Проект история красок в доу

Обновлено: 02.07.2024

Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже! Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников.


А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые. Чёрный цвет давала копоть, сажу.

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

Икона, написанная более 600 лет назад. Икона, написанная в наше время.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

Процесс приготовления красок

Я прочитала и узнала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть мел, уголь, глина, лазурит и малахит. Потом сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: клей, мёд, яйцо, масло, воду и воск. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму

4. Сроки реализации: февраль 2014г.

Если в процессе работы воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, работает в тесном сотрудничестве с родителями, проводит работу последовательно, планомерно и систематично, то процесс умственного воспитания дошкольников будет проходить наиболее успешно.

Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Однако мы очень мало знаем о способах приготовления красок.

Впервые проводится более углубленная работа по знакомству детей с природными красками, с первыми художниками. В своей работе мы получили некоторые краски растительного происхождения в домашних условиях.

Данный проект можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

Вот и мы с ребятами подготовительной группы захотели узнать, как появились краски, кто был первым художником и можно ли изготовить краски в домашних условиях.

Цель проекта :

Выявление красящих способностей различных растений и возможностей получения растительных красок в домашних условиях.

1. По литературным источникам выяснить роль красок в жизни человека и способы их получения.

2. Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

3. Применить полученные краски для окрашивания тканей.

4. Полученными красками сделать пробные рисунки.

Выводы по результатам эксперимента:

Органические краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Работа по данной теме спланирована по блокам.

Цель: дать представления детям о том, что такое живопись.

Развивать интерес к художественному творчеству.

Цель: Познакомить детей жизнью пещерного человека.

Цель: Закреплять и пополнять знания о жизни пещерного человека.

Познакомить с наскальными рисунками, выполненными глиной-первым художественным материалом древнего человека.

Цель: Познакомить детей с первыми красками растительного происхождения. (глина, охра, киноварь, сурик, кармен, индиго и т. д.)

Расширять знания детей о современных видах красок (акварель, гуашь, пастель, масляные краски, акриловые, их преимуществах перед старинными красками.

Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по художественному воспитанию, взаимосвязь занятий по ознакомлению с окружающим миром природы, художественной литературой, игровой деятельностью; ручной труд, сотрудничество взрослых и детей. Проект позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей воспитанников.

Учебный материал соответствует возрастным особенностям детей и рассчитан на 1 месяц.

Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа.

1- подготовительный: поставлена цель и задачи, определены методы работы, предварительная работа с детьми и их родителями, воспитателями, выбор материалов и оборудования.

3- обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Формы и методы работы

Использовала следующие формы работы:

НОД индивидуальные и коллективные.

Выставка детского творчества.

Методы работы с детьми:

Рассказ, демонстрация наглядного материала.

Поисковая и исследовательская работа.

1. Повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта.

2. Повышение педагогической компетенции родителей по художественному воспитанию.

3. Увидеть продуктивную деятельность детей.

Оформление выставки детской творческой деятельности.

Презентация проекта.

Перспективный план работы с детьми

Формы работы сроки

«Что такое живопись?

-Выставка детских работ.

Чтение художественной литературы:

-Рассматривание энциклопедий о первобытных людях;

В ходе исследования мы выяснили, краски везде вокруг нас! Стоит только присмотреться повнимательнее. Среди растений нашего поселка есть красящие, и из них можно сделать краски, но это хлопотно, можно получить цвет совершенно не тот, какой хотелось. Следовательно, синтетические краски просто необходимы, для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.

Мы довольны своими наблюдениями и проведенными экспериментами. Мы поняли, что в природе много тайн, которые открывают только любознательные.

Мы провели анкетирование среди детей. На вопрос: «Наблюдали ли вы за работой взрослого при окрашивании?

Также провели анкетирование среди родителей.

Только две мамы ответили, что синтетической, все остальные ответили, что натуральной.

Вывод: Результаты анкетирования показали, что почти все мамы стараются использовать натуральные красители.

Это яркое, звонкое лето!

Это яркое, звонкое лето! Детство – пора знакомства с миром. Первые чувства, возникающие от этого общения, не только формируют личность, но и наполняют душу, сопровождают.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Творческо-исследовательский проект

для детей старшей группы

Подготовила и провела

воспитатель высшей категории

Дзбоева Светлана Ивановна

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с красками и изучения истории красок.

Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Проект исследовательско - творческий, рассчитан сроком на 1 месяц для детей старшей группы (5-6 лет), педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

Актуальность

Сколько раз в детском саду и на уроках рисования в школе мы сталкивались с красками? Наверняка многие помнят свои первые акварельные краски – с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые – изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий. Основа всех красок – пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или масляной. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. Чем рисовали художники сотни лет назад? Почему их полотна сохранились до наших дней? Из чего они изготавливали свои краски? Можно ли сегодня самостоятельно в лабораторных или даже домашних условиях получить краски, и использовать их по назначению? Именно эти вопросы легли в основу выбора темы нашего исследования и обозначили проблему нашей работы.

Природа наградила нас необычайным даром - цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью любуемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов.

Всей этой красотой обязаны мы специальным красящим веществам – пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч.

Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.

Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Ø выяснить, какие природные красители можно использовать при окрашивании тканей;
провести исследование по получению натуральных красителей;

Ø самостоятельно изготовить авкагрим.

Ø Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.

Ø Расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.

Ø Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.

Ø Узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время.

Ø Нарисовать рисунки, используя природные краски.

Новизна исследования заключается в том, что изучение состава красок осуществляется путем эксперимента.

Проблема: Иногда маленькие дети, рисуя красками, пробуют их на вкус. Опасно ли это? Ведь сейчас краски изготавливают из химических веществ.

Все краски можно купить в магазине, но они быстро заканчиваются. Можно ли приготовить такие же краски в домашних условиях.

Как же раньше художники получали краски, из чего они состояли. Так возникла данная тема.

Объект исследования - краски

Предмет исследования – природные компоненты и растения, из которых можно получить краску.

Ключевые моменты проекта:

- зачем человеку краски;

- какие бывают краски;

- краски полученные самостоятельно:

- использование самостоятельно изготовленных красок в рисовании и окрашивании.

Участники проекта:

- воспитатели группы;

Методы исследования:

- сбор информации (расспросы членов семьи, специалистов, работающих с красками);

- работа с Интернет-ресурсами;

- анализ полученных материалов.

Предполагаемые результаты:

Узнать историю возникновения красок.

Изучить состав красок.

Получить краски самостоятельно.

Нарисовать ими рисунки.

Этапы реализации проекта

- Определение цели, исходя из интересов ребенка.

- Формулировка проблемных вопросов.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Ребенок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать работу.

  1. Технологический этап– реализация проекта.

- Сбор информации (расспросы членов семьи, специалистов, работающих с красками).

- Изучение собранной информации (история возникновения красок, фотографии, картинки, сказки, стихи о красках).

- Работа с Интернет-ресурсами.

- Анализ полученных материалов.

- Изготовление красок своими руками.

- Использование красок, созданных своими руками для рисования и окрашивания.

- Обобщение и систематизация полученной информации.

- Подготовка и проведение презентации (интересный рассказ о проведенном исследовании).

Намерение ребенка и дальше изучать эту тему:

- Узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

- Есть ли в городах нашего округа или области улицы с названиями красок?

Формы реализации проекта.

· Поисковая работа (из различных источников информации);

· Самостоятельная практическая деятельность

План реализации проекта

Этапы реализации

Основные мероприятия

реализации проекта

Ответственный

3. Изготовление красок различными способами.

4.Самостоятельная практическая деятельность:

Раскрашивание рисунков частями растений, использование изготовленной самостоятельно краски в рисовании.

4. Изготовление аквагрима

с родителями

1. Изучение информации по теме из разных источников

2. Подборка литературы по теме.

(стихи, загадки, сказки, рассказы).

3. Изготовление картин различными красками.

Методическое сопровождение.

1. Конспекты познавательных бесед.

2. Подборка художественной, познавательной литературы.

Презентация проекта

Ход презентации:

Зал украшен работами детей, экспонатами, изготовленными родителями с детьми. За занавесью находится трон с королевой Красок. На экране изображение Кощея на черном фоне.

Вед: Здравствуйте, ребята, гости. Рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня нам на почту пришло письмо. Давайте его прочитаем. Оно из страны Красок, от королевы Красок.

Вед .: Как же нам быть, ребята? Ведь нас просят о помощи! (ответы детей).

Давайте станем в кружок и скажем волшебные слова.

В круг скорее становитесь, (становятся в круг)

Крепко за руки держитесь. (берутся за руки)

Круг волшебный закружись (кружатся)

В королевстве очутись !

(Ребята садятся на места, Занавес открывается на троне сидит Королева красок.

На экране на темном фоне Кощей Бесцветный .) (1 Слайд)

Королева : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть в мой стране. Я королева Красок. Вижу вы получили мое письмо. Что бы вернуть краски вы должны о них все рассказать. Знаете ли вы, когда и как появились краски.

Вед: А как появились краски, нам сейчас расскажет Антонников Дима (2 Слайд)

Тяга к творчеству появилась у людей очень давно , с момента появления человека . Самым древним художником был пещерный житель. Рисунки сначала выдалбливались на стене пещер, а затем обводились красками. Чаще всего древние люди рисовали животных. Сначала рисунки были черно-белыми. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Дети : Потому что у людей не было красок , не умели их делать.

Правильно, сначала люди рисовали углем, сажей, горелыми веточками. Потом рисунки стали рисовать яркими, сочными красками.

Королева : Молодцы ребята, вот мы и освободили первую краску! На экране появляется красная краска (3 Слайд). А, какие же были первые краски?

Вед: А какими были первые краски, нам сейчас расскажет Даша Гелеверьева. (4, 5 Слайды)

Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…

А уже в Древнем Египте люди научились изготовлять очень яркие и чистые краски . Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (железо всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом).

Так появились первые краски.

Королева: Молодцы ребята, вот мы и освободили вторую краску! (6 Слайд) А сейчас предлагаю немного поиграть.

Играют сначала девочки, потом мальчики. Дети встают в одну шеренгу. У каждого ребенка в руках цветной карандаш с привязанной ленточкой, на конце которой привязана кисточка. Нужно быстро намотать ленточку на карандаш. (кто быстрее справится)

Королева: Молодцы ребята. А знаете ли вы, что можно сделать самодельные краски?

Вед: Да, наши дети, знают, как сделать краски самим. И даже попробовали приготовить такие краски. Посмотрите не экран. (заранее подготовленное видео, как дети изготавливают краски)

На экране видео.

Королева: Молодцы ребята! А знаете ли вы, что можно делать самодельные краски из природных материалов?

Вед: Конечно, наши дети, знают, ответ и на этот вопрос. И нам расскажет и продемонстрирует Кристина Белова

Для приготовления нескольких цветов краски нужно :

1 кружку муки,

1 ложки соли,

1 ложку растительного масла (любого),

1,5 ложки клея ПВА.

Для "окрашивания" можно использовать натуральные и подручные красители . (свекла, морковь, кофе, куркума, глина , зелёнка). Мы их приготовили дома с мамой.

Смешиваем все вещества с красителями, получится краска для рисования.

Королева : Молодцы ребята, вот мы и освободили еще краску ( Слайд).

А теперь, предлагаю вам немного отдохнуть.

(две команды; на мольберте на ватмане нарисованы кружочки, нужно дорисовать, что бы получились рисунки)

Королева: Молодцы ребят. А может самодельные краски не очень хорошие?

Вед.: Мы и на этот вопрос знаем ответ. Чем хороши и плохи самодельные краски нам расскажет Лизин Марк.

Полученные краски для рисования экологически чистые, не требуют больших затрат и их можно сделать самому, но цвета у полученных красок не яркие, сама краска трудно набирается на кисточку, на бумаге оставляет жирный след и долго высыхает.

Королева: Молодцы ребята, вот и еще появилась следующая краска (8 Слайд). А знаете ли вы, что рисовать можно не только красками?

Вед.: Знаем, и расскажет нам Анжелика Пименова. (9 Слайд)

Рисовать можно самым необычным материалом:

Карандашами, школьными и восковыми мелками, гуашью, акварелью, масляными красками, пастелью, кирпичом, булыжником, красками по стеклу, углем, фломастером, ручкой, ягодами, карандашной крошкой, можно выцарапывать какие-нибудь узоры, цветы и пейзажи

Королева: Молодцы! А вот и еще одна краска (10 Слайд). А вы знаете, что рисовать можно не только на бумаге . Сейчас, я буду передавать каждому из вас шарик, а вы должны ответить, на чем же можно рисовать

Можно использовать разные дощечки, листики от деревьев, цветочки, можно рисовать на стене (если мама разрешит), на дорожках, на песке и даже на себе!

Королева: Молодцы ребята, вот и еще добавилась краска (11 Слайд). А чем же можно рисовать на себе?

Вед. Об этом нам расскажет Лера Чельян (12 Слайд).

Аквагрим это специальные краски, которые изготавливаются на водной основе. Они могут быть в виде сухого порошка или в баночках.
Аквагрим абсолютно безвреден, поэтому им можно рисовать на детской коже. После нанесения рисунка не нужно ждать, когда он высохнет. Все происходит очень быстро. А смывается аквагрим обычным мылом и теплой водой.

Королева: Молодцы ребята! Появилась последняя краска! (13 Слайд).

Посмотрите на экран, Кощей Бесцветный-то исчез. Мы собрали все 7 красок (14 Слайд). Теперь все цвета мы должны поставить по местам и собрать радугу.

На полу 2 обруча, в них по 7 ленточек (цвета радуги).

Дети под слова выполняют действия .

В небе солнышко светило (гуляют по залу)

Мы играли во дворе

Тучка солнышко закрыло

(дети берут ленточки и каждая команда на полу строит радугу)

Дождь закапал посильнее

Вдруг откуда не возьмись

Словно коромысло

В небе радуга – дуга над землей повисла

Королева: Молодцы ребята, правильно собрали радугу, и (15 Слайд) наши краски тоже собрались в радугу!

Вед. А наши ребята попробовали изготовить аквагрим самостоятельно. А теперь, внимание на экран. (заранее подготовленное видео, как дети изготавливают аквагрим)

На экране видео.

Вед . А теперь мы приглашаем родителей попробовать украсить своего ребенка рисунком!

(Родители под музыку рисуют на детях)

Королева: Спасибо вам ребята, помогли вернуть мои краски! До свидания ребята!

Ведущая : Ну и нам пора возвращаться. Давайте станем в кружок и скажем волшебные слова.

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Научно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Номинация – естественнонаучная

Участник проекта:Воспитанник старшей группы: Губерт Арсений Валерьевич, 5 лет.

Введение.

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие.

Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный .

Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность работы: Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция. Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами были выбраны природные красители, полученные из кофе, моркови, смородины, киви, свеклы.

Предметом исследования: является процесс окрашивания.

Цель исследования – выявление красящих способностей различных растений и возможностей получения растительных красок в домашних условиях.

  • Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
  • Расширить представления о разнообразии и способах использования природных красок.
  • Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
  • Нарисовать рисунок, используя природные краски.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

  1. Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета.
  2. Экспериментальная деятельность

Предполагаемый результат: (продукт проекта): электронная презентация проекта, дневник наблюдений с фотографиями.

Проект отличает то, что знакомство с особенностями изготовления природных красок происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность

Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:

Цель: Узнать, как ведет себя пекинская капуста с магазинными красителями Гипотеза: Предположим, что окраску пекинской капусты можно изменить магазинными красителями.

Оборудование: пекинская капуста, стаканчики с окрашенной водой.

Эксперимент 1.1.
Эксперимент 1.2.

Пекинскую капусту помещаем в стаканчики с красителями. Наблюдаем!!

Эксперимент 1.3.

Цвет капусты изменился!!

Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Пекинская капуста окрасилась в разноцветные цвета.

Цель: самостоятельно приготовить природные красители

Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Оборудование: овощи и ягоды.

Эксперимент 2.1.
Эксперимент 2.2.

Для изготовления природных красок я взял морковь, свеклу, ягоды смородины, киви. Выжал сок!! И получил разноцветные краски!!

Эксперимент 2.3.
Эксперимент 2.4.

Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Действительно красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Цель: Узнать, можно ли нарисовать рисунок с помощью природных красок.

Гипотеза: предположим, что природными красками можно рисовать

Оборудование: лист бумаги, полученные природные красители, акварель.

Эксперимент 3.2.
Эксперимент 3.1.

Для рисования я взял акварельные краски и, полученные самостоятельно природные краски. И нарисовал 2 бабочки.

Вывод: Рисовать природными красками можно, хотя получается не так ярко. Но если нет акварельных красок, а рисовать очень хочется, то можно проявить фантазию, и всё получится!

Цель: Узнать, можно ли окрашивать ткани полученными красками.

Гипотеза: предположим, что с помощью природных красок можно изменить цвет ткани.

Оборудование: Кусочки белой ткани и природные красители.

Эксперимент 4

С помощью мамы я окрасил тряпочные штанишки с помощью природных красителей. Получились разноцветные ткани!!

Вывод: природные красители могут окрашивать ткани!

Цель: выяснить, что произойдет с продуктами питания при добавления в них природных красителей

Гипотеза: предположим, что добавляя природные красители в продукты питания, цвет изменится.

Оборудование: кисель, смесь для приготовления блинов, природные красители.

Эксперимент 5.1
Эксперимент 5.2

Далее я так увлекся, что мне стало интересно: Можно ли окрашивать продукты питания? Вместе с мамой мы сварили 2 вида киселя, в один добавили сок смородины, а в другой сок облепихи. Кисели с природными красителями получились красивые, полезные, и безвредные. При изготовлении блинчиков мы тоже использовали сок из фруктов и ягод, и получили разноцветные блинчики. На завтрак я позвал свою сестру, с которой мы с удовольствием уплетали разноцветные блинчики и кисель!

Вывод: окрашивать продукты питания можно!

Общие выводы по опытам:

1.В домашних условиям можно приготовить природные красители.

2.Красители, приготовленные своими руками можно добавлять в продукты питания. Они экологически чисты и безвредны. Получается не только красиво, но и вкусно!

Заключение.

Я доволен своими наблюдениями и проведёнными опытами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает любознательным!

Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих заболеваний, не причинят вред здоровью человека. Экологически чистые природные красители – гарант здоровой жизни человека.

Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной работе.

Исследование в корне изменило мое представление о растениях…

Гипотезы подтвердились: растения могут окрашивать предметы в разные цвета, ими можно рисовать и не только…

Литература:

Интернет-ресурсы:

Приложение 1

История возникновения красок.

Краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина : жёлтая, красная, зеленоватая, белая…

Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле ( окись железа всех оттенков -от светло- жёлтого до ярко- оранжевого), и марганец ( металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно. с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.

До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.

Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов – охра (от греч. ochros – “желтый”), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.

Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы – земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.

наскальная живопись 1
наскальная живопись 2
наскальная живопись 3

Сцены охоты Охота на оленей Бизон

Наскальные росписи бушменов Живопись в пещере Испании . Эпоха Мадлен.

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.

Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую – из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Пурпурный .В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.

Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых

Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?

Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.

Узнать, как появились краски и можно ли использовать естественные красители дома .
. Развивать умение, с помощью родителей, находить нужную информацию. Знакомить детей с умением получать краски в домашних условиях.. Формировать представления о способах добывания красок..
Обобщить полученные знания.
Воспитывать любознательность, интерес.
Провести исследования.
Развивать исследовательские, творческие способности детей.

Оценить 596 0

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №109

исследовательский

Паспорт проекта

Название проекта:

Краски

Вид проекта:

Исследовательский, информационно-познавательный

Продолжительность проекта:

Краткосрочный (4 недели).

Участники проекта :

Дети , воспитатель, родители.

Актуальность темы : Узнать, как появились краски и можно ли использовать естественные красители дома.

Цель проекта:

Развивать умение, с помощью родителей, находить нужную информацию.

Задачи проекта:

Изучить литературу по данному вопросу;

Знакомить детей с умением получать краски в домашних условиях.

Формировать представления о способах добывания красок.

Обобщить полученные знания

Воспитывать любознательность, интерес.

Развивать исследовательские, творческие способности детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Донести до участников проекта значимость темы

Подвести к пониманию, что некоторые способы добывания красок из природных материалов сохранились и используются в домашних условиях в наше время

Разработка проекта:

1. Донести до участников проекта значимость темы.

3.Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.

Выполнение проекта:

Работа с родителями:

донести до родителей значимость темы.

консультация для родителей о значимости со вместного

времяпровождения (чтение познавательной литературы, поиск информации через интернет ресурс.)

побуждение к выполнению совместной работы с детьми – экспериментирование, для окрашивания ткани разными способами.

Работа с детьми:

- Чтение художественной литературы:

Конспект – сценарий защиты проекта детьми

Защита проекта

Ребенок исследователь:

-Я очень люблю рисовать: карандашами, мелками, красками. Мне очень захотелось узнать: как появились краски? Я попросила маму найти ответы на эти вопросы.

Мы с мамой читали энциклопедии, искали информацию в интернете. Оказывается - первыми художниками были древние люди, жившие в пещерах. На стенах пещер они рисовали сцены охоты, животных.

Пещерные художники рисовали яркими, сочными красками

- Мы с мамой узнали из интернета, что в древности краски получали из глины, камней и сока растений. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, голубая, белая. Эти вещества измельчались в мелкий порошок и смешивались с жиром животных. Так появились первые краски, которыми рисовал древний человек.

-Мы с мамой тоже искали информацию о красках в интернете.

Проходили столетия, людям понадобились другие краски, более яркие. Такие, чтобы разрисовывать щиты и оружие, раскрашивать головные уборы и первые ткани.

Желтую краску научились получать из ольхи.

Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба.

Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

У каждой краски, есть своя длинная и удивительная история.

Ребенок исследователь:

- Способы добывания красок из природных материалов сохранились и в наше время.

-Я провела вот какой опыт: решила попробовать покрасить ткань шелухой лука.

Опыт 1. Шелуха лука

Для этого опыта мы с мамой положили в кастрюлю луковую шелуху, лоскуток белой ткани и залили холодной водой. Поставили кипятиться. Кипятили 10минут. Получился светло – жёлтый цвет лоскутка

- Мы с мамой тоже провели опыт.

-Опыт 2. Свекла

Одну большую свеклу мама почистила, измельчила (в блэндэре) и через марлю отжала сок. В этот свекольный сок я поместила небольшой лоскуток белой ткани на 30 минут. Потом высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой.

Получился – темно – розовый цвет.

- Мы с мамой провели другой опыт.

Опыт 3. Брусника

Бруснику размяли в кастрюле. Ягоды дали сок. Взяли небольшой отрезок белой ткани и намочили в этом соке. Высушили и прополоскали водой.

Получился – фиолетовый цвет.

Опыт 4. Черника

Из черники, как из брусники выжали сок. Этим соком я нарисовала на лоскутке белой ткани. Высушили и прополоскали водой.

Получился – серый цвет

Ребёнок исследователь:

- Интересно, из каких веществ можно получить другие цвета красок?

Надо провести ещё исследования.

1. Словарь русского языка. С.И Ожегов.- М.: Русский язык,1986 -260 с.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: