Проект для второй младшей группы детского сада адаптация

Обновлено: 02.07.2024

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Содержимое публикации

Министерство общего и профессионального образования

по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Руководитель: Патракова Гульнара Галимжановна, преподаватель ВКК

Актуальность реализации проекта

Основное содержание проекта

План-график реализации проекта

Перспективы дальнейшего развития

Список используемых источников

1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Заказчик проекта

Разработчики проекта

Жигалова Анастасия Анатольевна, Патракова Гульнара Галимжановна

Нормативные основания реализации

3.Конвенция по правам ребёнка.

4.Основная образовательная программа

8. Устав образовательного учреждения

Основные идеи проекта

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Адаптационные возможности ребенкараннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От профессионализма сотрудников ДОУ во-многом зависит скорость и качество адаптации детей, что позволит значительно снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить здоровье ребенка.

Цели проекта

- Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи проекта

- Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.

- Оказание помощи детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

-Внедрить эффективные формы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого - педагогического партнерства.

-Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей младшего возраста через повышение профессиональной компетентности.

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект - адаптация в младшем дошкольном возрасте

Предмет - психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Срок реализации проекта

Участники проекта:

Воспитатель, младший воспитатель, дети, родители, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию, родители

Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия)

Специалисты детской поликлиники (оказание консультационной помощи родителям в период адаптации и коррекции проблем здоровья младших дошкольников при тяжелой степени адаптации)

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Благоприятное прохождение периода адаптации

Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Создание комфортной обстановки для детей и в группе.

Преобразование предметно-развивающей среды.

Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

Стремление родителей к сотрудничеству.

Установится тесное взаимодействие с сотрудниками и родителями в решении проблем адаптации;

Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Дети младшей группы демонстрируют:

Следующие поведенческие реакции и уровень нервно – психического развития:

- едят с аппетитом;

- быстро засыпают, вовремя просыпаются;
- эмоционально общаются с окружающими;

Редко болеют в течение первого года, а если болеют, то течение болезни не осложняется;

Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) соответствуют возрастным нормам

Источники финансирования (если необходимо)

Средства ДОУ и родителей

2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптациейпонимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада - легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

- Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

- Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

- Наличие интереса к предметному миру;

- Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1- 2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы - это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок, трудно привыкающий к детскому саду, как правило, подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи - он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:

1. Отсутствие взаимопонимания с семьей.

2. Индивидуальные особенности ребенка (темперамент, привычки, ограниченные возможности здоровья)

4. Несформированность элементарных культурно- гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей в детском саду?

Опираясь на положения ФГОС ДО, хочется выделить 3 группы необходимых условий:

Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно - деятельностные зоны:

Центр познавательной деятельности несёт в себе следующие функции:

- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);

-развитие мелкой моторики рук;

-снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений, что немаловажно для детей с ОВР. Выделяя сходства разных предметов, дети учатся сопоставлять одни предметы с другими, запоминают сенсорные эталоны, выстраивают сериационный ряд.

Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.

Центр художественной деятельности -изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

Требования:для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.

Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.

Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:

3. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

ВложениеРазмер
adaptatsiya.pptx 605.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вид проекта : краткосрочный с 1 сентября по 29 октября 2021 года. Участники проекта : дети 2-ой младшей группы; родители детей, музыкальный руководитель, воспитатели группы. Актуальность: Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач. Необходимо так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений: - строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов; - новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками; - новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного; - другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Цель проекта : создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста. Задачи: Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ. Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ. Формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю; культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Формы работы с детьми : элементы телесной терапии (обнять, погладить); исполнение колыбельных песен перед сном, чтение любимых произведений, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой; релаксационные игры (песок, вода); - сказкотерапия ; игровые методы взаимодействия с ребенком. Принципы работы по адаптации детей к ДОУ : предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; постепенное заполнение группы; гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный (организационный ): создание методического обеспечения; создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе; помещение информации в родительский уголок. 2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский ): ознакомление родителей с системой работы ДОУ; информационная деятельность: беседы с родителями, анкетирование родителей; практическая деятельность, праздники, развлечения; работа с детьми; итог проекта: осенний праздник с детьми. 3 этап. Заключительный (результативность ): Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста: знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности), установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым; приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности; ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности; ребенок остается без родителей с завтрака до обеда; ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители; ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду; ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе. Благоприятный адаптационный период детей 3-4 лет: снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей второй младшей группы раннего возраста.

Разработали: Бойко Л. А. –воспитатель Лебедева А. С. -музыкальный руководитель

В. А. Сухомлинский.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В. А.

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения;

• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:

игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.

Новизна проекта состоит :

Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Период проведения проекта

Материал и техническое оборудование:

Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.

Участники проекта :

1. Дети и родители второй младшей группы раннего возраста

2. Воспитатель: Бойко Л. А.

3. Музыкальный руководитель : Лебедева А. С.

Вид проекта :

информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой

Тип проекта…

наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.

Материал и техническое обеспечение:

-Сбор информации по теме;

-Создание необходимых условий для реализации проекта;

-Подбор материала для продуктивной деятельности;

-Подбор аудио – и видеоматериала;

-Подбор художественной литературы по теме;

-Подбор загадок, наглядного материала по теме;

-Подбор сюжетно-ролевых, дидактических игр;

-Оформление наглядной информации для родителей;

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой

3. подвижные, дидактические игры, игровые ситуации

4. чтение, рассказывание, беседы

5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.

6. культура общения, тактичность и взаимопонимание

7. оптимизация сотрудничества с родителями и выбор общей стратегии воспитания детей

8. вовлечение родителей в педагогический процесс

9. организация фотовыставки

10. проведение развлечения

11 .участие в совместном семейном творческом конкурсе

Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые). Социальные партнеры

Рассматривание игрушек в группе-продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.

Работа с родителями:

Консультация для родителей

Ожидаемые результаты (продукт проекта).

-Благоприятный адаптационный период детей 2-2,5лет.

-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

-Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогом.

-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

-Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Рабочая программа по организации деятельности во второй младшей группе детей раннего возраста на период 2020 -2021 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Составитель: Бойко Л. А.

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.

С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.

З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение. 1991.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект во второй младшей группе по адаптации

Воспитатель МБДОУ №16

ст.Луковской

Гагиева Мадина Алихановна

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста

Тип проекта: творческий.
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Сроки реализации: Сентябрь – октябрь 2019г.

Актуальность

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

- строгий режим дня;

- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

-новые требования к поведению;

-постоянный контакт со сверстниками;

-новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

-другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию , которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Для этого необходимо:

- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

-подготовительная работа в семье;

- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Цель проекта:

-создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

-сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

-Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

-Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

-Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

продукты совместной деятельности детей и родителей.

Основные направления проекта:

-Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

-Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

-Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- позитивное развитие отношений в детском коллективе;

-повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

Формы работы с детьми:

-элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры (песок, вода) ;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

-культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

-постепенное заполнение группы;

-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

-создание методического обеспечения;

-создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;

- помещение информации в родительский уголок.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

- знакомство с семьей;

-ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

-организованные тематические встречи;

- беседы с родителями.

- совместные праздники, развлечения;

-работа с детьми;

3этап. Заключительный (результативность):

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

-знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

-ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:

-приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

-приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

-ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей):

-ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

-ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

-ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

-ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей 3-4 лет.

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Для самостоятельной активности детей были подготовлены центры развития:

уголок для сюжетно-ролевых игр;

уголок сенсомоторного развития;

уголок настольно-печатных игр;

уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

игровая зона (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

На дальнейшем этапе реализации проекта велась работа на установление доверительных отношений с детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения.

-Успешное прохождение детьми адаптационного периода;

-Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;

-Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;

Направление: успешная адаптация ребенка к детскому саду.

Вид проекта: игровой.

Тип проекта: по продолжительности – среднесрочный; по количеству участников - групповой.

Сроки реализации: сентябрь-октябрь.

Руководитель проекта: воспитатель 2-й младшей группы.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, специалисты ДОУ, родители.

Актуальность реализации проекта

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте - игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируется на ребёнка.

Работа воспитателя заключается не только в помощи детям адаптироваться, но и в помощи родителям адаптироваться к новому периоду в жизни ребенка. Для этого воспитатель должен обладать большим терпением, доброжелательностью, отзывчивостью, умением идти на компромисс для снятия напряженности и разрешения конфликтных ситуаций.

Проблема: адаптация ребенка к детскому саду.

Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду.
2. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения.
4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
6. Снизить уровень заболеваемости.
7. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей.

Методы и приемы: Игра, познавательные беседы, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, экскурсии, НОД и т.д.

Формы проекта:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой.
3. Релаксационные игры (песок, вода).
4. Сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание.

1.Совместно организованная деятельность:
- диалог;
- ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- игровая ситуация, ситуации-иллюстрации;
- сюжетные игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, словесные игры;
- обсуждение художественных произведений;
- разучивание стихотворений;
- оформление выставок детского творчества.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьей.

Новизна проекта: преодоление стрессовых состояний детей в период адаптации к детскому саду.

Планируемые результаты:

Для детей: Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ:

Дети в легкой форме проходят адаптацию к детскому саду, активно участвуют в играх, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, стали подвижны и раскрепощены.

Для педагога: Повышение компетентности педагогов по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

Для родителей: Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение родительских компетенций о возрастных и психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста, о методах преодоления детских капризов и слез.

Способы контроля результатов:
- анкетирование родителей
- наблюдение за поведением детей (диагностика уровня адаптированности ребенка к условиям ДОУ)
- непосредственно образовательная деятельность
- родительские собрания

Этапы проекта

1 этап – Подготовительный

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

- пополнение предметно-развивающей пространственной среды группы младшего возраста;

- разработка анкет для родителей;

- составление перспективного плана мероприятий проекта.

2 этап – Основной (реализация проекта).

Планируемые мероприятия для детей:

1.Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

3.Знакомство с группой, игрушками, средой.

4. Художественная литература: чтение потешек.

6.Развитие культурно-гигиенических навыков через использование потешек, музыки и стихотворений при выполнении режимных моментов.

7.Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться-раздеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить в туалет, мыть руки в игровой форме.

9.Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.

10. Создание спокойной атмосферы перед сном, достигается посредством использования спокойной музыки, чтения потешек и сказок.

3 этап – Заключительный

- анализ проведенной работы;

- диагностика уровня адаптированности ребенка к условиям ДОУ;

- презентация проекта для педагогов;

Этап реализации проекта

Для детей

Для родителей

Для воспитателей

Подготовительный

Постепенное заполнение группы;
Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей

Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; Информирование родителей об особенностях адаптации ребенка

Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул); Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра); Протекание адаптации, педагогическое наблюдение за детьми.

Заключительный

Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ; позитивное развитие отношений в детском коллективе; формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей; вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников; активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

Презентация проекта

На 2019-2020 учебный год списочный состав составляет 30 детей. Наблюдения в группе за детьми проводились ежедневно.

Из них 10 девочек и 20 мальчиков. Адаптация проходила в течении 2 месяцев. В этот период не посещали детский сад четыре ребенка. Мы отметили наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду (Приложение 1). В целом по группе у детей преобладает радостное настроение, дети хорошо контактируют со знакомыми взрослыми (воспитатели, младший воспитатель), охотно идут на контакт с музыкальным работником, инструктором по физкультуре, психологом. При поддержке взрослого начинает развиваться совместная игровая деятельность. В легкой форме к условиям детского сада адаптировалось 15 детей, что составляет 58% от общего числа детей.

  1. Головко Степан.
  2. Горскин Павел.
  3. Жоров Никита.
  4. Колобаева Варвара.
  5. Королева Милана.
  6. Корольков Артём.
  7. Лукашов Кирилл.
  8. Махмудов Марк.
  9. Минаев Тимофей.
  10. Олейник Александра.
  11. Сазонов Михаил.
  12. Самарин Максим.
  13. Упырёв Тимофей.
  14. Чекушкин Степан.
  15. Чумаков Тимур.

Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении со взрослыми и сверстниками были активны и эмоциональны. Для этих детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
10 детей со средней степенью адаптации, что составляет 38%,

  1. Белова Полина.
  2. Калинин Геннадий.
  3. Клыковская Ольга.
  4. Князева Варвара.
  5. Кравченко Елисей.
  6. Кригер Виктор.
  7. Луценко Егор.
  8. Мишев Артемий.
  9. Скорица Анна.
  10. Шишкина Ульяна.

Им необходима поддержка взрослого, особенно при возникновении новой ситуации. Эти дети переболели по 1-2 раза, у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и со взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечении 1,5 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось. У одного ребенка, это 4% адаптация прошла тяжело.

1. Чайкин Георгий.

Читайте также: