезах и ипостасях динамичного развития. Она предстает и как тип развития познавательной деятельности, и как теоретическая модель, и как социальная организация и т.д. Одной из первых концептуальных моделей динамично развивающейся науки стала кумулятивная (лат. cumulatio - увеличение). Она характеризует быстрое накопление установленных истин. История науки - действительно непрерывный прирост точных знаний. Однако научное познание нельзя оценивать только как процесс накопления или приращения сведений о мире; в нем происходят научные прорывы или революции, коренным образом меняющие теоретические модели, как в рамках отдельных наук, так и применительно ко всей их совокупности. Эти и многие другие проблемы, возникающие в ходе динамического развития науки, привлекают интерес историков и философов науки.

Так, движение научного познания сначала к его классической форме, а затем к неклассической и постнеклассической формам естественно связано с принципиально новым способом формирования идеальных объектов науки и их связей, моделирующих практику. В современной науке они возникают не столько непосредственно из самой практики (как прежде), сколько преимущественно создаются или творятся в качестве абстракций на базе ранее сформулированных идеальных объектов (теорий, идей). Умственно построенные из их связей и отношений умозрительные модели выступают теперь в качестве новых гипотез, которые затем, получив рациональное обоснование, превращаются в новые теоретические построения (схемы) изучаемой предметной области мира. Так возникает особое динамическое движение в сфере развивающегося научно-теоретического знания. Именно оно-то затем начинает строить абстрактные модели исследуемой реальности как бы сверху по отношению к практике.

В философии науки существуют несколько подходов к описанию и объяснению исторической изменчивости механизмов порождения научного знания и исторического развития науки. Первым и относительно долгое время господствующим в определении закономерностей развития науки был так называемый интерналистский подход. Он основывается на том, что каждое последующее научное открытие опирается на предыдущие знания и возможно только на фундаменте прежнего опыта. Во взглядах на эволюцию науки господствовало убеждение в том, что развитие науки определяется исключительно интеллектуальными событиями. В соответствии с этим развитие науки представлялось как поступательный процесс накопления все более истинных и совершенных знаний о мире. Такая модель развития науки, развивается, прежде всего, позитивистами. Для нее характерен акцент только лишь на внутринаучных, когнитивных факторах развития знания.

В середине XX века в связи с общим кризисом позитивистской методологии происходит поворот к социальной истории науки, в рамках которой генезис и эволюция науки рассматриваются как составляющие общесоциального развития. Утверждение науки как производительной силы общества позволило преодолеть ограничение истории науки лишь когнитивной историей, найти конкретно-исторические механизмы связи когнитивных аспектов научного творчества с социальными процессами, раскрыть связь между интенциями исследователей и формированием исследовательской программы в группе и научной школе. Существенный вклад в оформление этого направления внесли постпозитивисты, выдвинув революционную модель истории науки. Здесь ее развитие трактуется как прерывистое движение, предполагается, что каждый новый этап развития науки принципиальным образом отличается от предыдущего, поскольку научные революции ведут не к открытию новых фактов, а к радикальному пересмотру теорий и методов, что означает качественное изменение самого предмета науки.

По очевидным причинам, влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых университетах. В отличие от гуманизма пятнадцатого века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченную сферу влияния. Гуманизм обращался к миру образования, искусства и культуры, в то время как схоластика могла, в лучшем случае, обратиться (на плохой латыни) к тем, кто интересовался диалектикой. В век, когда риторика и диалектика считались взаимоисключающими, превосходящее обращение первого практически гарантировало отвержение второго. В конце пятнадцатого века во многих университетах началось противостояние между гуманизмом и схоластикой. [3] Венский университет, имевший фундаментальное значение для развития швейцарской Реформации, стал свидетелем такого гуманистического бунта против схоластики в последнее десятилетие пятнадцатого века. В начале шестнадцатого века многие студенты стали избегать университеты, в которых традиционно преобладала схоластика, отдавая предпочтение учебным заведениям с гуманистическими учебными программами. Так, на заре шестнадцатого века влияние схоластики стало постепенно уменьшаться даже в ее академических оплотах.

Хотя схоластика как академическая сила находилась в упадке, остается признанным фактом, что богословская программа Мартина Лютера была реакцией на схоластическое богословие. В то время как схоластика представляла собой ничтожную интеллектуальную силу в Швейцарии, она была еще очень сильна в Германии, в частности, в Эрфуртском университете, где получил свое образование Лютер. Ранняя деятельность Лютера как богословского реформатора проходила в университетском контексте, в борьбе с академическими оппонентами. Как мы уже видели, швейцарские реформаторы были гуманистами, стремившимися реформировать жизнь и нравы современной им Церкви, которым не нужно было обращать внимание на схоластику. Лютер же был вынужден вступить в диалог с крупнейшей интеллектуальной силой своего времени — со схоластикой. Швейцарские реформаторы могли позволить себе смеяться над схоластикой, поскольку она не представляла для них угрозы. Однако Лютеру суждено было непосредственно столкнуться с ней.

Это еще раз подчеркивает различия между швейцарской и виттенбергской Реформациями, чьим совершенно различным контекстам часто остаются не уделяют должного внимания. Цвингли начинал, — реформируя город (Цюрих); Лютер начинал, реформируя богословский факультет университета (Виттенбергского). Цвингли начинал, отвергая жизнь и нравы дореформационной цюрихской Церкви; Лютер начинал, отвергая конкретную форму схоластического богословия. Первоначально Цвингли не испытывал необходимости предлагать реформу доктрины Церкви, в то время как для Лютера доктринальная реформация была существенной частью его программы реформ. В последующей главе мы рассмотрим реакцию Лютера против схоластического богословия. Сейчас мы обращаем наше внимание на типы схоластики, которые существовали в период позднего средневековья.

1. Запад: университеты и монашеские ордена

1. Запад: университеты и монашеские ордена Указ папы Иннокентия III, обнародованный около 1211 г., узаконил и дал новый, канонический статус корпорации Studium parisiense, состоящей из учителей и студентов, преподававших и обучавшихся либо при соборе, либо при монастыре святой

Прение схоластика с аввой Марком

Прение схоластика с аввой Марком Некто из красноречивых законоведцев (. ) вопросил старца [святого Марка] подвижника, говоря: «Прошу тебя, вразуми меня, желающего узнать, на чем основываетесь вы, иноки, утверждая, что преступников[424] не должно предавать суду, и что вы

Глава 172. Жизнь схоластика Космы

Глава 172. Жизнь схоластика Космы Мы запишем только то, чему сами были очевидцами!О господине Косме схоластике очень многие рассказывали нам весьма много, одни одно, другие другое. Мы запишем для пользы читателей только то, чему сами были очевидцами или что тщательно

В. Средневековая схоластика

В. Средневековая схоластика 1. Ансельм Кентерберийский Два философа и богослова Средневековья выделяются своими взглядами на спасение, поскольку они оказали существенное влияние на ход христианской мысли. Первый из них, Ансельм, архиепископ Кентерберийский, жил в

4. СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ

Постреформационное движение: конфессионализм и схоластика

Постреформационное движение: конфессионализм и схоластика По — видимому, к общим правилам истории можно отнести следующее: за периодами творческого расцвета обычно следуют периоды застоя. Не составляет исключения и Реформация. Возможно, из?за желания сохранить

§ 297. Св. Фома Аквинский и схоластика

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. g%o1cxgtik6q — школь­ный), тип религиозной философии, характеризующийся принци­пиальным, подчинением примату теологического вероучения, соедине­нием догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к

Глава 172. Жизнь схоластика Космы

Глава 172. Жизнь схоластика Космы Мы запишем только то, чему сами были

НЕ СХОЛАСТИКА, А ЖИВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

НЕ СХОЛАСТИКА, А ЖИВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Нужно сказать и о том, что сообщество молодежи является питательной средой для привнесения и развития таких пороков, как половая распущенность, алкоголизм, наркомания. Мы знаем, что особенно чувствительна к соблазнам и искушениям мира

Схоластика (Scholasticism).

Схоластика (Scholasticism). Форма христианской философии и теологии, разработанная средневековыми учеными, к-рых называют схоластами (слово происходит от греч. schole - "школа", поскольку схоластическая теология развивалась гл. обр. в университетах и монастырских училищах).

Схоластика, протестантская (Scholasticism, Protestant).

Схоластика, протестантская (Scholasticism, Protestant). Метод мышления, разработанный ранним протестантизмом, к-рый приобрел влияние в XVII в. и стал широко принятым способом разработки систематической протестантской теологии. Хотя главные деятели протестантской Реформации

1. Схоластика

2. Университеты

2. Университеты Университет как центр образования и науки появился примерно в 1200 году. К 1400 году в Европе было более 75 университетов. Большую часть университетской программы составляли занятия схоластикой. Многие величайшие университеты современной Европы были

Искусство и схоластика

Искусство и схоластика I Схоласты и теория искусства Dilectae Gertrudi-Raissae meaeDimidium animae dimidium operis effecit1*.Схоласты не создали никакого особого труда, озаглавленного <Философия искусства>. Это объясняется, скорее всего, строгостью педагогической дисциплины, которой следовали

Читайте также: