Как организовать дистанционное обучение в дополнительном образовании детей с овз в школе

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения. Нужно как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, социально-бытовая адаптация детей-инвалидов, социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Основным направлением Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы, утверждённой Правительством Российской Федерации от 29.12.2014 г , является развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей. Особую актуальность это приобретает при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. [5, с. 14]

Сегодня в нашей стране ведётся активная работа в направлении социальной интеграции детей-инвалидов. Однако, здесь возникает ряд сложностей: проблемы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов приводят к затруднениям в общении с окружающими людьми и – в дальнейшем – к проблемам с трудоустройством. Ребята сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

  • нарушение связи с миром;
  • различные отклонения психического и (или) физического плана, влекущие за собой нарушения общего развития;
  • ограниченная мобильность;
  • недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
  • ограниченный доступ к информационным ресурсам;
  • недоступность общения с природой, культурными ценностями;
  • трудность проникновения в смысл человеческих отношений, в связи с невозможностью познать их теми способами, которыми пользуются нормально развивающиеся дети;
  • неготовность общества принять детей с ОВЗ.

Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования детей с ограниченными возможностями здоровьяможно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

  • потребностями общества в активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
  • повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать ученик, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса, не обеспечивающей необходимого уровня развития способностей обучающихся с ОВЗ;
  • социальной значимостью развития креативных способностей учащихся с ОВЗ и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности таких обучающихся;
  • необходимостью объективной оценки творческой деятельности обучающихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов их творческой деятельности.

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Необходимо как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [2, с. 36] Для решения данной проблемы, на наш взгляд, наиболее эффективным является инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все обучающиеся включены в общую систему образования. Основным аспектом инклюзивного образования является учёт потребностей учеников с ОВЗ и инвалидностью и создание условий для их обучения. [3, с. 138]

Одним из способов реализации равенства возможностей обучающихся является организация деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих выбор форм обучения, реализуемых через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся.

В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии [4, с. 256 ] как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих. Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидакти­ческую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образо­вательные, развивающие и воспитательные цели.

  • разработка новых подходов в интеграции детей с ОВЗ в социум средствами дополнительного образования, предпрофильной профессиональной подготовки, сетевого взаимодействия;
  • психолого-социально-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности через развитие активной гражданской позиции и патриотизма, правовое, духовно-нравственное и экологическое воспитание;
  • оказание своевременной психолого-социально-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ через использование современных форм, методов, технологий, коррекционно-развивающего образования.

В Центре проводятся занятия для воспитанников, направленные на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе. Воспитательная работа строится по трем направлениям:

1. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

  • формирование у обучающихся понятий о духовных и нравственных ценностях,
  • развитие и воспитание нравственных качеств личности
  • приобщение к духовным ценностям и духовной культуре
  • развитие и воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса, эстетической оценки

2. Гражданско-патриотическое воспитание

  • формирование знаний о гражданских и патриотических ценностях,
  • подготовка обучающихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве,
  • воспитание гражданина и патриота своей Родины

3. Экологическое воспитание

  • формирование знаний обучающихся об экологических ценностях,
  • воспитание экологической культуры,
  • воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

Используются следующие формы работы: беседы, классные часы, виртуальные экскурсии (дистанционно), а также праздничные концерты и утренники. Обучающиеся с радостью приезжают в нашу школу для того, чтобы пообщаться со своими сверстниками и учителями, выступить со сцены, получить подарки к празднику. Родители наших учеников также подчёркивают важность такого общения и отмечают развитие у детей интереса к окружающему миру.

Результатом учебно-воспитательной работы по формированию социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ является повышение уровня социально-бытовой адаптации и расширение коммуникативного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья, что, на наш взгляд, является первостепенным в инклюзивной практике.

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого - полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.

ВложениеРазмер
distantsionnaya_forma_obucheniya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Долгова Ирина Сергеевна, методист

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого - полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.

И здесь на помощь приходит дополнительное образование. Его можно рассматривать как реабилитационную для детей с ОВЗ, поэтому, уже больше 7 лет ДДТ сотрудничает с коррекционными учреждениями нашего поселка:

с коррекционной школой-интернат №15,

социально – реабилитационным центром.

Основой реализации данной программы являются дополнительные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам и учётом особенностей здоровья учащихся. Отличительная особенность программ для детей с ОВЗ, заключается в практической деятельности базирующейся на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному. Таким образом, создаются оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей.

В результате дети развивают свой мануальный интеллект, учатся концентрировать внимание и творят, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества.

Надо отметить, что ежегодно число таких программ для детей ОВЗ увеличивается, в 2013 было 2 программы, а сейчас 12 они представлены на экране:

Художественная обработка материалов

О тебе, мой край

Техника вокруг нас

программы реализуются по 4 направленностям: – туристско-краеведческой, социально-педагогической, технической и художественной.

А значит, увеличивается количество детей с ОВЗ. Динамика роста представлена на экране.

Количество детей, обучающихся в Доме детского творчества

Кол-во детей с ограниченными возможностями здоровья

Кол-во детей – инвалидов

Среди детей –инвалидов , есть дети , которые находятся на надомном обучении. Как же быть с ними?

Стали думать, как выйти из этой ситуации. Как помочь таким деткам социализироваться и поскольку на дворе в XXI век и многие вещи сейчас можно делать, не выходя, как говорится, из дома, пришли к выводу, что необходимо дистанционное обучение.

Ведь дистанционное обучение - это окно в мир для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов, способ не только получить информацию, удовлетворить потребность общения, но и возможность эффективного включения в социальную сферу жизни. Внедрение в практику Интернет - технологий обучения способствует повышению качества их образования, обеспечивает устойчивое развитие их способностей, способствует формированию нового окружения, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.

Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.

Однако если говорить об использовании новых информационных технологий, то помимо желания, необходимо иметь также соответствующие возможности.

К дистанционному обучению мы пришли не просто так. Три года назад к нам пришла мама, у которой ребенок-инвалид и находится на надомном обучении. Она пришла с просьбой, организовать дистанционное обучение, через скайп для ее девочки, но как это сделать?

Первое для этого нужно были программы, разработанные для детей с ОВЗ, которые предусматривали бы именно дистанционное обучение.

И второе для этого нужно оборудование: как дома у ребенка , так и у педагога, которыми бы все участники умели бы пользоваться:

К этим программам разрабатывалось, а сейчас уже пополняется УМК: в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т. д. Все эти разработки прикреплены на сайте педагога, на которую он дает ссылку родителям и ребенку, а также материалы к занятию отправляются на е-мейл предоставленный родителями. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.

Обучение проводиться с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения: телеконференций, online-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т.д.

Все это обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с педагогом и сверстниками; организации совместных проектов и т.д..

Исходя из опыта работы, мы считаем ,что основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ , является упор на самостоятельную работу обучающихся, что, несомненно, вызывает сложности у детей c ОВЗ. Поэтому в своей работе стараемся создавать комфортные условия для формирования у них мыслительных операций: организуем изучение материала небольшими порциями; даем краткие и четкие инструкции в программе, по работе с материалами и выполнению заданий; стараемся привлекать в качестве помощников и союзников родителей наших детей; организуем постоянные, оперативные онлайн -консультации.

Обычно, у многих возникает вопрос: а как же прямой контакт педагога и ребенка, личностное взаимодействие, эмоциональная окраска подачи материала?

И вот тут к нам на помощь приходит скайп, именно он всем нам знакомый и легкий в управлении в работе. Составляется расписание проведения дистанционных занятий, и в назначенное время педагог выходит на связь с учеником посредством программы Skype. Т. е. во время занятия с помощью Skype происходит личное взаимодействие ученика и педагога, а размещенные на портале и отправленные материалы на почту играют роль интерактивного учебника, рабочей тетради учащегося. Знаете чем хорошо дистанционное обучение, что если вдруг возникает какая то не предвиденная ситуация, то занятия с легкостью можно перенести, а еще очень часто такие детки находятся на реабилитации в медицинских учреждениях и при наличии ноутбука занятия не прерываются.

Прямая видеосвязь по скайпу позволяет прокомментировать каждую работу учащегося в режиме реального времени, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

В настоящее время в Доме творчества 4 ребенка прошли двухгодичное обучение по программам дистанционного, 5 детей продолжают обучение по программам 2-го года обучения детей с ОВЗ .

Для повышения мотивации организуется участие ребят в конкурсах и выставках различного уровня, в том числе и интернет конкурсы. Для достижения этой цели педагоги на своих страничках, например, одноклассники делают онлайн-конкурсы. Тем самым показываем возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, онлайн-конференциях, конкурсах, где ребенок может представить свою работу.

В процессе обучения, как я уже говорила постоянно идет обмен информацией с родителями при помощи скайпа и е-майла. Родители знакомят педагога с основными закономерностями и особенностями развития их ребёнка. Педагоги с согласия и по желанию родителей организовывают индивидуальные онлайн-консультаций, например, о педагогических технологиях сотрудничества со своим ребёнком, о приемах и методах его воспитания и обучения в условиях семьи. Обязательно рекомендуется специальная литература, и та, которая указана в образовательной программе, и по вопросам воспитания детей.

У нас есть результаты!

Марина. – 10 лет, инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, обучается на дому. В семье трое детей, ожидают четвертого. Марина единственная в семье с проблемами со здоровьем. Семья глубоко верующая. Именно папа, стал инициатором обучения и выбрал обучение по глиняной игрушке.

Девочка нуждается в коррекционных занятиях по развитию моторики, поэтому глинотерапия для нее наиболее подходящее занятие.

Папа учился вместе с Мариной, привлекая к обучению еще и младшую дочку. Первоначально у Марины в ходе выполнения заданий была низкая мотивация. Видеоурок она не может досмотреть до конца, у нее низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. Когда папа старался помочь педагогу, как ему казалось, начинал сам объяснять и показывать на примере своей игрушки и просить девочку выполнить задание за ним и педагогом, девочка часто реагировала вспышками раздражения, или полным отказом от лепки. Мотивацию Марины к занятиям постепенно повышали при помощи подбора и показа мультфильмов с пластилиновыми героями, которые девочка очень любила, педагог переодевался в сказочных героев. Именно благодаря этому сейчас самое любимое занятие Марины этот лепка.

Таня Г.- 9 лет, ребенок по ограничению по слуху. Девочка очень коммуникабельна. Носит слуховой аппарат. Выбрали программу Бисерная фантазия.

Родители много занимаются с единственным в семье ребенком. Мама занималась с дочерью, и даже самостоятельно выкладывала наравне с детьми свои работы. мама рассказывает о большой заинтересованности девочки в ходе выполнения заданий и вообще в обучении с помощью дистанционных технологий.

Обучение по данной программе у ребенка с нарушением слуха помогла развить у Тани живой интерес к практической работе, что в свою очередь привело к развитию познавательной деятельности, сформировала более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребенка, стимулировало её интерес, мыслительную и речевую деятельность. Что в целом благотворно сказывается сейчас на развитии речи ребенка с нарушением слуха.

Дистанционное обучение по программам предоставило детям возможность учиться прикладным видам деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- повысить уровень и качества знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формировать навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет у детей с ограниченными возможностями здоровья;

Результат обучения у каждого ребенка свой, но навыки ручного труда у детей сформированных в ходе обучения остаются навсегда.

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь, если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах

Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)

Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т. п.)

Онлайн консультирование родителей и педагогов

Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная супервизия для молодых специалистов

Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития

Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)

Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О. С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В. А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения

(+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно)

Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает +

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе +

Показ артикуляционных профилей +

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) +

Температурный ( по описанию: холодный воздух-теплый) +/-

(только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки Например, Ш от Т -

Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков +

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/-

Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей -

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т. п.) +/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +

Метод связи звука и буквы На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте +/ -

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)

2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

3. Подбор и подготовка игр и заданий

4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушках, распечатках заданий

5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.)

6. Проведение занятия

7. Домашнее задание

8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения :

4. Как организовать кружок в онлайне | Rukami

Создание рабочих листов в сервисом Wizer

6. Создание викторин и тестов

7. Создание он-лайн тестов

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методист МБОУ ДО ДДТ Рыбалкина Н.А.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, педагоги.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества.
Дети с ограниченными возможностями здоровья изолированы от общества, живут в семейном кругу. Таким детям нужна помощь в социализации, они должны чувствовать, что они не одни, что они как все дети должны радоваться жизнью, играть, общаться со сверстниками. Поэтому в целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями, считаю наиболее целесообразным использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования, ведь именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души.
Одним из ключевых в современной системе образования является изменение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в пользу данной категории обучающихся. Помощь в первую очередь должна заключаться в создании благоприятных условий для получения такими детьми полноценного образования не только по предметам школьного курса, а так же дополнительного образования. Актуальность проблемы дистанционного дополнительного образования заключается в том, что бы способствовать адаптации в современном обществе.
Так как обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.


Цель дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании

- создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для получения качественного дополнительного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Internet-технологий.

Задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- разработать методики удовлетворения образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих сохранению их здоровья, с использованием современных электронно-компьютерных технологий;

- создать условия для удовлетворения потребности в общении детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- повышение интереса к дополнительному образованию у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение уровня и качества знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание банка индивидуальных заданий и проектов для организации и проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья ;

- учащиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

- авторитет педагога создается за счет его личностных качеств и саморазвития профессиональных и личностных компетенций;

Например, методика и технология использования программы Skype для проведения дистанционного занятия позволят видеть собеседника, Ребенок с детей с ограниченными возможностями здоровья может как бы присутствовать на занятии, общаться с другими детьми, стать частью коллектива.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно вестись с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Тут педагогу поможет разработанный индивидуальный образовательный маршрут.

Перспективными направлениями для оптимизации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья считаю следующие:

- построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- разработка гибкой системы оценивания, учитывающей требования стандартов образования и особенности каждого ребенка;

- изучение возможностей учебно-дидактического материала при организации учебного процесса;

- совершенствование технологий при обучении данных обучающихся;

- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности (коллаборативный подход) и самостоятельного учения;

- совершенствование педагогического мастерства при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития талантливого ребёнка, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Обучение может проводиться с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения: телеконференций, online-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т.д. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с педагогом и сверстниками; организации совместных проектов и т.д.. Все это позволит талантливому ребенку реализовать себя.
Принципы, лежащие в основе проекта, сориентированы на личность ребенка, на создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей.
Основные принципы:

- Принцип развития (стимулирование духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления творческих способностей ребенка в различных видах деятельности);

- Принцип успешности обучения (индивидуальный образовательный маршрут);

- Принцип гуманизации (соблюдение прав, уважение личности ребенка и педагога);

- Принцип вариативности (осуществление различных подходов к отбору содержания и технологий обучения).

При реализации проекта дистанционного обучения возможно возникновение следующих проблем:


1. Проблема методов, средств, показателей мониторинга успешности учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.
2. Проблема сочетания индивидуального обучения и обучения в группах.

3. Проблема методов и средств повышения учебной мотивации детей при изучении предметов дополнительного образования.
4. Проблема самооценки учащихся.

Образовательная среда должна быть гибкой и адаптируемой, оперативно реагировать на потребности участников образовательного процесса. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка) в равной мере. Учебная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием, что успешно корригируется в процессе специально организованного обучения.

Задача педагога - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья. Стоит задуматься о том, что ребенок, который сидит перед монитором компьютера, подвергается дополнительному негативному воздействию на здоровье. Мы не можем полностью защитить ребенка, но у нас есть возможность провести с ним небольшую зарядку для глаз, которая отнимет от занятия не более 3-5 минут. А для тех детей, которые могут ходить, можно проводить небольшие физкультминутки. С детьми постарше можно обсудить тему сбережения здоровья. Предложите обучающимся придерживаться следующих правил здоровьесбережения: двигаться больше! соблюдать режим дня! не впадать в уныние! радоваться успехам, пусть даже незначительным! желать себе и окружающим только добра!
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации детей. К. Д. Ушинский основной заповедью воспитания считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении. Действительно, дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон. В МБОУ ДО ДДТ уже имеется большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И не стоит говорить, как они ценят каждое ласковое слово и ловят улыбки и подбадривающие интонации педагога. При наличии специальной аппаратуры (ноутбук + интернет) можно попробовать и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно это актуально для детей проживающих удаленно, чьи родители не всегда имеют возможность привезти ребенка на занятие).


Дистанционное обучение позволяет:

- получить полноценное дополнительное образование в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования, независимо от места проживания и материальных условий;

- обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию;

- развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности;

- получить навыки коллективной работы;

- получить дополнительное образование;

- повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительное образование, полученное дистанционным методом, - это уникальная возможность для успешной и полной интеграции детей в общество сверстников через развитие, коррекцию и реабилитацию!

Читайте также: