Проект день народного единства и согласия связь времен и поколений история праздника кратко

Обновлено: 02.07.2024

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к истории праздника, понимают важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от места жительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания, проявляют чувство гордости и уважения к защитникам государства;

Метапредметный : обучающихся умеют участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строить высказывания, направленные на учёт позиции собеседника, пытаются принимать другую точку зрения, проявляют готовность изменить свою точку зрения, демонстрируют умения и навыки работы с текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала, осознают познавательную задачу, работая с информацией, представленной в разных формах, принимают и сохраняют задачу работы, оценивают свои достижения , делают выводы, осуществляют рефлексию деятельност и

Триединая цель:

Воспитательная: формировать интерес к истории праздника, важности праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества, воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства ,воспитывать ценностное отношение к празднику День народного единства;

Развивающая: развивать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строить высказывания, направленные на учёт позиции собеседника, принимать другую точку зрения, проявлять готовность изменить свою точку зрения, демонстрировать умения и навыки работы с текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала, осознавать познавательную задачу, работая с информацией, представленной в разных формах, принимать и сохранять задачу работы, оценивать свои достижения , делать выводы, осуществлять рефлексию деятельност и

Принципы воспитания:

· Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

· Воспитывать через взаимодействие;

· Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы воспитания и обучения:

➢ принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.

➢ принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности.

Методы воспитания и обучения:

➢ методы воспитания: метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха).

➢ методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение.

Дидактические средства :

· Презентация по теме;

· Карточка с заданием,

· Непрограммируемый конструктор, аудиозапись гимна РФ

Список литературы :

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой этап

3. Основной этап (рассказ учителя с презентацией, работа в группах по решению проблемных ситуаций)

4. Рефлексия

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Задача: привлечь внимание детей, настроить их на работу

Вот звонок нам дал сигнал:

На классный час он нас позвал.

Не будем тратить время зря,

И классный час начнем с игры, друзья.

-Добрый день, ребята. Сегодня классный час снова проведу у вас я.

- Для того чтобы настроиться на предстоящую деятельность, я предлагаю каждому из вас пожелать что-то хорошее и приятное своим одноклассникам. Давайте я начну. Ребята, я желаю вам, чтобы ваше хорошее настроение и дружелюбие оставались с вами

Осуществляют взаимное приветствие.

Личностный: обучающиеся проявляют интерес;

Метапредметный : обучающихся умеют участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строить высказывания

Задача: Создать положительный эмоциональный заряд, развивать чувства и положительные эмоции.

Определить тему классного часа, сформулировать конкретные цели. Составить предварительный сценарий классного часа, обсудить его с обучающимися

Беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием.

-Я вижу настроение у вас поднялось, и вы готовы работать.

-Для того чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе, я предлагаю вам послушать аудиозапись. А после прослушивания вы скажете мне, что вы услышали. Сейчас я попрошу всех вас подняться со своих мест и не разговаривать, пока не закончится эта аудиозапись.

-Ребята, скажите, что мы только что прослушали?

-Верно, это гимн нашей страны. А какие слова о нашем государстве запомнились вам больше всего?

-Спасибо за вашу внимательность, ребята. как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Знаете ли вы, какой праздник приближается?

-Какой праздник у нас в стране отмечается 4 ноября?

-Это день народного единства, ребята.

-Сегодня тема нашего классного час

скажите, к чему этот праздник призывает всех граждан нашей страны?

-Как вы думаете, в чем заключается смысл дня народного единства?

-Как вы думаете, зачем народу необходимо единство?

- Ребята, гимн страны – это один из символов государства. А какие еще символы вы знаете?

-Верно, это герб и флаг. Предлагаю перед началом совместной работы сконструировать изображение флага РФ. Кто помнит, сколько цветов на нашем флаге? Какие? Назовите их по порядку? Что обозначает каждый цвет?

-на ваших партах лежат детали конструктора. Достаньте их из контейнеров. Предлагаю сконструировать флаг, работая в паре. Но прежде давайте вспомним правила работы в паре и группе, а также правила работы с конструктором. (слушать друг друга, не перебивать, оказывать помощь, договариваться, использовать детали по назначению, конструировать только на подложке)

-Молодцы, ребята, покажите, какие у вас получились символы государства? Напомните, о чем были строчки гимна? В чем заключается смысл дня народного единства?

Сегодня вы не только узнаете об истории праздника дня народного единства, но и сможете проявить качества человека, которые помогают стать едиными, дружными, открытыми и готовыми прийти на помощь, а также образованными, ведь сегодня мы будем учиться работать с информацией в группах.

Участвуют в диалоге, эмоционально откликаются, выделяют тему и цель классного часа.

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к истории праздника, понимают важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от места жительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания, проявляют чувство гордости и уважения к защитникам государства;

Метапредметный : обучающихся умеют участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строить высказывания, направленные на учёт позиции собеседника, пытаются принимать другую точку зрения, проявляют готовность изменить свою точку зрения, осознают познавательную задачу, принимают и сохраняют задачу работы,

3. Основной этап

Задача: Оказать помощь обучающимся в поиске решений, использовать разные виды деятельности, вопросы и информацию.

Формировать положительные качества у группы и каждого обучающегося (взгляды-понятия, умения и привычки поведения)

Стимулирование занимательным содержанием, демонстрация, рассказ, игровая ситуация, создание ситуации успеха.

- Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её.

А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства. Ребята, что вы знаете об этом празднике? Предлагаю послушать мой рассказ, посмотреть на иллюстрации на слайдах и ответить на вопросы

- Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

- Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории!

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

- Родина и единство. Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

-А теперь предлагаю вспомнить то, что вы узнали из рассказа. На парте у каждой пары лежит изображение, постарайтесь узнать, что это и рассказать, как это связано с историей праздника. (изображения памятников, собора, главных лиц рассказа).

· День народного единства отмечается всего 19 лет - неверно (17)

· Народ был под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского - верно.

· Польша напала на Русь, потому что в ней не было царя - верно

· В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому - верно

День Народного единства отмечается 7 ноября – неверно (4 ноября).

-Вы оказались очень внимательными, нашли все ошибки и это вам поможет выполнить следующее задание.

( Работа в группах, приложение 1)

- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.

До нас дошли документы того времени в плохом состоянии.

Ваша задача, объединившись в группы по рядам, расшифровать отрывок из этой грамоты.

- Молодцы. А теперь представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение, первое или второе?

- Почему выбрали именно этот вариант? Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.

- Теперь каждая группа получила отрывки предложений. Из этих отрывков вам нужно составить рассказ (устно) о последующих действиях Кузьмы Минина. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Выберите представителя группы и расскажите то, что составили вы.

На слайде: портрет Кузьмы Минина.

Отрывки последующих действий Минина:

Первым показал пример

Принес все деньги и украшения жены

Несли деньги, дорогую одежду, меха, посуду

И богатые, и бедные.

- В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело. Как вы думаете, что это было? Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было. Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения.

перенестись на городскую площадь

Нижнего Новгорода того времени.

На площади шум, гам.

Нижегородцы обсуждают грамоту

(письмо), полученную ими от

монахов одного из подмосковных

До нас дошли документы того

времени в плохом состоянии.

Ваша задача, объединившись в

группы по рядам, расшифровать

отрывок из этой грамоты.

Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю.

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к истории праздника, понимают важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от места жительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания, проявляют чувство гордости и уважения к защитникам государства;

Метапредметный : обучающихся умеют участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строить высказывания, направленные на учёт позиции собеседника, пытаются принимать другую точку зрения, проявляют готовность изменить свою точку зрения, демонстрируют умения и навыки работы с текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала, осознают познавательную задачу, работая с информацией, представленной в разных формах, принимают и сохраняют задачу работы, оценивают свои достижения , делают выводы, осуществляют рефлексию деятельност и

Задача: Оценка обучающимися классного часа, своего отношения к теме, содержанию классного часа

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

- Что же такое 4 Ноября для русского народа?

- А теперь, возвращаясь к теме нашего классного часа, попытайтесь ответить, почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника?

- Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как День Народного Единства, который чтили наши предки.

-Выберите из слов на слайде те качества, которые хотели бы иметь вы, как патриоты своей страны?

спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой

-Напишите качества на изображении ладони, на большом пальце то качество, которое считаете главным, на указательном, среднем и безымянном – качества, которые нужно формировать у себя, на мизинце – качества, которые мало проявляются.

-Предлагаю назвать эти качества. Придвиньте к себе сконструированный флаг нашей страны и назовите его цвета. Напомню, ребята, что белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Раскрасьте свою ладонь в один или несколько цветов флага.

-Скажите, кто из вас готов историю праздника и героев страны рассказать своим родителям. А кто желает прочитать дополнительную литературу в библиотеке по теме?

-Я благодарю вас за активную работу, за продуктивную работу в группе. Вам помогли такие качества, как отзывчивость, открытость, дружелюбие, вы проявили умение решать проблемные вопросы и работать с текстом. Желаю успехов!

Анализируют результаты деятельности, подводят итоги вместе с учителем.

Метапредметный : обучающихся умеют участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строить высказывания

Предметный: имеют представления и демонстрируют качества личности, присущие героям и патриотам страны

4 ноября День единства и согласия

С 2005 года 4 ноября – государственный праздник День единства и согласия Во славу тех героев Живём одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!

История этого праздника имеет давние исторические корни Конец XVI и начало XVII вв. вошли в русскую историю как смутное время. Столкновение политических партий, ослабление и распад государства, гражданская война, интервенция поляков и шведов.

День народного единства 1 6 1 2

В 1612 году 22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому началось избавление Москвы от поляков. В это тяжёлое время копия (список) иконы Казанской Божьей Матери находилась у руководителя ополчения князя Д.М. Пожарского. Верующий народ связывал освобождение столицы от врага с молитвами перед этим чудотворным образом.

Икона Казанской Божьей Матери

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" /Победных днях России/". Одной из поправок было введение нового праздника - День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все , а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Почему именно 4 ноября? 4 ноября — по новому стилю. Применительно к XVII веку это 25 октября. Именно в этот день было достигнуто принципиальное соглашение о прекращении огня в Москве и капитуляции польского гарнизона, засевшего в Кремле, и выходе его из столицы, а ополченцы, казаки и москвичи получили возможность беспрепятственно провести богослужение в московских храмах. Таким образом, день 4 ноября можно по праву рассматривать как день Победы, день Военной Славы, день окончания военных действий и освобождения российской столицы от интервентов.

Но это еще не все. Пожалуй, впервые в истории России под русскими стягами, под идеей освобождения страны в рядах ополчения объединились представители уже тогда многочисленных народностей. То есть по сути 4 ноября — день национального единения перед лицом смертельной опасности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребенку стороны окружающей действительности. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель:

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, основанных на ознакомлении с традициями, достопримечательностями, памятниками, историей. Расширить представления детей о национальных праздниках.

Задачи:

- Закреплять знания о празднике «День народного единства.

- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

- Воспитывать чувство гордости за силу России, уважение к национальным героям, желание им подражать.

Предполагаемый результат:

- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.

- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность: краткосрочный (с 17 октября – по 4 ноября)

Состав участников: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, дети подготовительной группы.

Реализация проекта:

I этап – организационно-подготовительный (с 17октября – 19 октября)

- Формулирование целей и задач проекта;

- Обеспечение и изучение методической литературы по теме проекта;

- Планирование работы по реализации проекта;

- Разработка методов и приемов работы по теме проекта;

- Подбор материала ко Дню народного единства.

II этап – основной (с 19 октября – 2 ноября)

Практическая деятельность по решению проблемы;

Разучивание Гимна России, песен о России, о Родине.

III этап – заключительный (3 ноября)

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Организационно-подготовительный этап (с 17октября – 19 октября)

Подбор стихотворений, произведений, бесед, тематических песен для пения.

Основной этап (с 19 октября – 2 ноября)

План проектной деятельности с детьми

Чтение стихов, посвященных Дню народного единства

Разучивание Гимна России

Работа с родителями

Понедельник 31 октября

Работа с родителями

Заключительный этап (3 ноября)

Приложение 1

Беседы

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых

рядом с мамой мы идем.

- 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

- Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

- Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.

- Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

- Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

- Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

- Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

- Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать на портреты Минина и Пожарского). Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

- Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

В 1612 году, через много лет появился у Руси враг – поляки.

Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. Возмутился русский народ. И тогда во главе его встали Минин торговец и князь Пожарский – хороший полководец.

Люди отозвались, даже бедняки приносили последнюю копейку. Собралось войско, возглавил которое князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков.

За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа.

Приложение 2

Приложение 3

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы

Ход праздника

Скажет кто, что означают эти громкие слова?

Пшеничное поле, и горы, и лес,

И жаркое солнце с высоких небес,

Склонились берёзки в поклоне земном –

Всё это мы гордо Россией зовём.

Россия! Родина! Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребенок: Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Ребенок: Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом "Русь".

Ребенок: Мы все россияне, мы здесь родились,

Корнями с Россией навеки сплелись,

Она и ольха, и смородина,

Ребенок: Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия –

Что может быть сердцу милей?

Ребенок: И если бы вдруг спросили:

- Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная – одна!

Ведущий: День народного единства. Почему он так называется?

(показ иллюстрации памятника К. Минину и Д. Пожарскому) .

Кого вы здесь видите?

2-х мужчин. Один из них сидит, другой стоит.

За что благодарит Россия Минина и Пожарского?

В 1612 году, через много лет появился у Руси враг – поляки.

Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. Возмутился русский народ. И тогда во главе его встали Минин торговец и князь Пожарский – хороший полководец.

Люди отозвались, даже бедняки приносили последнюю копейку. Собралось войско, возглавил которое князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков.

За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа.

Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества.

Поэтому 4 ноября считают днём народного единства, в честь 1612 года.

Ребенок: Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Ребенок: Он отмечен годом, днем,

И начертано на нем:

И князю Пожарскому –

Ребенок: От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Ребенок: Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Ребенок: Подивись-ка ты, военной

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела еще чудесней

Ведущий: Каждая страна имеет свою символику: флаг, герб и гимн.

Показ флага России.

У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полосок – белый, синий, красный. Что же они обозначают?

Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Показ герба России.

Что вы видите в центре? Орла.

Расскажите о нём, какой он?

С двумя головами, с поднятыми крыльями. Почему же на гербе России изображён орёл?

Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое.

Но почему у орла две головы?

Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.

А что вы видите ещё? Корону.

А как вы думаете, что она обозначает?

Корона обозначает, что в России главный царь.

А что в лапах у орла?

Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.

Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

А в центре изображён герб Москвы.

У каждого государства обязательно есть свой гимн.

Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях.

Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Слушание и исполнение гимна России.

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье во все времена.

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Ведущий: О Родине писали наши русские поэты. Сейчас ребята почитают нам их стихи.

Ребенок: «Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

Слышишь голос соловья – это Родина твоя!

Видишь звёздочки Кремля – это Родина твоя!

Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей

Ребенок: «Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овёс

Пахнет ромашкой, и мёдом от ос.

Ведущий: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Дети выходят, читают пословицы

1. Родина любимая что мать родимая.

2. Если дружба велика, будет Родина крепка.

3. На чужой стороне что соловей без песни.

4. Жить – Родине служить.

5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

6. Родина – мать, умей за неё постоять.

Ведущий: А сейчас я предлагаю всем встать и взяться крепко за руки.

Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за ее славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.

Главное – с сердцем горячим в груди!

Нам равнодушных не нужно? Не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Ведущий: Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля.

И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной уголок.

День народного единства

Актуальность

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребенку стороны окружающей действительности. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, основанных на ознакомлении с традициями, достопримечательностями, памятниками, историей. Расширить представления детей о национальных праздниках.

- Закреплять знания о празднике «День народного единства.

- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

- Воспитывать чувство гордости за силу России, уважение к национальным героям, желание им подражать.

Предполагаемый результат:

- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.

- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность: краткосрочный (с 17 октября – по 4 ноября)

Состав участников: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, дети подготовительной группы.

Реализация проекта:

I этап – организационно-подготовительный (с 17октября – 19 октября)

- Формулирование целей и задач проекта;

- Обеспечение и изучение методической литературы по теме проекта;

- Планирование работы по реализации проекта;

- Разработка методов и приемов работы по теме проекта;

- Подбор материала ко Дню народного единства.

II этап – основной (с 19 октября – 2 ноября)

Практическая деятельность по решению проблемы;

Разучивание Гимна России, песен о России, о Родине.

III этап – заключительный (3 ноября)

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Организационно-подготовительный этап (с 17октября – 19 октября)

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году и с этого момента является выходным, однако многие россияне до сих пор не знают, что произошло в этот день и что именно мы отмечаем.

ТАСС разобрался, когда и почему 4 ноября стал праздником, какая история скрывается за этой датой и почему для нее выбрали такое название.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Почему эта дата так важна?

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

Как поляки оказались в Москве?

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов. Однако для знати его права на высшую власть были нелегитимными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.

В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Кто такие Минин и Пожарский?

Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско — более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.

Когда 4 ноября стало праздником?

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери "за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года".

Как икона оказалась связана с историей освобождения Москвы?

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву.

Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

Если праздник существовал, зачем его снова ввели в 2005 году?

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

Почему праздник называется День народного единства?

Одним из объяснений того, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту закона о введении нового праздника: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Читайте также: