Проект командообразование в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Русакова Мария Сергеевна

Населенный пункт: г. Москва

Изменения в современном мире стремительны. Педагоги и родители уже не сомневаются, что дети с юных лет должны владеть информационными технологиями. Никого уже не удивить тем, что дошкольник учит песни к празднику в Интернете, пользуясь голосовым поиском, а у младшего школьника есть аккаунт в социальной сети. Техническая грамотность ребенка становится поводом для гордости взрослых. Но достаточно ли всего этого для того, чтобы дети смогли вырасти успешными и счастливыми людьми? До тех пор, пока человека будут окружать люди, а не машины, именно общение будет определять, как в конечном итоге сложится судьба каждого человека. И если освоить новый гаджет или компьютерное приложение можно за час, то учиться искусству коммуникации можно всю жизнь. И еще сложнее – научиться сотрудничать, объединять свои силы для достижения особенного результата.

Хорошей средой для развития таких навыков является команда. Команда – это группа людей, которые сотрудничают друг с другом, объединяя свои способности и умения для решения какой-либо задачи. В этом смысле команда всегда связана с деятельностью, с эффективностью. Именно по этой причине они и оказываются востребованы уже во взрослом мире. Однако в современной практике команды встречаются лишь в теории: слишком сложным оказывается их развитие для неподготовленного человека. Да и сама проблематика командообразования относительно нова: интерес научный мысли она привлекла в 80-90-х гг. XX в. Чуть позже перешла и в отечественную психологию. Тем не менее пока не приходится вести речь о плановом введении основ командообразования в дошкольную педагогику.

И все же, практика, реализованная в нашем дошкольном отделении, показывает, что дети не только с большим интересом относятся к игровым сеансам по командообразованию, но и действительно приобретают множество важных социо-коммуникативных навыков. Они учатся лучше слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до собеседника, начинают осознавать зону своих возможностей и ценность способностей друзей. Повышается готовность помогать друг другу, ответственность за коллективный результат, лояльность к индивидуальным особенностям окружающих, развиваются лидерские качества. Именно поэтому в данной статье мы представим экспресс-программу по командообразованию. Игровые сеансы проводятся с каждой командной отдельно. Важной частью мероприятия является беседа со всеми участниками о происходящих событиях, мотивах и целях их действий. В психологии этот процесс называется рефлексией, и многие специалисты в сфере командообразования считают этот процесс двигателем развития команды.

Программа состоит из 7 модулей. Количество занятий в каждом модуле определяет сам педагог на основе динамики команды. В одной ситуации можно ограничиться одним занятием, в другой – дать несколько сходных заданий, каждый раз прорабатывая оставшиеся у детей затруднения.

0. Предварительный этап. Это этап необязателен и проводится лишь в случае крайне выраженных коммуникативных нарушений у большинства членов команды. В этом случае целесообразно организовать совместно-индивидуальную деятельность детей, например предложить им, сидя за общим столом, разбирать карточки лото, заполняя собственные коврики.

Цель этапа. Формирование опыта участия в совместной деятельности. На этом этапе корректируются базовые коммуникативные нарушения: избыточный эгоизм или эгоцентризм, застенчивость, социальная ленность, раздражительность, вызванная необходимостью находиться в группе.

Содержание этапа. Детям предлагается посетить Волшебную страну и познакомиться с ее жителями. Сообщается, что для этого нужно выложить верную последовательность картинок. Отметим, что при использовании материала этого вида дети часто совершают смысловые ошибки, благодаря чему в команде можно развернуть полноценную дискуссию на тему поиска верного ответа.

Цель этапа. Развитие помогающего отношения к сверстнику

Цель этапа. Развитие умения слушать друг друга и доносить свои мысли как основы совместной деятельности

Игровой материал. Любое лото с простыми картинками, при условии, что каждая картинка представлена в двух экземплярах. Символические фишки-подарки (например, карточки домино) по две на человека.

Содержание этапа. Педагог до начала занятия предупреждает детей, что эта игра покажет, хорошо ли они умеют слушать друг друга. На первом этапе игроки по кругу берут одну картинку и озвучивают простую мысль про изображенный на ней предмет. Проводится два круга. На втором этапе педагог по кругу опрашивает детей: берет любую карточку и предлагает вспомнить, кто был автором описания, составленного по этой картинке, и что именно говорилось. Если ребенок все верно вспомнил, хозяин картинки дарит ему фишку-подарок. Анализ выигранных и нерозданных фишек наглядно показывает детям, насколько хорошо они умеют слушать и насколько убедительны для других. Помимо этого, педагог может выявить детей наиболее популярных детей и тех ребят, которых сверстники неосознанно игнорируют.

Цель этапа. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. знакомство с основными командными ролями. Среди них можно выделить роли исполнителя, генератора идей, контролера, гармонизатора и некоторые другие. Игра способствует яркому проявлению лидерских качеств.

Игровой материал. Мозаика большого размера. Этот вариант базово предназначен для детей более раннего возраста из-за увеличенного размера деталей. В нашем случае эта особенность используется как способ расширения игрового пространства.

Содержание этапа. Дети делятся на две подгруппы: малую (2-3 человека) и большую (ее численность минимум в два раза больше, чем численность малой подгруппы). Дети из малой подгруппы – объясняющие. Они получают картинку-образец, на которой нарисовано изображение, которое необходимо выложить из мозаики. Задача объясняющих при помощи слов и проверок помочь другим детям – исполняющим – выложить эту картину. При этом происходит разделение возможностей и обязанностей: объясняющие видят картинку, но им не разрешается касаться фишек и жестами указывать на то место, куда их следует класть. Исполняющие, наоборот, собирают мозаику, но не могут видеть образец. В ходе игры поощряется развитие диалога. Занятие делится на раунды так, чтобы все дети могли побывать и в роли объясняющих, и в роли исполняющих. Помимо этого, педагог старается показать каждому ребенку его силу в наиболее свойственной ему роли, а также донести до команды мыль о важности для команды всех ролей, если они исполнены добросовестно.

5. Домик из бумаги (бумагопластика)

Цель этапа. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. планирование результата деятельности. Задание является усложненной формой ролевого взаимодействия, развитие которого стало происходить еще на прошлом этапе.

Игровой материал. 10 листов белой бумаги, скотч, ножницы, клей и простой карандаш по желанию.

Содержание этапа. Детей просят построить дом (или замок) для какого-либо персонажа. Дом должен быть объемным, стоять самостоятельно, желательно сделать его достаточно высоким. Педагог отмечает, что для этого дети могут использовать 10 листов, но не более, поэтому бумагу важно расходовать разумно. В ходе занятия отдельное внимание уделяется этапу планирования. Как правило, он вызывает у детей наибольшие затруднения. Поощряется моделирование, то есть условное изображение планируемых для создания конструкций без реального расходования бумаги. Как и на предыдущем этапе педагог ориентирует ребенка на комфортное самоощущение в корректной командной роли и доносит до детей значимость каждого из видов корректного ролевого поведения.

Цель этапа. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в том числе навыка групповой дискуссии.

Игровой материал: два листа бумаги (черновик и беловик), простой карандаш, цветной карандаш, ластик.

Цель задания. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. навыка координирования действий

Игровой материал: моток ниток

Содержание этапа. Занятие проводится в конце программы и является относительно облегченным в целях психологической разгрузки. Дети встают в круг. Первый ребенок берет моток, обматывает нитку на руку и выбирает другого ребенка, которому он хочет перекинуть моток. Второй ребенок также наматывает нитку на руку и передает его третьему. Таким образом нить хаотично соединяет детей в круге между собой, напоминая паутину. После этого дети должны не выпуская нить из рук распутаться, то есть выстроиться в линейку. Для этого им приходится перешагивать через нить и пролезать под ней, меняясь местами. Задание усложняется тем, что дети не всегда могут понять, что разматывать паутину легче, начиная не с самого инициативного игрока, а с того, просто был первым или последним при передаче мотка. Потом можно разнообразить игру и предлагать детям наматывать нить на ногу или живот. Однако в целях следования техники безопасности важно следить за тем, чтобы нить держалась свободно и при необходимости ребенок мог бы сам освободиться. В этом задании, в отличие от предыдущих, качество упражнений повышается при включении большего количества детей. Это повышает требования к аналитической деятельности и навыкам самоорганизации у детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципального дошкольного образовательного

Управленческий проект

Ешкилева Т.Г, заместитель заведующего

Казаченко В.В., старший воспитатель

Пояснительная записка. Актуальность _________________________________________3

Содержание проекта________________________________________________________ 7

План мероприятий__________________________________________________________ 9

Тимбилдинг как механизм управления дошкольной образовательной организацией

Пояснительная записка.

Актуальность и значимость.

Приоритетным направлением развития государства становится развитие человеческого потенциала. Ориентиром становится профессиональный рост, творческая социальная активность.

Teambuilding - это возможность лучше узнать свой коллектив. Это способ сделать общение более эффективным, важно понимать, что Teambuilding – стратегический инструмент формирования и укрепления команды, а не просто отдых с интересными конкурсами. Педагогам необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность.

Итак, для того, чтобы превратить дошкольную организацию в дружную команду и помочь педагогам подружиться, недостаточно совместных походов в кино и театр. Тимбилдинг должен быть увлекательным! Командные игры, совместные походы, мозговые штурмы помогут сплотить коллектив.

Существует много видов тимбилдинга:

-командные спортивные игры и мероприятия

-мероприятия творческого характера (командные конкуры, интеллектуальные соревнования, ролевые игры)

-активные тренинги, ориентированные на взаимодействие в команде

Выбор формы тимбилдинга зависит от его целей, а также от особенностей коллектива.

Данный проект призван помочь дошкольной организации сформировать дружный, работоспособный коллектив

Дошкольные организации, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, высокой рентабельности, в первую очередь, должны думать о развитии коллектива, команды. К такому выводу приходит все большее число руководителей. Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов.

Вопрос обеспечения условий творческого взаимодействия в коллективе, группе или команде как педагогического средства организации воспитательно-образовательного процесса остается до сих пор мало изученным. В связи с этим, становится актуальной разработка вопроса командообразования в педагогическом коллективе как механизма управления образовательной организацией.

Без организации командной деятельности гибкость и мобильность учреждения будет затруднена.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Работа по внедрению технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников проводилась мною в течение 2-х лет, с сентября 2018 по март 2020 год.

Актуальность работы : Сенситивным периодом для развития

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Макаренко А. С. рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.

Авторы (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. С. Буре) указывают, что совершенствования процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе нашего общества и решается она, благодаря нахождению ребенка в коллективе.

Технология тимбилдинга, как работа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста является актуальной, так как способствует выявлению у обучающихся лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержки детей в командообразующихся играх; проявлению важных человеческих качеств личности, таких как: доброта, взаимопомощь, самостоятельность, умение работать в команде, развитие коммуникативного общения, самосовершенствование.

С помощью различных игр, тренингов, упражнений по командообразованию дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в играх.

Таким образом, технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста становится очень актуальной, что и определило выбор темы моей работы.

Основная цель заключалась в систематизации, подборе игр, упражнений технологии тимбилдинга, направленных на социально – коммуникативное развитие детей, создание наиболее благоприятных условий для развития личности индивидуальности ребенка в детском коллективе.

Передо мной ставилась проблема: каковы наиболее более эффективные способы, сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

• создать и поддержать дружеские отношения в группе;

• снять психологическое напряжение, снять конфликт;

• повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе

• повысить уровень личной ответственности за результат;

• перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.

• формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива;

• организация высокоэффективной системы деятельности;

• формирование системы ценностей детского коллектива;

• формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приё мов:

Словесные - объяснения, указания, похвала, беседа.

Практические - упражнения, игры, тренинги, конкретные задания, игровые приемы.

Проблемные – создание проблемной ситуации.

Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему.

Работа по решению поставленных задач в соответствии ФГОС проводилась с учетом следующего комплекса принципов:

Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);

Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);

• Обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,

• планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

• взаимно контролировать действия друг друга,

• уметь договариваться, вести дискуссию,

• правильно выражать свои мысли в речи.

• повышение педагогической культуры родителей.

Новизна моего педагогического опыта заключалась в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию.

Работа была распределена на определё нные этапы:

1. Организационный этап

1 этап – сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.

Проведён анализ психолого-педагогической литературы по теме, разработана структура внедрения технологии тимбилдинга для социально-коммуникативного развития детей. Организован сбор информации по данной теме основе диагностики социально-личностной компетенции.

1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005. 3. Римашевская Л. С.

2. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.

3. Формирование нравственного здоровья дошкольников : Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой.

4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2000

5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005. — 187 с.

Сбор информации по проблеме на основе диагностики социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.

Для выявления уровня социально-личностного развития, социальных навыков детей использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю. (Приложение № 1)

В проведении входного мониторинга участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек.

Полученные результаты выявили, высокий уровень у 10%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности; проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.

Средний уровень показали – 36 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются;

И низкий уровень имеют 54% детей которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

В большей части дети показали низкий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих формированию социально – коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии тимбилдинга.

Уровень сформированности социально – коммуникативной компетентности на сентябрь – октябрь 2018 года

На основании полученных результатов мною был составлен план работы по социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста :

1. Создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр технологии тимбилдинг.

2. Подбор психологических игр, упражнений для детей по данному направлению работы.

3. Организация работы с родителями.

2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2018 г. – февраль 2019г.

Целью данного этапа было формирование процесса социально-коммуникативных навыков через игры технологии тимбилдинга.

Данные игры были разбиты на тематические блоки.

Подобные игры проводились с привлечением детей старшего дошкольного возраста с других групп детского сада, так как данные игры предполагали наличие незнакомых или мало знакомых друг с другом детей.

Через выполнение игровых заданий происходило знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливались контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощались, становились свободнее, появлялся всеобщий положительный настрой, возникала дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получали опыт общения в совместной творческой деятельности.

Цель этих игр заключалась в создании условий для полноценного общения детей, моделировании таких ситуаций, в которых у детей :

• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

• формируется умение ценить свою и чужую работу;

• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Игровые занятия строились таким образом, что каждый участник "проживал" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т. д.

Здесь дети "узнали" себя в качестве партнера по общению, открывали в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимодействие состояло в готовности к импровизации.

Данные игры и игровые задания проводились с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью детей учили оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.

Задачами игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе:

- выявление в ходе игры первичного уровня знаний ребенка собственного лидерского потенциала;

- создание условий для реализации лидерского потенциала ребенка посредством игры;

- приобретение первичных знаний форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников.

Главным принципом организации игр-развлечений является дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько :

- дети вовлекаются во всестороннее общение со сверстниками;

- приобщаются к игровой культуре;

- формируется у детей интерес к знаниям на основе игровых технологий;

- формируется чувства радости от совместного дела – игры;

- формируется и развивается творческий потенциал детей.

3 этап – заключительный (контрольный) – март 2020года

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Для диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста снова использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.

Уровни социально-коммуникативного развития детей через использование технологии тимбилдинга за 2018 - 2020 годы

Уровни 2018 - 2019 2019 - 2020

Уровни социально-коммуникативного развития детей через использование технологии тимбилдинга за 2018 - 2020 годы

По данным мониторинга, проводимого с 2018 – 2020 г. уровень социально-коммуникативного развития детей постепенно вырос. В диаграмме хорошо прослеживается, что высокий уровень вырос на 33 %, средний уровень уменьшился в связи с увеличением высокого уровня, низкий уровень практически отсутствует.

Таким образом, анализ результатов мониторинга уровня социально- коммуникативного развития детей показывает, дети, в работе с которыми использовались игры, упражнения по командообразованию, показывают лучшие результаты:

• дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;

• легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;

• активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;

• в конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Подводя итоги о проделанной работе, пришла к следующим выводам:

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в социальном развитии детей, к личностному росту дошкольников

Технология Тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию, помогла мне сплотить детей, я заметила, что ребята стали меньше ссориться, больше уступать друг другу, они научились общаться друг с другом и с взрослыми, поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, действовать в команде и побеждать.

Результаты, которые мы достигли с помощью качественно проведенного тимбилдинга

• нормализация атмосферы и отношений внутри группы, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;

получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

• верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;

• открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;

• повышение уровня инициативности дошкольников;

• повышение уровня доверия в коллективе.

В результате работы был разработан сборник игр по командообразованию (Приложение № 2,3,4,5,6, подобраны диагностические и методические материалы для педагогов и специалистов дошкольного образования по вопросу применения технологии тимбилдинга в работе с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ (Приложение № 1, 12, 13, разработан цикл консультаций для родителей по данной технологии (Приложение № 7, 8, 9).

Перспективы на будущее:

1. Продолжить работу по ознакомлению и внедрению в свою работу инновационных педагогических технологий;

2. Пополнять сборник игр по командообразованию согласно возрастным особенностям детей;

Previous
Next
Play
Pause

Давайте серьёзно продумаем вместе
Как детство друг другу лицом повернуть,
Чтоб дети запели единые песни,
Чтоб вместе хотелось им горы свернуть!

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В то же время, социально-коммуникативное развитие в дошкольном возрасте направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

  • непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;

Проблема:

В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при проведении спортивных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. Так возникла идея внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего учреждении.

Актуальность:

Использование элементов тимбилдинга в системе физкультурного воспитания вызывает у детей повышенный интерес к занятиям физической культурой, развивает двигательные умения и навыки, способствует сплочению детского коллектива, развитию инициативности, позволяет создать мотивацию к обыгрыванию предлагаемого сюжета, даже без включения сказочных персонажей. Кроме того, позволяет координировать усилия дошкольников, применить имеющийся у детей опыт и знания в непривычной деятельности, повышать и поддерживать мотивацию детей, поощрять участников к обмену идеями, совместному решению затруднений, устранять барьеры в коммуникации, избегать нездорового соперничества. Так же в этом случае педагогу легче координировать выполнение заданий детьми в подгруппах.

Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Командные игры это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т., а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.)

Спортивный тимбилдинг – это построение команды на основе спортивных игр.

Цель спортивного тимбилдинга – это формирование умения работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга. Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно.

Задачи спортивного тимбилдинга:

1. Способствовать повышению интереса детей и взрослых к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование.

2. . Способствовать формированию и развитию навыков командной работы:

Безусловно, подгрупповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов.

Плюсы:

1. Повышается мотивация к спорту.

2. Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным при выполнении спортивных заданий.

3. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в группе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы.

1. Подгрупповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.

2. Организация подгрупповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании подгрупп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.

4. Разделение на подгруппы может проходить непросто, даже драматично.

5. В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.

Хотя ведущую роль в подгрупповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.

Объединение на подгруппы – это важный момент в организации работы. Способов объединения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в подгруппе, и на какой результат эта подгруппа выйдет.

Главная задача - не навязывать детям свой вариант решения. На занятиях дети свободно передвигаются, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контроль над поведением детей, совместно с ними необходимо вырабатать определенные правила, которые все без исключения (и дети, и воспитатель) должны соблюдать. Они для всех одинаковы.

Варианты комплектования подгрупп, которые можно использовать:

1) Случайным образом:

Подгруппа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой подгруппе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования подгрупп полезен в тех случаях, когда перед педагогом стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в подгруппах, в которых между детьми сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся детей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в подгруппе и некоторого отдаления от других.

Для образования пар ведущий держит в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

- с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);

- по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;

- найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, собака, попугай, кошка, велосипед и т.п.

- назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года и разделиться на команды;

- назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

- назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортных средств и т.п. и объединиться в соответственные группы;

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.

2) По выбору педагога.

В этом случае педагог создает подгруппы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить детей с близкими физическими и интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор подгрупповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Итак, способов деления на команды достаточно много. Главная их особенность в том, чтобы в течение учебного года ребенок имел возможность поработать в команде со всеми детьми, т.к. внутрь такой организации возникают естественные условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями сверстников.

Игра на выявление лидера

Цель : выявить лидера группы

Для проведения этой игры берётся верёвка, связываются её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих)

Возможны варианты решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам (практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры)

Вопросы для обсуждения:

  • Что при выполнении упражнения было легче всего? (командовать)
  • Что при выполнении упражнения было труднее всего? (подчиняться)
  • Как вы себя чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого?
  • Какая роль была труднее и почему?
  • Чему нужно учить детей в ходе игры? (все не могут быть ведущими, иногда нужно уметь быть в роли ведомого)

А сейчас предлагаем несколько игр, которые можно использовать в своей работе. Чтобы провести большую часть предлагаемых далее игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет.

Игры на умение сотрудничать

Цель: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя

"На льдине"

На полу расстилается ковёр. По сигналу участники должны запрыгнуть на него, а затем перевернуть ковёр, не сходя с него, занять свои места

Вопросы для обсуждения:

  • В чём были трудность при выполнении задания? (договориться, нужен лидер)
  • Какие педагогические выводы можно сделать по окончанию игры?
  • Чему нужно учить детей в ходе игры? (Взаимовыручке, умению действовать сообща, договариваться)

Из инвентаря нужен будет только обруч. Попросите чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На эти пальцы сверху положите обруч.

Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя.

Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться, как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте.

Когда игра закончится, попросите детей рассказать, с каким сложностями они столкнулись.

Вопросы для обсуждения:

  • В чём трудность при выполнении задания?
  • Какие элементы игры работали на командообразование?
  • Чему учит эта игра? (учит сотрудничать, работать сообща).

Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом.

Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки.

Игроки разбиваются на пары.

Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами.

Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку.

Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия.

Затем траектория и скорость движения увеличиваются.

Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.

ОРУ в парах

Игра на достижение общей цели

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия

Участники встают в круг. Каждый в руку берёт один конец верёвки (другие концы связаны между собой и к ним привязан карандаш). По команде нужно опустить карандаш в стакан

Вопросы для обсуждения:

  • В чём трудность при выполнении задания? (нужно действовать сообща для достижения цели)
  • Чему учит эта игра? (заставляет доверять друг другу, работает на сплочение коллектива).

Рефлексия после проведения тимбилдинга:

После окончания каждой игры с детьми стоит обсудить, что каждый из них делал для достижения цели. Пусть дети сами разбираются в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный. Кроме того, при выполнении спортивных заданий, педагог определяет победителя, используя пьедестал почета и медальки.

Итог: в подгрупповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от педагога терпения и кропотливой работы.

Рефлексия для педагогов:

Дополнительная информация для педагогов.

В процессе совместной деятельности в течение дня, педагог, работающий с малыми группами, выполняет разные функции:

1. Он может контролировать.

3. Оценивать работу детей.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Опыт работы показывает, что педагогу, который организует подгрупповую работу, не следует:

дети часто стесняются высказываться в присутствии педагога. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, педагог тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Принципы выбора заданий для подгрупповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов подгруппы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

  • · задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • · задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет подгруппа в целом;
  • · задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • · задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной подгруппы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Можно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых они смогут контролировать себя и провести рефлексию.

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем (песочные часы), доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

Читайте также: