Проект лес в доу
Обновлено: 07.07.2024
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам
необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего
возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять
своим поведением на природе.
Вложение | Размер |
---|---|
les-nashe_bogatstvo._proekt_2018.docx | 147.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 комбинированного вида
Составили и провели:
Возраст детей : старшая группа (5 лет)
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники: дети старшей группы, воспитатели, младший воспитатель, старший воспитатель, родители.
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам
необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего
возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять
своим поведением на природе.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно
ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки,
выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов
и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать
ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и
Причины этому следующие:
1. Экологическое образование и природоохранная деятельность
живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.
2. Несформированность экологического
сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой
(экскурсии, прогулки в природу).
На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.
Объект изучения – лес.
- формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле
• сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы. Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.
- Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
- Беседы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Игровая деятельность;
- Практическая (продуктивная) деятельность.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
- Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса), повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
- Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
- Повышение интереса к познанию природы родного края;
- Расширение кругозора экологических знаний
I. Подготовительный этап
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
- Какие деревья ты знаешь?
- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
- Как правильно использовать лес?
- Какие меры по охране леса вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план мероприятий.
- подобрать художественную литературу для детей по теме (Приложение 1)
- подобрать дидактический и наглядный материал.
II. Основной этап
- составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов ООД, бесед и мероприятий.
III. Заключительный этап
- Дети
- имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
- расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
- знают правила поведения в природе;
- сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
- проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
- развита связная речь, обогащен словарь детей.
- воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
- воспитано убеждение о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
- сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
- Родители
- принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;
- понимают важность бережного отношения к лесу.
- понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
- расширен кругозор экологических знаний.
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ.
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Старшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.:
3. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. – М.: Просвещение, 1981.
5. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
6. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
7. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
8. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Воспитатель: Туманова Н.А.
Актуальность проекта: Взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой нашего времени. Чтобы сохранить леса красивыми и здоровыми необходимо воспитывать экологическую культуру с детства. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха, но мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях. После отдыха людей в лесу остаются не потушенные костры, мусор. А дети всегда берут пример с родителей. Поэтому необходимо прививать любовь к природе, формировать отзывчивость, любознательность и воспитывать способность управлять своим поведением в природе.
Цель: Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе; расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
2. Формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту леса, бережное отношение к лесу и его лесным жителям.
4. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать мышление, фантазию, воображение и творческие способности.
5. Привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.
Перспективный план.
Рассматривание иллюстраций с изображением леса в разные времена года
Чтение стихов о лесе (картотека)
Наблюдение за деревьями и кустами в детском саду
Оформление альбома из плакатов (нарисованных детьми) по правилам поведения в лесу
Конкурс загадок (картотека)
7. Пополнение предметно-развивающей среды: создание книжки – малышки (из сказок и рассказов, сочиненных во время выполнения домашнего задания), организовать выставку книг о природе.
8. Создание картотек: загадки, стихи, дидактические игры, подвижные игры.
Методы и приемы работы с детьми во время проведения проекта:
Формы реализации проекта
Индивидуальная работа с детьми.
Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий;
Чтение художественной литературы о природе.
Работа в книжном уголке.
Тематические выставки работ.
Взаимодействие с семьей.
При реализации проекта использовала различные виды детской деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, художественно-творческую, коммуникативную.
Результаты проекта:
Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
Знают правила поведения в природе;
Сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями.
Развита связная речь, обогащен словарь детей.
Появилась способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение окружающей среды и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители.
Масштаб: Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.
Основание для разработки
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
- Недостаток научных знаний о природе.
- Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
- Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).
Цель:Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
Стратегия и механизмы реализации
Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:
- Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
- Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
- Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
- Составление перспективного плана, конспектов.
- Проведение серии занятий, экскурсий.
- Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
- Совместные формы работы с родителями.
Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.
Материальные затраты:
- Познавательная литература;
- Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.
Ожидаемый результат:
- Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
- Осознанное отношение к природе Татарстана.
- Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
- Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Трансляция опыта: Презентация результатов проекта:
- Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
- Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.
Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.
Экологический проект позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зеленых друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №102 г. Томска
Панкина Е.А.____________ Кузнецова О.В.__________
по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе интеграции разных видов деятельности по теме:
Автор проекта: Заварухина Т.А. –воспитатель
В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрее и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагог, дети подготовительной группы, родители
Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Читайте также:
- Что такое психология кратко
- Как ведут себя победители пугачевцы после расправы над защитниками крепости кратко
- Какую роль играли дольмены в жизни племен дольменной культуры кратко
- Почему дубровский не подал апелляцию и окончательно потерял права на владение имением кратко
- План уроков по литературе 9 класс меркин