Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным 6 класс кратко

Обновлено: 25.06.2024

Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным?

  • Степан Абалин
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-08 00:14:23
  • 3
  • 2

Древная культура воспевает красу природы, гармонию людского тела, поэзию человечьих эмоций. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека вместилище греха, а земная жизнь вонючая,). Основная тема искусства Человек, гармонично и многосторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его ум возведен на пьедестал.
Средневековое искусство возникло и было на почве феодализма, более прогрессивной публичной формации по сопоставлению с рабовладельческим строем. Художественная культура феодального сообщества, отличаясь в порядочном содержании от этических и эстетических идеалов античности, внесла в мировое искусство уникальный вклад. Культура просочилась в широкие слои общества глубже, чем в старом мире, в искусстве сильнее ощущались народные представления и ярко выражала себя жива струя мифологического по нраву реализма, непохожего на древний. Это было время расцвета искусства масс: неистощимая фантазия народа, его поэтическое отношение к миру особенно ясно проявлялись в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на базе которых появилось монументальное синтетическое искусство средних веков.
Средневековье сделало другое понимание человека и меры его ценности, чем античность. В христианстве возникло учение о существовании 2-ух миров высшего божественного, духовного и низшего мира земной действительности, являющегося только его отражением; обнажились и противоречия меж 2-мя природами людской натуры духовной и телесной, вещественной. Образ человека в искусстве утратил мудрую ясность и внутреннее равновесие, отличительное для древних героев.

Становление средневековой культуры происходило в итоге драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - древней и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением древних городов, потерей выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало эмблемой ликвидирования культурных ценностей - quot;вандализмомquot;), с иной стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и жестокой культур.
Культурное взаимодействие меж безжалостными племенами и Римом было и до погибели империи. После падения Рима культурное воздействие античности происходило в форме освоения ее наследства (неподражаемо содействовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только древнее право, но и науку, философию, искусство и т.д.
Становление средневековой культуры происходило в итоге взаимодействия двух начал: культуры жестоких племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и главнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое дозволяет говорить о западноевропейской культуре как о единичной целостной культуре.
Таким образом, средневековая культура - это итог сложного, противоречивого синтеза древних традиций, культуры жестоких народов и христианства. Искусство западноевропейского Средневековья неравнозначно по собственной художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду.

Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным?

Античное искусство ставило превыше всего красоту человеческого тела и именно потому античные статуи изображавшие человека мало чем отличались от статуй изображавших богов. Для античных мастеров человек был не просто подобием бога, он был равным ему.

В средние века живопись не могла придерживаться столь реалистичного подхода, ведь большинство полотен того времени были заказаны церковью и предназначались для украшения храмов и соборов, или дворцов богатых людей. Поэтому человек на средневековых полотнах принижен по отношению к изображению бога и ангелов, часто в ущерб реализму. Дети на полотнах мастеров того времени казались стариками, а изображенное событие оказывалось более важным для мастера, чем правильное изображение пропорций человеческого тела. Вместе с тем, человек на полотнах художников часто получался более естественным, не идеализированным, в отличие от работ античного времени.


Древнегреческие художники и скульпторы изображали человеческое тело в его естественном состоянии - в движении или во время отдыха. Положение человека было естественным, точно таким, каким мы его видим и сегодня. Акцент они делали на внешности или на фигуре необычной пропорциональности и красоты. В других случаях - пытались "остановить мгновение" - выхватить те моменты, когда человек совершал что-то необычайно важное.

В искусстве Средних веков человек теряет свое доминирующее положение. Его изображают более схематично, чем натуралистично. Часто положение тела выглядит неестественно, пропорции нарушены, лица разных людей на одной картине могли иметь очевидное сходство.

Очень многие открытия, которые имели огромное значение в Средние века, и которые не потеряли своей уникальности в современности были сделаны в странах Азии, в том числе в Китае. Об изобретениях Америки известно мало - там даже не знали колеса, хотя имели точный календарь и строили грандиозные сооружения.

Поэтому прежде всего вспомним компас, бумагу, зонтик, порох, фарфор, фейерверк - все это было придумано китайскими изобретателями.

Арабские цифры были придуманы в Индии.

А вот из Америки мы восприняли только сельскохозяйственные продукты - томаты, картофель, перец, табак и прочее. Это конечно тоже немало, все эти продукты стали основой современной кухни.

В средние века на территории Африки существовало несколько крупных и процветающих цивилизаций, некоторые из которых пришли в упадок сами собой, другие были уничтожены уже европейцами.

Развитию этих государств прежде всего помогала и мешала сама природа. С одной стороны постоянно теплый, даже жаркий климат позволял меньше заботиться о сохранении тепла, не строить теплые дома и не носить теплую одежду. С другой стороны обработка земли в таких условиях была очень сложным занятием - либо вокруг были пустыни с недостатком воды, либо непроходимые джунгли, которые мигом захватывали отвоеванные человеком территории.

Кирилл- имя, принятое им в монашестве. Дома в миру его звали Константином. Старшим братом Константина был Мефодий. Братья не пошли по стопам отца-крупного военачальника, а стали сподвижниками-просветителями. Погрузившись в мир манускриптов, свитков Константин стал энциклопедически образованным человеком. За ним закрепилось прозвище Философ. Раннее средневековье. С корабля в Херсонесе сошел Константин-Кирилл Философ. И именно ему, так как в те времена философом считали истолкователя веры, комментатора Священного писания и богослужебных книг, приехавшему из Византии принес неизвестный русин книги, написанные русскими письменами. Константин, одержимый страстью к познанию, познакомился с книгами и с его чуткостью к языкам он не мог не заметить, что славянской речи свойственны звуки, которые не знакомы другим языкам. Азбука, созданная им позднее, содержала буквы, из которых большинство были взяты из греческого алфавита. И теперь Херсонесу предстояло передать огонь Алфавита в руки тех, кто понесет его славянскому миру. Рукопись стала творением печати и таким образом размножилась. Есть предположение, что азбуке Кирилл положил начало именно с этих книг и даже воспользовался ими, переводя вместе с Мефодием избранные отрывки из Евангелия. В славянских землях появились книги, переписанные последователями Кирилла и Мефодия. И теперь День славянской письменности, или день Кирилла и Мефодия отмечается в Софие, Киеве, Минске, Москве. А разве не с книг, не с знания и познания развивается культура?

Путь из варяг в греки - это водный путь из Северной Европы и Скандинавии в Византию и на Балканы (и обратно) через Восточную Европу и Древнюю Русь. Использовался для торговли и культурного обмена.

Практически весь путь можно было проделать по воде, однако встречались места, где водоемы не соприкасались. В таких местах лодки переправлялись по суше волоком.

Лодки вытаскивали на берег, под днище подкладывали катки или подставляли колеса, и волокли. Такие переходы от одного водоема к другому составляли по несколько километров.

Часть Китая монголы отхапали. Но те территории, где кончалась степь, монголам были не нужны так что полностью Китай не захватывали. Просто время от времени воевали, пока Орда не развалилась окончательно.

А с Японией Монголы вообще не контачили. Думаю, что у них и кораблей-то не было. К тому же все время, что существовала Великая Орда, в Японии шли постоянные феодальные войны. Так что Орде там было нечего ловить. А после этого Япония попала в сферу интересов Европы.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Подумайте

Проверьте себя

1. Романские храмы были вдохновлены архитектурой Рима. Здания были массивными, но очень просторными, благодаря этому напоминали замки, из-за чего нередко служили убежищами для населения. Готическая же архитектура была немного другой, в городах было не так много места для зданий, поэтому их делать узкими, арки стали стрельчатыми, и благодаря им, здания становились высокими, словно стремились ввысь. 2.

Название стиля План здания Архитектурные элементы Внутреннее убранство
Романский Массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Внутри он состоит из 5 нефов; центральный неф поднят над боковыми.
Готический Легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колон, а снаружи – на массивные столбы и соединительные арки. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, соборы кажутся прозрачными Большое количество окон, каменной резьбы. Повторяющиеся очертания стрельчатых арок создает впечатление стремительного прорыва ввысь Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
3. Безгрешность и возвышение через страдание и милосердие - вот главная мыль средневекового искусства. Эти чувства достигались изображениями сцен с святыми. Художники старались раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, в отличии от античного искусства, которое восхваляло красоту тела. 4. Витражи заполняли огромные окна, через них проникал солнечный свет, играя на колоннах, сводах, создавая нарядный праздничный вид. 5. Изображения людей в минуту труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были новшества в книжной миниатюре и фресковой живописи.

Подумайте

1) Готические соборы создают впечатление величия, стремления ввысь. Многообразие статуй, фресок вызывает чувство невероятного, будто это создано не человеком, а словно живые существа, люди сами окаменели и застыли в удивительных позах. 2) Готический стиль зародился в условиях городской жизни, нужны были архитектурные решения, которые позволили бы создавать величественные сооружения в условиях города, где пространства для строительства было не так много. 3) Католические храмы в основном строились в самом городе, в его в центре, и лучше всего для этого походил готический стиль, так как в таком стиле храмы были высокими, и их было видно из далека, и они вписывались в пейзаж города. Православные же храмы строили в обособленных местах, и их делали просторными, что бы вместить как можно больше людей, и нередко такие храмы становились убежищами, поэтому часто их строили в романском стиле. 4) В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средневековья стремились раскрыть богатство души, мыслей чувств человека. В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей. 5) Вот я и впервые в большом городе, и в первую очередь я решил пойти помолится, что бы у меня все сложилось хорошо здесь. Как только я подошел к храму, я ощутил его величие, будто его вершины касаются облаков. Я долго стоял, не решаясь заходить, все рассматривал собор, и все больше удивлялся статуям, витражам. Войдя все таки внутрь я поразился еще больше, свет, проходивший через витражи создавал разноцветный узор, создавая загадочную атмосферу. Внутри было просторно и достаточно много народу, но не было тесно. Когда я помолился, я точно знал, что меня услышат. Я, переполненный эмоциями, вышел и подумал, что приду еще раз.

Для средневекового миропонимания характерно было и стремление постичь общие закономерности, лежащие в основе мироздания, увидеть внутреннюю гармонию за пестротой и противоречивостью реального бытия.

Результатом этого явились не только отмеченная выше нормативность и отвлеченная гармоничность отдельных художественных образов, но и постоянное тяготение искусства средних веков к сложным темам, к огромным синтетическим ансамблям, иными словами, к тому, чтобы охватить и осмыслить всю многогранную картину мира.

По сравнению с античным искусство средневековья обрело драматическую сложность, но в значительной мере утратило ясную гармонию и земной оптимизм.

Для средневекового миропонимания характерно было и стремление постичь общие закономерности, лежащие в основе мироздания, увидеть внутреннюю гармонию за пестротой и противоречивостью реального бытия.

Результатом этого явились не только отмеченная выше нормативность и отвлеченная гармоничность отдельных художественных образов, но и постоянное тяготение искусства средних веков к сложным темам, к огромным синтетическим ансамблям, иными словами, к тому, чтобы охватить и осмыслить всю многогранную картину мира.

Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным?


Сравнение Средневековья и Нового Времени?

Сравнение Средневековья и Нового Времени.


Как изменилась карта средневекового мира в х - хIV вв?

Как изменилась карта средневекового мира в х - хIV вв.

По сравнению с ранним среднивековием?


Почему античные города с началом средневековья приходят в упадок?

Почему античные города с началом средневековья приходят в упадок?


СРОЧНОКакие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?


Как изменилась карта средневекового мира в 10 - 14 вв?

Как изменилась карта средневекового мира в 10 - 14 вв.

По сравнению с ранним средневековьем?

Какие государства возникли, какие изменились или перестали существовать?


Как изменилась карта средневекового мира в 10 - 14 вв?

Как изменилась карта средневекового мира в 10 - 14 вв.

По сравнению с ранним средневековьем?

Какие государства возникли, какие изменились или перестали существовать?


Объясните, почему рукописные книги раннего Средневековья были подлинным произведениями искусства?

Объясните, почему рукописные книги раннего Средневековья были подлинным произведениями искусства.

Чем средневековые книги отличались от античных?


Какова главная мысль Средневекового искусства?

Какова главная мысль Средневекового искусства?


Сравнение современной школы со средневековой?

Сравнение современной школы со средневековой.


КАКИЕ БЫЛИ ИСКУССТВА В РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?

КАКИЕ БЫЛИ ИСКУССТВА В РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ!


Кутузов в войне 1805 - 1807 гг. Предстает перед нами как полководец, который считает своей основной задачей сберечь армию. Об этом свидетельствует смотр войск под Браунау, когда русский главнокомандующий старался убедить союзников в том, что его ар..


История это наука изучающих прошлое человеческого общества, начиная с момента появления человеческого рода на Земле и до сегодняшнего дня.


Этот принцип декларации оцениваю достойно, он - основопологающееправового государства. Например, у человека есть естественные права (право на жизнь). А что если, некоторым людям просто запретить существование на земле? Ведь человек успел только ро..


В XIII - XV вв. В Причерноморье и Приазовье возникают итальянские торговые фактории, основанные Генуей, Венецией и Пизой. После того, как в 1204 г. Крестоносцы захватили Константинополь, итальянские купцы обосновались в Византии, а из Константиноп..


Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей - вождей. Им придавали необыкновенные качества, особыйгероизми мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых л..


1)Америку в 1492г. 2)индию в 1488г. Открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан 3)Морской путь в Индию вокруг Африки 1497 - 1499гг 4)открыл все побережья Юж. Америки в 1519 - 1521.


1. Испания. Открытие Америки в. 1492 г. 2. Португалия. Открытие мыса Доброй Надежды и выход в Индийский океан в 1488г. 3. Португалия Открыл морской путь из Европы в Индию в 1487 г. 4 Испания Первое кругосветное путешествие 1519—1522.


Существование этих трёх эшелонов объясняется, главным образом, временем вхождения стран в индустриальную эпоху : 1 - ый эшелон в 16 - 18 веках, второй эшелон конец 19 - начало 20 века, третий - вторая половина 20 века. Кроме того, способами вхождени..


Для того что бы река не вышла из берегов.


Язычники были коренным типом населения в восточной Европе 6 - ых 7 - ых веков. Мухаммад - одно из самых популярных имён в исламском мире. Медина— второй священный город ислама после Мекки. Ислам - религия мира. Коран - это что то вроде исламской ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: