Какое событие пробуждает в безумце память медный всадник кратко

Обновлено: 05.07.2024

Шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе
Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным
признаком человека, - память; и именно память о пережитом наводнении
приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с
"кумиром на бронзовом коне".

Медный всадник
Медный всадник --это такой конь из меди и на нём сидит Пётр 1. Он был нашим президентом с 1364 года по 1587 год. Тогда ещё не было Петербурга, а был Ленинград и из него никто не мог выехать никуда, потому что двери ещё не придумали, а окон вообще не было. И вот однажды Петру взбрело в башку прорубить окно в Европу, он построил корабль и отправил к немцам своего негра Остапа Бендера, вроде. Тот туда поплыл, но как раз началась война с турками и понадобились пушки, Пётр1 послал телеграмму Остапу, мол де давай там договаривайся с этим. как его. с Карлом Великим, чтобы тот продал нам пороху и ядер для пушек. Ладно, договорились, через 3 года Остап привёз царю две подводы всякого барахла, а про пушки забыл. Тогда Пётр в отчаянии велел сковырнуть Медного всадника с площади в Ленинграде и отлить из него пушки, потому что абреки и всякие туркмены уже близко подползали к Кремлю, а надо было обороняться, а нечем, вот оказия то. Когда отлили пушки из меди, стражники потащили их на Куликово поле, где и произошло первое сражение. Туда очень много согнали всякого народу, чтобы они колошматили друг друга почём зря, но не все захотели помирать за не пойми что и многие убежали в Польшу, где воеводой в то время был пан Порошенко, двоюродный зять нынешнему Зеленскому. Там они все и поженились на местных аборигенах и стали пасти козов и овцов, до того стали богатыми и чихать они стали на всяких всадников из меди и другого чугена и люменя. Когда битва закончилась, так и не начавшись, то некоторые шибко умные заключили перемирие и поклялись уничтожить всё оружиё. И началось. Всё переплавили, даже досталось виноградникам в Крыму, всё вытоптали, сволочи, потом правда одумались, смотрят --валяется какой-то кусок меди у одного барыги, Церетели его звали. Ладно, дали тому денег и на этот кусок показали. Так и появился опять Медный всадник на площади. Надолго ли?

Вступление призвано подвести читателя к пониманию конфликта, основного конфликта истории и личности.


Таким образом, конфликт в поэме разветвлен, имеет несколько сторон. Это конфликт между маленьким человеком и властью, природой и человеком, городом и стихией, личностью и историей, реальным и мифологическим.

Практическое занятие № 2

Система вопросов и заданий (устно)

Жанровое своеобразие поэмы

2. К какому литературному направлению относится данная поэма?

3. В чем заключается жанровое своеобразие произведения?

4. Каким образом в поэме отражается присутствие автора?

Композиция поэмы

1. Какие три временных пласта – три исторические эпохи отражены в поэме?

2. Какова композиция произведения?

3. О чем говорится в каждой части?

Образ Петра

1. Каким мы видим Петра во вступлении?

2. Чьими глазами мы видим памятник Петру?

5. Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?

6. В чем суть конфликта Петра и Евгения?

7. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов. Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.

8. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя?

Образ Евгения

1. Кого А.С.Пушкин сделал главным героем поэмы?

2. Какую информацию мы узнаём о Евгении в первой части?

3. Какую характеристику даёт ему автор?

6. Выпишите строки, дающие представления о смысле жизни Евгения.

7. Назовите качества характера Евгения, вызывающие симпатию.

8. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние.

9. Какое событие пробуждает в безумце память?

11. Можно ли сказать, что образ Евгения контрастен?

12. В чем его слабость и в чем величие?

13. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.

14. Каково ваше отношение к Евгению?

Идея произведения

1. Какова идея произведения?

2. Как в поэме выражается присутствие автора?

ПИСЬМЕННО

ЗАДАНИЕ

Для блага целого, для блага России, Петр должен был построить Петербург. И если от неудобного положения столицы, расположенной на низком берегу залива, подверженной наводнениям, страдают отдельные личности, то они, эти личности, не имеют права даже протестовать. Отдельная личность должна перенести всё, должна идти на страдания и смерть, не ропща, раз того требуют интересы целого.

Евгений осмелился протестовать, и за то был страшно наказан. «И смиренным сердцем, — говорит Белинский, — признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного …

И до наводнения у Евгения были характерные мысли. Он думал о том:

Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка.

Тут Пушкин подходит к не менее важному вопросу, к огромной социальной проблеме — к мысли о том, что есть богатые и бедные, что их судьба неодинакова, и что в этом величайшая несправедливость современного общественного строя …

ЗАДАНИЕ.

Какая из названных интерпретаций вам ближе и почему? Определите свою точку зрения на позицию автора.

НАПИШИТЕ ЭССЕ (СОЧИНЕНИЕ, 6-8 предложений), в котором отразите свою точку зрения на вопрос о том, как быть, когда интересы целого общества, государства сталкиваются с интересами отдельных личностей. Что выше: интересы государства или счастье отдельного человека? Имеет ли право личность отстаивать свои права, или она обязана подчиниться безропотно железной воле судьбы?

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина в образе власти представляется памятник императору Петру. Главный герой произведения – Евгений, который описывается, как совершенно обычный человек. Наводнение, которое произошло в городе, омрачает все его планы. Придя к дому своей возлюбленной Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

образ маленького человека в поэме медный всадник

бунт маленького человека в поэме медный всадник

Главный герой

Интересы Евгения

тема маленького человека в поэме медный всадник

Противопоставление личности и власти

трагедия маленького человека в поэме медный всадник

Бунт в душе

проблема маленького человека в поэме медный всадник

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

Святое безумие

Жизнь людей зависит от власти

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

На чьей же стороне сам Пушкин?

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме "Медный всадник" все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна – это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.





поэма медный всадник

История создания

Полностью, без посторонних правок, произведение Пушкина впервые было опубликовано только в двадцатом столетии. Ниже представлено краткое содержание. Поэма небольшая, состоит из "Вступления" и двух частей. Содержание изложено по следующему плану:

  • Вступление.
  • Евгений.
  • Терзания главного героя.
  • Мечты.
  • Потом.
  • Царь.
  • На площади Петровой.
  • Жизнь – сон пустой.
  • Несчастье невских берегов.
  • Кумир на бронзовом коне.
  • Безумие.

поэт пушкин болдино

Вступление

Евгений

нводнение в санкт-петербурге

Терзания главного героя

Мечты

Потоп

поэма пушкина медный всадник

Люди бессильны перед буйством природы. У кого просить помощи, кто спасет их от наводнения? По тогдашней традиции они отправляются к царю. Тот выходит на балкон, печальный, смущенный. И объявляет народу: перед стихией царям не совладать. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин подчеркивает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, неограниченную власть, не должен соревноваться в силе с природой.

наводнение санкт петербург 1824

На площади Петровой

В то время как царь покидает Петербург, Евгений, бледный, пораженный, на звере мраморном сидит. Что это за зверь? Это статуя льва, одна из знаменитейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Евгений взгромоздился на мраморного зверя, дождь хлещет ему в лицо. Он боится, но не за себя. Его отчаянный взор направлен на другой берег Невы. Евгений пытается рассмотреть дом своей возлюбленной.

дом со львами

Жизнь – сон пустой

медный всадник иллюстрации

Несчастье невских берегов

Кумир на бронзовом коне

Модель статуи спроектирована Этьеном Фальконе – французским скульптором, представителем классицизма. С этим памятником связано еще несколько городских легенд. В том числе история о том, как императору Павлу I померещился призрак Петра. Причем привиделся он ему именно там, где сегодня находится "Медный всадник".

Безумие

Бедный Евгений не смог совладеть с потрясением. Он не устоял. Еще долго мятежный шум реки и страшный свист невских ветров раздавались в его сознании. Он, узнав о гибели Параши, домой не вернулся. Отправился скитаться. Около месяца бывший чиновник, некогда помышлявший о простом земном счастье, бродил по городским улицам, спал на пристани, питался подаянием. Злые дети бросали вслед Евгению камни, плетни кучера стегали его по спине. Отныне он не разбирал дороги и, казалось, не видел ничего вокруг. Евгений потерял рассудок от горя.

Строитель чудотворный

Евгений словно забыл о том событии, которое превратило его в безумца. И вдруг очнулся, увидел и площадь, и львов, и Медного всадника. А тот невозмутимо возвышался во мраке. Петр I, по чьей прихоти когда-то был основан город под морем, смотрел вдаль строго и невозмутимо.

Со своим героем Пушкин знакомит читателя в начале первой главы. Все амбиции и устремления Евгения сосредоточены вокруг мечты о женитьбе на Параше. Он предается грезам о предстоящей семейной жизни, и именно поэтому образ бедного мелкого чиновника столь трогателен. Ведь он так и не обретает счастья. Мечты маленького человека поглощают жесткие природные стихии.

Происходит наводнение. Погибают люди. Император же произносит короткую речь перед народом и исчезает. Так было испокон веков. Властители уходили далеко вперед, простой народ тем временем страдал вдали от знати: робко, тихо, тяжело. Евгений из пушкинской поэмы символизирует страдания представителей низкого социального слоя.

Пушкин, конечно же, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к высоким целям, у него нет амбиций. Его желания ограничены бытовыми радостями. Нет в нем чего-либо неординарного, выдающегося. В то же время автор испытывает к бедному чиновнику сострадание.

памятник медный всадник

Образ Петра I

Но запала Евгения хватает ненадолго. Вдруг он с ужасом видит, точнее, ему мерещится, что бронзовый Петр оживает. Это лишает пушкинского героя остатков рассудка. Вскоре он погибает. О чем говорит этот эпизод?

Не случайно произведение Пушкина было запрещено Николаем Первым. В последних строках поэмы в завуалированной форме речь идет о народном восстании, которое всегда заканчивается трагически. Власть самодержца победить невозможно. По крайней мере, так полагал Пушкин, умерший за восемьдесят лет до революции.

Читайте также: