Проект инклюзивной среды школы

Обновлено: 02.07.2024

Инклюзивное или включенное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательномдошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

В будущем, это поможет в решениивозникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта.

Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха.

Дошкольников со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

• повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

• разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

• организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;

• создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников;

• организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

• создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

- здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 320 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Музыкальный зал. Оборудована спортивная площадка, участки для прогулок детей;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, логопедов, бухгалтерия;

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски в актовом зале и группах.

Санузлы оборудованы перегородками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, тревожная кнопка.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 76 % Среднее специальное – 24 %. Из них: С высшей категорией – 33% С первой категорией – 47 % Без категории – 20 % Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутри садиковского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год, заседаниях МО воспитателей (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап (с 08.05.2019-31.07.2019) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

• Второй этап (с 01.08.2019-30.10.2019) – диагностические мероприятия, создание группывоспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

• Третий этап (с 31.10.2019-28.05.2020) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1) создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2) обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3) организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4) преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5) постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6) охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7) социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№ Мероприятия Исполнители 2019/2020

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация Август 2019

2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ Заведующий Август 2019

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация Сентябрь 2019

5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ Старший воспитатель Сентябрь 2019

6. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании Старший воспитатель, учитель-логопед 2019-2020 уч. год

8. Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив Май- август 2019

учитель-логопед январь- май 2020

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2019-2020 уч. год

11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ Администрация, руководители МО 2019-2020 уч. год

12. Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) Педагоги ДОУ 2019-2020 уч. год

13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация, воспитатели Март 2020

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация 2019-2020 уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, педагоги, учитель-логопед Сентябрь 2019

16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте Администрация 2019-2020 уч. год

18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация, педагоги, учитель-логопед 2019-2020 уч. год

19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация, педагоги 2019-2020 уч. год

20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация, педагоги, учитель-логопед Декабрь 2019- апрель 2020

21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация 2019-2020 уч. год

22. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра 2019-2020 уч. год

23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. Старший воспитатель 2019-2020 уч. год

24. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Педагоги, учитель-логопед Август – сентябрь 2019

25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Учитель-логопед, воспитатели 2019-2020 уч. год

26. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Учитель-логопед, педагоги Сентябрь 2019 – январь 2020

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями СП 1 и СП 2.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

В этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения таких детей, проведена психолого-педагогическая диагностика обучающихся, начата работа по ревизированию имеющегося диагностического инструментария и созданию банка данных педагогических диагностик.

На следующем этапе работы будут разработаны карты наблюдений, листы достижений для детей с задержкой психического развития и особыми образовательными потребностями, усовершенствуются индивидуальные образовательные маршруты. Педагоги повышали теоретический уровень по вопросам инклюзивного обучения через самообразование и образовательные семинары.

Назрела необходимость в короткие сроки создавать условия для интеграции детей с ОВЗ в обычный класс. Учителя изучили содержание образовательной программы для детей с ЗПР, внесли дополнения в календарно-тематические планы (изменили количество часов на прохождение тем и объём изучаемого материала для детей с ЗПР). Были составлены индивидуальные образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. Для повышения эффективности обучения учащихся учителя на уроках оказывали индивидуальную помощь, использовали дополнительные упражнения, наглядные пособия, индивидуальные карточки, вводили как словесные, так и наглядные планы – алгоритмы, схемы, создавали ситуации успеха на уроках, учитывали индивидуальный темп выполнения задания ребёнком с ЗПР, дозировали объём домашних заданий. В инклюзивном классе есть тьютор, который сопровождает ребенка с ЗПР на тех уроках, на которых он испытывает трудности, и оказывает различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, а где и обучающую. Также был разработан режим проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной нагрузки. В это время с детьми с ОВЗ работают психолог и логопед. Ребенок с ЗПР посещает логопедические занятия по преодолению нарушений письменной речи. Так же посещает коррекционные занятия, проводимые психологом.

Цель проекта:
создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество

Задачи проекта:

1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2.Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
3.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5.Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

6.Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогами, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом)

Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, тьютор)

Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ

Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с ОВЗ

Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации (МБОУ АСШ №2) ориентирован для решения сложной проблемы обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидностью в условиях общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутриТобразовательной среды учреждения. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с задержкой психического развития и детей с инвалидностью в общеобразовательном учреждении

Решение поставленной цели

Реализация проекта рассчитана на 4 года с выделением следующих этапов:

Название этапа и мероприятия

по его реализации

1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе.

3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город).

1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования.

3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы школы.

План реализации проекта

Мероприятия проекта направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов

(внесение дополнений в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику).

Финансовое обеспечение: совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

Кадровое обеспечение: повышение квалификации педагогов по интегрированному (инклюзивному) образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

Методическое обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей - инвалидов.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования:

( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с ОВЗ на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями.

Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Нормативно - правовое обеспечение

Разработка локальных актов:

- внесение дополнений в положение об инклюзивном классе;

- требования к рабочим программам и программам дополнительного образования;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Основания для разработки проекта

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31.

Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании" №273-ФЗ.

Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г )

Автор проекта: учитель МБОУ СОШ № 10 г.Новоалтайска Алтайского края

Пузакова Светлана Вячеславовна(учитель начальных классов)

Цель проекта

Обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи инклюзивного образования:

1. Создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития.

2. Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья .

4. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение.

5. Разработать образовательные программы с учётом анализа требований к ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ.

6. Подготовить каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации.

Основные мероприятия проекта

1.Формирование нормативно-правовой базы.

2. Адаптирование содержания образовательной программы в различных предметных областях. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при реализации адаптированных программ .

3.Организация образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.

4. Организация интегрированного образования посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (полная инклюзия) или организация обучения на дому с включением обучающегося в классные воспитательные мероприятия (точечная или частичная инклюзия).

5.Разработка коррекционно-развивающей работы узкими специалистами (олегофренопедагогами, дефектологами, учителями-предметниками, специалистами по адаптивной физкультуре, учителями логопедами, тьютерами. Включение соответствующих коррекционных мероприятий в планы работы узких специалистов для психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей с ОВЗ.

8.Организация семейно-ориентированного сопровождения

Объемы и источники финансирования проекта

Финансирование расходов на психолого-педагогическое сопровождение образования детей-инвалидов осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденного законом Алтайского края.

Система контроля

Координацию работы и контроль исполнения Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор школы.

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

Инклюзивное образование позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование.

Развитие инклюзивного образования дает возможность детям-инвалидам и детям с ОВЗ проживать в семье и воспитаться в среде нормативно развивающихся сверстников, повышать уровень социальной устойчивости, быть обеспеченными законодательно закрепленных образовательных прав.

ФГОС ОВЗ определяет специальные условия обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК; учебный план в соответствии с программой рекомендованной ПМПК, в кадровый состав обязательно входят узкие специалисты (олегофренопедагоги, дефектологи, учителя-предметники, специалисты по адаптивной физкультуре. учителя логопеды, тьютеры ит.д.), специальное оборудование, организация объектовой и информационной доступности.. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Данная проектная модель целесообразна при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. Она определяет примерную последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.

Цель и задачи проекта

Цель: Обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

1. Создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития.

2. Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья .

4. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение.

5. Разработать образовательные программы с учётом анализа требований к ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ.

6. Подготовить каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации.

Этапы реализации проекта

Разработка программы поиска детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,

Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов.

Этап запуска проекта

На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Основной этап развертывания проекта

Планирование образовательного процесса с учетом работы педагогического совета:

1. Р ассмотрение и согласование индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, при необходимости включающая разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое) .

2.О пределение адекватных методических приемов в процессе обучения .

3. О пределение вида и объема, периодичности получения необходимой коррекционной помощи .

4. П рофилактик а физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов .

5. О предел ение состав а педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог) .

6. О предел ение куратор а , ответственн ого за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида

7.П ров е д ение оценк и динамики развития ребенка-инвалида психолого- педагогического сопровождения), успешности освоения образовательной программы, при необходимости вн е с ение изменения.

4. Организация совместной жизнедеятельности ребенка в условиях инклюзивного класса.

Завершающий этап проекта

1. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов..

2. Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения.

3. Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты:

• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

• реализация себя в обществе;

• повышение качества жизни;

• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;

• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.

Критерии оценки реализации проекта:

Реализация индивидуального подхода к детям.

Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики.

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого.

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями.

Активное включение в образовательный процесс всех его участников.

Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Функционирование разнообразных командных форм работы.

Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП.

Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.

Партнерское взаимодействие с семьей.

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий.

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов: приказы, положения, функциональные обязанности

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение всего периода

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) .

Заместитель директора по УВ

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями

В течение всего периода

Заместитель директора по УВ

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения,

- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

-Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) .

2. Работа с родителями

Анкетирование и опросы, консультации

Социальный педагог, педагог-психолог

Обучение совместным формам деятельности родителей с ребенком, приемам коррекционной работы.

Разработка мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Участие и проведение детских мероприятий:

-агит-поезд «Рейс толерантности;

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

Классные руководители, учителя.

Учителя

Индивидуальное планирование работы учителями

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

Методический анализ результатов и хода осуществления

Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегрированного образовательного пространства"

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Для презентации проекта педагогическому коллективу имеется Презентация.

Паспорт проекта

Наименование проекта Все дети равные
Основания для разработки проекта Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;

Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

  • создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
  • создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
  • адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
  • формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
  • курсовая подготовка педагогов.
  • непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • социальная адаптация;
  • работа “Родительского клуба”;
  • курсовая подготовка педагогов.
  • контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
  • обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
  • составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Пояснительная записка

Введение

Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект “Все дети равные” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.

Цель и задачи проекта

Цель: Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  • Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
  • Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
  • Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.
  • Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
  • Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
  • Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ)
  • Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.

Этапы реализации проекта

Этап Задачи Сроки
Подготовительный создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);

адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;

работа “Родительского клуба”;

обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:

1. В МБОУ “СОШ № …” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.

2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).

5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.

6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.

7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.

8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МБОУ “СОШ №…” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.

В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.

В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.

Критерии оценки реализации проекта:

1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов

Анкетирование участников образовательного процесса

Приказы о списочном составе учащихся школы

Договоры о сотрудничестве

2.2. Снижение школьной тревожности.

3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте

Документы о курсах повышение квалификации

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета

Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы

Читайте также: