Что означает гибкое зонирование пространства в доу

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Принципы организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ.

При создании развивающего пространства в образовательной организации, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей . Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного образования на современном этапе. Все предметы интерьеров и оборудования гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Основные принципы построения развивающей среды.

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными являются средства, активизирующие познавательную деятельность: развивающие и дидактические игры, учебно – игровые пособия, демонстрационный материал, интерактивные средства обучения (интерактивная доска, проекторы, ноутбуки и планшетные компьютеры) и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием

пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);

- зону спокойной по преимуществу деятельности;

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают

возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, так как детям

Особое внимание уделено рабочей зоне, которая легко видоизменяется за счет разного расположения столов: соединяется в общий рабочий стол или компонуется для работы двух детей, для индивидуальной деятельности. Так же рабочая зона используется:

- как место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми;

Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования. Созданная предметно – развивающая среда формирует познавательно – побудительный мотив к деятельности, стимулирует познавательную и речевую активность детей. Основные цели организации центров активности:

- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов

Предметно-развивающая среда группы содержательно – насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Критерий 3.11.5 (Пространство свободного доступа, обеспечивающего социально – коммуникативное развитие воспитанников от 3 до 7 лет: центры социальной интеграции

Центры природы и экспериментирования созданы для обогащения представлений детей о многообразии природного мира , воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Они оснащены мини – лабораториями (сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, лейками, опрыскивателями …), которые содержатся в контейнерах и могут использоваться в условиях природной среды, календарями погоды и природы, алгоритмами, картотеками и альбомами для проведения опытов и экспериментов, наборами для игр с песком и водой, фигурками для обыгрывания, наборами природных материалов для творчества, муляжами овощей, ягод и фруктов, дидактическими и развивающими играми, направленными на формирование у дошкольников целостной картины мира путём взаимодействия со стихиями мира. Также центры оформлены продуктами продуктивной деятельности воспитанников и их родителей. Здесь же представлены энциклопедии, познавательная литература, картинный материал, альбомы о природном мире, наборы полезных ископаемых. Весь имеющийся материал грамотно помогает организовать работу по реализации регионального компонента ООП ДО.

Развивающая среда по социально – коммуникативному развитию также включает в себя художественные мастерские, отличающиеся разнообразными изобразительными материалами для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Эти центры творчества дают детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, позволяют обогащать их тактильные ощущения.

· белая и тонированная бумага разного формата и фактуры

· восковые мелки, пастель, сангина, уголь

· акварель, гуашь и кисти

· образцы для рисования

· пластилин, глина, доски, стеки

· бросовый и природный материал для художественного труда

· предметы декоративно - прикладного искусства

В центре конструирования с помощью конструкторов различных модификаций дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения, обыгрывая их набором мелких игрушек и предметов- заместителей. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного оборудования, которые имеются в группе. Использование его наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Критерий 3.11.6 (Пространство свободного доступа, обеспечивающего социально – коммуникативное развитие воспитанников от 3 до 7 лет: информационно – библиотечные центры.

Информационно – библиотечный центр оборудован в отдельном помещении, в которое имеют доступ все воспитанники и сотрудники ОУ. Центр оснащён ноутбуком, проектором, экраном и принтером для распечатки иллюстраций и создания книг воспитанниками (детская типография). Книги из центра можно взять домой или в групповую ячейку. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль художественной литературы для дошкольников педагоги детского сада с большим вниманием отнеслись к её подбору: в центре есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья, сказки народов Севера, энциклопедии по окружающему миру. Имеются произведения местных поэтов и писателей, которые являются частыми гостями центра. После прочтения художественных произведений с детьми детально анализируются художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовая обстановка, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить детей слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться.

Критерий 3.11.7 (Пространство свободного доступа, обеспечивающего речевое развитие воспитанников от 3 до 7 лет: студия речевого творчества

Студия речевого творчества оборудована в отдельном помещении. Работу студии ведёт учитель – логопед. Студия укомплектована техническими и интерактивными средствами обучения. В студии имеются различные виды театров (настольный, театр теней, перчаточный, пальчиковый, театр марионеток…), театральный реквизит, маски, театральные костюмы, аудио и видеозаписи художественных и музыкальных произведений, видеоуроки. Мощным стимулом для речевого творчества ребенка является привитый с самого раннего возраста интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народному творчеству. Именно впечатления действительности, переплетаясь с воспринятыми ребенком образами искусства, вызывают желание самому придумать, сочинить и рассказать другим свою собственное стихотворение, рассказ или сказку. Литературные персонажи в центре "оживают" не только в драматизациях, спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Поэтому студия укомплектована произведениями художественной литературы, иллюстрациями к ним, репродукциями художников, имеется демонстрационный материал, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми. Также собраны наборы предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов. Обучение чтению в студии ведётся с использованием кубиков и таблиц Зайцева, мнемотаблиц и алгоритмов. В центре размещаются временные тематические фотовыставки. Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, разыгрывают сюжеты, выступая в роли и артистов и режиссёров, рисуют запомнившиеся сюжеты. Продукты деятельности воспитанников с удовольствием включаются в различные конкурсы, концерты, праздники и выставки.

Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить творчество и наиболее полно реализовать себя, свои индивидуальные способности.

Организуя предметно-пространственную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, специфические и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

В построении развивающей среды мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность, окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги вдумчиво и рационально организовывают развивающее пространство своей группы, создают такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения:

информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования;

вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания,

полифункциональности, возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;

педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды;

трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды,

Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, возраст дошкольников;

уровень их развития;

склонности, способности, интересы;

личностные особенности;

Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, поэтому пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Обстановка в нашей группе организована так, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Границы между зонами легко перемещаются, предметно – пространственная среда, может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы, удобные коробки, контейнеры для мелкого игрового материала, столики и диваны.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Специфика детского сада требуют создание в группе коррекционной зоны, где осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Дети собирают и разбирают головоломки и конструкторы, проходят лабиринты, работают со шнуровками, штриховками, мозаиками, такие задания развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.

Усиливающаяся познавательная активность реализуется в исследовательской и научной зоне, познания, у детей есть возможность познавать, исследовать.

Зона искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Главная цель зоны творчества является формирование творческого потенциала детей.

Книжный уголок размещён рядом с театральной зоной, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же находить персонажей к сказкам, осуществляя свои первые, самостоятельные театральные постановки, рядом выставляется переносная вешалка с костюмами и предметами которые помогают детям разыграть сценки из реальной жизни. Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны

В зоне строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения, у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Происходит обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы, камни, гербарии, дневники наблюдений, поделки из природного материала.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. У ребят формируются умения выполнять обязанности дежурных, воспитывается самостоятельность, положительное отношение к труду. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями, которые каждый день вставляем в специальные рамки.

Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педагогического коллектива.

Функция педагога заключается в том, чтобы, сконструировать и использовать предметно - развивающую среду и ее средства для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Предметно - пространственная среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, возможностей, интересов и уровня активности.

1. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

Принцип стабильности динамичности развивающей среды

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

Принцип открытости – закрытости

Может быть представлен в нескольких аспектах.

  1. Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
  2. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Согласно ФГОС ДО, дошкольное образование должно предоставлять детям выбор вида деятельности, а пространство группы должно быть гибким и изменяемым под различные задачи. Для соблюдения этих принципов в группе детского сада необходимо использовать зонирование пространства — разделение помещения на небольшие части, каждая из которых предназначена для определённого вида деятельности.

В этой статье мы рассмотрим, как зонирование помогает образовательному процессу, и какими способами можно воспользоваться для деления пространства

Зонирование во многом зависит от опыта воспитателей и их видения пространства дошкольной группы. Однако необходимо помнить, что каждая зона должна способствовать развитию у детей различных навыков и чувств: коммуникативных умений, эстетических представлений, творческих способностей, мышления и т. д.

В свободное время дети должны самостоятельно выбирать себе занятие, исходя из существующих зон в дошкольной группе

Зоны в детском саду могут быть следующими:

оформление группы в детском по зонам

место, где дошкольники знакомятся с книгами как с источниками информации; тихая зона, также служащая для уединения

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.).

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявления свободной активности детей, с другой стороны - ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена легкими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить, площадь, пропорции, планировку помещений, расположение и проемов, ниш, перегородок.

5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия.

Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.

В такой гостиной хорошо проводить праздники.

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.

6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.

Читайте также: