Проект лаборатория профессий в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

На просторах Интернета достаточно много информации, связанной с теоретическими и методическими аспектами ранней профориентации дошкольников. Мы предлагаем обобщенный КАТАЛОГ Интернет-ресурсов, который поможет сориентироваться в информационном пространстве и получить справочную или методическую "подсказку". Каталог включает три раздела:

методические пособия и справочные материалы для педагогов

статьи и публикации по вопросам ранней профориентации дошкольников

материалы для организации совместной образовательной деятельности с детьми

Обращаем внимание, что в каталоге представлены наиболее интересные материалы, отвечающие основным требованиям к публикациям

Электронный фонд методических разработок и дидактических средств для организации работы по ранней профориентации в дошкольной образовательной организации

В электронном фонде представлены авторские и (или) составительские методические материалы и разработки по ранней профориентации дошкольников . Все разработки систематизированы по блокам:

Игровые приемы (загадки, кроссворды, ребусы и пр.)

Материалы, представленные в электронном фонде разработаны или составлены педагогами дошкольных образовательных организаций г. Нижний Тагил.

Организация работы по ранней профориентации невозможна без привлечения родительской общественности. Мы предлагаем электронный банк данных для организации работы с родителями. Все материалы систамтизированы по блокам:

психолого-педагогическое просвещение по вопросам ранней профориентации дошкольников (памятки, буклеты, брошюры, рекомендации теоретического характера, раскрывающие особенности ознакомления дошкольников с миром профессий);

Материалы доступны для просмотра и скачивания и могут быть использованы в процессе организации работы с семьей.

ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО . В данной книге представлена интересная информация для детей старшего дошкольного возраста о реальных профессиях будущего, которые будут возникать в ближайшие годы в наиболее перспективных, высоко-технологичных и быстрорастущих отраслях российской экономики

Нижний Тагил - город с богатой историей. Многие памятники и сооружения Нижнего Тагила содержат технологическую информацию, свидетельствующую о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда, о роли трудовой деятельности в жизни человека и людях, чьи профессии прославили наш город.

Мы предлагаем совершить фотоэкскурсию и увидеть исторические и современные объекты города, связанные с трудовой деятельностью и профессиональной ориентацией. На фотографиях представлены:

названия улиц, связанные с профессиями и людьми, в честь профессиональных заслуг которых, улица носит фамилию этого человека;

исторические и современные памятники и монументальные сооружения, которые содержат технологическую информацию или посвящены людям той или иной профессии;

арт-объекты в городском пространстве, связанные с трудовой и профессиональной деятельностью человека

Фотографии участников - это не только воспоминания . Информация может служить идеей и поводом для экскурсии или выбора тематики для совместного детско-взрослого проекта, это возможность больше узнать об истории родного города и заинтересовать своих воспитанников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Проект по ранней профориентации

Мурзина Юлия Евгеньевна

Сложившиеся тенденции развития образования в России уникальны. Кардинальные перемены, происходящие в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания.

В связи с этим одной из задач современного дошкольного образования является развитие ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с разновозрастным сообществом и соответствующим возрасту видам деятельности.

Следовательно, в развитии социализации личности ребенка дошкольного возраста и знаний о социальной действительности первоочередными будут являться знания о трудовой деятельности людей, которые обеспечивают понимание значения труда в жизни общества и каждого человека и обуславливают развитие социальных компетенций, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду и результатам труда уже в дошкольном возрасте. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

В современной педагогической науке проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, Г.И.Щукина. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей. М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.

При организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:

- в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ еѐ проектирования и средств реализации;

- с одной стороны работники нацелены на реализацию образовательных задач в процессе социального партнерства с семьями обучающихся, с другой стороны используются, как правило, формально организованные формы взаимодействия.

Данные противоречия определяют необходимость поиска вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с у чѐтом современных образовательных технологий.

Проект разработан на основании:

- Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011г. №163-р;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;

Цель и задачи проекта

актуализировать знания детей о разнообразии содержания и функционирования профессий.

Особенности проекта и условия его реализации .

Отличительные особенности проекта

содействует развитию ранней профориентационной работы в Детском саду;

развивает коммуникативные навыки, формирует понимание норм и правил общественного поведения.

ведущие промышленные отрасли района являются машиностроение, строительство, торговля, банки;

востребованность высококвалифицированных рабочих профессий, работающих на высокотехнологичном оборудовании;

ценность семейных династий и традиции семей.

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный этап (март).

Определение концепции проекта

Разработка методического сопровождения проекта

Организационные мероприятия по подготовке реализации проекта

Организационный этап (апрель).

Реализация последовательных этапов проекта

Применение современных технологий, обеспечивающих успешность проекта

Итоговый этап (май).

Подведение анализа эффективности реализации проекта

Определение дальнейших перспектив по данному направлению.

Участники проекта:

Участниками проекта являются дети подготовительной групп и их родители (законные представители).

Управление проектом ранней профориентации.

Реализация проекта планируется по следующим направлениям:

1. Создание технологических и диагностических основ образовательной деятельности Детского сада по реализации проекта ранней профориентации.

2. Внедрение педагогической системы развития через использование современных образовательных технологий, повышающих качество дошкольного образования, ориентированных на формирование ключевых компетенций детей дошкольного возраста.

3. Использование новых форм и методов работы, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и на соответствующих возрасту видах деятельности.

4. Формирование позитивной партнерской позиции родителей (законных представителей) по вопросам организации ранней профориентационной работы.

5. Создание специальной РППС.

6. Просвещение родителей по вопросам ранней профориентации детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

В процессе образовательной деятельности в рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Технология организации сюжетно-ролевых игр

Формы организации образовательной деятельности .

Область труда взрослых зачастую неизвестна детям в силу отдалённости, в силу непонимания родителями того, что они должны чаще рассказывать детям о том, где они работают, что непосредственно делают на своей работе. Поэтому, деятельность педагога по ранней профориентации начинается именно с родителей. Для этого используются различные формы взаимодействия - консультации, беседы, встречи с родителями.

Для ознакомления детей с трудом взрослых используются словесные методы, практические, игровые в ходе всех режимных моментов. В каждой из лабораторий ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Лаборатория представляет собой специальную РППС.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемые результаты проекта

Участники проекта дети:

знают профессии своей семьи, города, региона;

уважают человека труда, знает особенности трудовых процессов;

проявляют познавательную активность;

готовы к моделированию своей деятельности, прогнозируют результат;

креативны, способны к самостоятельным решениям.

Участники проекта родители:

повысят компетентность по вопросам ранней про ориентационной работы, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей;

смогут определить интересы, способности своего ребенка;

Содержание деятельности организационного (формирующего) этапа проекта
Содержание деятельности строится в соответствии с календарным графиком. Программа представляет собой ряд системных мероприятий, последовательно связанных друг с другом и проводимых в течение дня в любых режимных моментах, как в Детском саду, так и дома. Мероприятия имеют разнообразную форму проведения.

Мероприятия

1 этап – теоретическая подготовка детей

Организация образовательной среды по формированию представлений у детей знаний о профессиях, профессиях семьи, профессиях района.

2 этап – совместная деятельность детей и взрослых

Проводятся встречи, экскурсии, беседы, наблюдения, совместная творческая деятельность, трудовая деятельность детей, просмотр мультфильмов презентаций о профессиях.

3 этап – самостоятельная деятельность детей

В рамках данного этапа подразумевается не только самостоятельная деятельность ребенка в течение дня в режимных моментах, но и проведение иных интересных проектов, которые могут возникнуть как со стороны детей, так и со стороны взрослых – путешествия, исследования, викторины и т.п.

Автор: Логуновская Светлана Анатольевна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

Цель проекта: использование постерной технологии как средство опережающей профориентации детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Организовать развивающую предметно-пространственную среду ДОО для накопления опыта по данному направлению.
  • Способствовать развитию интереса воспитанников к рабочим профессиям технического профиля, развитию инженерных и вычислительных навыков.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с видами трудовой деятельности, трудовыми операциями и механизмами.
  • Повысить уровень педагогической компетенции родителей в ДОО по опережающей профориентации детей дошкольного возраста.
  • Организовать активное взаимодействие ДОО с социальными партнёрами.

Работа по созданию постера начинается с выбора детьми профессии технической направленности (электроэнергетика, автомобилестроение, космическая промышленность, машиностроение, кросс-отраслевые специализации ). По выбранной проблемной ситуации формируется тематическая неделя, где знакомство с профессией проходит в различных видах детской деятельности, а ведущим видом деятельности является игра. При непосредственном участии воспитанников в образовательном процессе происходит получение информации по теме (сбор, обработка, хранение, передача). Когда подготовлены основные условия для работы, воспитанники совместно с педагогом приступают к созданию постера по выбранной теме и п резентуют его. После презентации технической профессии работа с постером продолжается, дети используют его в исследовательских проектах, интеллектуальных играх, для демонстрации работ технической направленности. В любое удобное время они визуально могут повторить пройденный материал, обновить информацию на постере.

При знакомстве с технической профессией работу с постером можно разбить на несколько этапов. На первом этапе под руководством педагога создаётся творческая группа детей дошкольного возраста по интересам в рамках тематической недели, в которой обсуждается и разрабатывается план действий.

На втором этапе воспитанники собирают информацию о данной профессии (картинки, знаки, символы, фотографии, рисунки и т.д.), посещают экскурсии, обмениваются знаниями в творческой группе, делятся находками, подобранными дома совместно с родителями.

- организационную (экскурсии в музеи, посещение профессиональных техникумов и мест работы родителей);

- техническую (предоставление фото, видео материала о профессиональной деятельности);

- информационную (сбор информации для постера);

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Результатом работы становится создание творческого продукта (четвёртый этап) и его презентация (донесение информации до слушателей). Это могут быть воспитанники группы, родители, педагоги.

  • повысился познавательный интерес воспитанников к творческой деятельности;
  • расширились представления детей о профессиях технического профиля, профессиях настоящего и будущего, к росс-отраслевых специализациях ;
  • расширились коммуникативные навыкидетей дошкольного возраста, обогатился словарный запас;
  • созданы инновационные образовательные продукты;
  • повысился уровень профессионального мастерства педагогов в области развития инженерного мышления;
  • расширено взаимодействие с социумом города, активно проводятся стажировочные практики администрацией и педагогами ДОО для педагогического сообщества Горнозаводского округа и России.

В оспитанники, родители и педагоги ДОО ежегодно принимают участие и являются победителями в фестивалях, конкурсах и соревнованиях детско-технического творчества, инженерной направленности:

В рамках участия в городском проекте по ранней профориентфции дошкольников "Лаборатория профессий" в нашей группе был создан игровой уголок "Служба спасения - МЧС". В нё м размещены: альбом иллюстраций, рассматривая который дети смогут расширять и уточнять знания об особенностях работы спасателей МЧС, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольные игры, которые помогут детям лучше ориентироваться в мире профессий. Также в данном уголке представлены дидактические материалы, которые воспитатели используют для проведения бесед с детьми по данной тематике.

Для того, чтобы родители стали надёжными союзниками воспитателей в работе по ранней профориентации дошкольников для них в приёмной оформлен красочный стенд "Кем быть?" а также размещены буклеты по данной тематике.



А также в рамках данного проекта семья Нефедьевых приняла участие в конкурсе коллажей "Семейные династии", проведённого объединением детских садов "Звёздочка".


За время участия в проекте дети узнали много нового и интересного о профессиях спасателей МЧС, своих родителей и не только. Ребята с удовольствием примеряли на себя роль спасателя, учились в игровой форме оказывать помощь пострадавшим.

Фотоотчёт об участии в конкурсе костюмов народов Поволжья.

Фотоотчёт об участии в конкурсе костюмов народов Поволжья. В нашем детском саду 18 марта проходил конкурс костюмов народов Поволжья. Мною был представлен татарский народный костюм. Такой костюм.

Читайте также: