Что повлияло на формирование различных культурологических школ

Обновлено: 05.07.2024

В XX веке сложились различные культурологические школы 1 .

1 Культурологические школы – это совокупность различных теорий и взглядов ученых, объясняющих с позиций разных наук основные аспекты развития и функционирования культуры.

В литературе нередко встречается различное наименование той или иной культурологической

2.1. Общественно-историческая (циклическая) школа

в России – Н. Я. Данилевский.

В этой школе появились макроисторические концепции культуры.

Идея существования в истории параллельных, замкнутых культурных типов, разрушающая ставшую привычной картину однолинейного прогресса в истории человечества, впервые была

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский публицист, историк и социолог, близкий к славянофилам 1 , идеолог панславизма 2 .

Подобно живым организмам, они борются друг с другом и с окружающей средой и проходят в своем развитии три стадии: з а р о ж д е н и е , р а с ц в е т и г и б е л ь .

школы, поэтому ниже мы приводим двойное название таких школ, причем оба названия равно употребимы.

1 Славянофилы и западники – представители двух противоположных течений в русской общественной мысли середины XIX века. Первые обосновывали особый, отличный от Западной Европы, путь исторического развития России; вторые, наоборот, считали историю России частью общемировой истории.

2 Панславизм – течение в русской общественной мысли второй половины XIX века, в основе которого лежали идея коренного отличия славянских народов от народов остальной Европы и вывод о необходимости союза славянских народов (без Польши) во главе с Россией.

Каждый культурно-исторический тип проявляет себя в четырех сферах: 1) религиозной; 2) культурной; 3) политической и 4) социально-экономической.

Это теория множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентрической и однолинейной концепции мировой культуры. Николай Данилевский отвергал принцип однолинейности исторического прогресса и идею общей цивилизации, которую отожествляют с европейской. Он (как в свое время и Гердер) выступал против европоцентризма, справедливо считая равноправными все народы, большие и малые. Европейская цивилизация не может рассматриваться в качестве наивысшей и обязательной формы для культур всех народов Земли. История человечества знает и другие цивилизации, которые возникли, существовали и развились самостоятельно и независимо от европейской. Исторический путь европейской цивилизации – это путь развития не всего человечества, а лишь только одной группы народностей. Он считал, что общепринятую периодизацию истории (разделение на древнюю, средневековую и новую) неправомерно распространять на всемирную историю.

Данилевский разделил все самобытные цивилизации на три класса (группы):

1) позитивные (положительные) творцы истории, создавшие великие цивилизации (египетская, индийская, китайская, древнесемитическая (ассирийско-вавилоно-финикийская), иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитическая (аравийская), германо-романская (европейская), мексиканская, перуанская, славянская);

2) негативные (отрицательные) творцы истории, которые способствовали гибели одряхлевших цивилизаций (гунны, монголы, турки);

3) народы, служащие чужим целям , чей творческий дух задержался на ранней стадии своего развития. Это начинающие развиваться цивилизации, которым не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории (финны и др.).

Данилевский считал качественно новым славянский культурно-исторический тип и предсказывал большую историческую перспективу славянской цивилизации.

Он усматривал причину враждебного отношения Европы к России и славянству вообще в том, что Европа вступила в период упадка, а славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

Выдвинутая им теория культурно-исторических типов оказала большое влияние на современную западную философию культуры, в том числе на творчество немецкого мыслителя О. Шпенглера.

О. Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории, представителем циклической концепции культуры, одним из критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества (принципа однолинейности). Он считал Европу обреченным и умирающим его звеном.

Сравнивая культуры с живыми организмами, которые имеют свои фазы развития: весну, лето, осень, зиму, Шпенглер, подобно Данилевскому, считал, что каждая культура переживает детство, юность, зрелость и старость.

Шпенглер выделил 8 замкнутых культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (аполлониевскую), византийско-арабскую (или византийскоисламскую, она же – магическая), западноевропейскую (фаустовскую) и культуру народа майя в Центральной Америке.

Он также предполагал появление в будущем новой, русскосибирской культуры, но подробно на этом не останавливался. Как видим, здесь он тоже близок Данилевскому, назвавшему качественно новым славянский культурно-исторический тип.

Как и Данилевский, Шпенглер отрицал единство мировой культуры, существование общечеловеческой преемственности в культуре и всякое глубинное взаимодействие между культурами, возможность понимания культур прошлого.

Умирая, каждая культура перерождается в цивилизацию. По Шпенглеру, такой переход, например для греко-римской культуры, произошел в эпоху эллинизма (III–I века до н.э.), а для западноевропейской культуры – в XIX веке.

Шпенглер считал, что вступление в стадию цивилизации – конец развития любой культуры.

Цивилизация формирует стремление к мировому господству. Это внутренний источник гибели культуры, погибающей от войн в борьбе за такое господство. В трудах Шпенглера, как позднее и у А. Тойнби, содержатся критика социальной несправедливости, бездуховности и потребительства, предсказание кризиса западной цивилизации.

Основные идеи его концепции можно свести к следующим тезисам:

утверждение множественности и чередования культур, цикличности их развития;

Культурологическая концепция О. Шпенглера оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль ХХ столетия. Наиболее выдающимся исследователем, подпавшим под влияние Шпенглера, был известный ученый А. Тойнби.

т. (1934–1961; русск. пер. 1991).

В нем он излагал теорию круговорота (цикличности) последовательно сменяющих друг друга и независимых друг от друга локальных (местных) цивилизаций. А. Тойнби представлял историю как конгломерат локальных цивилизаций.

Тойнби рассматривал 26 локальных цивилизаций, из них 13 – развитых. До нашего времени из них сохранились и существуют

одновременно 5 цивилизаций: китайская, индуистская,

исламистская, западно-христианская и православно-христианская (византийская, включая Россию).

За все время своего существования человечество живет в условиях цивилизации не более 2 % времени. Необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии разложения и гибели современных цивилизаций.

Уникальный образец для Тойнби – античная цивилизация, которая прошла все ступени процесса, характерные для локальной цивилизации. Два других классических образца – это китайская цивилизация, где периоды сплочения государства прерывались периодами разъединительными; и диаспорическая, 1 когда народы, живущие среди других (евреи, армяне и др.), не теряют своей самостоятельности и культуры.

Смысл этой концепции в том, что возникновение и становление цивилизации есть ответ на вызов исторической ситуации и социально-природного окружения.

– способ самосохранения и развития цивилизации. Любая цивилизация развивается до тех пор, пока в состоянии давать ответ на вызовы окружающей среды (природной и социальной, человеческой).

Причем окружающая среда при этом должна быть не слишком враждебной (чтобы у цивилизации была возможность развития, в противном случае она будет уничтожена), но и не излишне благоприятной (без трудностей нет развития, ибо развитие – всегда преодоление).

Цивилизация по Тойнби возникает и развивается при сочетании двух условий:

наличие окружающей среды не слишком враждебной, но и не излишне благоприятной.

Прогресс человечества Тойнби усматривал в духовном совершенствовании и восхождении к единой религии, которая в будущем станет общечеловеческой. В западном обществе Тойнби отмечал симптомы надлома и разложения.

В эту эпоху почти одновременно в разных странах жили величайшие мудрецы и пророки древности: Конфуций и Лао-Цзы в Китае; Будда в Индии; Заратустра в Персии; Гомер, Фалес, Гераклит — в Греции.

Он делит всю историю культуры на четыре периода.

1. Доистория. Начальный период древнейшей культуры (до

появления письменности, письменных источников) – время

Сайт: Образовательный портал ИрГУПС
Курс: Культурология
Книга: Основные культурологические школы и их представители
Напечатано:: Гость
Дата: Понедельник, 7 Март 2022, 01:05

Оглавление

1. Философия культуры эпохи Просвещения

● Импульс к становлению и развитию культурологи, ее историческое начало как науки относят к XVIII в., эпохе французского Просвещения, когда идеи гуманизма увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи распространились во Франции − в произведениях Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Ф. Вольтера, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо. В Германия - Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер, в России − А. Н. Радищев. Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, в Северной Америке − Б. Франклин, Т. Купер и др.

► Наука о культуре возникла как философия истории человече­ства.

● Главные идеи отражены в творческом наследии немецкого ученого И. Г. Гердера (1744-1803).

Иоганн Готфрид Гердер окончил бого­словский факультет Кенигсбергского университета. Слушал лекции Иммануила Канта. Затем переехал в Ригу и сочетал деятельность священника с педагогической работой и литературными заня­тиями. Спустя пять лет в Париже познакомился с идеями Монтескье, Даламбера и Дидро.

Гуманизм, милосердие, религия

• Воспитание опирается на традицию и органические силы, ибо человек должен быть способен к восприятию. Этот процесс создания человека можно назвать культурой, или возделыванием, а можно вспомнить образ света и назвать просвещением.

Высшая гуманность проявляется в религии, в ней заключен самый возвышенный дух человечности. Религия − это упражнение сердца в нравственном совершенствовании.

Т.о., цель земного существования человека - в воспитании гуманности. Она − надежда на подлинность человеческого существования, цель истории человечества, его высшее предназначение.

2. Эволюционистская школа

Стремительно развивавшаяся наука Нового времени, направленная на исследование природы, ставила своей целью выявить объективные законы ее развития. В XIX в. аналогичные попытки предпринимались и в отношении истории культуры этнографами представителями эволюционистской школы.

Научная концепция – в том, что для общественного развития характерны:

идея психического развития человека и единообразия развития культур;
однолинейность развития культур - от простого к сложному;
обязательность выделения стадий развития для всех обществ;
идея общественного прогресса, когда эволюция доминирует над регрессией.

► Основатель теории - Эдуард Тэйлор (Тайлор) (1832-1917), английский ученый, один из основателей этнографии и антропологии.

● Главная идея - идея прогрессивного развития культур.

Пристальное внимание из всех явлений культуры Тэйлор уделял религии. Он - автор анимистической теории, утверждавшей что анимизм - первая религия после выделения человека из массы животных.

► Один из родоначальников эволюционизма - Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог.

3. Философия жизни

Произведения Ницше носили художественно-философский характер. Большое влияние на него оказали музыкальные идеи Рихарда Вагнера.

● Главная идея – мир – это бытие в себе. Оно бессмысленно и хаотично, чуждо и непостижимо для человека и только в искусстве оно способно обрести какие-то краски и оттенки, придающие ему смысл. Человеческая жизнь является постоянной жестокой борьбой за существование, переполненной стрессами.

4. Неокантианство

Возникновение новых теорий в физике кардинально изменило представление об устройстве мироздания и т.п.
Неокантианцы Марбургской школы выдвинули ряд философских идей, которые можно назвать их несомненной заслугой:
важную роль в познавательной деятельности играют логические и теоретические критерии истины, осуществление которых на практике зачастую невозможно. Так, например, теоретические модели летательных аппаратов появились задолго до реального воплощения этих идей в жизнь,
признание науки высшей формой духовной культуры человека (сциентизм).

5. Общественно-историческая школа локальных культур

● Главная идея - циклическая теория развития культуры - учение о множестве равноценных по уровню зрелости культур. Она - полная противоположность европоцентристской схеме линейного историзма

► Суть концепции Шпенглера в том, что вся мировая культура состоит из отдельных организмов, замкнутых и независимых друг от друга. Каждый из них имеет свои особенности развития и период существования

• Шпенглер выделил восемь таких культур:
1) египетскую; 5) греко-римскую;
2) индийскую; 6) майя;
3) вавилонскую; 7) византийско-арабскую;
4) китайскую; 8) западноевропейскую.

● Главная идея - культурно-исторические типы, развиваясь, проходят поочередно четыре этапа:

1) этнографический (подготовительный – 1000 лет);
2) политический (становление государственности – 400 лет);
3) цивилизационный (расцвет – 50-100 лет);
4) длительный период упадка и разложения.

1) египетскую; 7) греческую;
2) китайскую; 8) римскую;
3) ассирийско-вавилоно-финикийскую; 9) новосиметическую или аравийскую;
4) халдейскую или древнесиметическую; 10) перуанскую;
5) индийскую; 11) германо-романскую или европейскую.
6) иранскую;
● Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975), английский историк, философ, дипломат и общественный деятель - основатель концепции локальных культур

• Классификация цивилизаций согласно Тойнби:

Каждая цивилизации в своем развитии проходит четыре этапа: 1) возникновения; 2) роста;
3) распада; 4) гибели, после чего ее место занимает другая цивилизация.

Особое значение в классификации цивилизаций Тойнби придавал религии как консолидирующей силе в поисках финального смысла бытия.

6. Социологическая школа

● Макс Вебер (1864-1920), немецкий философ, социолог, и историк, применил культурологический подход к изучению общественных проблем.

● Главная идея - культура имеет собственную логику развития. Ее основа - общечеловеческие ценности. Совокупность ценностей, правил поведения составляют трудовую этику, которая более чем 300 лет является основой протестантизма.

• Основная цель работ Вебера - воссоздание целостной картины развития европейской культуры и цивилизации.

● Питирим Сорокин (1886-1968) – американский социолог русского происхождения.

Культура в своем развитии создает религиозные, правовые, эстетические и иные системы. Все они постоянно взаимодействуют, образуя т. н. сверхсистему с присущим ей типом мышления.

• Главная ценность - внутреннее единство всех составляющих культуры.
Циклическая теория флуктуации
(Флуктуация - от лат. fluctuatio – колебание – случайные отклонения от средних значений наблюдаемых физических величин)

7. Культурный релятивизм

Релятивизм – философская, гносеологическая точка зрения. Из нее, все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются тем положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от его телесно-душевного состояния.

• Главная идея - любая культура уникальна, имеет собственные ценности и заслуживает изучения и сохранения как мировой памятник.

● Основной принцип культурного релятивизма: определенная культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте.

8. Культурно-эволюционная школа

Ведущий американский антрополог и культуролог Лесли Элвин Уайт (1900-1975) переосмыслил концепцию эволюции культуры.

• Уайт впервые применил системный подход к исследованию культуры как самоорганизующейся системы, функционирующей по естественным законам. Он выделил культурологию в качестве самостоятельной дисциплины из общественных наук, определил ее предметное поле и основные методы исследования.

Исследуя культуру, Уайт рассматривал ее как интегративную систему, что позволило ему выделить в ней три взаимосвязанные подсистемы:
1) технологическую, в которую вошли орудия производства, средства существования, нападения и защиты;
2) социальную, включающую типы коллективного и индивидуального поведения;
3) идеологическую, объединившую верования, культы, идеи, знания и т.п.

9. Психоаналитическая школа

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоаналитической школы.

• Главная идея - гипотеза о существовании бессознательного, как особого уровня человеческой психики.

● Именно сублимация сексуальных инстинктов послужила главной посылкой для великих достижений в науке и культуре.

10. Концепция коллективного бессознательного

11. Экзистенциализм. Теория осевого времени

Экзистенциализм (от лат. xsistentia) – существование - одно из направлений философии иррационализма в нач. XX в.

• Главная идея - экзистенциальное понимание культуры - в переживании человеком своего бытия или непосредственного существования в культуре. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности.

● Феномен осевого времени применил К. Ясперс. Осевое время своеобразная веха, позволяющая увидеть и оценить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Ось мировой истории - отрезок времени около 500 лет. Это период между 800 и 200 гг. до н.э. когда произошел самый резкий поворот в истории.

Ось мировой истории - период, когда человечество рассталось с мифологией как формой сознания. На смену ей постепенно пришел рационалистический опыт, были заложены основы религии, начала развиваться философия, стали вырабатываться основные категории и понятия, применяемые и в настоящее время.

12. Структурно-функциональный подход

Бронислав Каспар Малиновский (1884-1942) - один из основателей и лидеров функциональной школы в британской антропологии.

Антрополог Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881–1955), один из лидеров английской школы социальной антропологии

● Б. Малиновский изменил взгляд на природу культуры, увидел в ней не просто совокупность элементов, а некую систему, соответствующую фундаментальным потребностям человека. Т.о., сформировался принципиально новый взгляд на исследование культуры – функционализм.

Редклифф-Браун применил системный подход к изучению традиционных обществ, сравнительное исследование различных культур.

13. Структурализм

Структурализм сформировался в 20-е гг. XX в. и связан с использованием структурного анализа в различных областях наук о человеке.

● Главная задача - преодоление описательности в изучении культуры и исследование ее на основе методов, характерных для естественных наук: математического моделирования, компьютеризации и т.п.
И.А. Бодуэн де Куртенэ первым применил этот метод в лингвистике, затем его стали использовать при исследовании других областей культуры. В широком смысле структурализм охватывает широкий спектр гуманитарных знаний: историю, лингвистику, литературоведение, этнографию и т.д.

● Структурализм научно-философское течение, получил распространение в 60-х гг. XX в. во Франции. Его представители: Клод Леви-Строс, Мишель Фуко, Ричард Барт, Жак Дерида и др.

• Культура в структурализме - совокупность знаковых систем и культурных текстов.
Леви-Строс использовал методы структурной антропологии, основывающиеся на единстве трех принципов:

1) изучения явлений культуры в синхронном срезе общества;
2) исследования этого явления как многоуровневого, целостного образования;
3) анализа культуры с учетом вариативности.
► Отечественный аналог структурализма - тартуско-московская структурно-семиотическая школа.
● Главный представитель - Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), литературовед и культуролог, профессор Тартуского университета. Рассматривал проблемы истории и теории русской литературы и культуры с точки зрения семиотики.

Семиотический анализ истории русской культуры позволяет выделить знаковые системы и символические доминанты, характерные для эпохи, понять их смысл и функциональное значение, представить эмоциональные состояния и настроения, которые они вызывали.

14. Концепция игровой культуры

Йохан Хейзинга (1872-1945), нидерландский философ и историк при помощи морфологического анализа исследовал культуру.

Главная идея - утверждение о том, что все культурное творчество есть игра.

● Но, в процессе развития культуры игровой элемент отходит на задний план. Постепенное его вытеснение начинается в XVIII в. и завершается к XIX в.

15. Концепция массовой культуры

► Масса – средний человек, сознание которого ничем не выделяется и повторяет общий тип.

Трагедией XX в. Ортега считал то, что обычно неоднородный мир массы и творческого меньшинства постепенно становился массой. Ответственность за это он возлагал на XIX в., век либеральной демократии и технического прогресса, способствовавший нивелировке личности до уровня массы.

16. Культурно-историческая концепция евразийства

Это идейно-политическое и философское течение русской эмиграции. Основатели: лингвист и культуролог Н.С. Трубецкой (1890-1938), политолог П.Н. Савицкий (1895-1968). Крупнейшие представители: Г.В Вернадский, Л.П. Карсавин, Г.В. Флоровский, П.М. Бицилли и др.

К середине 1930-х гг. евразийство прекращает существование. Парижский центр становится послушным Москве. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) - последний евразиец. В 1930-1950-е г. он был репрессирован и находился в ГУЛАГе.

Следуя его евразийской концепции, наше государство на 500 лет моложе Западной Европы. Поэтому, как бы мы ни старались подражать ей и добиться аналогичных результатов, все эти попытки будут тщетны

17. Цивилизации будущего. Футурологическая концепция культуры

Алвин Тоффлер – американский социолог, культуролог и публицист. Известность приобрел в 1970-е г. Окончил Нью-Йоркский ун-т

Значение слова "культура". Натуралистическая школа и направление в рамках данной школы в культурологи. Концепции общественно-исторической школы. Понятие о культуре у диффузионистов. Социологическое и символистическое направление в культурологи.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.08.2010
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Школы, направления и теории культурологии

2. Концепции общественно-исторической школы

Корни культорологической концепции общественно-исторической школы можно найти в работах Канта и Гегеля. Наиболее яркими представителями этого направления можно назвать О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.Я. Данилевского.

В работе "Россия и Европа" Н.Я. Данилевский обосновал существование так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой; проходят естественные стадии возмужания, старения и неизбежной гибели. Автор выделяет четыре стадии их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. С точки зрения Данилевского, ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. Существование единой мировой культуры им отрицается. Качественно новым и перспективным культурно-историческим типом Данилевский считал славянский, который должен был бы объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, переживавшей "упадок". Все самобытные цивилизации автор разделил на три группы:

- положительные (египетская, греческая, римская, романо-германская и др.), содействующие историческому прогрессу человечества;

- отрицательные (гунны, монголы, турки), те, которые "помогают" погибнуть стареющим цивилизациям;

- начинающие развиваться цивилизации, служащие чужим интересам (финны и др.), эти цивилизации не сыграют никакой роли в истории человечества, т.к. они войдут в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала.

Во всех культурно-исторических типов, с точки зрения Данилевского, преобладает какой-то один элемент: в европейской - религиозный, в античной - культурный и т.д.

О. Шпенглер рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется в виде спаянного внутренним единством "организма", обособленного от других, подобных ему. Культурный организм, по мнению автора, имеет свою душу. В книге "Закат Европы" Шпенглер отрицает преемственность культур. В многовековой истории автор выделяет восемь культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западно-европейская, майя). Новой культурой является русско-сибирская. Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - 1000-летие. Он включает в себя четыре периода, фазы, длительностью, примерно, 200-300 лет:

1. зарождение ("весна");

2. расцвет ("лето");

3. старение ("осень");

4. смерть ("зима").

Развитие культуры сказывается на развитии людей. Все выдающиеся личности в своей жизни воспроизводят фазу той культуры, к которой они принадлежат.

Цивилизация в понимании Шпенглера выступает в качестве синонима "массового общества". То есть, переход от культуры к цивилизации является переходом от творчества к бесплодию. Через изучение чередования культур Шпенглер пытался найти закон развития и существования культур.

Дальнейшее развитие цивилизационный подход нашел в 12-томной работе А. Тойнби "Исследование истории". Но у Тойнби термины "цивилизация" и "культура" являются синонимами. Тойнби пришел к выводу, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями, являются ветвями одного исторического древа. Всемирно-историческое развитие представляется движением от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. Движущими силами истории Тойнби считал отдельных выдающихся личностей (помимо божественного провидения), являющих собой так называемое творческое меньшинство. В случае, если творческое меньшинство становится неспособным воплощать в жизнь свои творческие порывы, оно становится государственной элитой, удерживающей власть силой, а не авторитетом. Большинство становится оппозицией и в конечном счете разрушает цивилизацию, если она раньше не погибает в силу естественных причин. Поступательное движение человечества автор признает, но видит его прежде всего в духовном совершенствовании, в стремлении к созданию общечеловеческой религии. Совокупность такого рода концепций получила название "эволюционизм".

В обществе, в любом его явлении, а значит, и в культуре, мы можем наблюдать явления развивающиеся, в которых наблюдаются переходы от низшего к высшему, от одного качества к другому, и остающиеся в одном качестве, то есть неразвивающиеся, неизменные. Особое внимание исследователей привлекают развивающиеся явления.

Известно две формы изменений. При первой процесс протекает постепенно, непрерывно, за счёт количественных уменьшений или увеличений. Такой процесс получил название "эволюция". Вторая форма развития протекает более сложно. Здесь наблюдается появление нового качества, а значит прерыв постепенности, скачок. Такое развитие получило название "революция".

Эволюционизм - это течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счёт количественных изменений.

Применительно к культуре эволюционизм утверждает, что:

1. Культура создаётся сознательно, осознанно, она "творится", её создатель - "творец". Эволюционизм утверждает постулат "сотворённости" культуры - "креационизм" культуры. У каждого культурного предмета есть свой создатель, творец, утверждает эволюционизм.2. Эволюционизм утверждает также тезис о том, что творцы культуры путём творения, обогащают её, преумножают. И это верно, но лишь частично. Ведь в истории мы встречаем и факты гибели культуры, её умирания.

Эволюционизм это признаёт, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Катастрофа - это внезапное разрушение предметов, в частности, культур. Примерами катастроф могут служить природные катаклизмы, войны, восстания и т. д. Но эволюционизм рассматривает катастрофы как явления, имеющие внешнюю для них причину, всегда проистекающие под влиянием внешних для них факторов, он не выделяет внутренних причин, подводящих явление к гибели, умиранию.

Одним из вариантов эволюционизма, в частности, "катастрофизма", выступила теория "регресса" (деградации), упадка. Но опять же, этот упадок рассматривается, как проистекающий под влиянием, вмешательством извне. Идеи катастрофизма уже в 30-50е гг. прослеживаются в творчестве Арнольда Тойнби, в 70-80е гг. - у Л. Н. Гумилёва.

В современных условиях идеи эволюционизма включают ещё ряд положений. В частности, утверждается положение о постоянном изменении культуры как процессе усложнения, количественного роста, устранения хаоса, усиления организации, порядка. По мысли сторонников современного эволюционизма, культура - духовное явление, а значит, имеет рациональное, разумное, начало. Поэтому всё иррациональное подлежит устранению из культуры. Так как культура и разум - явления организованные, упорядочивающие, то всё неорганизованное, стихийное подлежит рационализации.

Эволюционизм признает, что культура имеет свои стадии, ступени развития. Например, дикость - варварство - цивилизация. Но утверждает тезис о том, что переход от одной стадии к другой - непрерывен и постоянен, ибо движущей силой такого рода переходов является усиление разумности, организованности в обществе, в культуре, Значит, основная линия (и причина) эволюции культуры - нарастание рационализма. В таком случае, сопутствующие культуре явления эволюционизм объявляет её главными источниками развития, то есть внешние факторы объявляет внутренними.

3. Понятие о культуре у диффузионистов

Зарождение теории диффузионизма было связано с именем немецкого ученого, географа и этнолога Фридриха Ратцеля. Им были разработаны теоретические и методические положения диффузионистского учения и создана так называемая антропогеографическая школа. По мнению Ратцеля ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. В передвижениях народах Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества.

Диффуционизм основывается на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких определенных центров. Его цель состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.
В рамках теории дифузионизма существовало несколько научных направлений. Историко-географическое -- связанное в наибольшей степени с именем Э. Норденшельда. Это направление ставило своей задачей показать на основе изучения культур временную последовательность культурного развития. Гелиолетическое -- выводящее все культурное развитие из Древнего Египта. Изучение культурных кругов -- сводившее “все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количеством специфических культурных элементов. На протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие на определенном географическом пространстве и распространившееся затем отдельными элементами или, что наблюдалось чаще, целыми комплексами в другие области земли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.
С диффузионизмом связана и теория культурных кругов (Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс).

Суть теории диффузионизма состоит в следующем:

· Происхождение культурных элементов имеет географическую привязку. Каждый из них возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по земному шару.

· Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает не только предметы материального быта, но и идеи: идеологии, мифологии и т.п.

· Весь имеющийся материал полевых исследований систематизировался таким образом, чтобы очевидными стали эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения.

· Каждый элемент культуры рассматривался как имеющий определенное географическое и этническое происхождение.

· Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов.

К двадцатым годам диффузионистское направление стало терять популярность. Становилось очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и других подобных теоретических концептов эмпирическим наблюдениям.

4. Социологическое и символистическое направление в культурологи

Третьей крупной культурологической школой является социологическая, наиболее яркими представителями которой были Т. Элиот, П.А. Сорокин, Т. Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

В этой школе появились макроисторические концепции культуры.

Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов и зоологов, которые пытаются объяснить культуру исходя из психобиологической природы человека.

По их мнению, культура – такое же приспособление к окружающей среде, как и приспособление в животном мире. Но они недооценивают различия, отличающие животного от человека.

В рамках натуралистической школы выделились два направления, две науки – фрейдизм и этология.

В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

Не случайно, что научная деятельность ученых функционалистов в историческом контексте оказалась связана со стремлением правящих кругов Британской империи создать наиболее эффективную систему колониального правления.

В своей совокупности они образуют сверхсистему со свойственным ей особым типом мышления.

Внутреннее единство культуры и составляющих ее частей заключается в том, что все многообразие культурного творчества в конечном итоге выражает одну, главную ценность.

В этом подходе обнаруживается несомненное родство концепции с идеями М. Вебера.

В центре научных интересов Сорокина находились личность, общество и человек. Личность в его концепции является субъектом взаимодействия.

В соответствии с этим общество выступает как совокупность индивидов с их социокультурными отношениями.

Культура соответственно выступает как совокупность значений, норм, ценностей и одновременно как совокупность ее носителей, в деятельности которых раскрываются значения и ценности.

Формы культуры, о которых писал ученый, были для него основными рабочими понятиями, с помощью которых все многообразие фактов истории культуры и вся сложность культурных процессов могли быть упорядочены для строгого анализа. Идеациональная культура строится исходя из признания сверхчувственности и сверхразумности Бога. Именно он выступает как единственная и реальная ценность.

Согласно данной теории основным и важнейшим регулятором общества является именно культура.

Человек творит искусственный мир, обозначая реальность определенными символами.

Язык, миф, религия, искусство, письменность, наука, – это все символический язык образов, определенным образом закодированная система символов и знаков, которыми оперируют люди.

Такой подход получил широкое распространение в культурологии.

На сегодняшний день изречение Сократа стало идеологией и принципом жизни для многих людей и используется во всех ситуациях, когда перед человеком встает нравственный выбор: занять сторону дружбы или же не отходить от истинной точки зрения.

В жизни существует масса примеров, когда перед человеком встает нравственный выбор между дружбой и истиной. Нравственные дилеммы, как правило, являются самыми сложными, потому что на кон может быть поставлено слишком много: теплые отношения и моральные ценности и принципы, в которые верит человек.

Кто-то при этом совершенно точно решает для себя, что истина важнее любого человеческого общения. Кто-то, наоборот, желает сохранить положительные эмоции, связывающие его с оппонентом, жертвуя при этом своими убеждениями.
Поиски истины – сложный процесс, который занимал тысячи умов во все времена. Однако еще сложнее не просто найти истину, но и не поддаться искушению прикрыть глаза на правду, поддавшись дружескому порыву.

2. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.

Классическим является определение культуры Э. Тайлора (в 1871): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм, артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества (нации, группы), благодаря чему каждое общество обладает именно своей культурой.

Культура – тонкая и подвижная материя, надо понимать, что мы не в состоянии отменить политическим указом постмодерн. Нельзя отменить нынешнюю доступность, мобильность культурного производства. Нельзя не замечать слепого варварства, захватывающего символические и медийные пространства.
Поэтому так важно предотвратить разрушение культурной ткани, дать культуре современное определение, выработать адекватные методы исследования, предложить стратегии развития. Необходимы качественно новые подходы к культурной политике, к критериям оценки ее эффективности на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. И здесь многое зависит от экспертного сообщества.
Реализация культурной политики опирается на несколько типов ресурсов. К ним можно отнести: финансовые, символические, творческие, предпринимательские и другие.

Вот роли, в которых может выступать государство:

Посредник: в этом случае государство не финансирует культуру напрямую, но заботится о создании условий – главным образом через систему налоговых льгот, обеспечивающих такое финансирование из негосударственных источников; наиболее ярким примером является система финансирования культуры, существующая в США.

Покровитель: продолжая аристократическую традицию поддержки творческих профессионалов, государство финансирует профессиональную культуру и искусство – обычно через специально созданную систему экспертизы и профессиональной оценки качества; такая система существовала до начала 1990-х годов в странах Северной Европы, а также в Великобритании, Канаде и Австралии.

Архитектор: государство считает развитие сферы культуры важной частью национальной политики и финансирует ее напрямую, как правило, через министерство культуры, избавляя учреждения культуры от необходимости самостоятельно искать средства к существованию; до начала 1990-х годов такая политика была характерна для Франции и ряда других западноевропейских стран.

Инженер: государство осуществляет максимальный контроль в сфере культуры, которую оно считает важнейшей сферой политического и идеологического воспитания; в этом случае средства и продукты культурного производства принадлежат государству.

Читайте также: