Какую роль играли дольмены в жизни племен дольменной культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из истории дольменов Западного Кавказа
© В.Н. Ковешников

Для чего строили дольмены?

Из истории дольменов Западного Кавказа
© В.Н. Ковешников

1.8. Для чего строили мегалиты?

Ответ на вопрос — для чего строились дольмены, не однозначен, как кажется на первый взгляд. Исследования археологов показали, что:

  • найдены дольмены, в которых были десятки погребённых;
  • обнаружено множество дольменов, без каких-то признаков погребения в них или жертвоприношения;
  • есть дольмены, в которых обнаружены признаки ритуала захоронения без покойников, сейчас это называют кенотаф;
  • есть примеры, когда в дольмене производился ритуал жертвоприношения животных, без признаков погребения человека;
  • обнаружены не разграбленные дольмены, где были захоронены останки одного человека или двух, трёх;
  • найдено немало дольменов в которых производились вторичные захоронения.

1. Существует, например, фантастическая версия, что дольмены, являлись навигаторами, приёмниками и трансформаторами энергии Земли, и в них сфокусирована энергия звёзд (космоса). По мнению сторонников этой версии в дольменах происходила аннигиляция (буквально – превращение в ничто) человеческого тела и совершался переход его в иную форму. То есть дольмены были построены для перемещения в пространстве в другие миры. Как бы возникает вопрос, а почему первый полёт в космос был совершён лишь во второй половине ХХ в.? А другие миры для нас до сих пор не доступны!

3. В Западной Европе сооружения похожие на западно-кавказские дольмены, называют коридорные гробницы, они на самом деле копируют пещеры и использовались для погребений. Доказано, что древний человек использовал пещеры не только как жилища, но и как места захоронения и культовых обрядов, в том числе и на Западном Кавказе.

Существует мнение, что дольмены и на Западном Кавказе стали сооружать в силу бытования традиции, по которой покойников необходимо было погребать в пещерах, которых стало не хватать. За то время, которое простояли дольмены, находилось много любителей, поживится тем, что там было, то есть грабителей. Видимо, это основная причина опустошённости дольменов. Если это были погребальные сооружения? То куда исчезли останки погребённых там тел? Ведь они ценности для грабителей не представляли. Вероятно, изъятие костных останков из погребальной камеры, носило у грабителей-завоевателей ритуальное значение.

4. Приверженцы другой распространённой гипотезы считают дольмены гробницами (монументальное погребение) – усыпальницами (божий дом) – аналогами египетских гробниц фараонов. Они считают, что дольмены – воплощение той же идеи, что и гробницы, где через них магическим путём из-за загробного мира, происходит благоприятное влияние ушедших в иной мир на живых.

6. Предполагают также, что дольмены, кроме всего прочего, исполняли роль внушительных пограничных знаков, определяющих право на земли предков [11]. Величественный вид таких сооружений мог сдерживать нашествие пришельцев, а священный характер их останавливал воинственных соседей. Возможно, чужестранных завоевателей это не всегда останавливало, и они выбрасывали останки предков побеждённых и помещали в дольмены своих покойников, погибших в бою. Тем самым завоеватели грубо, но значимо, нарушали права и обычаи побеждённых. Утверждая, тем самым, право на отвоёванную собственность и территорию, на которую они пришли. [4]

7. Быть может, некоторые дольмены использовались как алтари-жертвенники. Об этом говорят следы золы, обнаруженные археологами у отдельных дольменов. Видимо, дольмены в себе сочетали не одну функцию, а несколько, которые они приобретали со временем. На самом деле, некоторые дольмены не являлись гробницами, а строились как культовые сооружения для ритуала жертвоприношения. Примером такого сооружения может служить дольмен № 8 в урочище Шойкуском. Этот дольмен является одним из восьми в этой группе памятников, находящихся на склоне южной экспозиции хребта Мезецу, расположенного в Туапсинском районе Краснодарского края.

Внутреннее пространство мегалита на 80 % заполнено было суглинком и ритуальными предметами. Пол, восточная и южные стены сделаны (вырублены) в скальном обнажении. Западная и северная стены изготовлены из отдельных плит и приставлены к стенам скального обнажения. Перекрытием (крышей) дольмена, служит хорошо отшлифованная с обеих сторон массивная плита, которая плотно прилегает к торцам стен. Стены и пол с внутренней стороны так же хорошо обработаны [12].

Дольмен № 8 отнесён к раннему периоду дольменной культуры. Находки в нём составляют изделия только из камня, фрагменты керамики и кости животных. Изделий из меди или бронзы в нём не обнаружено. Кости находящиеся в дольмене принадлежат разным животным, но присутствуют в одном и том же наборе: бёдра, позвонки, рёбра, фрагменты черепов, т.е. для жертвоприношения использовались определённые части тел животных. Отсутствие в дольмене человеческих останков указывает на то, что мегалит не использовался как гробница, а был сооружён для культовых жертвоприношений. Этот ритуал в нём совершался многократно [12].

Дело в том, что не все дольмены имеют южную (солнечную) ориентацию, т.е. обращены в сторону движения солнца по небосводу: восток, юго-восток, юг, юго-запад и запад. Встречаются мегалиты, ориентированные на северо-запад или на северо-восток и даже на север. Многие исследователи отмечают, что фасадная часть в дольменах обычно обращена в сторону пониженной местности и протекающих недалеко речек (ручьёв) или морю, т.е. открытому пространству, а ни как не на юг. Хотя южная (солнечная) ориентация у дольменов Западного Кавказа относится к преобладающей.

Замечено, что обычно вблизи от дольменов находится родник или протекает ручей. Есть дольмены, на которых начертан зигзагообразный орнамент (рисунок), который связывают с изображением воды. Считалось, что мегалиты, в т.ч. и дольмены, способны вызывать дождь, это предположение, видимо, относится к современным небылицам.

10. Некоторые считают, что дольмены служили чистилищами, откуда древние люди могли общаться с высшими силами. Поэтому служитель (жрец, шаман) дольмена проделывал в нём ритуал очищения души умерших. Для этого умершего помещали внутрь дольмена на определённое время. Туда также помещали и больных с целью оздоровления, т.к. дольмен обладал лечебными свойствами, которые якобы до сих пор сохранились (?).

Жрецы также использовали дольмены для того, чтобы их души и души их учеников пришли к Высшему Блаженству (парамааканде). В этом предположении дольмены называются самадхи — место встречи души с Богом. Основное же их назначение, по этой версии, это общение жрецов со знатными (почитаемыми) предками и с Высшими небесными силами. Изложенное в этом пункте также можно отнести к современным мистическим выдумкам.

12. В периодике встречается утверждение, что дольмены – дома ведьм, по современным понятиям, а по верованиям строителей дольменов это были, вероятно, жрецы или жрицы, т.е. служители той религии. Ведьма, ведун – однокоренные слова, они образованы от слова ведать, т.е. знать, иметь о чём-то сведение, знания. Ведьм или ведунов (понимать как жрец) перед смертью помещали в дольмен, где они после смерти находились некоторое время, чтобы сохранить внутри накопленные ими знания. Эта сказка, скорее всего, придумана каким-то творческим экскурсоводом.

13. Существует мнение, что обнаруженные в дольменах останки в сидячем положении, были не погребены! Жрецы или шаманы предчувствуя смерть сами входили в погребальную камеру, где некоторое время были живы, находясь в сидячем положении. Продуктов они не принимали, а для утоления голода и жажды употребляли растения галлюциногены, и впоследствии от истощения умирали. Да, в дольменах находили костяки в сидячем положении, но в каком состоянии они туда попали мы не узнаем ни когда! Возможно, и узнаем, но при условии если будет создана машина времени.

17. Существует ещё несколько космических или фантастических версий о происхождении культуры строителей дольменов и назначении построенных ими каменных сооружений. Вот одна из них. Приблизительно 10 тыс. лет назад, а может и больше в нашей Солнечной системе была ещё одна планета, которая погибла. Люди с этой планеты, которые остались в живых, добрались до Земли на драконах. Поселившись на ней они стали строить детёнышам драконов каменные домики, которые мы сейчас называем дольмены. Поверьте есть люди, которые считают эту историю — правдой, пока учёные спорят об автохтонном, диффузионном или миграционном происхождении мегалитических технологий Западного Кавказа.

18. Возможно, одной из целей постройки дольменов и поклонению им древним человеком было желание через него общаться с предками, которые магически должны повлиять на их достаток. А достаток заключался в повышении деторождения, плодовитости домашних животных, увеличении урожайности, хорошей охоте и защите от стихий природы. Так, каменную пробку от входа (лаза) в дольмен, некоторые исследователи сравнивают с фаллосом. А сам каменный дом и лаз — это женский половой орган с камерой-маткой. Поэтому они в дольмене видели силу, способствующую обильному воспроизводству. [1, 4] Возможно это и так, но как это проверить?

Строить дольмены на месте геологических разломов невозможно, т.к. разломы представляют собой не только сдвиги, но и сбросы, и надвиги. Точнее сказать, что дольмены не строились на разломах, а тяготели к ним, т.к. там обнажились, в результате геологической деятельности, доступные для изъятия горные породы. А в местах удобных для строительства, т.е. выровненных, но недалеко удалённых от разломов, происходило возведение дольменов не как технических устройств, а как монументальных ритуально-культовых сооружений. Придумки высказанные авторами [14], что дольмены в зависимости от размеров и конструкции могли лечить или убивать своим излучением, генерировать и передавать что-то и куда-то, ни чем не подтверждаются.

Авторы этой версии, сооружение дольменов, сравнивают по значимости со средневековыми постройками башен богатых семей Болоньи в Италии и средневековыми родовыми оборонительно-сторожевыми башнями у вайнахов, а также осетинскими родовыми оборонительными башнями периода с раннего до позднего средневековья. Эти башни у северо-кавказцев были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода. Они почитались как святыни.

Дольмены Западного Кавказа начали строить очень давно, около 5 тыс. лет назад, за этот период здесь сменились несколько исторических эпох, влиявших на изменения социальных условий. Некоторые дольмены были использованы как впускные погребения, это подтверждено археологами. Возможно, за такой промежуток времени эти памятники, использовались в разное время для разных целей и неоднократно. И видимо они являлись: родовыми или семейными святыни, своеобразные часовни; гробницами для избранных и почитаемых членов рода; семейными склепами или костехранилищами; а монументальные дольмены имели функции храмов; а у некоторых дольменов, возможно, была функция общественного амбара – хранилища зерна.

В заключении очерка приводятся три мнения известных исследователей дольменной культуры, которое они опубликовали в разное время:

В России впервые полное исследование ДНК древнего человека новосвободненской культуры было проведено в 2013 г. Данные анализа костных останков этого человека, указывают на их, возможную, связь с культурой воронковидных кубков (4-2,7 тыс. лет до н.э.), носителями которой были индо-европейцы, проживающие в Западной Европе [6]. Когда станет совершеннее и доступнее анализ ДНК останков из дольменов, надо полагать, можно будет определить их этническую принадлежность и узнать точно родственники ли там похоронены или нет. При условии, что будут в наличии необходимые для этого образцы. Так как, возможны, захоронения в одной гробнице и не родственных членов того далёкого для нас общества. Причин этому может быть несколько: жертвоприношение, гибель от врагов или хищников, природные стихийные бедствия, эпидемии и др. Возможен, вариант, что в дольменах хоронили избранных, по не выявленным для нас причинам и необязательно родственников.

Наиболее вероятной причиной, повлиявшей на необходимость строительства дольменов, можно назвать, идеологическую, подразумевающую совместную занятость семьи (семей) или рода, а, возможно, и племени или племён на создании (строительстве) общих монументальных святынь, которые были храмами и (или) мавзолеями. Относительно небольшие мегалиты превращали в семейные склепы. Как использовались эти святыни, сейчас можно лишь догадываться. Считать все дольмены только могилами или костехранилищами будет не убедительно. При этом следует учитывать, что на территории Западного Кавказа в горной части, начиная с 3 тыс. до н.э., описано четыре основных варианта погребения: дольменные, пещерные, кувшинные [8] и подземные погребения в каменных ящиках, напоминающие захоронения в деревянных гробах [9].

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Термин дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень) ввел в оборот французский археолог Бодэном (Baudin) в начале 19 века. Древнейшие из этих сооружений не уступают по возрасту Египетским пирамидам. Они представляли собой монументальные подкурганные постройки, сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.

Чаще всего это четыре вертикально поставленные, тщательно подогнанные плиты, образующие прямоугольную камеру, перекрытые сверху пятой массивной плитой. Такой тип постройки называется плиточным дольменом. Если камера высекалась из одного цельного камня и перекрывалась плитой, то такой тип постройки относят к корытообразным дольменам. Существуют еще два типа дольменов: составные (собранные из отдельных блоков и имеющие сложную конфигурацию) и монолитные (полностью высеченные в камне).

Впервые с дольменной культурой Кавказа научный мир ознакомил французский академик Петр Симон Паллас в 1794 году. Паллас предположил, что строителями дольменов были средневековые черкесы, но эта теория впоследствии подверглась объективной критике и была опровергнута. С тех пор прошло больше двухсот лет, появилось множество научных, околонаучных, фантастических работ, посвященных дольменам. Интерес к их изучению со стороны исследователей не иссякает, по всей видимости это связано с тем, что дольмены не спешат раскрывать свои тайны, при этом задавая все новые загадки.

Большинство исследователей считают, что дольмены служили в качестве сакральных сооружений. На сегодняшний день мы можем только догадываться о конкретном смысле этой сакральности.

Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали).

Таким образом, яркая и богатая майкопская культура явилась одним из главных компонентов становления северокавказской культурно-исторической общности (И тыс. до н. э.). Но формирование северокавказской культуры происходило в сложных условиях, вызванных воздействием степных культур севера, сопровождающееся прямым переселением ямных и катакомбных племен на Северный Кавказ.

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Термин дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень) ввел в оборот французский археолог Бодэном (Baudin) в начале 19 века. Древнейшие из этих сооружений не уступают по возрасту Египетским пирамидам. Они представляли собой монументальные подкурганные постройки, сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.

Чаще всего это четыре вертикально поставленные, тщательно подогнанные плиты, образующие прямоугольную камеру, перекрытые сверху пятой массивной плитой. Такой тип постройки называется плиточным дольменом. Если камера высекалась из одного цельного камня и перекрывалась плитой, то такой тип постройки относят к корытообразным дольменам. Существуют еще два типа дольменов: составные (собранные из отдельных блоков и имеющие сложную конфигурацию) и монолитные (полностью высеченные в камне).




Впервые с дольменной культурой Кавказа научный мир ознакомил французский академик Петр Симон Паллас в 1794 году. Паллас предположил, что строителями дольменов были средневековые черкесы, но эта теория впоследствии подверглась объективной критике и была опровергнута. С тех пор прошло больше двухсот лет, появилось множество научных, околонаучных, фантастических работ, посвященных дольменам. Интерес к их изучению со стороны исследователей не иссякает, по всей видимости это связано с тем, что дольмены не спешат раскрывать свои тайны, при этом задавая все новые загадки.

Большинство исследователей считают, что дольмены служили в качестве сакральных сооружений. На сегодняшний день мы можем только догадываться о конкретном смысле этой сакральности.

Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали).

Таким образом, яркая и богатая майкопская культура явилась одним из главных компонентов становления северокавказской культурно-исторической общности (И тыс. до н. э.). Но формирование северокавказской культуры происходило в сложных условиях, вызванных воздействием степных культур севера, сопровождающееся прямым переселением ямных и катакомбных племен на Северный Кавказ.

Дольменная культура Западного Кавказа.

Также культура строителей дольменов.

Эпоха Средней Бронзв.

Датировка: 35—14 вв. до н.э.

Культура развивалась на Кавказе.

Занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории Таманского полуострова, Майкопа.

Во времена глобального потепления климата на Земле (11 - 8 тысячелетий назад) создались благоприятные условия для жизни и развития человека.

В конце неолита и начале эпохи бронзы во многих частях света появляются мегалитические сооружения (с греческого "мега" - огромный, "литос" - камень). Это пирамиды Египта, Стоунхендж в Англии, ряды каменных столбов-менгиров на западе Франции. Все они построены из огромных камней почти в одно время (4-2 тысячелетие до н.э.).

В эту же эпоху на Западном Кавказе появляются дольмены и, не смотря на сильные разрушения, они являются лучшими из сооружений данного типа, не только в России, но и во всем мире. Предположительно в районе Геленджика, Новороссийска, Шапсугской было более 1500 дольменов, сейчас же количество целых и не сильно разрушенных более 150. Всего же на Западном Кавказе их было больше 7 тысяч.

В переводе с нижне-бретонского языка (во французской Британии) дольмен означает "каменный стол". Их подразделяют на четыре типа: плиточные, составные, корытообразные и монолиты.

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Северной Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому — поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается.

Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы — была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов.

Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому — в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам.

В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие по архитектуре аналоги кавказским дольменам. Есть параллели в орнаментальной символике.

Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают начиная с Иберийского полуострова 4000—3500 гг. до н. э. (культура Лос-Мильярес). Или, возможно, более ранний центр находился на Балеарских островах (Доталайотский период), Сардинии (культура Бону-Игину 4600—3300 гг. до н. э. — Донурагическая Сардиния) и Корсике. Далее — Северная Африка (Рокния) и Сицилия — Иордания и Сирия — Малая Азия и Балканы (3—2-е тыс. до н. э.) — Западный Кавказ — Крым (3-е тыс. до н. э.).[15][16] Также многие предметы материальной культуры строителей дольменов имеют своих предшественников в эгейском бассейне и в Малой Азии.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их. А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Происхождение самого мегалитического строительства на Западном Кавказе может не совпадать с движением этносов. Некоторые предметы и технологии дольменной культуры имеют аналоги и более ранние проявления в эгейском бассейне и в Малой Азии.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900—2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. — возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. — возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800—1500 гг. до н. э. — датировка дольмена Колихо. Дольмены перестают возводить около 1400—1300 гг. до н. э..

Ранние дольмены на Западном Кавказе появляются на большой территории, имеют совершенную форму и определенные пропорциональные математические соотношения внутренней камеры дольмена.

Плиты весом от 3 до 30 т соединены пазами с точностью до миллиметров. Для постройки дольменов выбираются определенные породы песчаника и перемещаются порою за десятки километров. Причем, следов дорог, по которым могли транспортировать камни, не находят.

На ранних дольменах встречаются однотипные тематические рисунки, возможно имеющие техническое или философское значение. На некоторых дольменах изображен орнамент из вертикальных и горизонтальных зигзагообразных линий, а также треугольников.

Также слабо прослеживаются следы пребывания первобытного человека, производившего ранние одиночные захоронения внутри дольменов.

Необычным кажется и то, что на ранних стадиях появления дольменов на Западном Кавказе не прослеживается эволюция развития - от более примитивных форм и технологии к усложненным, а появляются сразу же совершенные сложные сооружения.

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).

И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей. Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами.

Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

В поздний период строительства плиточные дольмены теряют четкость пропорций, появляются ложнопортальные, корытообразные дольмены, строятся составные - с ложными сводами и в скалах высекаются дольмены-монолиты, что более напоминает памятник, поставленный в честь плиточного дольмена.

Впоследствии строительство дольменов прекращается, и многие из них используются уже для вторичных захоронений и в качестве своеобразных костехранилищ.

Часто на передней плите плиточных дольменов видны горизонтальные ряды насечек "ёлочкой".

Встречается на дольменах рисунок, выполненный в виде зигзагов в несколько рядов. Некоторые археологи видят в этих рисунках изображение воды.

Зигзаги, украшающие дольмены и символизирующие воду, могли осмысляться как своеобразные благопожелания возвращения душ мертвых. Вода, будучи неизменным подателем жизни, плодородия, являлась и всеочищающим средством".

Другие археологи видят в дольменных узорах "топографическую карту местности", где волнами обозначены долины рек.

На передней плите некоторых дольменов изображен портал, похожий на стол. Как бы на дольмене рисовался дольмен - "каменный стол", на котором иногда изображались четыре выпуклые полусферы. Встречается также выпуклое обрамление отверстия дольмена.

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина).

Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках.

Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

При проведении раскопок внутри дольменов археологи находят уже известные им по грунтовым могильникам захоронения древних людей эпохи бронзы. Скелет находится в так называемой археологами "скорченной позе", когда все косточки человека неестественно близко прижаты друг к другу. Еще эту позу называют позой эмбриона или зародыша. Это могло иметь важный смысл для древних людей, вероятно считавших - из какой позы человек рождается, в такой же должен и покинуть этот мир. Рядом с умершим находят его вещи, каменные и первые бронзовые орудия труда, посуду из серой глины.

Со времён строителей дольменов на Западном Кавказе проживало множество народов. Многие из них, не строя дольменов, производили захоронения своих предков, вплоть до позднего средневековья. Это были разные племена Кавказа, кочевники, а также скифы и греки.

В окрестностях Хосты, в поселке Кудепста, кроме пещерных стоянок, также были обнаружены дольмены и жертвенные места.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение.

Жившие на Западном Кавказе горские народы адыги, или как их еще называли раньше - черкесы, считали дольмены священными сооружениями, почитали их и охраняли. Прибывшие сюда в прошлом веке казаки называли дольмены "богатырская хатка", "дидова" или "чертова хата". Горцы называли их домами карликов ("испун").

Прибывшие на Западный Кавказ европейцы записали немало легенд, в которых рассказали, как великаны построили дома карликам.

В керамике дольменная культура значительно превосходит своих предшественников по разнообразию форм и декора сосудов. Технология же гончарства осталась прежней. Сосуды были ручной лепки, часто имели пятнистый неравномерный обжиг. Отмучивание глины не проводилось. Использовались самые разнообразные отощители, иногда доволно крупных фракций. Выступающие частицы отощителя мог прикрывать слой ангоба, белого, жёлтого, коричневого, красного и даже сиреневого цветов.

В декорировании применяли лощение, расчёсы, окраску красной краской (в том числе, и внутренней поверхности). Сосуды могли не иметь орнамента совсем, а могли быть и декорированы полностью (даже кольцевой поддон имел насечки). Орнамент наносили прочерчиванием; штампиками; ногтевыми вдавлениями; гребенчатым штампом; защипами; налепами в виде валиков, сосков, вдавленных сосков, кнопковидных налепов; налепного или накольчатого жемчужника.

Характерно прочерчивание внутренней поверхности сосудов. Сосуды имели ручки: разнообразные петельчатые, маленькие ручки-ушки для продевания верёвки и массивные ручки-упоры.

Индустрия расщепления камня ещё существовала, но находилась на излёте — кремня сравнительно мало (вкладыши серпов с зубчатым или прямым лезвием, скребки и скрёбла, проколки, наконечники дротиков и стрел и т. п.). Наконечники дротиков имеют черешковые насады. Наконечники стрел иногда могут иметь пильчатую ретушь. Насады у них бывают разные: черешковые, с прямым основанием (базой), с вогнутым основанием и с опущенными шипами, с глубокой выемкой-насадом в прямом основании.

Имеется обилие абразивных инструментов — точил, тёрочников. Много зернотёрок, отбойников, гладилок. Продолжалось использование какого-то количества каменных клиновидных топоров и зубил для работы по дереву и мягкому камню при монументальном строительстве. Не очень часто, но применялось крупное сверление по камню, например, отверстий в булавах. Имеются находки необработанного сердолика, бус из него и из других видов камня. Находят также бусы из стеклянной пасты.

Мелкая пластика дольменников предположительно представлена маленькой человеческой головой из песчаника с довольно примитивным изображением лица. Она была найдена в окрестностях Адлера. Одна известняковая статуэтка грузной женщины была извлечена из дольмена селения Отхара в Абхазии.

Фигурка сидящей женщины найдена в дольмене у села Хуап в Абхазии. На Дегуакском поселении обнаружена головка от антропоморфной керамической статуэтки. Больше всего статуэток обнаружено на поселении Старчики. Это мелкие фигурки из глины, изображающие быка, вола, корову, свинью, барана, зубра и кабана.

Каменный диск с неясными знаками из дольмена на реке Колихо пока не имеет аналогов.

Изделий из кости известно немного: проколки, подвески из зуба оленя и клыка кабана, какие-то неопределённые поделки. Была найдена муфта для каменного топора из рога оленя.

Металл представлен находками в дольменах листовидных бронзовых ножей-кинжалов с закруглёнными или заострёнными концами. Топоры имеются двух видов — колунообразные, предназначенные для работы по дереву, и боевые, имеющие вытянутое изогнутое книзу лезвие. Для работы по дереву и камню служили бронзовые тёсла.

К орудиям труда относятся и бронзовые шилья. Имеются находки бронзовых крюков, предназначенных для доставания мяса из котлов. Из металла также делали украшения: височные подвески, спиральные трубочки, бусы.

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех, дромос, менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа.

Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос.

Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки, на самих дольменах или на отдельных камнях. Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников.

Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери.

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном — на высотах в 250—400 м над уровнем моря, максимальная высота — более 1000 м) или на речных террасах.

Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, что не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Некоторые дольменные комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков. В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек.

Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками, которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Что такое дольмены и для чего их строили?

В давние времена люди полагали, что дольмены были построены великанами. Научный интерес к ним появился еще в XVII веке, но и сейчас ученые с точностью не могут определить, каким образом строились эти гигантские сооружения из массивных монолитных камней.


Многие люди, глядя на дольмены, задаются вопросом – что это за постройки? Каково их практическое назначение, для чего их возводили наши древние предки? Попробуем разобраться.

Что такое дольмен?

В некоторых регионах Северного Кавказа дольмены состоят из 5–6 каменных глыб и напоминают закрытый ящик с дверью, в которой вырезано круглое или овальное отверстие. Часто мегалиты строились на земле, а над ними насыпался большой курган. Иногда возведение комплекса происходило в обратной последовательности, то есть сооружение находилось поверх кургана. Камни, составляющие дольмены, могут иметь разный размер и вес. Некоторые валуны достигают массы в 500 кг.

Где распространены дольмены?

Что такое дольмены и для чего их строили?

Первые дольмены были обнаружены во французской провинции Бретань, после чего информация о мегалитах стала поступать из разных уголков мира. Наибольшее число подобных построек было найдено в Корее. До Корейской войны в середине XX века их количество составляло свыше 80 тысяч, но до наших дней дошло не более 30 тысяч.

В китайской провинции Ляонин существует около 700 дольменов. Есть они и в Японии, Вьетнаме, Индонезии, других странах Азии. В России мегалиты распространены в основном на Западном Кавказе, хотя отдельные экземпляры можно увидеть на Южном Урале.

Для чего строили дольмены?

Существуют и другие версии происхождения мегалитов. Некоторые ученые рассматривают их как астрономические строения, жертвенники друидов или помещения для животных. Человеческие захоронения были найдены под многими из дольменов, однако относятся они к более поздним эпохам, нежели возведение самых построек. По этой причине дискуссии о предназначении мегалитов ведутся по сей день.

Как строили дольмены?

Что такое дольмены и для чего их строили?

Вопрос о процессе строительства дольменов мучает археологов не меньше, чем их назначение. Как древние люди могли сооружать такие массивные постройки с использованием только подручных инструментов?

По одной из версий, гигантские плиты изготавливались во время сооружения дольмена из специального раствора, а впоследствии на еще не застывшей массе проделывали пазы, отверстия и вырезали орнаменты.

Читайте также: