План уроков по литературе 9 класс меркин

Обновлено: 06.07.2024

Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

В IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа

ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 6

КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 3

ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 3

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. - 102 часа

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в Федеральном базисном учебном плане

По учебному плану МОУ Сампурской СОШ на изучение литературы отводится 3 часа: 2 часа из федерального компонента и 1 час добавлен из школьного образовательного компонента.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Содержание курса литературы для IX класса

Литература как искусство слова (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература (1 час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Литература XVIII века (9 часов)

Характеристика русской литературы XVIII в (1 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор)

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев (2 часа)

Слово о писателе.

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)

Литература XIX века (60 часов)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

В.А.Жуковский (2часа)

А.С. Грибоедов (10 часов)

Жизнь и творчество

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.

А.С. Пушкин (18 часов)

Жизнь и творчество.

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

М.Ю. Лермонтов (12 часов)

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Н.В. Гоголь (13 часов)

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.

Ф.И. Тютчев. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

А.А. Фет (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Н.А. Некрасов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Гражданская позиция Некрасова.

Ф.М. Достоевский (2 часа)

Л.Н.Толстой (2 часа)

А.П. Чехов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Русская литература ХХ века (26 часов)

Пути Русской литературы ХХ века (1 час)

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М.Горький (2 часа)

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа)

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

А.А. Блок (1 часа)

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин (1 час)

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

М.И.Цветаева (1 час)

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой

А.А. Ахматова (1 час)

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

. М.А.Булгаков. (2 часа)

М.А. Шолохов (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

В.В. Быков (2 часа)

А.Т. Твардовский (2 часа)

А.И.Солженицын (2 часа)

Итоговое тестирование (1 час)

Итоговый урок по программе 9 класса (1час)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Анна (Tuesday, 18 January 2022 16:49)

Добрый вечер! Хотела бы скачать ваши разработки.

Елена (Saturday, 16 October 2021 17:22)

Добрый вечер! Как можно воспользоваться вашими разработками?

Вера (Tuesday, 07 September 2021 09:41)

Здравствуйте! Как можно скачать разработки? Спасибо!

наталья Нарижная (Saturday, 19 December 2020 20:08)

Уважаемая Елена Александровна! Спасибо за ваш огромный труд,замечательные разработки уров,презентации.Очень не хватает вашей поддержки в 9 классе по программе Меркина

- Закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 29.12.2012;

- Федерального образовательного стандарта основного общего образования 2010

- Примерной основной образовательной программы основного общего

- Основная образовательная программа ГОУ «Забайкальский к рае вой лицей -

- При мерной программы курса. Литература. 5 - 9 к лассы / авт. - сост. Г.С. Меркин,

УМК: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. Программа. 5 — 11

Литература. 9 класс: учебник для общео бразовательных учреждений : в 2 - х

часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часов.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при

1. Российская гражданская иденти чность. Осознание этнической принадлежности,

знание истории, языка, к ультуры своего н арода, свое го края, основ культурного наследия

народов Р оссии и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и

традиционных ценностей многонационального российского общества. Осозн анное,

уважительное и доброжелательное отн ошение к истории, к ультуре, религии, традициям,

2. Гот овность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

3. Развитое моральное сознание и комп етентнос ть в решении моральных проблем

на основе личностного выбора, формирование нравственных чув ств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

4. Сформированность целостного мировозз рения, соответствующего современному

уровню развития науки и обществе нной практики, учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к друг ому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гр ажданской позиции. Готовность и

способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

7. Р азвитость эстетического сознания ч ерез освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность

понимать художественные произведения, отража ющие разные этнокультурн ые традиции;

сформированность ос нов художе ственной культуры обучающихся как ча сти их общей

духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации

общения; эстетическое, эмоционально - ценностное видение окружающего мира;

способность к эмоционально - ценностному освоению ми ра, самовыражению и ориентац ии

в художественном и нра вственном пространстве культуры; уважение к истории культуры

своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в

общении с художественными произведениями, сформированность активн ого отношения к

традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой

- с амостоятельно форм улировать проблему (те му) и цели урока; иметь способность

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать п о плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- самостоятельно вычитывать все виды те кстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную

- извлекать и нформацию, п редставленную в разных формах (сплошной текст;

- польз оваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

- из лагать содержание прочитанного (прослушанного) текста п од робно, сжато,

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

- уметь формулироват ь собств енное мнение и позицию, аргументировать её и

координировать её с поз ициями партнёров в сотрудн ичестве при выработке общего

- уметь устанавливать и сравнивать разные т очки зрения прежде, чем при нимать

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкнове ния интересов;

- уметь з адавать вопросы, необходимые для органи зации собственной деятельности

- умет ь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устн ой и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое выс казывани е;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владе ть монологической и диалогической формами речи,

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

В соответствии с Федеральным государственн ым образовательным стандартом

основного общего образования предмет ными результатами изучения предмета

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего

развития; формирование п отребности в систематическом чтении как средстве познания

мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального

во сприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа

(отражающей его менталитет, историю, мир овосприятие) и человечества ( содержащей

обеспечение культурной самоидентификации, осозн ание коммуникатив но -

эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений

российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитание ква лифицированного читателя со сформированным эстетическим

вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его слове сно в устных и

письменных выска зываниях разных жанров, создавать р азвернутые высказывания

аналитического и и нтерпретирующего характера, уча ствовать в обсуждении

прочитанного, сознательно планировать свое досуговое ч тение;

развитие способности пони мать литературные художественные произ ведения,

овладение процедурами эстетического и смыслового анали за текста на основе

понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от н аучного,

делового, публици стичес кого и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,

критически оценивать и ин терпретировать прочитанное, осознавать художественную

картину жизни, отра женную в литератур ном произ ведении, на уровне не тол ько

эм оционального восприятия, но и интеллектуа льного осмысления.

Цели и задачи изучения историко - литературного к урса в 9 классе. История отечественной

литературы как отражение особенностей культурно - исторического развития нации. Своеобразие

литературных эп ох, связь русской литературы с мировой культурой. В едущие темы и мотивы

русской классики (с обобщени ем изученного в основной школ е). Основные литературные

Жанровое и тематическое своеобра зие древнерусской литературы. Историческая и

поэмы, ее связь с проблематикой эп охи. Человек и природа в художественном мире поэмы , ее

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии . Самобытный характер

русского к лассицизма, его важнейшие эстетические п ринципы и установки. Вклад А.Д.

Кантемира и В.К. Тредиаковского в формир ование новой поэзии. Значение творчес тва М.В.

Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего разви тия русского поэтического слова.Расцвет

отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.Княжнин).

художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с

предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века . 10

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие

черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского,

К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском

Жизненный путь и лите ратурная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от

Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характер ов и

Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Тем ы, мотивы

и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема

пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важней шие

этапы эволюции Пушкина - художника; хри стианские мотивы в творчестве писателя. «Чу вства

Жизненный и творческий п уть М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики

(назначение художника , свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, п атриотическая

композиции и образн ой системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его

личностные и соци альные истоки. Печорин в ряду други х персонажей романа. Черты

главный объект пове ствования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печори н и Фауст:

души в поэме. Фи гура а втора и роль лирических отступлений. Художественное м астерство

Гоголя - прозаика, особенности его творческого метода.

Развитие тради ций отечественного реализма в русской ли тературе 1840 — 1890- х годов. Р асцвет

социально - психологической прозы (произведения И.А. Гон чарова и И.С. Тургенева).

Лирическая ситуация 50 — 80- х годов XIX века (поэзи я Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета,

А.К. Толстого) Творчество А.Н. Островского к ак новый эт ап развития русского национального

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного созн ания (романы «Война и

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

Нравственные и философские уроки русской клас сики XIX столетия.

Своеобразие русской прозы рубежа ве ков (М. Горький, И.А. Бунин , А.И. Куприн).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообрази е поэтических

голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С .А. Есенина, В .В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И.

Своеобразие отечественн ой прозы п ервой п оловины XX века (т ворчество А.Н.Толстого, М.А.

предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба

Литературный процесс 50— 80- х годов (проза В.Г. Распути на, В.П. Астафьева, В.М.Шукш ина,

А.Солженицына, п оэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш.Окуджавы, В .С. Высоцкого).

Новейшая русская проз а и поэзия 80— 90- х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутин а,

Л.С. Петрушевской, В.О. Пелевина и др., лирика И.А. Бродского, О.А.Седаковой и др.).

Нажмите, чтобы узнать подробности


общеобразовательное учреждение лицей с. Хлевное

Хлевенского муниципального района

приказом № 444 на заседании кафедры

от 28.08.2015г. русского языка и

Протокол №1 от 26.08.2015г.

на 2015-2016 учебный год

Программу разработал учитель русского языка и литературы

Косинова Татьяна Сергеевна

Пояснительная записка

Она ставит следующие цели:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

Задачи:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю). Из них развитие речи - 8 ч, контрольные работы – 3 ч., резервные часы– 1 ч.

Программа предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: различные виды уроков (урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ обучающихся и др.), внеклассное чтение, домашнее чтение, заочные экскурсии

Индивидуальный, групповые, фронтальные виды и формы контроля: текущий в виде устных опросов, чтения наизусть, письменный ответ на вопрос отзывы, доклады; итоговый по темам – творческие работы, тестирование; итоговый за учебный год –сочинение.

II. Содержание программы

Введение (1ч.)

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.

Из древнерусской литературы (7ч.)

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Литература XVIII века (8ч.)

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитек­туре.

Литература первой половины XIX века (62 ч.)

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. Грибоедов (10ч.)

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

А.С. Пушкин (22ч.)

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов (16ч.)

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Н.В. Гоголь (10ч.)

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Литература второй половины XIX века (14ч.)

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Литература XX века (8ч.)

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.

Итоговое сочинение (1ч.)

Резервные часы (1ч.)

Для заучивания наизусть

Для домашнего чтения

Учебно-тематический план

Всего 102ч (из них развитие речи - 8 ч, контрольные работы -3 ч., резервные часы– 1 ч.)

Читайте также: