Проект экологический десант в доу

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста.

И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека.

И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

В Ханты – Мансийском автономном округе самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. При знакомстве с окружающей действительностью, при общении с природой родного края, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе родного края, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе, обществе, формируется духовная личность, способная поступать нравственно по отношению к природе и окружающей действительности.

1.2 Новизна

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем включения регионального компонента в образовательный процесс.

Использование регионального компонента предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе вариативной программы " Мой город Нефтеюганск".
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через экологическое образование.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать педагогические условия для формирования нравственно-патриотических качеств через экологическое образование.
  3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста через экологическое образование.

  1. Повысить педагогическую компетентность родителей и

Глава 2

2.1 Методологическая и теоретическая основа проекта

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников

обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский,Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Исследователи утверждают, что чувства патриотизма не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания. Н.Ф. Виноградова указывает при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала.

Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе.

Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Вывод о том, что знания о родном городе, республике, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условием воспитания патриотических чувств, содержится в исследованиях многих ученых. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определённых обществоведческих знаний.

Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, В.И Лутовинов, С.А. Пряхина) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

По определению А.Н. Вырщикова, нравственно-патриотическая воспитанность - это «актуальный уровень развития внутренней культуры детей дошкольного возраста, обусловленный усвоением ими опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание заключается в формировании у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

2.2. Принципы реализации проекта

Деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в МДОУ « Детский сад № 30 построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и нравственно патриотического воспитания в экологическое, эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, развитие способностей, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

2.3. Технологии

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Игровая технология. Чтобы процесс формирования нравственно –патриотических качеств через экологическое образование был результативным, организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками из детских садов – партнеров по проекту.

Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередования различных видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

4. Методы и приемы

В образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через экологическое образование используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим, нравственно-патриотическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Современные интерактивные методы.

Задачи по формированию нравственно – патриотических качеств через экологическое образование реализуется с помощью таких методов как:

Глава 3. Основное содержание проекта

3.1. Организация работы с воспитанниками

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:

  • воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
  • обогащать знания детей о природе;
  • формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Формированию патриотических чувств также способствует художественно – творческая деятельность. Стремление рисовать родной город, смастерить поделки из природного материала вызывает у детей не

Только положительные эмоций, но и гордость за родной город, и родной край.

3.2. Взаимодействие с родителями

Проведение интерактивных площадок позволяют родителям овладевать способами практического осуществления различных видов детской деятельности, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания.

Совместная с родителями система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за родной край , за Родину за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

3.3. Взаимодействие с социальными партнерами проекта

Партнерами в реализации проекта являются: педагоги МДОУ «Детский сад № 30, родители (законные представители) воспитанников.

Глава 4.

4.1. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в группе создана соответствующая развивающая предметная среда:

4.2. Диагностический инструментарий

Заключение

Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, я точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны. Наши воспитанники имеют чувства гордости любви, привязанности к Родине; знают природу родного края и ценят и бережно относятся к природе

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имеет еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Целью проекта было : создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта :

- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

- Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

- Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.

- Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда.

- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Тип проекта

Краткосрочный

Участники проекта : Воспитатель и дети старшей разновозрастной группы, родители.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

Результатом работы по данному проекту будет создание экологического паспорта участка группы, сформируется представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность.

Этапы реализации проекта

I этап подготовительный:

• изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме;

• подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты;

• составить план мероприятий на каждый день.

II - этап основной:

Реализация плана проекта

• Встреча детей на улице.

Цель: Пройти по участку группы и собрать мусор принесённый ветром за выходные.

• Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Цель: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений.

Цель: формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, учить детей понимать и объяснять значение пословиц и загадок; воспитывать трудолюбие.

Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Цель: Рассказать какое количество мусора ежедневно оставляют на улицах сами граждане. Выяснить, что нужно делать, чтобы город был чистым.

• Составление правил для сохранения чистоты природы. Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.

• Игры по интересам.

Цель: учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.

• Встреча детей на улице.

Цель: Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

• Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.

Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

Цель: ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха;

закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.

Игры по интересам: игры с выносным материалом. Цель: учить объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.

Цель: Расширить представления и знания детей о растениях, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру. Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

• Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в парке.

Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.

Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

• Встреча детей на улице.

Цель: Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

• Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

• Пословицы и загадки о явлениях природы.

Цель: уточнить знания детей о явлениях природы, учить узнавать их по описанию характерных для них явлений. Активизировать в речи конструкции предположения, учить аргументировать свой ответ.

Цель: учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями; развивать интерес к природе; расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

Цель: показать детям, как полезно заботиться о себе, о своем здоровье, если закаляешься и занимаешься спортом.

Цель: дать детям элементарные представления о солнечном и тепловом ударе, обучить их мерам осторожности при сильном солнцепеке.

Цель: учить, самостоятельно, находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения.

• Встреча детей на улице.

Цель: Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

• Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цель: расширять знания о насекомых. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает, отражать в игре добрые поступки окружающих людей. Рассматривание структуры почвы.

Цель: учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодии природы. Поддерживать интерес к чтению.

Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Самостоятельная деятельность: рисунки на асфальте.

Цель: организация совместной игровой деятельности, развитие фантазии и образного мышления.

III - этап заключительный:

Создание детьми плаката по охране природы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 городского округа- город Камышин

в старшей разновозрастной группе.

воспитатель высшей категории

Шведюк Лариса Павловна

в старшей разновозрастной группе

Проект разработан для детей старшей разновозрастной группы.
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта:
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

- Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

- Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.

- Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда.

- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Тип проекта

Участники проекта: Воспитатель и дети старшей разновозрастной группы, родители.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

Результатом работы по данному проекту будет создание экологического паспорта участка группы №7, сформируется представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т.д.) и через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность.

Этапы реализации проекта

I -ый этап подготовительный:

изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме;

подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты;

составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц.

II -ой этап основной:

Реализация плана проекта

1половина дня

Встреча детей на улице.

Цель: Пройти по участку группы и собрать мусор принесённый ветром за выходные.

Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Цель: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений.

Цель: формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, учить детей понимать и объяснять значение пословиц и загадок; воспитывать трудолюбие.

2 половина дня

Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Составление правил для сохранения чистоты природы. Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.

Игры по интересам.

Цель: учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.

1 половина дня

Встреча детей на улице.

Цель: Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; Для всхода травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.

Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

2 половина дня

Цель: ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха;

закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.

Игры по интересам: игры с выносным материалом. Цель: учить объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.

1 половина дня

Цель: Расширить представления и знания детей о растениях, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру. Полив первоцветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в парке.

Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.

половина дня

Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

1 половина дня

Встреча детей на улице.

Цель: Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

Пословицы и загадки о явлениях природы.

Цель: уточнить знания детей о явлениях природы, учить узнавать их по описанию характерных для них явлений. Активизировать в речи конструкции предположения, учить аргументировать свой ответ.

Цель: учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями; развивать интерес к природе; расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

2 половина дня

Цель: показать детям, как полезно заботиться о себе, о своем здоровье, если закаляешься и занимаешься спортом.

Цель: дать детям элементарные представления о солнечном и тепловом ударе, обучить их мерам осторожности при сильном солнцепеке.

Цель: учить, самостоятельно, находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения.

1 половина дня

Встреча детей на улице.

Цель: Полив цветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.

Утренняя гимнастика на улице.

Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.

Цель: расширять знания о насекомых. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает, отражать в игре добрые поступки окружающих людей. Рассматривание структуры почвы.

2 половина дня

Цель: учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодии природы. Поддерживать интерес к чтению.

Цель : закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Самостоятельная деятельность: рисунки на асфальте.

Цель: организация совместной игровой деятельности, развитие фантазии и образного мышления.

III -ий этап заключительный:

Дети группы создали плакат по охране природы.

Создание экологического паспорта участка .

Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди планет Солнечной системы.

Когда то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил деревья, цветы

Травы невиданной красоты

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте,

Всем, завещаю вас, я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус, шар земной

Ведь он вздыхает как живой

И шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

- Ты береги нас, береги

Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… Природа!

- Как вы думаете, что оно обозначает?

Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме,

то есть наука о природном доме.

Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, химии и другие.

Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости.

Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов.

Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля.

А взамен просит только одного – бережного доброго отношения.

Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился её хозяином.

Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS.

- Кто знает, что означают эти три буквы? (ответы детей)

Обобщение: Да, вы правы, это международный сигнал бедствия. Природа просит вашей помощи.

Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных.

Горы отходов изуродовали леса, луга и реки.

- Ребята, а кто из вас знает причины возникновения мусора?

(- Я считаю, что существует несколько причин возникновения мусора:

Первая причина: рост производства одноразовых предметов:

Это (показывает) одноразовая посуда, которую мы используем в походах и на пикниках.

Вторая причина: увеличение количества упаковки.

(Например, коробка конфет, чтобы добраться до горсточки конфет, мы сначала снимаем плёнку, затем открываем крышку, потом убираем бумагу и достаём конфетку.

В результате конфет всего 10 -12 штук и полное ведро мусора)

Третья причина: повышение уровня жизни позволяющее, пригодные к использованию вещи заменять новыми. Например: ежедневно с экрана телевизора нам предлагают новинки телефонов, и у нас возникает желание купить новую вещь, хотя старый телефон исправен. Куда же мы деваем старый телефон, приобретя новый? Конечно, выбрасываем.)

Учёные работают над этой проблемой, они предлагают пластиковую одноразовую посуду производить на бумажной основе, которые не так вредны в природе.

Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом. А ведь вода является бесценным сырьем, которое невозможно заменить другим.

В некоторых странах воду из крана вообще не пьют, а пользуются покупной водой – из куллера.

Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.

Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.

Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.

Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.

На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём. Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.

Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии.

Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле.

Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом.

Чистота начинается с нас самих.

1.У меня очень много игрушек сделано из нее.

2.Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

3.Предметы, сделанные из нее, весят мало.

4.Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

5.Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса).

Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз, сдать в магазин).

1.Это получается, когда становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.

( Узнай, где поблизости есть пункт приема металлолома, и сдай туда).

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из древесины.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)

1.Его много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно силен он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

3.От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.

4.Его издают разные приборы и машины.(Шум).

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. (Стекло).

Положительное влияние человека

1. Сажать деревья

2. Строить очистительные сооружения

3. Разводить вымирающих животных

4. Придумывать упаковочные материалы

из не вредных веществ

5. Убирать мусор в лесу

- Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

ВложениеРазмер
proekt_ekologicheskiy_desant.docx 204.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Автор проекта: воспитатель

Мухаметова Гульнар Фаритовна

Цель и задачи проекта

Методологическая и теоретическая основа проекта

Принципы реализации проекта

Методы и приемы

Глава 3 . Основное содержание проекта

Организация работы с воспитанниками

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с социальными партнерами проекта

Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

«Природа для нас – кладовая солнца

С великими сокровищами…

и охранять природу –

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

В Ханты – Мансийском автономном округе самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. При знакомстве с окружающей действительностью, при общении с природой родного края, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе родного края, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе, обществе, формируется духовная личность, способная поступать нравственно по отношению к природе и окружающей действительности.

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем включения регионального компонента в образовательный процесс.

Использование регионального компонента предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе вариативной программы " Мой город Нефтеюганск".
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
  1. Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через экологическое образование.

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать педагогические условия для формирования нравственно-патриотических качеств через экологическое образование.
  3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста через экологическое образование.

  1. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через экологическое образование.
  2. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников через экологическое образование.

2.1 Методологическая и теоретическая основа проекта

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников

обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский,Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Исследователи утверждают, что чувства патриотизма не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания. Н.Ф. Виноградова указывает при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала.

Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе.

Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Вывод о том, что знания о родном городе, республике, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условием воспитания патриотических чувств, содержится в исследованиях многих ученых. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определённых обществоведческих знаний.

Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, В.И Лутовинов, С.А. Пряхина) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

По определению А.Н. Вырщикова, нравственно-патриотическая воспитанность - это «актуальный уровень развития внутренней культуры детей дошкольного возраста, обусловленный усвоением ими опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание заключается в формировании у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

2.2. Принципы реализации проекта

  1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и нравственно патриотического воспитания в экологическое, эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, развитие способностей, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности . Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
  • Личностно-ориентированная технология . Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
  • Игровая технология . Чтобы процесс формирования нравственно –патриотических качеств через экологическое образование был результативным, организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Информационно – коммуникационные технологии . Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками из детских садов – партнеров по проекту.
  • Здоровьесберегающая технология . Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередования различных видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.
  • 2.4. Методы и приемы

В образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через экологическое образование используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

Практические методы . К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы . Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим, нравственно-патриотическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Современные интерактивные методы.

Задачи по формированию нравственно – патриотических качеств через экологическое образование реализуется с помощью таких методов как:

Глава 3. Основное содержание проекта

3.1. Организация работы с воспитанниками

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:

  • воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
  • обогащать знания детей о природе;
  • формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Формированию патриотических чувств также способствует художественно – творческая деятельность. Стремление рисовать родной город, смастерить поделки из природного материала вызывает у детей не

Только положительные эмоций, но и гордость за родной город, и родной край.

3.2. Взаимодействие с родителями

Проведение интерактивных площадок позволяют родителям овладевать способами практического осуществления различных видов детской деятельности, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания.

Совместная с родителями система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за родной край , за Родину за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

3.3. Взаимодействие с социальными партнерами проекта

Читайте также: