Кто определил цели и задачи изучения естествознания в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

1. Педагогическое значение и задачи курса естествознания.

Естествознание - это интегрированный курс, который представляет
собой систему обобщенных знаний о природе.

Основная задача курса - формирование у учащихся начальных классов
широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и
накопления новых фактов и явлений.

Дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое
целое, не разделяя его проявления на биологические, физические,
химические явления.

Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения:
- позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях
природы
- создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения
наук о природе.

В курсе естествознания учащиеся:
- получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях
природы, телах и веществах , об их свойствах и использовании их
человеком.
- знакомятся с особенностями строения человеческого тела и
санитарно-гигиеническими правилами поведения.

Курс естествознания решает большие задачи, направленные на
развитие умственной деятельности ребенка.

В процессе решения обучающих задач естествознание способствует
выработке логического мышления как способа познания окружающего мира,
вооружает знаниями для понимания законов природы.

Развитие логического мышления происходит в несколько этапов:
1. наблюдение фактов, явлений.
2. постановка вопросов для поиска ответа.
3. построение возможных предположений по поводу наблюдаемого.
4. исследование предположений и выбор правильного ответа на основе
опытной проверки, логических рассуждений и умозаключений.

Курс естествознания в начальной школе:
- способствует формированию у учащихся целостного представления об
окружающем мире.
- воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и
бережного отношения.
- развивает познавательный интерес к изучению наук о природе.
- развивает творческое отношение к окружающей действительности.

В процессе изучения курса у учащихся формируются практические
умения и навыки:
- гигиенические
- лабораторно - практические
- экскурсионные
- природоохранные и др.

2. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию.


В курсе естествознания начальной школы в настоящее время можно
выделить 2 основных направления:
1-ое направление включает в себя формирование знаний о природе и
окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу
которого положено диалектическое единство системы "природа - человек -
общество".

Для формирования знаний по 1-му направлению необходимо:
- обобщить имеющиеся у учащихся сведения , полученные до школы.
- сформировать основные природоведческие понятия и представления о
живой и неживой природе , о природных объектах (воде, воздухе, горных
породах, почве; живых организмах) и их свойствах.
- сформировать первоначальные географические представления о карте и
глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на
местности.
- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе.
- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на
этой базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной
жизнедеятельности.

2-ое направление связано с экологическим образованием и природоохранным
воспитанием учащихся.

Охрана природы - стержень всего курса естествознания.

У детей:
- формируется гуманное отношение к окружающей среде.
- воспитывается чувство ответственности за ее сохранение.
- вырабатываются определенные нормы поведения в природе.
Все это способствует формированию экологической культуры личности.

При изучении курса в начальной школе учащиеся получают следующие
знания:
- о Земле как планете ,ее положении в Солнечной системе, о движении
Земли и связанных с этим изменениях в природе.
- о сферах Земли , их свойствах и взаимосвязях.
- о телах и веществах, их основных свойствах.
- о явлениях природы.
- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости
от нее, о явлениях в живой природе.
- о человеке как обитателе планеты , его общности с другими живыми
обитателями, особенностями его организма.
- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и
обществом.
- о хозяйственной деятельности человека и рациональном
природопользовании, о его ответственности за жизнь на планете и
сохранение ее богатств.

2. Как отразились идеи Коменского в особенностях первого российского учебника по естествознанию?

3. Каков вклад В. Ф. Зуева в развитие начального естествознания?

4. Каково влияние К. Д. Ушинского на естественнонаучное начальное образование?

Многие педагоги, высоко оценивавшие образовательное и воспитательное значение излуче­ ния природы, не только включали в учебные планы своих школ естествознание но и сделали очень многое для развития его методи­ки. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. Разраба­тывая методику первоначального обучения родному языку, он выс­казал и практически реализовал ряд ценных положений в методике преподавания естествознания и географии для начальной школы. Прежде всего Ушинский ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, т. к. естественные науки «начинают занимать детский ум прежде все­го . Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребёнке. После естествознания по развивающей значимости Ушинский ставил географию. С материалистических позиций подошел К. Д. Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения — от конкретного к абстрактному, от представлений к по­ нятиям и внести серьезный вклад в разработку преподавания учеб­ ных, предметов.

5. Каковы основные направления и проблемы естественнонаучного образования XX – XXΙ веков.

• формирование целостного взгляда на окружающий мир ребенка; основ экологической культуры, представлений о прошлом и настоящем Отечества;

• воспитание культуры взаимоотношений с людьми и окружающей природой;

Изучая окружающий мир, младшие школьники получают основы научных знаний о природе и обществе:

ü усвоение этических норм поведения в природе и обществе;

ü формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

ü обогащение социального опыта ребенка, формирование навыков его общения с окружающим;

ü адаптация детей к школьной жизни;

ü воспитание любви и бережного отношения к природе, понимание значимости своих действий;

ü первоначальное ознакомление младших школьников с историей Отечества и родного края.

Введение ФГОСа не означает подчинение учебного процесса жесткому шаблону, а создает возможности для педагогического творчества, создания вокруг образовательного ядра вариативных программ, разнообразных технологий, учебных пособий.

Природа – великий источник становления нравственных качеств, творческих способностей, исследовательских навыков и общей культуры человека.

Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания – с.101 – 121.

Вопросы для самопроверки – с. 122.

Тема 3. Анализ УМК, программ и учебников по естествознанию в начальной школе

(Смотреть учебник Клепининой З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.для студ.пед.вузов. – М.:Академия, 2008. - с.80-92)

Тема 4. Средства обучения естествознанию

Общая характеристика средств обучения естествознанию – с.245 - 246

Вербальные средства обучения - с. 246 - 254

Натуральные средства обучения – с. 254 - 257

Изображения предметов и явлений природы – с. 257 - 263

Аудиовизуальные и вспомогательные средства обучения – с.

263 - 272

Тема 5. Материальная база уроков естествознания

Материальная база преподавания естествознания не может ограничиваться учебным оборудованием кабинета. Она должна включать учебно-опытный участок и географическую площадку во дворе школы.

(Смотреть учебник Клепининой З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.для студ.пед.вузов. – М.:Академия,




2008. - с.270-276)

Практическая работа №6

Форма проведения: семинарское занятие

Ход занятия:

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.
Организует обучающихся. У своих мест приветствуют преподавателя.
2. Работа по характеристике природных зон.
Задает вопрос, требующий размышления и доказательства. - Докажите, что программы являются основным документом, в соответствии с Обдумывают вопрос преподавателя и

Литература:

1. Аквилева Г.Н. Методика естествознания в начальной школе./Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2008. – 240 с.

2. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки: 1 класс/А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. – М.: Просвещение, 2010.

5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.

6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс./Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2010.

8. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс./Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2010.

9. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс./Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2010.

10. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс./Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2010.

11. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс, в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.

12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

Практическая работа №7

Форма проведения: семинарское занятие

Ход занятия:

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.

Литература:

1. Аквилева Г.Н. Методика естествознания в начальной школе./Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2008. – 240 с.

2. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

6. Дмитриева Н.Я. Методические рекомендации к курсу

Практическая работа №8

Форма проведения: семинарское занятие

Ход занятия:

экологического образования продолжается. Какая из трех моделей наиболее распространена в настоящее время в начальной школе и в каких курсах? Объясните, почему. Определите, к каким моделям относятся программы А. А. Плешакова, 3. А. Клепининой, Н. Ф. Виноградовой, А. А. Вахрушева, Н. Я. Дмитриевой, И. П. Товпинец, С. Т. Поглазовой. Л. П. Салеевой. Докажите свою точку зрения.
3. Индивидуальная практическая работа
- Концепция программы раскрыта в пояснительной записке. Проведите анализ её содержания по плану: -Какие образовательные и воспитательные задачи стоят перед курсом природоведения и естествознания? -Каким образом в программе предусматривается развитие школьников? -Каково содержание и структура курса? -Какие принципы отбора и структурирования учебного материала указываются в пояснительной записке? Проследите их реализацию в содержании курса. -Какие формы и методы работы по природоведению определены в программе? Объясните, почему указаны именно они. -Какова преемственность содержания между классами? Результаты анализа запишите в таблицу. Работают индивидуально, задание выполняют самостоятельно. Заполняют самостоятельно таблицу, после чего совместно осуществляют проверку выполненного.
Название программы, автор курса
1. Цели и задачи
2.Содержание I кл. II кл. III кл. IV кл.
3. Принципы отбора и расположения учебного материала а) общие б)специфические
4. Ведущие

Литература:

1. Аквилева Г.Н. Методика естествознания в начальной школе./Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2008. – 240 с.

2. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

6. Дмитриева Н.Я. Методические рекомендации к курсу

Практическая работа №9

Тема: Показ фрагмента урока с применением различных средств обучения

Цель: развивать умения использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира; развивать умения находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам.

Форма занятия: показ фрагментов урока на группе студентов.

Оборудование: мультимедиа техника, презентации, ТК уроков.

Ход занятия:

Выступление преподавателя

Преподаватель читает стихотворение об учителе, рассказывает о теме, цели и форме проведения практического занятия. Определяем временные рамки выступления каждого студента.

- Выступление должно быть рассчитано на 5-7 минут.

- Вы должны показать фрагмент урока, отражающий использования различных средств обучения на уроке окружающего мира.

- Во время показа фрагмента урока вы должны вести себя как учитель в начальной школе.

- Во время просмотра также необходимо анализировать фрагмент урока по следующей схеме:

Тема урока:

Цель урока:

Класс:

Программа:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые средства обучения естествознанию

Выводы и предложения:

3. Выступления студентов, самоанализ и анализ каждого фрагмента урока

Подведение итогов

- Самостоятельная формулировка вывода о значимости, методах и приемах использования различных средств обучения естествознанию в начальной школе.

Литература:

1. Аквилева Г.Н. Методика естествознания в начальной школе./Г.Н.

Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2008. – 240 с.

2. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2004.

3. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим. Природоведение.

Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки: 1 класс/А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. – М.: Просвещение, 2010.

6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Самостоятельная работа №10

Тема: История методики преподавания естествознания

Задания:

1. Изучите учебную, дополнительную литературу и интернет-ресурсы по данной теме.

2. Определитесь с выбором одного ученного из списка:

Литература:

Самостоятельная работа №11

Тема: Средства обучения естествознанию Тип задания: подготовка к контрольной работе.

Задания:

1. Изучить лекционный материал.

3. Используя примерный пакет контрольно-оценочных средств проверьте свои знания по данной теме.

Литература:

1. Аквилева Г.Н. Методика естествознания в начальной школе./Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2008. – 240 с.

2. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

4. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие/З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

1. Принципом отбора содержания курса естествознание не является:

а) принцип гуманитаризации;

б) принцип непрерывности;

в) принцип научности;

г ) принцип культуросообразности.

2. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова акцент делается на:

а) развитие творческих способностей;

б) формирование предметного мышления младших школьников;

в) формирование теоретического мышления школьников;

г) формирование наглядно-образного мышления младших школьников.

а) на формирование целостного взгляда на окружающий мир, место

человека в этом мире и его социализации;

б) на знание экологической целостности природы;

в) на знание здоровьесбережения и безопасности;

г) на знание основ безопасности.

а) доступности, научности, сезонности;

б) сезонности, краеведческий, экологический;

в) сознательности и активности, гуманизации, вариативности;

г) историзма, индивидуализации, краеведческий.

5. Методика обучения естествознанию как наука сформировалась:

а) в XVII веке; б) в XVIII веке; в) в середине XIX века; г) в середине XX

6. Создателем первого отечественного учебника по естествознанию являлся:

а) В.Ф. Зуев; б) Н.К. Крупская; в) А.Я. Герд; г) Д.Д. Семенов.

7. Выделите основную цель обучения естествознанию в XIX веке:

а) развитие познавательных процессов младших школьников;

б) развития логического мышления младших школьников,

в) изучение природных явлений,

г) формирование знания о природе как едином целом.

8. Основное направление развития природоведческого образования в современной школе:

а) обществоведческая направленность;

б) экологизация;

в) регионализация;

г) географическая направленность.

9. Определите методологический статус методики преподавания естествознания:

а) междисциплинарная сфера (на стыке наук естественного цикла и

б) наука, изучающая познавательные процессы личности

в) прикладная наука (носит практический характер);

г) педагогическая наука, изучающая процесс обучения естествознанию.

10. Основной метод эмпирический исследования, применяемый в методике естествознания:

а) лабораторный эксперимент;

б) изучение школьной документации;

в) естественный эксперимент;

г) определение средних величин.

11 . Дидактические принципы обучения естествознанию:

а) научности и систематичности, повторения и упражнения, сознательности и творческой активности, прочности усвоения знаний, умений и навыков;

б) единства обучения, воспитания и развития, умений и навыков, научности и систематичности, прочности усвоения знаний; в) дифференциального подхода к учащимся, обучения на высоком уровне трудностей, воспитания и развития, научности и систематичности, сознательности и творческой активности учащихся в обучении; г) научности и систематичности, наглядности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний .

12. Что относится к натуральным наглядным пособиям?

а) комнатные растения, коллекции, гербарии, влажные препараты;

б) чучела, муляжи, сухие препараты, диорама;

в) аквариум, сухие препараты;

г) слайды, глобус, муляжи.

13. К средствам обучения в курсе естествознания не относятся:

а) учебно-методический комплект;

б) дидактические раздаточные материалы;

в) живой уголок;

14. Виды работ проводимых на пришкольном учебно-опытном участке:

а) выращивание цветочно-декоративных растений;

б) выращивание овощных и плодово-ягодных культур;

в) проведение фенологических наблюдений;

г) все виды работ, перечисленные выше.

15. Развитие экологического мышления идет по следующей схеме…(ранжируйте этапы, ответ запишите в виде последовательности букв):

а) развитие способности выявлять природные связи;

б) развитие способности соотносить изучаемое с человеком;

в) развитие способности находить среди изучаемых явлений

центральное, системообразующее;

г) развитие способности системного видения изучаемого, моделирование.

Методика преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.
Методика призвана решать важные задачи:
– правильно выделить цели начального естественно-научного образования;
– определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
– разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;
– выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.
Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.

Типы уроков по окружающему миру.

Типы уроков по окружающему миру можно представить :

По ведущей дидактической цели и месту урока в общей системе занятий.

  • Вводные;
  • Получения новых знаний (первичное ознакомление с учебным материалом, и др.);
  • Уроки повторения и обобщения;
  • Контрольные;
  • Комбинированные;

По цели организации, характеру, содержанию изучаемого материала.

  • Уроки изучения нового материала;
  • Урок совершенствования ЗУНов;
  • Уроки обобщения и систематичности;
  • Комбинированные уроки;
  • Уроки контроля и коррекции знаний;

По содержанию.

  • Экологические;
  • Астрономические;
  • Географические и т.д.

По способу организации или ведущему методу обучения.

  • Урок-лекция;
  • Урок-беседа;
  • Урок-экскурсия;
  • Кино-урок;
  • Урок самостоятельной работы;
  • Уроки-игры;
  • Предметный урок.

Тип любого урока определяется структурой. т.е. строением и последовательностью поэтапного распределения материала.

Дробная структура урока:

1. адаптационный этап (настрой на работу, припоминание материала, необходимого для усвоения новой темы, упражнения проблемного характера);

Методика изучения живой и неживой природы.

Для начала вычленим главные идеи этого урока:

1. Природа – это то, что нас окружает и в своем происхождении не зависит от человека, ибо природа вечна и существовала до появления человека.

2. Природа делится на две части: живую и неживую, при этом у всех объектов неживой природы никогда не было, нет и никогда не будет ни одного из тех особенных свойств, какие есть у живой. А у любого из живых существ они есть и можно наблюдать хотя бы некоторые. Это значит, что мы делим природу на живую и неживую части не потому, что нам это почему-либо нужно или удобно, но потому, что две части природы существуют независимо от человека, объективно.

3. Человек – живое существо, и относится он к живой природе.

Теперь, определив эти идеи, мы должны так построить урок, чтобы дети сами пришли к ним.

Устанавливаем с детьми, что ни один объект не может быть отнесен одновременно и к природе, и к изделиям.

Побуждаем детей сформулировать вывод: все, что нас окружает, делится на две группы, которые отличаются тем, что к одной группе относится все то, что сделано человеком, а к другой – то, что существует независимо от человека - называется природой.

Следующий вопрос: может ли природа существовать без человека? Обсуждаем его и приходим к положительному ответу. Вывод: природа может существовать без людей, она вечна.

Переходим ко второй идее урока. Чтобы раскрыть ее перед детьми, учителю нужно продемонстрировать и обсудить с учениками важнейшие признаки живых организмов. Поскольку многие из этих признаков недоступны для понимания детьми, следует ограничиться несколькими, поддающимися непосредственному наблюдению. Это произвольное движение, размножение, рост и развитие, питание и дыхание. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда у живых организмов хорошо заметны все перечисленные признаки. Например, растения почти не двигаются, у них трудно пронаблюдать дыхание, многие животные в неволе не размножаются, но зато другие признаки живого у них есть. Подводим детей к общему выводу: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторые характерные для живого признаки, значит, это – живое существо. У неживых никогда не было, нет и никогда не будет ни одного настоящего признака живого.

Переходим к третьей идее урока. Что же такое человек? Относится ли он к природе?

В конце урока проводим обобщение и закрепление изученного материала.

Для проверки правильности и глубины усвоения материала предложим детям несколько заданий в порядке возрастания трудности. Подобные задания можно дать на дом.

Читайте также: