Проект для детей с тнр в доу

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, интегрированный, групповой, долгосрочный. Так как основная цель проекта – это исследовательская деятельность и воспитание начальной экологической культуры у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, то мы посчитали необходимым реализовывать данный проект совместно двум педагогам (учитель-логопед, воспитатель).

В ходе решения задач, которые мы поставили вместе с детьми, им потребуется высказывать догадки и предположения. Это уже мыслительные операции анализа и синтеза, которые должны перерабатываться в речевое высказывание. Для наших детей с ТНР необходимо параллельно исследовательской деятельности вести логопедическую работу по расширению и активизации словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию умения строить эвристические рассуждения.

Для того, чтобы дети смогли составить экологический паспорт каштана, необходимо было не только провести наблюдения, но и провести работу по развитию умения составлять описательный рассказ о каштане. Также мы включили в занятия по обучению грамоте составление звуко-буквенных схем слов, необходимых для описания каштана. В результате дети смогли самостоятельно вносить данные в экологический паспорт дерева.

Введение

Мы так привыкли к нашему соседству с деревьями, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять и преумножать то, что нам дает природа. У детей с тяжёлыми нарушениями речи очень важно параллельно с формированием экологической культуры, умений вести наблюдения за объектами природы развивать все компоненты речи, чтобы они смогли впоследствии искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Актуальность и социально-экономическая значимость

Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы

Каштаны – деревья, которые растут на участке нашей группы. Плоды каштанов давно привлекают внимание детей.

Данный проект позволяет изучить вместе с детьми историю каштанов, провести исследования, составить паспорт дерева, вырастить каштан из семени и окружить его вниманием и заботой.

Цели и задачи проекта

Цель: Исследовательская деятельность по изучению жизни дерева каштан во взаимосвязи с его экосистемой.

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. Расширять представления о дереве каштан, о значении его в природе и в жизни человека.
  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и опытах.
  • Воспитывать основы экологического сознания, гуманно–ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
  • Формировать у детей лексико-грамматические навыки в рамках темы проекта.
  • Развивать связную речь детей, умение самостоятельно с опорой на схемы составлять рассказы об объектах природы.
  • Формировать умение строить эвристические рассуждения по содержанию прочитанной познавательной литературы.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта:

– Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада.

– Выставка творческих работ.

– Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

– Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

– Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

– Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

– Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

– Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.


Ключевые слова: педагогический проект, знакомство с буквами, профилактика нарушений письменной речи, работа с родителями.

Актуальность проекта

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь — май

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.

Задачи:

Для детей:

Для родителей:

  1. Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;

Для педагогов:

1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР.

Образовательные области винтеграции:

Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности.

Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.

Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.)

Предпосылки учебной деятельности.

− формирование предпосылок к освоению грамоты;

− формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать;

− совершенствование навыков чтения;

− развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца;

− воспитание стремления к получению знаний

Предполагаемые результаты:

Для детей:

Для родителей:

  1. Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов.
  2. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
  3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Для педагогов:

методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература);

Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Этапы исроки реализации проекта:

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь)

− Определение целей и задач проектной деятельности;

− Изучение методической литературы по обучению грамоте;

− Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта;

− Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;

− Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед);

− Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте;

− Изготовление дидактических игр, схем, карточек;

− Подборка стихов о звуках и буквах.

2 этап. Основной (ноябрь— апрель)

− Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;

− Проведение дидактических игр по обучению грамоте;

− Промежуточная диагностика детей (воспитатели);

− Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ);

− Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.)

3 этап. Заключительный (апрель- май)

− Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем;

− Отчёт о реализации проекта на родительском собрании;

Образовательные продукты проекта

Для детей

Для логопеда

Для педагогов

Для родителей

2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов.

1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия;

Значимость ирезультативность проекта.

Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c.
  2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
  5. Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c.

Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, грамота, обучение, родитель, компенсирующая направленность, ознакомление детей, подготовка детей, реализация проекта, русский алфавит.

Похожие статьи

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе.

Дети читают предложения и вписывают пропущенные слова. (Каждый ребёнок читает одно

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в

В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из

На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего.

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Современные формы взаимодействия с родителями как средство.

родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация, дошкольное образование.

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с

Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским

В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего общее недоразвитие речи (ОНР). Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.
Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
• побуждать детей к совместной деятельности;
• формировать эмоциональную заинтересованность;
• развивать мышление и воображение;
• формировать различные способы общения;
• овладение различными способами решения поставленных задач.
В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Буквоведа (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:
• помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
• подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
• планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
• определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:

Центр движения:
- комплекс утренней гимнастики “Игрушки”;
- пластический этюд “Заводная игрушка”
Центр науки:
- рассказать, где и как делают игрушки;
- рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево);
- исследовать игрушки в натуральном виде;
- организовать выставку любимых игрушек детей.
Центр математики:
- счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь);
- ориентировка в пространстве “Найди игрушку”;
- игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”.

Центр книги:
- чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”;
- чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”;
- заучивание и отгадывание загадок;
- чтение “Игрушкины частушки”;
- составление по плану описательного рассказа о матрёшке.
Центр Грамотеи:
- звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина;
- разгадывание ребусов по теме;
- составление рассказа “Любимая игрушка”.
Центр умелые ручки:
- изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка;
- вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки).
Центр искусства:
- рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек);
- рассказать о народных умельцах;
- нарисовать “Моя любимая игрушка”;
- аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой).
Центр игры:
- сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”;
- музыкально-дидактическая игра “Пищалки”;
- дидактическая игра “Назови игрушку”.
Так в представленной план-схеме отражается работа всех видов деятельности. Соответственно подбирается материал для каждого центра. Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий. Например, в центре науки выставляются различные игрушки из всевозможного материала, из этих игрушек можно организовать выставку, а к концу недели дополнить её любимыми игрушками детей. Причем, дети рисуют свою любимую игрушку и помещают рисунок в центр искусства, а также составляют рассказ о любимой игрушке и представляют его для всех детей группы.
По подобию планируется и проводится работа по всем темам в течение года. Например:

Центр движения:
- этюд “Закипающий чайник”;
- пантомима “Мытьё посуды”;
- физкультминутка “Сказочный ветерок”.
Центр науки:
- работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная);
- узнать из каких материалов изготавливается посуда, кто изготавливает, где;
- как правильно пользоваться посудой.
Центр математики:
- счёт посуды (по одному, парами);
- дидактическая игра “Собери картинку”;
- составление задач с использованием посуды.
Центр книги:
- чтение сказки К. Чуковского “Федорино горе”;
- загадывание загадок, составление загадок описательного характера;
- придумывание рассказов, используя фантастическую кастрюлю.
Центр Грамотеи:
- игра “Домики” (помести слова по теме в домики: по количеству звуков – 3,4,5 звуков; по количеству слогов – 1,2,3,4 слога);
- копировать (писать) слова: суп, стакан, миска;
- решить кроссворд по теме: “Посуда”;
- придумать предложения с предлогами о посуде (в, на, около, между).
Центр умелые ручки:
- лепка посуды из пластилина, теста, глины;
- конструирование сервиза из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа ореха).
Центр искусства:
- выставка посуды из разного материала (глина, фарфор, стекло, металл, пластмасса, картон);
- рассматривание иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома);
- раскрашивание глиняной посуды декоративной росписью;
- рисование сказочной посуды.
Центр игры:
- сюжетно-ролевая игра “Магазин посуды”;
- театрализованная игра “Живая посуда”.
Такая план-схема является основой проекта, но она может дополняться, изменяться в ходе работы. Главная задача педагогов при составлении такой план-схемы: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей логопедической группы, на разную степень сложности и интересы. Но проект это не только план-схема и проведение интегрированных занятий с использованием разных фрагментов, это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление (событие, предмет) с разных сторон, а также обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем. Вовсе не обязательно называть все эти действия с ребенком проектами и центрами, но очень важно иметь в группе центры – место, где сконцентрированы материалы для определенного вида деятельности. Можно разместить на видных и доступных для детей местах в группе книги, иллюстрации, предметы по теме, специально подобранные истории, сюрпризные моменты и т.п., это послужит мотивацией детей к деятельности. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей и программным требованиям, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.
В логопедической группе детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу представить вашему вниманию реализацию метода проектов в нашей группе для детей с тяжелым нарушением речи.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
  • Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации.
  • Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию.
  • Сотворчество (субъект – субъектные отношения)
  • Активность и самостоятельность (включение в деятельность через личностную мотивацию)
  • Системная информационная нагрузка (стимуляция к работе с имеющейся информацией, ее анализу, синтезу, самостоятельному поиску)
  • Поступательное развитие для достижения индивидуально-возможных результатов (постепенное расширение зоны ближайшего развития каждого ребенка путем приобщения нового опыта с помощью взрослого)
  • Связь теории с практикой (понимание значения теории в жизни человека, в его практической деятельности, умение применять знания)
  • Проблемность (освоение знаний и умений через создание и решение проблемной ситуации)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

АЛГОРИТМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ

деятельности

Деятельность

Деятельность

Определение цели деятельности

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель, становятся активными исследователями окружающего мира

Продумывает, предвидит то, что будет происходить, к какому результату приведет

Участвуют в обсуждении по поводу того, как организовать то, или иное дело, выслушивают, высказывают любые мнения вплоть до нестандартных и неожиданных

АЛГОРИТМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Реализация проекта и постоянная рефлексия (самоанализ, успешность и результативность решения проблемы

Анализ результатов и презентация

Перечисляют любые занятия, предлагают игры (другой род деятельности) участвуют в определенной последовательности выполнения операций

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками, творчески проявляют себя в применении имеющихся знаний, самостоятельно делают что-то новое

Выявляет положительные моменты в совместной деятельности

Проводят самоанализ с помощью взрослого, адекватно рассматривают свою деятельность. Участвуют в игровой презентации

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (КОМПОНЕНТЫ) ценностно-мотивационный (заинтересованность в проектной деятельности, понимание значимости совершаемых действий Познавательный (определяет способы решения проблемы содержательно-деятельностный (умеет применять знания для решения задач практического характера возникшей перед ним) социально-культурный (владеет коммуникативными навыками)

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (КОМПОНЕНТЫ)

(заинтересованность в проектной деятельности, понимание значимости совершаемых действий

(определяет способы решения проблемы

(умеет применять знания для решения задач практического характера возникшей перед ним)

Читайте также: