План по самообразованию воспитателя доу 2 младшая группа сенсорное развитие

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитатель второй младшей группы №2

Педагогический стаж 2 года

План самообразования на тему:

2016/2017 уч. год

Цель работы:

повышение своего профессионального мастерства и компетентности;

формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);

формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

знакомить детей с дидактическими играми;

сформировать навыки самостоятельной деятельности;

активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская игровая и др.;

развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр.

Предполагаемый результат:

воспитать у детей интерес к дидактической игре ;

воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру .

развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;

развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;

развивать внимание, усидчивость детей .

В работе с детьми использую различные формы работы : индивидуальная, групповая, подгруппами.

Срок работы над темой: сентябрь 2016 – май 2017 года.

Актуальность:

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Действуя с разными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, малыш познает их свойства, качества. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира.

На этапе младшего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра , игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания . Игра для дошкольников - способ познания, окружающего", – говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ; развивается и познает мир.

Перспективный план работы по самообразованию с детьми и родителями, самореализация

1 – Установочный

Постановка целей и задач

Поиск материалов по теме в интернете.

2 – Теоретическое изучение проблемы

изучение методической литературы;

– подготовка мониторинга для определения уровня сенсорного развития у детей;

разработка диагностического материала для проведения мониторинга;

– изучение результатов мониторинга;

– разработка анкеты для родителей.

Работа с детьми:

Работа с родителями:

– ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями и задачами работы;

– анкетирование родителей по выявлению уровня сенсорного развития у детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :

- закрепить умения детей различать основные цвета;

- закрепить знания детей о величине и форме предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

• обогащение активного и пассивного словаря детей;

• познавательный интерес к НОД ;

• подготовка атрибутов для игр, НОД.

• - закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

• - положительная динамика в математическом развитии детей;

• - совершенствование предметно-развивающей среды.

Проблема : Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Действия и мероприятия в процессе работы над темой:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

3. Перспективное планирование игровых занятий на период учебного года (сентябрь 2017г. по май 2018г.)

4. Диагностика детей по сенсорному развитию во 2 младшей группе на окончание учебного года 2017 -2018г.

5. Подведение итогов.

6. Подготовка презентации по фотографиям.

7. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

8. Заметки на следующий учебный год, перспективное планирование.

Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход

1. Работа с детьми сентябрь.

1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.

2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг.

3. Знакомство с параметрами трех величин.

1. Изготовление игр и материалов к ним

Изготовление игр и материалов к ним

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

Изготовление игр и материалов к ним

Изготовление и проведение игр.

1. Игровые поручения – цвет и величина.

Изготовление игр и материалов к ним, проведение.

2. Работа с родителями. сентябрь-апрель

конспект родительского собрания

ознакомление с проектом

3. Самореализация.

апрель Разработка перспективного плана по сенсорному развитию детей 2 младшей группы

4. Изучение методической литературы по данной проблеме: сентябрь

Изучение статей в журналах:

Конспект занятия по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей второй младшей группы

Конспект занятия по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей второй младшей группы Шульга Анна Конспект занятия по сенсорному развитию с использование дидактических игр для детей второй младшей группы. Игра- гости. Название.

План работы по ознакомлению с природой посредством дидактических игр в средней группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 Перспективный план работы по экологическому.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Тема: Сенсорное развитие детей младшего возраста.

Подготовила: воспитатель первой младшей группы

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель работы:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

2. Формирование представлений о сенсорных эталонах

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

по самообразованию

Шавочкина Валентина Акимовна,

Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

- консультация для родителей;

- консультация для педагогов;

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;

- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.

Формы работы с родителями и детьми:

- НОД по сенсорному воспитанию;

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

* сбор и анализ информации по данной проблеме,

* изучение методической литературы,

* анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,

- подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

2 этап – проектировочный.

* Разработка и реализация плана работы по данной теме.

3 этап – творческий.

* Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,

* Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

4 этап – Итоговый.

* Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

Методическая работа

Формы работы

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2018 г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение учебного года

Наличие игр по сенсорному развитию

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Подготовка и проведение родительского собрания

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Фома отчета

НОД по сенсорному воспитанию

НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

Отчет по самообразованию

Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.

Работа с родителями

Формы работы

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Список литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Читайте также: