Проект клюква в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт проекта.

Авторы проекта: Королева Мария Александровна.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный

Сроки реализации: 5 сентября – 16 сентября

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Выявленная проблема: Дети и родители имеют недостаточные знания о целебных свойствах северных ягод, как применять их в лечебных и профилактических целях.

Цель: Знакомство с уникальными ягодами, растущими только на Севере. Изучение целебных свойств ягод.

Образовательные.

1. Познакомить детей с тем, какие ягоды растут в нашем северном крае, в чем их уникальность.

2. Изучить целебные свойства ягод и их практическое применение в лечебных и профилактических целях.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие.

1.Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и

Воспитательные.

1.Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность.

2. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

3.Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной край.

Принципы: учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Календарный план:

Прогнозируемый результат проекта:

1. Дети поймут взаимосвязь человека и природы.

2. Получат элементарные представления о полезных свойствах ягод.

3. Сформируется интерес к природным объектам, родному краю.

4. Родители познакомятся с целебными свойствами ягод.

Критерии эффективности: цель проекта можно считать достигнутой, если 80% детей усвоили названия северных ягод, особенности их внешнего вида, родители детей стали использовать ягоды в качестве профилактического и лекарственного средства.

Риски проекта: недостаточная активность родителей в оказании помощи детям.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить её, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Формируя гуманные отношения к природе надо знать, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе и есть забота о самом человеке, его будущем.

Природа – это неисчерпаемая кладовая естественных лекарств. С незапамятных времен ягоды употребляли не только как вкусную, полезную, но и лечебную пищу. К сожалению, не все современные люди знакомы с целебными свойствами ягод родного края, с тем, какую пользу они приносят. А многие болезни излечиваются при помощи ягод. Вопросы укрепления иммунитета детей, лечения без химической нагрузки на растущий организм, знакомство с уникальными северными ягодами очень важны для всех участников образовательного процесса группы.

. Постановка проблемы.

Дети и родители имеют недостаточные знания о целебных свойствах северных ягод, как применять их в лечебных и профилактических целях.

Цель проекта:

Знакомство с уникальными ягодами, растущими только на Севере. Изучение целебных свойств ягод.

Задачи проекта.

Образовательные.

1. Познакомить детей с тем, какие ягоды растут в нашем северном крае, в чем их уникальность.

2. Изучить целебные свойства ягод и их практическое применение в лечебных и профилактических целях.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие.

1.Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и

Воспитательные.

1.Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность.

2. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

3.Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной край.

Календарный план.

Информирование родителей о целях, задачах проекта.

3. Сбор информации о полезных свойствах ягод.

4. Сбор художественной и научной литературы.

5. Подбор дидактических игр и экспериментов

Опыты и исследовательская деятельность

Загадки о ягодах.

Устное народное творчество: пословицы и поговорки про ягоды. Цель: приобщение детей к фольклору, народным традициям.

ОО «Физическое развитие

Работа с родителями:

Привлечь родителей к тому, чтобы они приносили собранные ягоды в детский сад и варить из разных ягод напитки.

Используемые приемы и методы.

Постановка проблемной ситуации.

К детям приходит старичок-лесовичок (игровой персонаж в виде куклы) и рассказывает историю. В северном лесном царстве беда: ягоды не хотят расти, наливаться соком, потому что люди про них забыли. Перестали в лес приходить с корзинками да собирать ягодки. Ягоды обиделись и послали к людям старичка-лесовичка напомнить, какая польза-то от ягод великая: и вкусные они, и от хворей разных помогают. А чтобы детки малые все запомнили да родителей своих уму-разуму-то научили, надобно разные задания, которые лесовичок принес вместе с воспитателями да с родителями и выполнить. Если люди вспомнят, какое добро ягодки северные приносят, да будут из них морсы да варенья варить, тогда ягодки будут помогать и болезни всякие прогонять.

Дети в ходе беседы подходят к мысли, что надо узнать, какие ягодки у нас растут и какую пользу они приносят.

Опыты и исследовательская деятельность.

Опыт – эксперимент №1

Заваривание чая с сиропом шиповника. Цель: Показать способ заваривания чая, оценить вкус, запах, отметить полезные свойства.

Есть ли в клюкве витамин С. Цель: Показать на примере вкусовых качеств аскорбиновой кислоты, что в клюкве также находится витамин С.

Рассматривание и описание ягод.

Детям предлагается рассмотреть описать и сравнить ягоды клюквы, брусники и рябины. Определить их цвет, размер и вкус. В ходе данной деятельности дети выяснили, что ягоды клюквы и брусник похожи по вкусу, и отличаются от вкуса рябины. Отсюда сделаем вывод, что ягоды брусники и клюквы обладают похожими свойствами, а рябина имеет другие полезные свойства.

Цель: Познакомить детей с северной ягодой клюквой и рассказать о её свойствах. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды.

Задачи:

- Закреплять знания о растениях болот.

- Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.

- Учить делать выводы, анализировать.

- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Организационный момент (4 мин.)

Дети сидят на стульчиках, приходит Ёжик Вежа.

Ёжик: - Здравствуйте, ребята! Через болото к вам спешил, но лапки я не промочил.

Ребята, а как вы думаете, почему я лапки не промочил? (зимой болото замерзает, покрывается льдом). И не только болото, но и ….(ответы детей).

(чем хорошо болото и чем плохо?)

Предполагаемые ответы детей:

Хорошо – болото, место обитания животных (насекомые, лягушки, ящерицы, ондатра, птичка кулик…) Молодцы! Многие животные приходят просто на водопой. Растут растения, (камыш, пушица, кукушкин лён, багульник), ягоды-клюква, морошка, водяника),

Ёжик: - Я загадаю вам одно из болотных растений, послушав внимательно мою загадку, постарайтесь её отгадать.

Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Ответ: Клюква)

Молодцы, правильно – это клюква! А сейчас, я вам предлагаю послушать рассказ о северной ягоде клюкве. И вы узнаете, чем же полезна клюква?

Основная часть (16 мин.)

1слайд

2слайд

Клюква – вечнозеленый кустарник с овальными листочками. Кустики невысокие, усеянные красными бусинами ягод. По весне можно увидеть, как цветет клюква. А созревает она к началу сентября.

Клюква не боится снегов и заморозков. Потому собирать ягоды можно как в осенний сезон, так и в начале весны, когда сходит снег. Но вкус у подснежной клюквы будет немного отличаться. К характерной кислинке прибавится сладковатый вкус. Собирать можно лишь спелые ягоды.

3слайд

В пищу употреблять ягоду можно в следующих вариантах: в свежем виде; в качестве отвара, сока или морса; в виде клюквенного варения или джема; используется клюква для десертов, начинки для сладкой выпечки; добавляют клюкву в коктейли, а клюквенный сироп может стать прекрасным дополнением для мороженого или блинчиков.

4слайд

Врачи советуют употреблять клюкву в разном виде с целью избавления от простуды. Морсы сбивают повышенную температуру тела, укрепляют наш организм, борются с микробами и болезнями.

Употребление клюквы помогает сохранить здоровье глазам, также сохраняет здоровыми ногти, волосы.

Ёжик: Ребята, что вы скажете про клюкву? Чем она полезна? Что можно из неё приготовить? (ответы детей).

Молодцы! А вы бы сами хотели приготовить морс?

Скоро праздник Новый год, и вы могли бы помочь своим мамам приготовить праздничный стол. Готовить морс мы будем в нашей лаборатории. Перед тем как мы начнём готовить морс, мы клюкву исследуем.

А чтобы у нас всё удачно получилось, мы немножко разомнёмся

На болото мы пойдём, (шагаем на месте)

Круглую, (разводим руками, делаем круг в воздухе)

Красную, (надуваем щёки)

Вкусную. (выставляем кулачки, приподнимая большой палец).

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Молодцы, проходите в лабораторию и переодевайтесь в спец. одежду.

Опыт 1. (приложение 1)

Возьмите одну ягодку ложечкой и положите её в тарелку. Рассмотрим ягоду через лупу. Какая ягода? Затем возьмите зубочистку и легонько проткните ягоду. Что вы наблюдаете? Делаем вывод. Клюква круглая, красного цвета, внутри ягоды сок. Отодвиньте тарелочку с ягодой немного в сторону.

Опыт 3. У вас у всех на чашках стоит условная красная мерка.

Теперь берём кипячёную воду. Какого цвета вода? И переливаем её в чашку до условной мерки. Размешайте с помощью ложки. Попробуйте чуть -чуть. Какой на вкус получился морс, на цвет? Вывод. Ягода меняет цвет и вкус воды.

Опыт 4. А что нужно сделать, чтобы морс получился вкусным? Правильно добавить сахар.

С помощью другой чайной ложки добавьте в морс одну чайную ложку сахарного песка и тщательно перемешайте. Попробуйте. Какой теперь морс? А цвет изменился? Молодцы, морс у вас получился.

Вывод. С добавлением сахарного песка в морс - цвет не меняется, а меняется вкус.

Ёжик: Попробуйте свой морсик! (приложение 4)

Итог (1 мин).

Ёжик: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? Мне тоже всё очень понравилось, и я приготовил для вас подарок-клюквенный пирог. Попьёте чай с пирогом за ужином у себя в группе. До новых встреч!

Технические средства: ноутбук, мультимедиа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если часто кушать клюкву, которая растет в наших местах, можно вырасти здоровым и красивым.

ТИП ПРОЕКТА : информационно- практико-ориентированный, краткосрочный.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

АКТУАЛЬНОСТЬ: . Дети мечтают вырасти здоровыми и красивыми. Необходимо в дошкольном возрасте начинать формировать представления детей о разнообразии расти­тельного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дети мечтают вырасти здоровыми и красивыми. Необходимо в дошкольном возрасте начинать формировать представления детей о разнообразии расти­тельного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья. Формировать навыки исследовательской деятельности. Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью реше­ния личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью реше­ния личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблю­дения, исследования природных объектов . Познакомить детей с полезными свойствами ягод. Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблю­дения, исследования природных объектов .

Познакомить детей с полезными свойствами ягод.

Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

В детском саду на обед нам дали клюквенный морс. И нам захотелось побольше узнать о этих ягодах.

В детском саду на обед нам дали клюквенный морс. И нам захотелось побольше узнать о этих ягодах.

Мы вместе с воспитателем сочинили сказку о клюкве.

Мы вместе с воспитателем сочинили сказку о клюкве.

Далеко на болоте жили-были ягоды. Были они зелёные, кисло-горькие. Весной солнце редко заглядывало к ним.

Далеко на болоте жили-были ягоды. Были они зелёные, кисло-горькие. Весной солнце редко заглядывало к ним.

1 Пришло жаркое лето. Ягодки подставляли солнцу то один бочок, то другой , чтоб быстрее покраснеть. 2 Но люди не собирали клюкву, очень уж она кислая…

Пришло жаркое лето. Ягодки подставляли солнцу то один бочок, то другой , чтоб быстрее покраснеть.

Но люди не собирали клюкву, очень уж она кислая…

1 Быстро лето промелькнуло, осень наступила. А ягодки клюквы ещё кислые –не дозрели. 2

Быстро лето промелькнуло, осень наступила.

А ягодки клюквы ещё кислые –не дозрели.

А как только пригрело солнышко, на проталинках появились алые бусинки

А как только пригрело солнышко, на проталинках появились алые бусинки

Полетела по лесу новость рассказывать: «Я клад нашла! Клад.

Услыхали люди о чудесной ягоде. Пошли на болото и набрали полные корзинки

Услыхали люди о чудесной ягоде. Пошли на болото и набрали полные корзинки

Из клюквы можно приготовить: варенье, компот, желе, морс, йогурт.

Из клюквы можно приготовить: варенье, компот, желе, морс, йогурт.

Мы в нашей группе решили приготовить клюквенный морс. Сначала мы высыпали клюкву в друйшлак и промыли горячей водой.

Мы в нашей группе решили приготовить клюквенный морс. Сначала мы высыпали клюкву в друйшлак и промыли горячей водой.

Когда вода стекла, засыпали ягоды сахаром, растолкли ступкой. Влили полученную массу в кипячёную, охлаждённую воду и взбили венчиком.

Когда вода стекла, засыпали ягоды сахаром, растолкли ступкой. Влили полученную массу в кипячёную, охлаждённую воду и взбили венчиком.

Ох и вкусный морс получился.

Ох и вкусный морс получился.

Кушайте клюкву!

Кушайте клюкву!

Будьте здоровы.

Будьте здоровы.

Ожидаемые результаты: Включать чаще продукт в постоянный рацион своего питания. Значение ожидаемых результатов: Для роста и укрепления здоровья использовать в сбалансированном питании клюкву как полезный продукт детей и взрослых.

Включать чаще продукт в постоянный рацион своего питания.

Значение ожидаемых результатов:

Для роста и укрепления здоровья использовать в сбалансированном питании клюкву как полезный продукт детей и взрослых.

Цель: Знакомить детей с природой Севера - ягодой клюква.

1 .Познакомить детей с ягодой-клюква. Дать начальные знания о месте произрастания,внешнем виде. вкусовых и полезных качествах,использования в кухне.

2 .Активизировать словарь по теме. (клюква,кислый).

4 .Воспитывать любовь к Родине,интерес,бережное отношение к природе Северного края.

Оборудование, материалы :мешочек для ягод. иллюстрации с изображением лесов Севера в летний период; изображение клюквы (картинки,слайды или фото);замороженные ягды клюквы;готовый сахарный сироп,пиалы с сахарной пудрой;блюдца для готового блюда (всё-по количеству детей,сито,одноразовые скатерти на столы,салфетки.

Условия проведения занятия :Участие родителей в приобретении ягод,сахарной пудры;отсутсвие аллергии у детей на компоненты блюда;соблюдение санитарных норм (чистые руки,чистая посуда).

Ход занятия :

Воспитатель вносит в группу красивый непрозрачный небольшой мешочек (внутри-замороженные ягоды клюквы).

Задает вопросы:Что это,Как вы думаете,что в мешочке?Как узнать-что в нём? Воспитатель подводит детей к обследованию мешочка:его определяют на вес (легкий-тяжелый,трогают руками (холодный. прощупываются шарики).Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель предлагает сесть на заранее приготовленные стулья и узнать. что в мешочке. Затем высыпает несколько ягод на блюдце,предлагает детям сказать о своих предположениях. (Что это).

Воспитатель называет ягоду,показывает ее, рассматривают : «Это- ягода клюква (круглая,красная,она растет в лесах Севера. собирают ее,когда начинают желтеть листочки на деревьях-в конце лета. (показ иллюстрации леса,клюква-очень полезная,в ней много витаминов,которые помогают людям быть здоровыми,сильными. Эту клюкву собрали и заморозили в холодильнике-поэтому она хорошо сохранилась. Внутри-сок красного цвета (показ,он очень кислый (Кто хочет попробовать,Какая клюква на вкус?.Из клюквы варят морс,кисель,пекут пироги с клюквенным вареньем,а чтобы было вкусно-добавляют сахар.)

Воспитатель предлагает приготовить вкусные конфеты с клюквой,но сначала надо вымыть руки.

Далее воспитатель предлагает попробовать по одной конфете. (Какая на вкус конфета? Из какой ягоды приготовили конфеты? Где растет клюква? Кого будете угощать вечером)

Блюдца с конфетами ставят на отдельный стол. (сахарная пудра через некоторое время затвердеет,конфеты-готовы).Дети моют руки.

Конспект совместного досуга с родителями и детьми старшей и средней групп, посвященного Дню защитника Отечества Конспект совместного досуга с родителями и детьми старшей и средней групп посвященного Дню защитника отечества. Папин праздник Подготовила.

Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы “Родительского клуба”на тему: “Развитие мелкой моторики.

Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями старшей группы Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями старшей группы в рамках работы “Родительского клуба”на тему: “Развитие мелкой моторики.

Цель: Познакомить детей с северной ягодой и рассказать о свойствах северной ягоды. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды. Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук. Учить делать выводы, анализировать. Закреплять у детей умение договариваться и распределять свои действия.

Применение метода кооперации: воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование: северные ягоды (брусника, черника, голубика, морошка, клюква), соленое тесто, мячи синего и красного цвета, корзины, иллюстрации с изображением северных ягод.

Этапы образовательной деятельности:

1 этап Мотивационный.

2этап Содержательный.

3 этап Итоговый

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

1 этап. Мотивационный

Воспитатель : Ребята, посмотрите это кто – это залетел к нам в окно. Ребята, как вы думаете кто – это?

Дети : Это Карлсон, который живет на крыше!

Карлсон . Я самый, ой, а куда это я попал?

Дети: К нам в детский сад!

Карлсон : В детский сад? А где находится ваш детский сад?

Дети: На севере! В Салехарде!

Карлсон: У меня совсем закончилось топливо! Мне нужно срочно варенье, чтобы добраться домой!

Воспитатель : Ребята, а давайте поможем Карлсону улететь домой. Но вот проблема, где же взять варенье?

Дети: Купить! Собрать ягоду!

2 этап. Содержательный

Воспитатель : Правильно, ягоды можно купить, а еще лучше собрать! Ребята, а вы знаете какие ягоды растут у нас на севере?

(Звучат ответы детей.)

Воспитатель: Правильно ребята! Морошка, голубика, клюква, брусника, черника, водяника.

Карлсон: Здесь так холодно, но растет много ягод?

Воспитатель: Сейчас, я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.

На ягодном балу всегда царица

Блестит вся в капельках воды,

Она на севере родится,
Полезны всем её дары.

Дети: Клюква!

Воспитатель: Правильно ребята, клюква. Послушайте стихотворение про клюкву.

Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах – будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
– Скоро в путь! Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу –
В долгий и нелегкий перелет.

(Воспитатель задает детям вопросы.)

1. Как выглядит клюква?

2. Когда созревает клюква?

4. Что готовят из клюквы?

(Предлагает детям попробовать клюкву, дети пробуют ягоды.)

Воспитатель: А, теперь следующая загадка.

Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем.

Дети: Брусника.

(Предложить детям вспомнить, как они с родителями ходили по ягоды, как выглядит брусника, какие полезные свойства у брусники и что готовят?)

(Дети пробуют ягоды брусники, пьют брусничный морс.)

Воспитатель : Ребята, сейчас нам Таня расскажет стихотворение про ягоду голубику.

Голубая ягодка
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке.
Укрывается листочком.
– Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
– Я, Ванюша, голубика!

(Ребята рассказывают о голубике, рассматривают иллюстрации.)

Воспитатель: Сейчас, я вам загадаю еще одну загадку, а вы ее отгадайте.

Лежат на кочках кусочки янтаря.

В рот положишь – тут же растают.

Дети: Ягода морошка!

(Ребенок рассказывает стихотворениеПрокопия Явтысый.)

Про морошку

Девушка – Заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки душистые морошки,

как живые капли янтаря,

собирает Девушка – Заря

(Ребята рассказывают о морошке, рассматривают настоящие ягоды, иллюстрации.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Черничный компот
Я спросил у Васи:
– Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
– Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот!

Проводится физкультминутка: гимнастика для глаз (движения согласно текста).

Мы отправились гулять. (Шагают на месте)

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)

Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)

Справа сосенки - подружки. (смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (влево - вправо, вверх – вниз)

Практическая часть

Воспитатель: Мы с вами решили помочь Карлсону собрать северные ягоды на варенье, мы ягоды собрали и узнали, а еще узнали о полезных свойствах, а теперь отнесем поварам ягоды, чтобы они сварили варенье для Карлсона.

Художественное творчество

Воспитатель : Ребята, я уверена, что вы бы хотели подарить Карлсону корзину с северными ягодами. Давайте ребята слепим корзину из соленного теста, и раскрасим ягоды.

(Использование техники, приемы техники.)

3 этап. Итоговый

Воспитатель: Ребята, смогли ли мы помочь нашему Карлсону? Что мы сегодня для этого сделали?

(Звучат ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята, вы справились! Вы молодцы! Карлсон говорит вам спасибо. Вы собрали ягоды в тундре, слепили корзину с северной ягодой. Спасибо вам за то, что вы проявили любознательность и оказали помощь нашему Карлсону .

Читайте также: