Как организовать школу хоккея

Обновлено: 04.07.2024

Мы все знаем, как в некоторых странах развиты школьные/студенческие спортивные лиги и во многом развитию этих лиг и всего спорта сопутствует посещаемость этих мероприятий. Идея этого проекта возникла у меня во время участие в любительском турнире по хоккею, когда я смотрел на пустые трибуны вокруг. Я задумался, как это изменить и понял, что никак не изменить моментально и нужен подход, который позволит воспитать культуру посещения таких мероприятий. Таким образом у меня появилась идея создания школьной хоккейной лиги.

Я сам не так давно был школьником и был бы счастлив, если бы во время моего обучения существовал бы такой проект. Также я всегда хотел играть в хоккей, но на это не было ресурсов у моей семьи и если бы данный проект существовал, возможно много талантливых детей были бы замечены и приглашены в ДЮСШ и смогли бы построить карьеру в хоккее. Также считаю, что проблема многих межшкольных соревнований в том, что они нерегулярны и проходят обычно 2 раза в год (так было в мое время, возможно сейчас все изменилось)

Здесь я попробую расписать пробный сезон, как я вижу можно всё это организовать для максимального эффекта и вовлечённости в данный турнир.

Цели проекта:

  1. Популяризация массового детского спорта в Екатеринбурге.
  2. Попытка заинтересовать детей заниматься во внеурочное время конкретным видом спорта и воспитание патриотизма в ходе выступления за сборную команду школы.
  3. Выявление потенциальных талантливых хоккеистов с природными данными, которые при иных обстоятельствах (отсутствие ресурсов таких как деньги, или время, чтобы водить ребёнка на тренировки) не стали бы заниматься хоккеем. (Пример советских хоккеистов, которых находили тренеры на дворовых площадках и оттуда уже приглашали в профессиональный спорт)
  4. Воспитание культуры посещения массовых спортивных мероприятий школьного и студенческого уровня

Структура первого сезона школьной хоккейной лиги:

Выбираются 4 любых школы города Екатеринбурга с численностью первоклассников более 120 человек.

Проводится организационное собрание с родителями, в ходе которого выявляются желающие поучаствовать в данном проекте. Для облегчения всего этого процесса необходимо организовывать трансфер от школы до хоккейной арены, где будет проходить тренировка и обратно. Получается, что после уроков дети будут ехать на тренировку и возвращаться в школу, родителям не нужно будет их никуда везти. Это будет удобно всем. Т.к. Дети будут в возрасте 6-7 лет, возможно для них катание на коньках станет первым опытом в жизни и начинать игру в хоккей сразу было бы неправильно, сначала нужно их обучить основам игры в хоккей. Для этого отводим примерно 8 месяцев, по истечении которых можно провести несколько матчей. Тренировочный процесс на льду должен составлять не менее 4 часов в неделю для каждой команды.

Каждая игра должна проводится в субботу или воскресенье с развлекательной программой, розыгрышами для максимального привлечения зрительского интереса.

Что может получиться в итоге?

  1. Вырастет здоровое поколение с правильными ценностями
  2. В городе будет настоящий хоккейный бум, потому что все школьники будут следить за хоккеем, на всех матчах главной и молодежной команды города будут аншлаги.
  3. Массовый спорт будет набирать обороты и стремительно развиваться
  4. Развитие школьного и студенческого спорта, появление спортивных детских лиг.
  5. Появится культура посещения спортивных мероприятий любительского уровня
  6. У детей будет заложена хоккейная база и за счет этого вырастет уровень студенческих лиг, Ночной лиги и просто уровень хоккея в стране
  7. Дружное школьное сообщество, которое будет объединено одной целью
  8. Стремление к учебе, ведь за плохие оценки ученики будут отстраняться от тренировок и игр.
  9. В семье, где есть ребенок-хоккеист отцы захотят присоединиться к Ночной лиге, вырастет вовлеченность в Ночную хоккейную лигу
  10. Воспитание правильных ценностей в подрастающем поколении.

Основные организационные моменты:

Как всё это можно организовать и согласовать с Федерацией Хоккея России, Министерством образования и Министерством спорта

Аренда льда в дневное время (проблематично)

Естественно бюджет всего этого соревнования.

Первый сезон должен быть обязательно полностью бесплатным для участников

Для привлечения максимального числа участников, считаю что необходимы бесплатные комплекты экипировки для занятия хоккеем. Ориентировочно 30 комплектов на каждую школу.

Почему этот проект обречен на успех?

  1. Все родители хотят, чтобы из ребенок рос здоровым, сильным и занимался спортом, но не у всех есть время, чтобы водить его на тренировки или есть деньги на оплату таких тренировок. Данный проект позволяет заниматься хоккеем бесплатно и облегчает это все для родителей, потому что им не надо водить детей на тренировки, т.к. присутствует трансфер от школы
  2. Посещаемость соревнований будет высокой, т.к. всем учащимся школ будет интересно смотреть на матч своей любимой команды, тем более если на таком матче будет развлекательная программа и какой-нибудь розыгрыш атрибутики команды.
  3. В школьной системе нужны спортивные лиги, матчи в которых будут идти круглый год, чтобы был стимул тренироваться и развиваться, на примере данного проекта можно построить лиги по всем видам спорта. Рост численности массового спорта обеспечен.

Считаю, что содержание проекта можно обеспечить частными средствами. Для любой компании нашего города финансирование данного проекта будет несложным, а имиджевые приобретения будут многократно выше расходов.

Как открыть свой хоккейный клуб

В мировой практике хоккеем называют целое семейство командных игр, отличительной особенностью которой является использование клюшек, при помощи которых мяч или шайба должна поразить ворота соперника. Наибольшее распространение получили три разновидности этих игр: хоккей с шайбой, на траве и с мячом. Во многих странах мира популярна именно игра на льду с шайбой, которую и называют в обиходе просто хоккей.

В России эта игра ненамного уступает в популярности даже футболу, причём заслуги сборной здесь намного выше, чем в футбольных соревнованиях. Многие начинающие спортсмены выбирают хоккей как вид спорта, которым хотят заниматься всю жизнь, и в связи с этим спрос на обучение хоккею достаточно велик. Но, с другой стороны, организация игры в хоккей значительно сложней, чем всё тот же футбол, в связи с чем во многих даже относительно крупных населённых пунктах существует небольшое количество секций, в которых обучают этой непростой игре. Имеет свой клуб и вовсе не каждый большой населённый пункт. В связи с этим стать популярным может даже начинающий клуб, набравший команду талантливых спортсменов и занимающийся грамотной организаторской и учебной работой.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

После завершения регистрации стоит всерьёз задуматься о регистрации в местной хоккейной ассоциации, без этого клуб нельзя будет назвать полноценным, потому что он не будет участвовать в соревнованиях (во всяком случае, в официальных), да и о каком-то серьёзном развитии тогда и речи идти не может. Но на первых порах, пока происходит только становления своего бизнеса, набор учеников и поиск перспективных игроков, с обращением в ассоциацию можно повременить, однако не отложить насовсем. Ведь даже в глазах новых спортсменов клуб без возможности участвовать на серьёзных состязаниях и не учтённый среди профессиональных игроков считается простой спортивной секцией, не претендующей на что-то большее. В каждом регионе, в каждой ассоциации могут быть свои условия для участников, и чтобы попасть в эту группу, придётся соответствовать определённым условиям, которые и назовут при первом обращении в эту организацию.

Следующий шаг в становлении своего хоккейного клуба – поиск собственного помещения. При недостатке денежных средств, площадку можно арендовать у более сильного клуба или просто в спортивном комплексе, где ледовый каток под хоккей наверняка оборудован. Сложности с этим могут возникнуть в небольших городах, потому что там редко занимаются созданием таких арен. Решить этот вопрос порою можно только своими собственными силами – обустроив её самостоятельно, но в этом случае придётся выкупать соответствующее помещение и проводить в нём ремонтные работы, а это обойдётся не в один миллион рублей. Если повезёт, можно найти спортивный комплекс, который предоставит помещение в долгосрочную аренду, возможно, даже с правом выкупа, и тогда можно будет без затрат на возведение сооружения построить свою ледовую арену. Однако и её обустройство нельзя назвать малозатратным.

Для того, чтобы круглогодично иметь в распоряжении ледовую арену, нужно организовать искусственный каток. В настоящее время это не является проблемой, были бы деньги, и каток организуется в закрытых (и даже отлично отапливаемых) помещениях, потому что низкая температура специальными установками поддерживается только непосредственно у поверхности площадки. Чтобы иметь примерное представление о размерах площадки, стоит обратиться к мировым и российским стандартам. Так, крупнейшие соревнования проводятся на аренах размером 61х26 метров, это стандарт НХЛ; в России часто можно встретить площадки по стандарту Международной федерации по хоккею с шайбой – 61х29 метров. Это, конечно, не футбольное поле, но размеры впечатляют. Предпринимателя – уровнем затрат.

Само помещение должно быть значительно больше, потому что нужно же ещё оборудовать зрительские места, ограждённые специальными бортами и стеклом, найти место для кабины комментатора (из которой хорошо должно просматриваться всё поле), а также выделить комнаты для раздевалки, душевых и административных помещений, а также технические комнаты для размещения холодильного оборудования и техники, ресурфейсера в первую очередь. Это ледовый комбайн, который обновляет поле и поддерживает его в надлежащем виде, для него выделяется место с постоянной температурой не менее 1 градуса по Цельсию, иначе вода в нём замёрзнет, и прорвёт подающие трубы.

На специально оборудованный пол кладётся система трубок с хладагентом, которая подключена к холодильной установке в другом помещении. Иногда её заменяют специальными ice-матами, которые более удобны в эксплуатации, но несколько дороже. На трубы или маты наносится специальная влагоизоляция, совмещённая с теплоизоляцией, и уже поверх всей этой конструкции наносится вода, которая и поддерживается постоянно в твёрдом виде. Затраты на оборудование только поддержания ледового участка составят:

Холодильная установка – от 4,5 миллионов рублей.

Хладагент из моноэтиленгликоля – от 450 тысяч рублей.

Система трубок-матов основы катка – от 1,3 миллиона рублей.

Магистраль подключения матовой системы к холодильной установке– от 450 тысяч рублей.

Борта из водостойкой фанеры – 400 тысяч рублей.

Защитное стекло (точнее, стеклопластик) – 600 тысяч рублей.

Сетка рабица по периметру – 200 тысяч рублей.

Весь комплекс работ по оборудованию помещения могут взять на себя специализированные компании. Также стоит упомянуть про синтетическое покрытие вместо льда, стоимость которого составляет около 4 тысяч рублей за м 2 , причём в эксплуатации такое покрытие гораздо дешевле и проще, но для профессионального хоккея оно не подходит – по стандартам не положено. Для завершения обустройства своего поля нужно закупить ворота и нанести на поле разметку. В дополнение к полю нужно закупить шайбы и полную экипировку для своих будущих игроков: клюшки, коньки, раковины, шлемы, визоры, щитки, нагрудники, краги, капы, шорты, ошейники, свитеры, гамаши, а также специальные варианты для вратарей и для них же дополнительно бандажи, блокеры и ловушки. Стоимость полного комплекта формы для одного игрока начинается примерно от 20 тысяч рублей, но может быть значительно выше в зависимости от качества экипировки.

Когда готово помещение, можно искать персонал для поддержания своего клуба: это, в первую очередь, тренерский состав, скауты, медики, а также администраторы, работники обслуживания арены, судьи; все они будут получать заработную плату из бюджета клуба, и стоит сразу рассчитывать на большой фонд оплаты труда с учётом того, что в первое время дохода от основной деятельности не будет. Поэтому на данном этапе следует совместить свою работу с платной школой, по причине небольшого количества хоккейных площадок во многих городах, распространение хоккейных секций весьма затруднено, хотя желающие всегда имеются. Платная школа позволит людям научиться играть в хоккей, предпринимателю – остаться на плаву в первое время, а в целом весь процесс обучения будет постепенно приводить к образованию команды. Безусловно, только что образованный клуб без многомиллионного бюджета не сможет приобрести более или менее хороших игроков, поэтому ему гораздо проще начинать развивать таланты из неопытных спортсменов.

Коммерческий спортивный клуб будет успешен в том случае, если он обладает талантливыми и перспективными игроками и опытными и квалифицированными тренерами. В дальнейшем развитии клуба скауты должны находить новых игроков, которые будут приходить из других клубов. Заработок клуба состоит из продажи билетов на домашние соревнования, из возможных вознаграждений за достижения (то есть выигранные кубки и чемпионаты), а также из продажи клубных вещей, то есть изделий с клубной символикой, ориентированной в первую очередь на фанатов.

Слабое место в отечественном хоккее - это, без сомнения, детские хоккейные школы.
Существующая система неэффективна, т.к. она ориентирована на сиюминутный результат, а не на воспитание профессиональных хоккеистов.

- Чрезмерные нагрузки, упор на "физику", постоянная селекция в погоне за победами на детских соревнованиях
- Коррупция
- Нарушение спортивного принципа
- Тренеры без необходимой квалификации и педагогической подготовки
- Неэффективно выстроенный учебно-тренировочный процесс, который имеет низкий КПД

Все завтрашние "воспитанники российского хоккея", в большинстве случаев - это плоды работы отдельных энтузиастов: тренеров, родителей и талантливых детей. Которые, зачастую, "пробиваются" не благодаря, а вопреки существующей системе.

Существующая "монополия" на детский хоккей и нежелание людей, принимающих решения, что-либо менять, затрудняет попытки неравнодушных людей повлиять на ситуацию.

Единственный эффективный вариант в существующих реалиях - это создание альтернативы.

Расскажу немного о проекте:

Хоккейная Школа Нового Поколения

Главные отличия от ДЮСШ/СДЮШОР:

- Главное - это развитие детей и их будущее, а не личные амбиции функционеров, тренеров, родителей
- Детей обучают, а не тренируют и бесконечно соревнуются
- Спортивный принцип попадания в команду и на соревнования
- Все, кто в команде, будут играть!
- С детьми работают только тренеры-педагоги по своему призванию, а не просто бывшие хоккеисты
- Качество подготовки настолько высокое, насколько это возможно реализовать на сегодняшний день
- Индивидуальный подход к каждому ученику, правильное использование его способностей в игре

Для реализации данного проекта потребуется время на создание необходимой инфраструктуры и подготовки тренерских кадров.

Организация, то, что в чем может поспособствовать "Команда-2":

- Построить собственный каток с залом для Школы в Москве
- Привлечь спонсоров (меценатов)
- Административная поддержка, а именно, обеспечение участия в чемпионатах, турнирах; медиа-сопровождение; привлечение и проведение мероприятий со звездами хоккея

Естественно, этот проект долгосрочный и на его реализацию потребуется время, в первую очередь, на строительство катка и подготовку тренерских кадров. Поэтому, логично будет двигаться поступательно.

Возможен к реализации уже в сезоне 2015/2016

Я, руководитель и главный тренер ХШ "Эволюция", Брисуэла Филипп Юрьевич, вместе со своей командой тренеров готовы к выполнению технической части на 100%.

Необходимая организационная поддержка:

- Предоставить лед для тренировок и игр в Москве
- Привлечь спонсоров
- Медиа поддержка
- Обеспечить участие команд в необходимых турнирах

С большим уважением относимся к деятельности проекта "Команда-2" и готовы объеденить усилия для создания лучшего будущего для наших детей!

Из спорта – в спортивный бизнес

Всю жизнь я мечтал быть тренером. Наверное, даже хоккеистом хотел быть меньше, чем тренером. В течение спортивной карьеры мне посчастливилось поработать со специалистами высочайшего уровня. Среди них – Знарок, Юрзинов, Воробьёв, Белоусов.

До открытия академии у меня уже был предпринимательский опыт, но неудачный. Когда я был действующим хоккеистом, решил организовать в Магнитогорске бизнес по продаже артезианской воды. Но хоккей забирал очень много времени, и я не мог контролировать все бизнес-процессы. Менеджеры совершили ряд грубейших ошибок, которые привели к убыткам. Спустя три года я закрыл проект. Главный урок, который я вынес из этого опыта – нужно заниматься делом, в котором ты профессионал. И когда мне представилась возможность открыть хоккейную академию, я понял, что это – самый правильный для меня вариант.

Мы долго думали, как назвать академию. Партнёры предложили назвать её моим именем. Личный бренд – это не только маркетинговый инструмент. Это высочайшая мера ответственности за качество и гарантия того, что я не брошу начатое дело. Я воспринимаю Хоккейную академию Дениса Адбуллина не только как бизнес, но и как миссию по развитию российского детского хоккея до уровня мировых стандартов.

Первые шаги

Если говорить о вложениях, то замечу, что это не дешёвое удовольствие: изначально было вложено порядка 20 миллионов рублей. Это были и мои личные средства, и деньги партнёров. Инвестиции пошли на закупку оборудования, игровой формы для детей и сотрудников академии, сувенирной продукции для проведения турниров, а также на зарплату и обеспечение контрактных условий с тренерским составом (в академии по условиям контракта тренер обеспечивается съёмным жильём).

Мы гарантируем зарплату тренерскому составу вне зависимости от количества детей, посетивших их тренировку. Мы уважаем своих тренеров и ценим их время. Они пришли на занятие, качественно провели тренировку, а остальное — уже наши проблемы.

Но основной объём начальных инвестиций потребовался на аренду льда. Нас интересовал только долгосрочный договор, на три-четыре года. Ледовые дворцы в Москве на такие условия идут очень неохотно и требуют оплату за полгода-год вперёд. Но главная проблема в том, что для долгосрочной аренды льда одних только денег мало – нужны серьёзные дипломатические усилия. Приходилось использовать весь арсенал средств, чтобы добиться желаемого: уговоры, хитрости, связи.

Методика обучения

Когда я открывал академию, у меня уже сформировалось понимание, что тренировка должна быть интересна и продуктивна для ребёнка. Занятие длится час, и это время нужно провести максимально эффективно. Если ребёнок целый час будет просто кататься, ему это скоро надоест.

Инвентаря у нас много, оборудование разнообразное и разноплановое. Мы даже используем разделители, как в аэропортах, чтобы дети под ними проезжали. Мы делаем всё возможное, чтобы всесторонне развивать своих воспитанников. При этом много внимания уделяем импровизации. Нам важно, чтобы дети быстро принимали решения и умели воплотить их в жизнь.

Далеко не все тренировки проходят на льду. Дело в том, что катание на коньках, в отличие от ходьбы и бега – это не физиологический навык. И на льду внимание уходит не на технику броска или ведения шайбы, а на то, чтобы устоять и не упасть. Поэтому подготовительные упражнения выполняются в зале, когда человек уверенно стоит на ногах.

В каждой группе у нас не более 30 детей. При этом занятие проводят до пяти тренеров одновременно. То есть на каждого тренера приходится по 5-6 детей. Это позволяет работать практически индивидуально: поправлять, мотивировать, показывать и т.д. В этом наше большое преимущество перед другими школами. В обычной хоккейной секции – всего один-два тренера на группу, в которой может быть до 70 спортсменов.

Мы выборочно записываем тренировки на видео и разбираем их с тренерами. Тренер досконально знает каждого ребёнка. И на тренировке он может быстро разбить детей на группы, чтобы они в оптимальном режиме подтягивали слабые стороны и развивали сильные.

Работаем со всеми

К нам нередко приходят дети, которые никому не нужны. Их не хотели брать даже в коммерческие школы. Три года назад такие дети составляли 90% учеников нашей академии. Сейчас некоторые из них уже востребованы большими хоккейными школами.

У нас занимаются и воспитанники серьёзных хоккейных клубов, когда у них возникают проблемы. Например, после травмы или потери места в составе. Для них мы разрабатываем программы восстановления, планируем тренировку с учётом их физических возможностей в данный момент. Некоторые дальновидные родители приводят к нам детей для дополнительных тренировок, даже если сейчас у них всё хорошо. Они понимают: конкуренция высока, и нужно постоянно быть лучше остальных.

Упал-отжался

С родителями у нас налажено хорошее взаимопонимание. Я уважаю каждого, кто привёл своего ребёнка в этот непростой вид спорта. Я осознаю, что для родителей дети – самое святое и самое дорогое, что у них есть, и постоянно напоминаю об этом тренерам.

она в хоккее больших размеров и тяжёлая – прим. редакции

После тренировки я говорю каждому ребёнку в присутствии родителя: что плохо, что хорошо, какие упражнения рекомендую делать дома. Я для всех всегда открыт. Мне можно звонить по всем вопросам, вплоть до покупки формы.

Абонемент на месяц в нашей академии стоит от 20 000 рублей, он включает три часовых занятия в неделю. Если в группу продано 30 абонементов – мы прекращаем продажи. В группе не может быть больше 30 детей, иначе занятия становятся неэффективными. Первая пробная тренировка — бесплатная. И большинство родителей после неё покупают абонементы.

За три года работы академии через нас прошло около двух тысяч детей в возрасте от 3 до 16 лет, сейчас системно тренируются порядка 300 человек. И ещё достаточно большое количество хоккеистов посещают тренировки по необходимости (восстановление, доработка отдельных навыков и т.д.). В академии преимущественно занимаются мальчики, но есть и девочки.

Отбор тренеров

Подбором тренерского состава занимаюсь я лично. Беру только тех, у кого есть опыт игры в КХЛ или ВХЛ. Невозможно научить хоккею, если сам не играл в него на высоком уровне. Например, я знаю хоккеиста, который близок к завершению карьеры. Он устраивает меня по ряду основных качеств: трудолюбие, дисциплина, отношения в коллективе. Я предлагаю ему поработать у нас тренером в течение испытательного срока. Если новый тренер хорошо себя проявляет – он остаётся у нас.

Я требую от тренеров, чтобы они относились к ребятам как к собственным сыновьям. Мы должны каждого ребёнка развить до того уровня, которого позволяют достичь его способности. Наверное, не во всех профессиональных командах есть такие требования. Но мы добиваемся такой рабочей дисциплины не за счёт штрафов. Мы создаём микроклимат, основанный на уважении и поддержке друг друга. Мы постоянно собираемся семьями, проводим совместно досуг, это помогает формировать настоящую команду.

Я курирую занятия всех групп, занимаюсь методикой, иногда тренирую. Сейчас я не могу быть постоянным тренером – уровень ответственности другой, и задачи другие. Но мне нравится тренировать, и когда удаётся это делать, я получаю большое удовольствие.

Все хоккеисты – это хоккейная семья. И когда я приглашаю действующих игроков приехать к нам и провести мастер-класс – многие соглашаются с большим удовольствием. Хоккеисты понимают: своим приходом они дарят счастье детям.

на фото рядом с Денисом Абдуллиным

владельцу санкт-петербургского хоккейного клуба СКА – примечание редакции

Конкуренция и есть, и нет

Мы выкладываем в соцсетях свои тренировки, упражнения, методики, наработки и т.д. Делаем это для развития хоккея, чтобы тренеры-фанаты в регионах могли у нас учиться. Но другие московские школы всё это, мягко говоря, заимствуют, используют, присваивая авторство себе. Нас это не слишком огорчает, мы понимаем: если нас копируют – значит, мы движемся в правильном направлении.

Что дальше

Читайте также: