За счет чего финансируются услуги общественного здравоохранения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Расходы на реализацию госпрограммы "Развитие здравоохранения" в 2021-2023 годах составят около 2,5 трлн руб.

МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Расходы федерального бюджета России на здравоохранение на период 2021-2023 годов запланированы в размере более 3,3 трлн рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета, которая есть в распоряжении ТАСС.

"Бюджетные ассигнования по разделу "Здравоохранение" в 2021 году составят 1 118 991,4 млн рублей, в 2022 году - 1 123 959,2 млн рублей и в 2023 году - 1 091 422,2 млн рублей. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Здравоохранение" составит в 2021 году 1%, в 2022 году - 0,9%, в 2023 году - 0,8%", - говорится в документе.

Отмечается, что доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2021 и 2023 годах по сравнению с 2020 годом, который составлял 5,3%, уменьшится и составит 5,2% и 4,9% соответственно. В 2022 году он не изменится и составит 5,3%. "Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ ("О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" - прим. ТАСС), в 2021 году увеличены на 50 036,5 млн рублей, в 2022 году увеличены на 45 412,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 32 357 млн рублей", - следует из пояснительной записки.

Госпрограмма "Развитие здравоохранения"

Расходы на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2021-2023 годах составят около 2,5 трлн рублей.

"Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", в 2021 году составят 847 521,4 млн рублей, в 2022 году - 844 943,3 млн рублей, в 2023 году - 807 163,9 млн рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году увеличены на 59 880,5 млн рублей, в 2022 году - на 56 848,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 37 779,4 млн рублей", - говорится в документе.

Так, например, в рамках целевой программы "Содействие международному сотрудничеству в сфере охраны здоровья" расходы на взносы в международные организации увеличатся в 2021 году на 88,5 млн рублей, в 2022 году - на 88,8 млн рублей, в 2023 году - на 90,5 млн рублей. По программе "Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" в 2021-2023 годах расходы на формирование и обеспечение работы специальной группы для реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера за рубежом увеличатся на 41 млн рублей.

Кроме того, в 2021 году на 138,1 млн рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против новой коронавирусной инфекции. При этом расходы на осуществление Минздравом РФ централизованных закупок лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных 14 высокозатратных нозологий, сократятся в 2021 году на 6 432,6 млн рублей, в 2022 - на 6 696,1 млн рублей, в 2023 году - на 6 696,1 млн рублей.

"Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по государственной программе "Развитие здравоохранения" бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 60 000,0 млн рублей, на 2022 год - 64 096,4 млн рублей, на 2023 год - 68 559,8 млн рублей будут направлены на лекарственное обеспечение больных редкими орфанными заболеваниями от поступлений в доход федерального бюджета налога на доходы физических лиц в размере 15% в отношении превышающей 5 млн рублей в год части дохода физического лица в полном объеме", - также отмечается в документе.

Нацпроект "Здравоохранение"

Финансирование национального проекта "Здравоохранение" в период 2021-2023 годов составит около 706 млрд рублей, при этом объем ассигнований на следующие три года сократится на 27,506 млрд в сравнении с запланированными ранее бюджетными ассигнованиями.

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Здравоохранение" запланированы в 2021 году в объеме 243 204,4 млн рублей, в 2022 году - 251 076,9 млн рублей, в 2023 году - 212 132,4 млн рублей", - говорится в материалах.

При этом отмечается, что в ближайшие три года финансирование будет сокращено примерно на 27,5 млрд рублей. "Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 9 561,7 млн рублей, в 2022 году - на 11 508,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 6 436,6 млн рублей", - говорится в документе.


В статье проводится сравнение существующей страховой модели финансирования отечественного здравоохранения с ее предшественницей — бюджетной моделью. Дана оценка готовности действующей системы здравоохранения к экстремальному режиму работы, сформированы предложения по совершенствованию обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Мы приводим только основные тезисы из материала, если хотите прочитать статью полностью можете скачать ее здесь .

Две модели финансирования

В прошлом в нашей стране действовала бюджетная модель финансирования системы здравоохранения. При такой системе главенствующую роль играет государство, а источниками финансирования медицинской помощи населению являются нецелевые доходы бюджета — прежде всего налоги.

Сейчас в России работает модель страхового финансирования : фактически это сочетание рынка медицинских услуг с системой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Работодатели уплачивают за сотрудников страховые взносы, частью которых являются взносы в ФОМС, аналогичные взносы уплачивают самостоятельно индивидуальные предприниматели. Организация бесплатной медицинской помощи осуществляется через территориальные программы государственных гарантий, частью которых является базовая программа ОМС .

Проблемы современной системы здравоохранения

Можно выделить 4 ключевых проблемы действующей в России системы:

  1. Бюджетное финансирование занимает значительную долю в общей структуре финансирования . В 2020 году в крупных российских городах (миллионниках) распределение финансирования выглядело так: порядка 75-79% финансирование за счет ОМС, 21-25% за счет бюджета субъекта РФ.
  2. Базовая программа страхования охватывает не все медицинские услуги . Лечение многих социально-значимых заболеваний финансируется путем субсидирования медицинских учреждений.
  3. Инвестиции в здравоохранение и его развитие производит государство в рамках целевого финансирования. При этом существуют ограничения по осуществлению расходов. К примеру, в тариф ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью не более 100 000 руб. за единицу.
  4. Основную часть медицинских услуг в системе ОМС оказывают государственные учреждения здравоохранения . Это означает, что оказание медицинской помощи ложится в основном на бюджетный сектор экономики.

Внезапное появление и масштабное распространение коронавирусной инфекции повлияло на весь мир. Даже такие страны как Германия, Италия, Франция и США, которые считаются обладателями эффективных национальных систем здравоохранения, не смогли остановить развитие коронавируса. Аномальная нагрузка на систему здравоохранения сразу выявила ее слабые места:

  • неоперативное реагирование системы здравоохранения на ЧС;
  • отсутствие единых подходов к обеспечению эпидемнадзора;
  • затрудненный обмен медицинским опытом;
  • отсутствие достаточных кадровых резервов;
  • неготовность фармотрасли к увеличению производственной нагрузки.

При этом медицинские учреждения столкнулись с тем, что пришлось экстренно пересматривать и перестраивать процессы оказания медпомощи, что повлияло в конечном итоге и на финансирование:

  • сократились обращения в поликлиники в плановых и профилактических целях;
  • стационарная помощь была экстренно переориентирована в первую очередь на лечение инфекционных заболеваний, анестезиологию и реанимацию;
  • отдельным медучреждениям пришлось прекратить работу в связи с карантином;
  • больницы вынуждены перепрофилировать коечный фонд под лечение больных коронавирусом.

Экстремальные условия, вызванные пандемией, негативно отразились на финансовой стабильности медицинских учреждений. При этом механизмы компенсации финансовых потерь при экономической нестабильности не предусмотрены.

Справедливости ради — с подобными проблемами столкнулась не только Россия, а большинство государств. Это показало, что пора начать относится к здравоохранению, как к стратегически значимой отрасли, а не как к сфере услуг.

Возврат к прежней системе финансирования

По результатам исследований в пользу действующей финансовой модели ОМС приводятся несколько весомых доводов:

Однако, в современной России далеко не каждый из этих элементов реально работает. Например, может ли идти речь о добросовестной конкуренции? Автор приводит в таблице сравнение двух подходов к финансированию здравоохранения с отражением основных критериев:


  • Повышение прозрачности тарифной политики : определение тарифов ОМС следует производить на основе обоснованных нормативных затрат на единицу медицинской услуги и размещать открыто в сети Интернет в едином информационном ресурсе;
  • Разделение финансовых рисков : сверхнормативные затраты на медицинскую помощь должны покрываться в полном объеме за счет перечисляемой из территориальных фондов ОМС (ТФОМС) субсидии. Финансирование дефицита ТФОМС необходимо включить в расходные обязательства РФ или Фонда национального благосостояния и региональных бюджетов в пропорции 50/50.
  • Автоматизация операционных процессов в отрасли : необходимы единые классификаторы медицинских услуг с указанием платности, бесплатности или частичной платности. Это позволит не только исключить конфликтные ситуации и споры по предоставлению услуг на платной основе, но и даст возможность застрахованным гражданам ознакомиться с доступной информацией по ОМС, чего сейчас, к сожалению не наблюдается.

Требуется повсеместное внедрение программ электронного документооборота , автоматизация отрасли в целом.

Порядка 70% медицинской документации, которая ведется сейчас в бумажном виде, можно перевести в электронный. В том числе карты пациентов, направления на диагностику, рецепты и т.д.

Позитивным примером может служить проект единой медицинской информационной системы города Москвы (ЕМИАС). Эффективность ее внедрения говорит о том, что у веб-технологий в медицине и здравоохранении большое будущее.

Как раз в сфере автоматизация операционных процессов при управлении медицинской отраслью и связана работа автора в плане развития ЭС РАМЗЭС 2.0 , что позитивным образом сказывается на работе региональных министерств и департаментов здравоохранения , проекты которых ведет Юрий Алтынов.

К примеру, один из последних — внедрение ОИР (отраслевого информационного ресурса) в Департаменте здравоохранения ЯНАО.

Также у нас есть многолетние проекты с Министерством здравоохранения Московской области и Минздравом Сахалина, по которым мы активно продолжаем работать.

Здравоохранение – это отрасль национальной экономики, ответственная за организацию и обеспечение сохранности здоровья населения.

Отрасль здравоохранения представляет собой комплекс политических, экономических, научных, гигиенических, противоэпидемических и культурных мер, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье нации не только физическое, но и психическое. Задача медицины, как общественной услуги, предоставлять квалифицированную помощь в случае ухудшения здоровья. Обслуживание населения происходит в специализированных учреждениях.

Система здравоохранения включает в себя организации, которые реализуют медицинские услуги. Для того, чтобы они могли качественно выполнять свои функции необходимо:

  1. Финансирование.
  2. Квалифицированная и хорошо оплачиваемая рабочая сила
  3. Надежная информационная среда.
  4. Качественно организованные и оснащенные учреждения, приспособленные для доставки медицинских технологий и препаратов.

Здравоохранение играет важную роль в социально-экономическом становлении общества. Оно оказывает влияние на макроэкономический рост, развитие и более быстрый переход к индустриальному или постиндустриальному обществу. Именно здравоохранение позволяет регулировать демографическую ситуацию в стране, поддерживать жизнедеятельность и трудоспособность населения, а также обеспечивать достойную старость гражданам страны. Степень ее развитости является залогом психического и физического здоровья и благополучия людей во всем мире.

На сегодняшний день ситуация такова, что около 50% населения не может получить базовые медицинские услуги. Вопрос решается в рамках ООН. К 2030 году планируется повысить доступность услуг здравоохранения в мире для обеспечения устойчивого развития. Основная цель преобразования – всеобщий охват услугами здравоохранения, направленный на предоставление медицинских услуг всем слоям населения в мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Финансирование здравоохранения в России

С 2013 года в России происходит поэтапный переход на одноканальное финансирование медицинских учреждений по полному тарифу из средств внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. То есть, основное финансирование осуществляется через территориальные фонды ОМС. В них сосредоточены средства для оплаты базовых медицинских услуг. Поступление средств происходит в форме федеральных субвенций, расчет которых основывается на:

  1. Численности застрахованных лиц.
  2. Норматива финансового обеспечения.

Считается, что такой механизм способен покрывать все затраты медицинских учреждений. На сегодняшний день финансирование лечебных и профилактических организаций из средств обязательного медицинского страхования проводится в субъектах Федерации согласно нормативных актов, описывающих объем предоставляемых медицинских услуг по видам, формам и условиям ее оказания. Расчет проводится на одного жителя страны в год.

Подушевой норматив территориальной программы ОМС может быть дифференцирован на относительные единицы объема медицинской помощи. При этом учитывается состав, плотность населения, транспортная доступность, структура и уровень заболеваемости, особенности природы и климата. Учет факторов необходим для более рационального распределения бюджетных ассигнований и средств из внебюджетного фонда.

Сегодня источниками финансирования здравоохранения являются различные уровни бюджета, средства ОМС и ДМС, средства, поступающие от благотворительных фондов, кредитные инструменты, доходы от платных медицинских услуг, излишки, полученные от экономии, доходы от аренды помещений лечебных учреждений.

Принципы финансирования здравоохранения и их влияние на качество медицинских услуг

В мировой практике сложилось несколько базовых моделей здравоохранения, каждая из которых оказывает специфическое воздействие на качество оказываемых услуг. Выделяют три модели:

  1. Рыночная или частная модель характерна для развитых стран, таких как Южная Корея, США и Израиль.
  2. Социально-страховая финансируется за счет целевых взносов частного сектора и обязательных выплат трудоспособного населения.
  3. Государственно-бюджетная получает средства из бюджетных источников.

Каждая из вышеперечисленных моделей имеет свои особенности и принципы влияния на качество услуг. В государственно-бюджетной модели предприятия медицины являются преимущественного государственными, что повышает контроль и качество предоставляемых услуг. Управление проводится централизовано. Недостатками можно назвать низкую эффективность, отсутствие рыночной конкуренции, а значит, развитие отрасли. Оказание услуг происходит на бесплатной основе.

Социально-страховая модель является самой распространенной. Она привязана в доходам населения. Финансовые поступления идут из двух источников государственных и частных. Медицинские услуги доступны всем категориям граждан. Управление отраслью осуществляется государственной исполнительной властью. При этом граждане могут выбирать бесплатные или платные услуги по своему усмотрению. Считается, что такая система обеспечения медицинских услуг является наиболее эффективной с экономической точки зрения. В ней используются элементы рыночно экономики, а значит, существует конкуренция.

Рыночная или частная модель организации финансирования медицинской отрасли осуществляется за счет личных средств пациента. Медучреждения являются частными и оказывают услуги в соответствии с платежеспособностью индивида. Здравоохранение может управляться государством, либо быть автономным. Проблемы со здоровьем малоимущих слоев населения решаются за счет государства и волонтерских организаций. Этот тип финансирования здравоохранения является наиболее эффективным и конкурентным.

Таким образом, принцип построения модели финансирования здравоохранения оказывает прямое влияние на его эффективность, способность к росту и развитию. Конкуренция между учреждениями ведет к улучшению качества услуг, их разнообразию, инвестированию в человеческий потенциал. Однако, государственное регулирование необходимо для сохранения безопасности жизни граждан.

В 2020 г. из-за дополнительных трат в связи с пандемией коронавируса совокупные госрасходы на медицину выросли с 3,5 до 4,1% ВВП. В будущем году ожидается их сокращение до 3,8% ВВП, следует из данных Федерального казначейства и Минфина. По данному показателю Россия занимает 65-е место в мире, уступая многим странам. Например, в 2018 г. расходы на медицину в США составляли 14,3% ВВП, в Германии – 9,5%, в Польше – 4,5%.

Антиреформа здравоохранения

Состояние отечественной медицины считают самой важной проблемой 34% жителей России (тот же коронавирус сам по себе беспокоит меньшее число людей – только 20%), показал сентябрьский опрос IPSOS. Детальное исследование компания проводила в 2018 г., и тогда лишь 17% опрошенных сказали, что имеют доступ к лучшей медпомощи (в мире таковых в среднем существенно больше – 45%), 27% сообщили, что получают ее в необходимом объеме. При этом трое из четырех жителей нашей страны заявили что, большинство не имеет доступа к качественному здравоохранению.

Полвека назад отечественное – тогда еще советское – здравоохранение действительно служило примером для многих стран. В довольно сжатые по историческим меркам сроки СССР удалось создать почти идеальную для своего времени систему (которую назвали в честь ее организатора Николая Семашко). Суть ее заключалась в следующем: государство берет на себя заботу о здоровье граждан, разворачивает сеть больниц, услугами которых каждый может пользоваться бесплатно. Акцент делался на профилактике заболеваний. Продолжительность жизни населения удалось поднять с 35 лет в начале века до европейских 70 лет к концу 60-х годов. При этом объем финансирования медицины из бюджета был примерно на уровне западных стран: в 1960 г. на здравоохранение СССР выделял 1,6% ВВП, тогда как США – 1,3% ВВП (к 80-м Союз тем не менее уже всерьез отставал от западных стран по уровню вложений).

Хроническая недостаточность денег

За первую половину 2020 г. смертность людей трудоспособного возраста в России была на уровне 512 на 100 000 человек, сообщили в Росстате. Это примерно на 4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За восемь месяцев этого года в России скончалось на 71 700 человек больше, чем за аналогичный период 2019 г. (данные Росстата). Александр Саверский убежден, что рост смертности обусловлен не только стрессом от самоизоляции и спровоцированными им заболеваниями, но и переносом планового лечения части больных.

Отечественная медицина хронически недофинансировалась долгие годы. За последние три десятилетия госрасходы на здравоохранение редко превышали 3,5% ВВП.

Сколько Россия вкладывает на медицину

В то же время во многих малых городах и селах заложенные еще в советское время лечебные центры ветшают. В особенно удручающем состоянии находятся объекты первичного медицинского звена. На начало года из 116 865 проверенных зданий 14% были в аварийном состоянии, а в трети из них отсутствовал даже водопровод, показала проверка Счетной палаты.

Как нехватка финансирования сказывается на смертности

Лучше всего с финансированием медицины в 2019 году было на Сахалине, Чукотке и Ненецком АО. Хуже всего в республиках Северного Кавказа (1,4 прожиточных минимума, в среднем по России – 2,1), а также Ивановской и Смоленской областях (1,5). Часто у аутсайдеров по финансированию выше среднего показатели смертности.

Особняком стоят республики Северного Кавказа, где относительно низкие расходы на здравоохранение сочетаются с низкой смертностью взрослых. Отчасти это объясняет относительная молодость населения: если у россиян средний возраст на начало года составил 40 лет, то у жителей Северного Кавказа — 35 лет.

В регионах России (без национальных республик), где вложения были выше среднего по стране (более 2,1), умирало 103 чел. на 10 000, а там, где существенно меньше (ниже 1,5), смертность была в полтора раза выше — 146 чел. на 10 000.

Дефицитная медицина

В последние годы численность медперсонала в государственном секторе сокращалась, особенно младшего и среднего медперсонала. В 2010 году в подведомственных Минздраву учреждениях врачей было 626 000, а в прошлом году — 552 000 человек, следует из данных Росстата. В среднем звене специалистов стало меньше, чем в 2015 году, на 4% (в первую очередь речь об акушерках и фельдшерах). Особенно пострадало младшее звено медперсонала (медсестры, санитары). Так, в 2015 году младших медиков насчитывалось 599 000 человек, а в 2020 году – 266 000.

Но болеть россияне меньше не стали. Общее старение населения вело как раз к росту заболеваемости. В итоге нагрузка на врачей выросла.

В целом по стране в поликлиниках насчитывается в 1,5 раза меньше врачей первичного звена и почти в 2 раза меньше медсестер по сравнению с установленными Минздравом нормативами, оценивает ВШОУЗ.

Заболеваемость в России с каждым годом все выше: в 1990 году болело 0,96 млн человек, а в 2019 году – 1,15 млн, следует из данных Росстата. За тот же период примерно в 2 раза выросло число больных на 1 койку и примерно на треть — нагрузка медперсонал. Одновременно в последние годы наблюдался рост летальности (умерших среди выписанных из больницы).

Проблема дефицита и перегруженности врачей первичного звена особенно остро ощущается на фоне сокращения стационаров. Как следует из данных Росстата, по сравнению с 1990 г. число больничных коек уменьшилось с 2,03 млн до 1,1 млн.

Быть здоровым того стоит

Недовольные государственной медициной пациенты ищут альтернативы. В 2017 г. 39% обращались в платные отделения госучреждений, 29% – в частные медицинские организации, следует из данных обследования РМЭЗ ВШЭ. Более поздние исследования по этому вопросу ВШЭ не публиковала. Однако рост спроса на платные медуслуги косвенно подтверждается приростом количества частных клиник.

Если в 2010 году в России было 115 частных больничных учреждений, то в 2018 году уже 3897 (34% всех юрлиц, оказывающих медицинские услуги), говорят данные Росстата. В 2010 г. в частном секторе трудилось 5% медработников, в 2018 г. – уже 11%. В 2019 г. в негосударственном секторе работало 29% всех стоматологов, 31% гастроэнтерологов, половина мануальных терапевтов.

В 2019 г. в частных клиниках трудилось 12% врачей, в частности каждый третий стоматолог, каждый пятый ЛОР и дерматовенеролог, каждый десятый хирург и кардиолог / Артем Геодакян / ТАСС

В 2018 году 34,5% граждан отказались от обращения за необходимой медицинской помощью, показал опрос Росстата. При этом половина из них лечилась самостоятельно, а 15% указали также, что необходимое лечение могли получить только на платной основе (в 2015 году таких было 11%).

Многие ли россияне могут в принципе позволить себе платное лечение, доля которого все выше? По данным Росстата, рыночная цена пребывания пациента в стационаре в 2019 году была 2037 рублей в сутки. В больнице пациент в среднем 10,8 дней. То есть при обычном по серьезности заболевании только одно пребывание в больнице без лечебных процедур обойдется в 22000 руб. Примерно такого уровня были расходы на государства на одного застрахованного по ОМС – 18 000 руб., следует из данных Минздрава. Чтобы позволить себе это и еще покрыть прожиточный минимум в 11 000 рублей, человек должен иметь доход более 29 000–33 000 рублей в месяц. Однако у 54% граждан доход ниже этого уровня, то есть они физически не могут позволить себе платное лечение, если бы оно полностью было таковым.

Не только в деньгах дело

Существенных успехов удалось добиться в снижении детской смертности. Однако значительная часть показателей осталась невыполненной, отмечает академик РАН Абел Аганбегян. Минздрав не смог организовать снижение смертности среди людей трудоспособного возраста: по данным Росстата, в 2019 г. она должна была составить 437 на 100 000 человек, а фактически была 470 на 100 000. Не удалось уменьшить больничную летальность от онкологии, инфарктов, инсультов, повысить число врачей на душу населения, а также укомплектованность и обеспеченность средним медперсоналом.

Как мы считали

Читайте также: