Проект история письменности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы с вами поговорим о том, как возникла письменность, которой мы с вами пользуемся.

- Ребята, что такое письмо?

Письмо – это знаки, которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми.

Возникла и начала развиваться письменность с развитием общества. Уже с момента своего появления люди стали задумываться над тем, что им нужно как-то общаться, передавать информацию. Менялись орудия письма, материал, на котором писали.

- Ребята, а на чем писали первобытные люди?

Расшифровывая древние записи ученые знакомят нас с ранее существовавшими языкам, а ныне уже мертвыми.

- Ребята, давайте попробуем объяснить, что изображено на этом рисунке. Составим небольшой рассказ.

Пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, камнях, на рогах и костях животных. Принцип пиктографического письма сохранился и в настоящее время ввиде различных знаков и рисунков на улице.

- Какие знаки мы встречаем на улице? (знаки дорожного движения, вывески)

Групповая работа. Нарисуйте рисунок по тексту.

Перед вами описание отрывка рисунка, найденного при раскопках. Основной сюжет – охота на кабана и львов.

Три всадника и семь пеших охотников с копьями, впереди которых бегут собаки, преследуют зверей на фоне зимнего пейзажа, условно обозначенного двумя лишенными листвы деревьями.

2) Дальнейшее развитие пиктографии шло в сторону превращения рисунка в символ – идеография. Этот переход был постепенным.

Другая известная нам система идеографического письма – китайское письмо. Оно строится на том, что 1 знак – 1 слово.

Египетское письмо видоизменялось и превратилось в иероглифическое. Оно сохранилось на храмах, гробницах.

3) Стала возникать потребность в более простом письме – буквенном. Стали писать на дереве, коже, папирусе и глине.

- Кто знает, что это такое? Папирус – растение, из которого изготавливали писчий материал.

4) Древнейшим письмом является финикийское, которое легло в основу многих ныне существующих алфавитов, дало начало звуко-буквенному письму. Греческое письмо во многом совпадало с финикийским, но главная заслуга греков, что они впервые ввели гласные звуки (24 буквы, 7 из них гласные)

Изменили греки и направление письма. Финикийцы, египтяне, евреи писали справа налево, что создавало неудобства, можно было смазать написанное.

Позже с греческим письмом познакомились латины и возникло латинское письмо.

- Ребята, где сейчас пользуются латинским языком? (в медицине)

В средние века это был официальный язык церкви.

В 9 веке н. э. наши предки – славяне создали славянскую письменность и алфавит.

Учитель-логопед МБДОУ г. Астрахани №115 Голишникова С. В.

Учитель-дефектолог МБДОУ г. Астрахани №115 Айтакова Е. Ж.

Паспорт проекта.

Участники проекта : учитель-дефектолог, учитель-логопед, дети 6 лет, родители.

Вид проекта : Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта : 2 недели.

Образовательные: познакомить детей с этапами возникновения письменности.

Развивающие: 1. Развивать связную речь и коммуникативные способности.

2. Развивать мелкую моторику рук, пространственные представления.

3. Развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность.

Воспитательные: 1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям.

2. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Предполагаемые результаты: У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.

Формы работы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; оформление консультации для родителей по теме; создание презентации.

Этапы и сроки проведения проекта.

№ Этапы Содержание деятельности результат

1 Организационно – подготовительный

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа проведена в соответствии с планом

Создание презентации на основе совместных работ детей и родителей по теме проекта.

Анализ результатов деятельности

Обобщение результатов работы. Все участники проекта результатами

Этапы Работа с детьми Работа с родителями

2. Иероглифы. Знакомство с алфавитом индейцев майя, египетским письмом, узелковым письмом индейцев.

3. Буквы. Речевые игры для закрепления представлений о конфигурации современных букв:

2. Логоритмические упражнения.

3. Стихи о буквах (разучивание).

Игры для развития мелкой и крупной моторики.

4. Итоговый. Знакомим детей с материалами для письма : наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо, бумага – современные средства изображения.

5. Творческое задание.

- изготовить необычно букву (буквы можно вышить бисером или украсить первыми весенними цветами).

2. Изготовление пиктограмм для тематических уголков в группе – коробка для хранения карандашей, кистей или красок, атрибутов сюжетно-ролевых игр, таблички для ухода за комнатными растениями, для уголка дежурств.

3. Изготовление пиктограмм для раздевальных шкафчиков, помещений детского сада.

2 этап. Иероглифы.

Иероглифическая письменность содержала слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и вот появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Букв в алфавите не бывает больше пятидесяти. Все буквы языка составляют алфавит. Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. Затем греки изменили изображения букв, появился греческий алфавит. Далее братья Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита и славянского рунического письма создали глаголицу, а затем кириллицу.

Необходимо использовать в работе на данном этапе речевые игры для закрепления представлений о конфигурации современных букв:

5. Логоритмические упражнения.

6. Стихи о буквах (разучивание).

Этап 4. Итоговый.

На этом этапе закрепляем представления о различных системах письменности, их разнообразии: пиктографическое письмо, иероглифы, шумерская клинопись, арабская вязь (ознакомительно, латинское письмо (целесообразно дать ознакомительный экскурс о латинице на примере английского алфавита или его использовании в медицине, фармакологии и т. п., греческое письмо, кириллица.

Знакомим детей с материалами для письма : наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо, бумага – современные средства изображения.

Тема: Письмо на камне.

Цель: определить, какие изобразительные материалы подходят для письма на камне, какие из полученных надписей наиболее долговечны.

Кроме этого вместе с детьми и при участии родителей можно собрать коллекцию изготовленных букв из различного материала. При составлении коллекции нужно использовать работы детей, созданные на предыдущих этапах.

Этап 5. Творческое задание. Изготовление азбуки.

Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения письменности стало изготовление азбуки. Т. к. в современном дошкольном образовании широко применяются нетрадиционные изобразительные техники, было решено взять их разнообразие за основу изображения букв и иллюстраций к ним. Так наряду с традиционным предметным рисованием, плоскостной аппликацией и обрывной мозаикой было использовано макраме, вязание, мозаика зерновыми культурами, торцевание, объемная аппликация, аппликация с использованием природного и бросового материала, трафаретное рисование, вышивка и т. п. На данном этапе необходимо включение родителей в творческую деятельность, т. к. некоторые техники, например вязание, дошкольникам практически недоступны.

1. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : Сфера, 2010.

2. О происхождении глаголицы. Успенский Б. А. //Вопросы языкознания. – 2005. №1.

3. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. – М. : Аркти, 2010.

4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Физкультурные минутки. – М. : Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.

5. Хорошилов С. А. Происхождение письменности. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Демонстрационный, справочный и наглядный материал

Демонстрационный, справочный и наглядный материал Все это объединяется в книге "История появления книг и письменности"Цель: прививать интерес детей к книге через поисковую и творческую деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по теме:

hello_html_5db60f3d.jpg

Автор: Князева Наталья Анатольевна

Цель : создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.

- Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помощью условных знаков.

- Продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение решать проблемную ситуацию.

-Способствовать развитию творческого воображения.

-Формировать умение соотносить знаковые символы с образами и действи- ем.

- Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения предметов, вещей, передаче информации.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-творческое развитие.

Материал и оборудование : яркий конверт с письмом, дощечки, мел, камни, карточки-символы, доска для письма, шкуры, поленья для костра, ноутбук, иллюстрационный материал, схемы-рисунки, дифференцированный подход: для детей 1 уровня -самостоятельное придумывание схемы символами про охоту; для детей 2 уровня –составление схемы предложения конкретными символами, для детей 3 уровня-рисование по образцу, с наводящими вопросами.

Ход занятия:

1.Орг. момент. (Приветствие. Дети заходят в группу и подходят к воспитателю )

Здравствуй, Солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую! Улыбнитесь друг другу!

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло очень необычное письмо, а прочитать я его не могу. Посмотрите, может кто-нибудь из вас сможет его расшифровать?

Воспитатель: А вообще, ребята, откуда мы получаем знания и информацию? ( ответы детей ). Правильно, из разных источников: из телевизионных программ, компьютера, журналов, газет и даже из писем.

Ребята, а как вы думаете, каким образом древние люди могли бы рассказать нам о своей жизни? Каким способом они передали бы информацию о себе? (ответы детей ).

Воспитатель : Да, ребята, вы совершенно правы. Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, когда не было букв и цифр, они могли рассказать о себе, своих делах, повадках, охоте, рисуя на стенах пещер.

2. ( Демонстрация изображений наскальных рисунков ) на мольберте

Ребята, что вы видите? ( ответы детей ).

Это изображение наскальных рисунков,ученые расшифровали эти рисунки, и мы узнали, как жили наши далекие предки. ( занимались охотой, собирали ягоды, семена растений )

Как вы думаете, если бы мы отправились в далекое прошлое, смогли бы мы научиться читать подобные письма? И наверное то, которое нам пришло к нам в детский сад?

А вы хотите совершить путешествие в первобытное общество?

Тогда встаньте в круг, возьмитесь за руки, чтобы не потеряться при перемещении во времени, закройте глаза и повторяйте за мной.

Крибли-Крабли, Тара-гир. Полетели в древний мир . ( Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза и проходят на ковер)

3. Рассматривание пещеры ( дети садятся на ковер , на ковре лежат шкуры, имитация древнего кострища, камни)

Ой, ребята, мы с вами оказались в первобытной пещере. Что вы здесь видите?

Посмотрите, что изображено на одной из стен пещеры? ( деревья) Воспитатель предлагает детям подойти к стене, на которой висят карточки с изображением деревьев (4 карточки)

Подумайте, что обозначает каждое дерево ( время года). Правильно, объясните, почему вы так решили? ( например, на этом дереве нет листьев, значит, это зимнее дерево). Назовите время года (зима, весна, лето, осень)

А теперь подумайте, как можно изобразить части суток.

Например: ночь – луна; а день – солнце.

А вот посмотрите, солнце встает, что это - утро ,

а когда солнце садится это – вечер ( картинки). Так обозначаются символами части суток.

Посмотрите. Если я поставлю рядом два рисунка, ( показываю картинки) дерево и солнце . Это дерево какое время года обозначает?( лето ). Солнце какую часть суток обозначает?( день . ) Расшифруйте, что получилось? ( Летний день)

4. Индивидуальная работа (с карточками)

Составьте из рисунков: зимняя ночь, осенний вечер, весеннее утро, летний день. Молодцы!

5 . Вывод : Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить время года и части суток.

Ребята, пойдем дальше. Что вы видите?( изображения людей)

Наши предки рассказывали не только о природе, но и о людях. ( На другой стене висят изображения людей)

Что можно сказать об этих рисунках? Кто изображен вверху? ( женщина и девочка ) Почему? А внизу кто изображен? ( мужчина и мальчик ). А как вы догадались? А если добавить тросточку? (дедушка, бабушка).

Работа по карточкам на доске магнитной (картинки с изображением детей)

Наташа, а кто нарисован справа? ( девочка ). А как ты догадалась? Миша, а слева? ( мальчик). Почему? А как назовем одним словом? ( дети.) Молодцы!

Вывод : Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить детей и взрослых.

Отправляемся дальше. Ребята, посмотрите, а это что за знак ( скрипичный ключ). Что бы он мог обозначать? (Ответы детей) .

6.Музыкальная пауза . Включить музыку .

Встали в кружок мы же с вами попали в древний мир.

Физкультминутка .

Хлопать в ладоши влево - вправо.

Танец Индейцев по кругу, с высоким подниманием колена (по очереди).

На месте топать, приставными шагами.

Дыхательные движения, плечи вверх, вниз.

(Воспитатель показывает схему движения, а дети его выполняют).

А сейчас мы поиграем, ребята, а по лицу можно определить, какое настроение у человека? Давайте попробуем. Это какое настроение? (показ рисунка).

А теперь покажите мимикой лица. (веселое, грустное, сердитое, спокойное)

8. Работа в группах. (Девочки и мальчики)

Смотрите, какие то рисунки…А что могут вам рассказать эти рисунки?

Девочки вам задание: Подумайте кто и в каком настроении здесь изображен? (грустная женщина), Почему?

Мальчики , а это для вас задание: Кого вы здесь видите и в каком настроении? (сердитый дедушка ). Как догадались?

Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить настроение людей.

Ребята, а на стенах пирамид изображали и действие ( показываю картинку глаза ) .Что это? ( глаза) . А какое действие производят глаза? ( смотрят)

Что могут обозначать эти рисунки? Ноги идти, ходить. Нос – нюхать . Рука брать, давать ( показ картинок)

-А кто может прочитать, что нарисовано здесь? ( показ схемы)

Девочка нюхает цветок. Молодцы!

Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить действие людей.

Продолжаем наше путешествие дальше. (подходят к столам ).Что вы видите перед собой?

9.Работа по группам ( по уровням )

У каждого ребенка деревянная дощечка и мелок

Обратите внимание, на столах стоят условные обозначения:

Солнышко, Звездочка, Месяц. Ребята, садитесь на стульчики. Каждая группа садитесь на свои места. А сейчас зарядка для пальчиков.

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

А теперь каждый из вас может нарисовать картинку, при помощи символов, с которыми мы с вами сегодня познакомились, а потом расшифруем полученные предложения.

1. Солнышки вам задание: Изобразить часть суток и время года, когда вы были на охоте? Повтори Руслана, что вам надо сделать? Приступаем.

2.З вездочки вам задание: Изобразите Веселого мальчика.

Повтори Семен, какое задание вы должны выполнить?

Не забудьте про мимику. Молодцы!

3. Месяцы вам задание: Нарисовать такое же дерево.

11.Практическая работа . ( Проверяем)

Солнышки. Аня, когда ты ходила на охоту? Как изобразила дерево? Почему? Молодцы ребята!

Звездочки. Артем, какое настроение у твоего мальчика? Как ты это изобразил? Хорошо!

Месяцы. Никита,в какое время года дерево без листьев?Молодец!

Вывод: Ребята,вы теперь с легкостью можете читать нарисованные письма,

а нам пора возвращаться домой, в наше время, выйдете в центр группы, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: Крибли-крабли, Тик, так, той. Возвращаемся домой. ( Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза)

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и вернулись. А как вы думаете, сейчас мы сможем прочитать зашифрованное письмо, которое пришло в детский сад?

Ну, тогда, давайте попробуем ( воспитатель достает письмо, дети его расшифровывают).( За дверью посылка). Молодцы!

Воспитатель : Ребята, пойдемте, проверим, правильно ли мы прочитали письмо? Дети находят посылку, в ней альбомы мелки и медали(смайлики)

12.Итог: Понравилось вам путешествие в историю? А где мы с вами были? Какое испытание для вас было трудным? Что вам больше всего запомнилось?(раздаю смайлики)

Автор: Бадеева Татьяна Леонидовна

Организация: СП «Детский сад №62 ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

Автор: Колесова Елена Алексеевна

Организация: СП «Детский сад №62 ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребѐнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. Подготовка ребѐнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С введением ФГОС в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь он наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• анализ и обобщение полученных данных;

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Мы решили найти достоверную информацию об истории письменности и появлении книг.

2. Составление плана исследования

Группа располагается вокруг несколько составленных вместе столов.

Объясняем исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о

Автор: Мирошниченко Наталия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28 "Цветик - семицветик"
Населённый пункт: Г.о.Балашиха Московской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "История создания письменности"
Раздел: дошкольное образование

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей

старшего дошкольного возраста.

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей появления первых книг.

2. Формировать элементарные представления о материалах, используемых

человеком для записи своих мыслей, историй, действий.

3. Закрепить и обогатить знания детей о разных временных промежутках.

4. Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие:

1. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.

2. Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание,

ориентировку в пространстве.

3. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками,

проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории человечества на примере письменности и

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение радоваться

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу, приветствуют гостей.

В.: Дорогие ребята, сегодня наше занятие необычное, мы отправимся с вами

в путешествие по волшебным островам времени и постараемся узнать, как

человек научился писать и как возникла письменность. В пути нас ждут

приключения и интересные задания.

В.: Ну что, отправляемся? (Ответы детей). Итак, чтобы попасть на первый

остров, мы превратимся в пилотов. (Фоном идет музыка полета)

я произнесу волшебные слова:

- Будем мы сейчас пилоты,

- Полетим на самолете,

- И на остров прилетим.

- Вижу остров. Приземляемся! (Музыка останавливается. Дети садятся на

корточки вместе с воспитателем, вместе встают, снимают шлемы)

первобытных людей) Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать

интересный рассказ о жителях этого острова. Присаживайтесь. (Музыка

выключается)

В.: Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу

удивительные истории. Со временем у них появилось желание записывать

эти истории и человек изобрел знаки-рисунки. С помощью кусочка угля, он

начал покрывать стены пещеры рисунками, затем перенес их на камни и

ракушки. Надписи-рисунки рассказывали об условиях жизни и охоте

первобытных людей. Такая письменность называлась рисуночной

письменностью. Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось

не все люди хорошо рисовали, а значит не могли правильно выразить свои

мысли с помощью рисунков. Вспомните девочку Таффи, о которой мы читали

и все, что с ней случилось!

В.: Одновременно человек изобретает узелковую письменность: передача

прошло время, посмотрел на узелок и вспомнил, что ты хотел сделать. Только

древние люди завязывали узелки не на носовых платках, а на веревочках,

привязанных к лентам или палочкам. Такая письменность получила название

– кипу или узелковая. Узелки отличались друг от друга цветом и размером,

поэтому прочитать такое письмо было очень трудно.

В.: И сейчас, я вам предлагаю немного побыть древними людьми и

самостоятельно написать о своей жизни. Присаживайтесь за стол. Те, ребята,

перед которыми узелковое письмо (покажите его), пусть завяжут столько

узелков на шнурках, сколько перед ними лежит ракушек на тарелочках. А

ребята, перед которыми камни и большие ракушки, должны изобразить на

них угольками свое настроение. Посмотрите на карточку с изображением

настроения. (Демонстрация карточки с изображением настроений)

В.: Это какое настроение? А это? И т.д. Вот какое у вас сегодня настроение,

такое и изобразите. (Карточки с изображением настроений оставить на столе)

В.: Приступайте.

В.: Закончили? Молодцы. Кто пользовался угольком, вытирайте руки

(Занятие продолжается, сидя за столом)

В.: Со временем люди отказались от рисуночного и узелкового письма.

Почему? (Ответы детей)

В.: А, мы отправляемся дальше. Встаем, становимся в круг. Надеваем

шапочки моряков. (Фоном музыка моря) На следующий остров мы

поплывем на корабле. Повторяем движения за мной:

- Отважный кораблик плывет в океан,

- Все вы матросы, а я капитан.

- Мы дружно шагаем, все вместе плывем,

- На остров волшебный мы попадем. (Музыка выключается)

В.: Ну вот ребята мы с вами попали на следующий остров, который

В.: Как вы уже знаете, время не стоит на месте, а течет, как река. Прошла

древность, наступила старина. (Музыка выключается)

В.- И люди изобрели новый вид письменности – на глиняных табличках.

Глина мягкий материал, ее раскатывали и палочками наносили на нее

различные знаки, рисунки. После этого глиняные таблички клали на солнце

высушивать. Когда таблички подсыхали их переносили в помещение. Но

глина не прочный материал, она крошилась, разбивалась и долго не могла

служить людям. И тогда человек решил попробовать другой материал для

В.: Вы знаете, что такое береста? (Ответы детей) Береста – это кора с дерева

береза, очищенная и высушенная. На бересте процарапывались буквы

острым железным стержнем, который назывался писало.

В.: Береста хранилась не долго, она тоже была не прочным материалом.

В.: Я вам предлагаю еще одно задание- собрать разрезные картинки.

(4 ребенка собирают на одном столе, 4 на другом. На столах стоят

образцы картинок)

В.: Что бы вам было легче, вы можете смотреть на образцы. (Музыка

старины) Что у вас получилось? (Музыку выключаем)

В.: Мы продолжаем занятие. Присаживайтесь. (Демонстрация восковой

книги). Эта книга сделана из воска. Поверхность дощечек натирали воском, и

затем тонкой палочкой процарапывали буквы. Воск мягкий материал и

царапается легко, но на нем плохо видно изображение

В.: Я предлагаю вам самим поработать с табличками. Проходите за стол,

садитесь. Берите палочки и заполните глиняные и восковые дощечки любыми

знаками или рисунками. А кто знает буквы может написать слово мама.

Приступайте. (Мелодия старины)

В.: Молодцы! (Мелодию выключаем) Скажите, почему люди отказались от

использования глиняных дощечек, восковых табличек, бересты? (Ответы

В.: А я, приглашаю вас продолжить наше путешествие: (Мелодия моря)

- Отважный кораблик плывет в океан,

- Все вы матросы, а я капитан.

- Мы дружно шагаем, все вместе плывем,

- На остров волшебный мы попадем. (Музыку отключить)

(Дети снимают шапочки)

(Включается современная музыка)

В.: Присаживайтесь. (Музыка отключается) Поиски удобного и

практичного материала для письма продолжались до тех пор, пока не была

изобретена бумага. Первую бумагу изобрели в Китае. Постепенно секрет ее

изготовление стал известен в других странах. Способы ее изготовления

совершенствовались, бумага стала белее и прочнее. На бумаге с помощью

букв пишут и печатают сказки, рассказы, загадки, поговорки. Мы с вами все

В.: Приглашаю вас поиграть. (Дети переходят за другой стол)

В.: Перед вами карточки. Посмотрите на карточку, узнайте букву и найдите в

корзине картинку в которой спрятался этот звук. Каждую картинку оденьте на

В.: Молодцы, Вы справились с заданием. Пора возвращаться в детский сад.

Выходим на коврик, надеваем шлемы пилотов, заводим моторы, расправляем

крылья. (Музыка полета)

- Будем мы сейчас пилоты,

- Полетим на самолете,

- И домой мы прилетим.

В.: Полетели! Вижу детский сад, приземляемся!

(Музыка отключается, дети снимают шлемы)

возникновения письменности. Что нового вы узнали из нашего путешествия?

Как вы думаете, почему люди пробовали разные материалы для письма?

Какой материал сейчас люди используют?

В.: Перед вами карточки и три острова времени. Первый остров. Второй

остров. Третий остров. Распределите карточки на тот остров на который

считаете нужным. (Музыка современности) Молодцы, справились с

заданием! (Выключить)

В.: Вы были прекрасными и смелыми попутчиками: с интересом слушали и

Читайте также: