В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом кратко

Обновлено: 04.07.2024

В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм.

Агностики (от греч. а — отрицательная приставка и gnosis ) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Гностики (от греч. gnosis — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Разница между Агностиком и Гностиком - Разница Между

Разница между Агностиком и Гностиком - Разница Между

Содержание:

Главное отличие - Агностик против Гностика

Агностик и гностик - это два слова, с которыми мы сталкиваемся в религии. Они имеют совершенно противоположные значения. Оба термина происходят от одного и того же происхождения - от греческого gnōstos смысл известен. Таким образом, агностик и гностик имеют дело со знанием. Они относятся к знаниям о существовании Бога. Агностик относится к человеку, который считает, что ничего не известно или не может быть известно о природе или существовании Бога. Гностическая противоположность этому существительному. Гностик считает, что существование или природа могут быть известны. Это главное отличие между агностиком и гностиком.

Агностик - Значение и использование

В религиозном контексте агностик - это человек, который считает, что нет способа узнать, существует Бог или нет. Отсутствие возможности узнать о существовании Бога означает, что они не видели никаких доказательств или доказательств в поддержку существования Бога.

Многие люди путают агностика с атеистом. Разница между атеистом и агностиком заключается в том, что атеист - это человек, который не верит в Бога, тогда как агностик - это человек, который не уверен, существует Бог или нет. Следовательно, агностик не является ни неверующим, ни верующим в Бога.

Есть два типа агностиков; атеистическая агностика и теистическая агностика. Агеистические агностики - это люди, которые не верят в Бога и думают, что существование Бога не может быть познано. Теистические агностики - это люди, которые верят в Бога, но думают, что существование Бога невозможно узнать.

Агностику можно представить как рациональных или свободных мыслителей; они не готовы просто принять теории божественности и божественной силы.


Гностик - значение и использование

Гностик является противоположностью Агностика. Гностик - это человек, который верит, что мы можем знать, существует Бог или нет. Есть также два типа гностиков. Гностик-атеист - это человек, который не верит в Бога и верит, что мы можем знать, что Бога не существует. Гностический теист - это человек, который верит в Бога и верит, что существование Бога может быть известно.

Гностик также является приверженцем гностицизма. Гностицизм - это мысль и практика, особенно поздних дохристианских и ранних христианских веков, для которых характерна вера в то, что материя является злом и что освобождение происходит через гнозис.

Разница между Агностиком и Гностиком

Определение

агностик это человек, который считает, что ничего не может или не может быть известно о природе или существовании Бога.

гностический это человек, который считает, что существование Бога может быть известно.

происхождения

агностик происходит от Агностицизма.

гностический происходит от гностицизма.

Теист против Атеиста

агностик можно разделить на два типа: теист-агностик и атеист-агностик.

гностический можно разделить на два типа: теист гностический и теист гностический.

неразбериха

агностик часто путают с атеистом.

гностический часто путают с теистом.


Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира);

диалектика процесса познания;

общественная практика (основа познаваемости мира).

Учение об отражении;

учение о познании человеком объективного мира;

учение о происхождении и развитии познания;

учение о практике как основе познания;

учение об истине и критериях ее достоверности;

учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.

Основные формы познания

Иррациональные формы познания (интуиция и т. д.).

Воображение (научное). Фантазия (научная)

В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Что такое рационализм и эмпиризм и какова их роль в истории познании?

- чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк)

- интеллект, дающий логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к опыту (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:

1. полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);

2. выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);

Теория познания становится центром философии Нового времени. Другие философские проблемы: связанные с религией, моралью оттесняются на периферию интересов. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы принципы работы, законы познающего разума. Философия должна найти такой метод, который применим ко всем наукам: знаний много, а метод, которым можно проверить истинность знания, не разработан.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - родоначальник английский ученый Ф. Бэкон. Различают идеали­стический эмпиризм (Юм, Беркли), признававший единственной реальностью субъек­тивный опыт (ощущения и представления), и мате­риалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), считающий источником чувственно­го опыта объективно существующий мир.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - направле­ние в теории познания, в отличие от эмпиризма признающее главным источником знания мысли и понятия. Исторически первой формой ра­ционализма была античная натурфилософия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) счи­тали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения ил­люзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

Таким образом, в Новое время были сформулиро­ваны и обоснованы основные идеи, определившие переход от цивилизации традиционного типа к техно­генной цивилизации. В этот исторический период произошло формирование нового понимания чело­века как деятельностного существа, понимание при­роды как упорядоченного поля приложения челове­ческих сил, утвердилась ценность научной рацио­нальности. Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немец­кой классической философии.

В новое время классификация науки Ф. Бэкона:

Науки по способности души (науки памяти (история), история природы (наука рассудка)). 3 направления: логика (онтология – наука о бытии), натурфилософия (как логика реализуется в природе), философия духа (о человеке: психология).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Гностицизм - знание. Гностики считают, что человечество может познать все. В том числе Бога и Истину.
Агностики думают, что познание ограничено. Для них Истина всегда где-то рядом. Они и верующие и неверующие.

что-то тут несколько понятия спутаны, либо мы говорим про гностиков, как религиозно-философскую систему начала новой эру и тогда противопоставит их агностикам просто невозможно. Или гностики должны быть определяться как люди, полагающие, что мир принципиально познаваем до конца, а агностики как люди это отрицающие. Также и агностики бывают разными, кант тоже был агностиком, потому что доказывал, что познаваем только мир феноменов, т. е. мир явлений, а мир ноуменов, т. е. "вещей в себе" принципиально непознаваем. вот христиане - точно агностики, т. к. познать трансцендентного бога логически невозможно, в путем веры это получается только иррационально

Гностики бывают разные. Есть термин в истории философии и религии "гностицизм". этим термином определяют довольно широкий круг до-христианских религиозно-философский и мистических течений синкретического характера: митраизм, маздеизм, герметизм, офиты, наасены и др, а так же и околохристианских (псевдо-христианских) течений: маркиониты, василидиане, валентиниане, карпократы, николаиты и др. Все эти псевдо-гностические толки развивались параллельно с христианской Церковью в 1 - 3 вв. Во второмвеке т. н. гностики, а вернее - лжегностики заклохли, но их влияние все-таки отразилось и на ортодоксальном христианстве (вот почему еще в 4 в. существовал небольшой кружок лжегностиков - в районе древн. егип. города Хенабоксион - совр. Наг-Хаммади, где в 1945 г. была найдена библиотека гностических текстов) . С другой стороны - в ортодогсальном христианстве всегда было понятие о гносисе, которое открыл верующим - Церкви - Господь Иисус Христос. Всякий верующий во Христа просвящен им, более усердным в созерцании Бога, подается гностическое откровение, или боговедение (γνωσις του θευ, θεοφνωσις). В отличие от "гностицизма", в котором были переплетены лоскутки от языческих мистерий, эллинской и варварской философии с христианством, подлинный христианский гностик - духовный человек не будет путать свет со тьмой, и если он, будучи искусен во внешних науках (гуманитарных и естественных) и пользуется ими, но превыше всего ставит Откровение Божие, и гностический опыт его, который имеет по милости Всесовершенного Бога. Правда в христианстве был и другой вид гносиса, который был осужден, т. к. подражал эллинским басням о метемпсихозе и апокатастасисе (Ориген, Евагрий, Дидим и их последователи) , но и эти, хотя и взяли от сокровищницы Церквного Предания и вкусили опыт гностического богословия, но не удержались в истине, но понеслись на стреминах собственного разума, забредши в лес собственных теорий. Это, что казается о гносисе.
Агностицизм - это так же термин в философии, им определяется философское мировоззрение, которое утверждает принципиальную непознаваемость онтологического и экзистенциального бытия, это почти что древние скептики, только, помоему мнению, на новый лад испеченные.
Агностик - не атеист, это философ, утверждающий принципиальную непознаваемость и относительную доказуемость всего. Гностик православный и церковный - это идеальный верующих, способный к наукам внешним и к таинствам веры. Лже-гностик - это, если сказать по-правде - современные теософы, антропософы, сайентологи и им подобные.

Принципиально агностики от гностиков отличаются в методах обретения абсолютной истины. Поскользку гнозис - это знание, то агностики верят в невозможность самим постичь Истину, в то время как гностики в это свято верят. И те и другие могут быть как атеистами, так и глубоко верующими людьми. Гностики близки к философии санкхьи-йоги, научного метода. Именно на их основе и организовано учение тамплиеров и масонов. Но когда сами гностики пытаются противопоставить себя агностикам, то последних они склонны определять как людей, склонных попадать под влияние авторитетов и не имеющих собственной точки зрения, коррумпированных и политизированных философов. Такая вражда и такое желание очернить агностиков, по меньшей мере, странны. К слову, знаменитым агностиком был Иммануил Кант.

Лучше объяснять от противного. Агностики не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще.

Гностики (от гнозис - знание), напротив, полагали, что у них есть сакральное знание обо всём: боге, человечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют; спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.
В основе гностицизма лежит представление о падении существующих самостоятельно огненных душ ( как в Синей птице) в низший, хладный, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. Материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам.

Читайте также: