Практическая деятельность в начальной школе

Обновлено: 02.06.2024

Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Уроки изобразительного искусства, их зрелищный, эмоциональный характер положительно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся начальной школы: расширяют возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, гармоничное, развивают эмоциональную отзывчивость, вызывают стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки. Занятия рисованием могут быть рационально использованы в качестве эффективного средства активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения младших школьников в учебном процессе. При самостоятельном создании личностно значимых творческих продуктов у детей формируются разнообразные гибкие умения и навыки творческой работы. Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческо-развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа, а также обеспечение начальной школы психолого-педагогическим сопровождением продуктивной творческой деятельности с учетом полихудожественного и междисциплинарного подхода.

Повышению мотивации и интереса к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте способствуют:

• эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и игровых упражнений, связанных непосредственно с изображением;

• рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения;

• максимальное увеличение объема, разнообразия и вариативности графических заданий;

• соединение предметно-практической деятельности младших школьников с изобразительной деятельностью.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки к школьному обучению и с различным опытом изобразительной деятельности: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду. От начального уровня сформированности навыков продуктивной деятельности во многом зависит их последующее развитие. У многих младших школьников впервые формируются основы знаний и умений реалистического изображения.

Первоначально младшие школьники еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших элементов изображения. Самый распространенный способ исправления рисунков в младшем школьном возрасте заключается в выполнении этого изображения на новом листе бумаги. Период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения, при котором рисунок для младшего школьника является перечислением описываемых деталей и элементов. Это обусловлено тем, что дети стремятся наиболее полно и всесторонне рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображают каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями и нюансами, был виден на рисунке.

Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.

Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.

Таблица 1.6

Уровни активизации творческой деятельности младших школьников

Уровень творческой деятельности: Низкий

Характеристика уровня: Дети не могут самостоятельно найти источник замысла для рисунка, способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. На рисунках, независимо от темы, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково

Уровень творческой деятельности: Средний

Характеристика уровня: Жизненный или культурный опыт детей актуализируется при выборе темы рисунка, только если взрослый указал на несколько разных источников замысла рисунка. Для рисования ребенок выбирает тему, соответствующую его прошлому опыту, и в этом случае делает оригинальные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что неоднократно уже рисовал

Уровень творческой деятельности: Высокий

Характеристика уровня: Дети быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки отличаются от других и необычностью выбранных объектов и явлений, оригинальностью самобытностью изобразительного решения

Индивидуальный подход к отработке тематики урока и к личности ребенка в целом позволяет более эффективно управлять самостоятельной творческой деятельностью учащихся младших классов в изобразительной деятельности (рис. 1.6).

Наряду с другими видами изобразительного искусства, в младшем школьном возрасте используется также художественная аппликация и коллаж, которые способствуют созданию оптимальных условий для овладения детьми опосредствованными формами ориентировки в художественно-творческой деятельности (модельной и художественно-символической). Дети учатся различным техникам создания произведения с помощью наклеивания на основу объемных и плоскостных материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактуре, предполагает возможность сочетания разнообразных техник. В процессе обучения приемам аппликации дети предварительно составляют эскиз (модель) объекта и затем изображают его посредством цветовых отношений, форм, ракурсов, элементов и т. д. Творческая деятельности в процессе создания коллажей способствует развитию познавательных, творческих способностей и эмоционально-личностному развитию младших школьников. Развивается способность к использованию наглядного моделирования в аппликации – овладение действиями моделирования структуры предметов и объектов, связей и отношений между ними.

Рис. 1.6.

Рис. 1.6.

Психологические типы формирования и развития индивидуальных способностей детей младших классов на уроках изобразительного искусства

На занятиях изобразительного искусства также развиваются навыки работы с глиной, пластилином и соответствующими инструментами в процессе лепки. Передача различных образов окружающей действительности и отношения к ним в лепке связана с поиском доступных для младших школьников средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми они действуют. Занятия лепкой на уроках в начальной школе развивают глазомер, мелкую моторику детей, их эстетический вкус, индивидуальность, интуицию, способствуют познанию объемно-пространственных свойств действительности, формируют организованность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, умение планировать свою деятельность. В работе с детьми младшего школьного возраста используются предметная лепка (создание отдельных конкретных изображений), сюжетная лепка (создание сюжетных композиций, в которых отдельные образы взаимосвязаны), декоративная лепка (создание декоративных или декорированных изделий). Младшие школьники могут успешно овладевать конструктивными, скульптурными и комбинированными способами лепки.

Практический пример

Примерными изделиями в результате конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста могут быть: композиции из геометрических фигур, разрезная мозаика, игрушки в технике оригами, украшения для стола, конструкции-мобили, макет сказочного города, модели транспорта и др.

На протяжении младшего школьного возраста при условии систематических занятий все виды продуктивной деятельности совершенствуются и способствуют саморазвитию и развитию личности каждого ребенка в процессе освоения окружающей действительности через его собственную творческую предметную деятельность. Комплексный подход к вопросам формирования продуктивной деятельности, предусматривающий развитие у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и зрительно-двигательной сферы, позволяет более продуктивно решать задачи обучения и воспитания.

Такой деятельностью является практическая деятельность учащихся на уроках математики.

Практическая работа учащихся на уроке математике рассматривается нами как работа детей с реальными предметами , которая направлена на то, чтобы процесс обучения сделать более эффективным.

Уроки практикумы помогают формированию практико-ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию у учеников умения ориентироваться в окружающей действительности. Приведу пример. К четвертому классу ученики уже овладевают навыками групповой работы. На уроке в классе дети могут объединиться в группы, распределить между собой обязанности, обсудить способ решения и самостоятельно выполнить задание.

Для проведения урока-практикума по математике можно вывести детей на улицу на спортивную площадку и поставить перед детьми задачу: вычислить периметр площадки. Можно наблюдать, что дети ведут себя не так как на уроке за партами. Вместо того чтобы объединиться в группы и образовать укрупненную мерку для измерения длины и ширины площадки (соединить свои мерки), каждый производит измерения самостоятельно, своим метром. Представьте себе такую картину: ребенок натягивает метр, наклоняется, ставит метку, перекладывает метр, ставит метку и т. д. Естественно, что времени на такую простую задачу, как измерить длину и ширину спортивной площадки у детей не хватило. Что же случилось? Изменились условия. Дети не смогли те знания, умения и навыки, которые получили за партами в классе, перенести в реальные условия, где все настоящее и действовать приходится с объектами реального мира, ориентироваться в нем, действовать и применять знания, умения на практике.

Практическая деятельность позволяет учитывать и индивидуальные особенности детей. Все люди по способам восприятия и переработки информации делятся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Дети приходят в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, толкая и разбирая мир на части. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный и затем на визуальный. Но в классе обязательно найдутся дети, которым нужны реальные предметы. В практической деятельности все чувствуют себя комфортно.

Практические работы, как форма урока, способствуют сохранению здоровья ребенка так как:

- предполагают организацию сообщества на основе демократического участия всех без исключения;

- поощряется обсуждение, в противовес работе в полной тишине;

- поощряются физические движения.

Ученикам младших классов нужно непосредственно, физически ощущать окружающие предметы и явления, на основе которых создаются представления о понятиях математики. Физические действия – группировка, поиск, манипулирование и строительство – придают соответствующим абстракциям реалистический характер.

Идет только положительная реакция на практические работы:

На уроках математики можно рассматривать практическую работу как: этап урока и тип урока.

Цель: введение нового способа (понятия) через практическую работу.

Цель: отработать способ, действие, применение понятия, конкретизация понятия.

Формы организации практической деятельности:

1. Урок - экскурсия - практикум

2. Урок - практикум

3. Практическая работа

4. Урок - игра - практикум

5. Игры с предметами

Практическая работа – это действие и активность.

На уроках-практикумах по математике дети:

  • Сравнивали, уравнивали по длине, массе, объему, количеству, высоте, цене, площади.
  • Измеряли длину, скорость, рост, вес.
  • Вычисляли площадь, периметр реальных объектов.
  • Работали с измерительными приборами, применяемыми в реальной жизни: с весами, часами, секундомерами, термометрами, линейками, сантиметровыми лентами, всевозможными емкостями.
  • Решали текстовые задачи с помощью пластилина, камней, кубиков.
  • Строили из кубиков.
  • Разучивали таблицу умножения с помощью обручей.
  • С данными, полученными в результате измерений, сравнений, уравниваний составляли свои текстовые задачи.

Максимальное вовлечение детей в практическую деятельность гарантирует сознательное усвоение материала

Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями, добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.

Работу над непроверяемыми написаниями можно и нужно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется познавательная деятельность учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке". Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких практических приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые обеспечили повышение уровня практической грамотности учащихся.

Условия, способствующие организации деятельностного подхода обучения учащихся младших классов на уроках русского языка в процессе усвоения слов с непроверяемыми написаниями:

  1. активизация учебной деятельности, обеспечивающей мотивацию учащихся в изучении слов с непроверяемыми написаниями;
  2. создание атмосферы исследовательской активности и практической деятельности со словарным словом;
  3. обеспечение внимательного отношения к слову как объекту изучения;
  4. организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.

Подобрана и апробирована на практике система методов и приёмов деятельностного обучения, по усвоению слов с непроверяемыми написаниями, способствующих повышению практической грамотности учащихся.

Главные задачи, способствующие достижению цели:

  • организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка на деятельностной основе;
  • включить в словарно-орфографическую работу разнообразные приёмы и способы деятельностного обучения, обеспечивающие разносторонний подход к изучаемым словарным словам;
  • формировать познавательный интерес к изучению слов с непроверяемыми написаниями, инициативу и любознательность;
  • помочь учащимся самостоятельнно и осознанно применять имеющиеся знания на практике.

Организация учебно-воспитательного процесса

При выборе методов, форм и средств обучения ориентир идет на те, которые стимулируют развитие личности младшего школьника и активизируют все ее психические процессы: позволяют включить учащихся в посильную поисковую, познавательную деятельность , чтобы они стали способными к саморазвитию.

1 этап. Предъявление слова.

1)Первичное восприятие слова .

Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.

В систему по усвоению словарных слов входит индивидуальный словарик, который есть у каждого ученика. Индивидуальные словарики систематически проверяются и поощряются маленьким призом или просто добрым словом. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа в словарике проводится в такой последовательности: чтение слов с доски, таблицы или с карточки, запись в словарик, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, непроверяемой ударением, обозначение её красным цветом, проговаривание слова вслух по слогам.

3 этап . Этап запоминания написания слова.

1) Работа над зрительным образом слова.

Ассоциативный метод, действительно, здесь очень целесообразен. У трудного слова появляется рисунок помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря этому срочно запоминается нужная буква. Суть этого метода состоит том, что ребенок для того, чтобы запомнить слова выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку . Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.

Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для запоминания не смысловой информации.

2)Подбор фонетических ассоциаций(по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Деревня – д е душка.

Рабочий, работа – раб раб отает.

Рисунок – нужны к и сти.

Соловей – соло вей поёт соло .

Суббота – в су бб оту мы одели два б отиночка и идём в гости.

Тарелка – тар елка – это тара .

Тетрадь – тетра дь по-гречески тетра .

Улица – на у лиц е встречают знакомые лиц а.

Ученик – у че ние; че стно учится.

Хорошо, хороший – у нас в школе хор оший хор .

Язык – я беда показывает я зык.

  • Горизонт – гори, зонт!
  • Лисица – братец Лис
  • Облако – лак
  • Платок – плат и др.
  • Вдруг – друг

5) Исследование слова учащимися в группах.

а) Лексическое значение слова:

– Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невеж-да, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
- Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
- Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
б) К истокам слова (этимологическая справка)

Следуя дидактическому принципу "от простого к сложному", знакомить учащихся со словами с прозрачной этимологией. Это слова, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.

Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологией проводится следующим образом:

1. Учитель предлагает детям найти в орфографических словариках слово, например, корабль . Обращает внимание на вторую букву в нём. При этом шло запоминание зрительного образа слова.

2. Если была необходимость, объяснялось значение слова. В данном случае слово детям было знакомо, но его определение необходимо было уточнить. Учитель сообщил, что корабль - это крупное морское судно.

3. Затем слово орфографически проговаривалось, хором, вполголоса. Получалось как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Шло запоминание звукового образа слова.

4. Учитель записывал изучаемое слово на доске, ученики - в индивидуальные словарики, мысленно себе диктуя. Ставилось ударение, буква О подчёркивалась. Усваивался графический, "рукодвигательный" образ слова.

5. Беседа об этимологии слова. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому, если это возможно, мы использовали сведения о происхождении изучаемого слова. Так, корабль ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Учитель спрашивал у учащихся, как можно проверить букву О в слове корабль , зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными. Всеобщими усилиями были найдены слова-подсказки корка, корочка. Дети записывали в словарик проверочное слово. Получилась следующая запись: кОрабль (кОрка). На этом этапе учащиеся осознанно запоминали значение и написание слова.

Исследовательская практика ученика не может быть ограничена временем урока. Работа идет как в классе (по смотрению учителя), так и во внеурочное время, самостоятельно или совместно с родителями. Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается анализировать слова, работая в одной из творческих групп. С большим интересом ребята читают словари, художественную, познавательную литературу, стихи поэтов , фольклорный материал и находят заданные слова с непроверяемым написанием. Поиск продолжается и дома, часто с родителями, которые тоже увлеклись интересной работой.

6)Подбор однокоренных слов.

Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".

От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.

7) Работа с пословицами , поговорками, считалками. Творческие задания.

Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо"

8) Отгадывание загадок, ребусов.

Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:

1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.)

2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )

4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.)

5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)

6. В каких словах ель растет?( КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

9) Подбор синонимов. Например: МОРОЗ – ХОЛОД.

10) Составление рифмовок. Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. После чтения такого упражнения у детей не замечается усталости, а напротив, возникает удовлетворение, подъем и желание работать дальше.

Слова, объединенные в рифмованные упражнения на основе какого-либо признака (с безударными гласными о, е, и) легко запоминаются.

11) Составление ребусов, кроссвордов.

Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно

обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.

Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения. Например,
1.Прочитайте "по цепочке".
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание, диктанты (зрительные, выборочные, картинные, по памяти, творческие), иллюстрации, творческие работы - письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами, основанная на применении разнообразных способов практической деятельности учащихся , вызывает у детей интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Подобная работа очень эффективна и результативна: активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формирует навык грамотного письма. Системно – деятельностный подход с использованием разнообразных способов практической деятельности учащихся помогает обучающимся понять трудные слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую зоркость, тем самым способствуют прочному усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Опыт показывает, что планомерное применение этой методики работы даёт возможность повысить эффективность обучения словам с непроверяемыми написаниями на 20 – 25 % по сравнению с обучением таким словам с помощью традиционных приёмов.

Результаты говорят о значительной ценности использования разнообразных способов практической деятельности младших школьников как методического приёма словарно-орфографической работы.

Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию.
Достижение личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся происходит в процессе получения опыта практической деятельности, когда у школьников формируются умения самостоятельно добывать новые знания, планировать свою работу, собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и презентовать готовый продукт, взаимодействуя и проявляя личную ответственность в новой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Оценить 2456 0

Практическая деятельность младших школьников

на уроках математики

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию.

Достижение личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся происходит в процессе получения опыта практической деятельности, когда у школьников формируются умения самостоятельно добывать новые знания, планировать свою работу, собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и презентовать готовый продукт, взаимодействуя и проявляя личную ответственность в новой, нестандартной учебно-практической ситуации.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Актуальность:

Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять

урочную систему организации учебного процесса новыми формами деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, действовать, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Теоретическая база педагогического опыта.

Гипотеза: Изучаю литературу и, основываясь на свой опыт, я пришла к выводу, что практическая деятельность лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы;

- анализ задачи и условий ее решения,

- плана выполнения работы,

- подготовка материалов и инструментов,

- тщательный контроль качества работы,

Для обеспечения прочного усвоения знаний практическую работу следует увеличивать, пропорционально уменьшая долю игр, которыми так увлеклись в последнее время.

В своей работе я активно использую практические действия и конкретные предметы в начале изучения любой темы - материальные действия: действия с фишками, палочками, кубиками, пластилином и т.д. [3].

Одна из любимых форм урока – это уроки на свежем воздухе, проводимые в лесу, парке, в школьном дворе. Часто такие занятия интегрируются, и дети не только познают, наблюдают явления и объекты природы, не только сравнивают, анализируют их, но и занимаются математикой, развитием речи, языком, литературой в природных условиях. Виды заданий: построение диаграмм, таблиц по наблюдениям, нахождение площади школьного двора.

Чтобы успешно обучать детей, следует отказаться от передачи информации от одного человека другому посредством школьной доски или учебника. Вместо процесса механического запоминания в основе урока должна лежать практическая деятельность в окружении. Чтобы добиться эффективного преподавания, эта деятельность должна опираться на насущные нужды, интересы и любознательность ученика.

Практическая деятельность на уроках математике – это ступенька к пониманию математики как вида деятельности людей, помогающей решить ряд проблем (узнать площадь поля, стены, огорода, просчитать бюджет семьи и т.д.). Чтобы заинтересовать детей математикой, нужно поощрять их математическую деятельность на всех уровнях. Через практическую работу дать понять (почувствовать), что математика - часть нашей повседневной жизни, она вокруг нас.

Уроки практикумы помогают развитию у школьников способности ориентироваться в окружающей действительности. Хочу привести один пример из своей школьной жизни. К третьему классу мои ученики уже владели навыками групповой работы. На уроке в классе могли объединиться в группы, распределить между собой обязанности, обсудить способ решения и самостоятельно выполнить задание.

Но когда я предложила им вычислить периметр классной комнаты и спортивного зала, стала наблюдать, что дети ведут себя не так как на уроке за партами. Вместо того, чтобы объединиться в группы и образовать укрупненную мерку для измерения длины и ширины (соединить свои мерки), каждый стал производить измерения самостоятельно, своим измерительным инструментом (рулеткой, линейкой). Представьте себе такую картину: ребенок натягивает метр, наклоняется, ставит метку, перекладывает метр, ставит метку и т.д. Естественно, что времени на такую простую задачу, как измерить длину и ширину учебных комнат у детей не хватило. Что же случилось? Изменились условия. Дети не смогли те знания, умения и навыки, которые получили за партами в классе, перенести в реальные условия, где все настоящее и действовать приходится с объектами реального мира, ориентироваться в нем, действовать и применять знания, умения на практике.

Практическая деятельность позволяет учитывать и индивидуальные особенности детей. Все люди по способам восприятия информации делятся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Дети приходят в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, толкая и разбирая мир на части. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный и затем на визуальный. Но в классе обязательно найдутся дети, которым нужны реальные предметы. В практической деятельности все чувствуют себя комфортно.

- предполагает организацию сообщества на основе демократического участия всех без исключения;

- поощряется обсуждение, в противовес работе в полной тишине;

- поощряются физические движения.

Ученикам младших классов нужно непосредственно, физически ощущать окружающие предметы и явления, на основе которых создаются представления о понятиях математики. Физические действия – группировка, поиск, манипулирование и строительство – придают соответствующим абстракциям реалистический характер.

- проведение этих уроков на улице стимулирует сохранение здоровья, возможность проявлять чувства и эмоции;

Отмечаю пока только положительную реакцию на практические работы:

Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы, которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении.

Забегая вперед, мне бы хотелось отметить, что практическая деятельность осуществляется мной не только на уроках математики, но и на остальных предметах школьной программы курса начального обучения.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №1.

Моро М.И. О комплекте учебных и учебно-методических пособий по математике для начальных классов школы//Начальная школа, 2003, №2.

Николау Л.Л. Формирование у младших школьников представлений об окружности и круге//Начальная школа, 2005, № 6.

Царевой С.Е. и Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся //Начальная школа, 2002, № 11.

Шаманова М.И. Какой участок больше?//Начальная школа, 2002, № 4

Интернет ресурсы:

Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ……….
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника…………….
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе.
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Файлы: 1 файл

курс.ольга.doc

КАФЕДРА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор курсовой работы: _______________ О. В. Милехина, студентка

5 курса 501 группы заочной формы обучения, педагогического факультета

Обозначение курсовой работы: КР-О2О8О256-О31200-07

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. . . .

1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………. . . .

1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно- пространственного мышления младшего школьника……… …….

2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ

2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе. . . .

2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. . . .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. .

Проблема творческого развития человека стала одной из задач современного общества. Социальные условия жизни: стандартизация в области техники и технологий, стереотипность поведения, шаблонность социальных ролей - чаще всего не располагают людей к реализации их творческой природы. Между тем, общество не нуждается так остро в исполнителях, склонных к шаблону и стереотипной деятельности. Ему нужны смелые, ищущие личности, поэтому важной задачей современной школы является формирование человека-творца, способного не только овладеть накопленным человеческим опытом, но и обогащать его.

Формирование конструкторских знаний и умений составляет основу творческого труда современного человека. Конструирование органически позволяет соединять умственную и практическую деятельность.

Художественное конструирование (или дизайн) является средством воспитания таких важнейших качеств младшего школьника как целеустремленность, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, любовь к труду. В процессе конструирования у детей формируется интерес и желание заниматься творческой деятельностью.

Одним из средств развития конструктивных навыков младших школьников являются занятия бумажной пластикой. Именно с введением и использованием элементов бумажной пластики на уроках труда происходит формирование у детей эстетического вкуса, абстрактного мышления, воображения. Интерес школьников к технике бумажной пластики определяется следующими основаниями:

1) продуктивно-созидательной деятельностью, т. е. созданием в материале конкретного предмета, имеющего практическое назначение;

2) доступностью и выразительностью материала.

Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.

Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.

Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.

  1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть роль предметно-практической деятельности в познании и развитии младшего школьника.
  3. Выявить роль занятий художественным конструированием для развития объемно-конструктивного мышления учащихся.
  4. Рассмотреть основы технологии работы с бумагой на уроках трудового обучения.
  5. Раскрыть методику организации занятий бумажной пластикой с учащимися четвертого класса.

Методологическая основа исследования: психолого-педагогические основания для развития объемно- конструктивного мышления в младшем школьном возрасте содержатся в трудах Л. С. Выготского, Н. Д. Бартмана, А. Н. Смирнова, В.И. Бейера, С.К. Исакова, К.М. Лепилова, В. С. Мурзаева, Л. Г. Оршанского, А.А. Рыбникова, С. Т. Шацкого, А. В. Бакушинского, Б. М. Неменского, В. П. Копцева, Б. П. Юсупова, Н. М. Конышевой, Б. М. Гагарина и др.

- анализ психолого- педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за деятельностью учащихся;

- анализ продуктов деятельности учащихся.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы .

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.

В заключении сформулированы основные выводы по проблеме исследования.

Список использованных источников содержит 40 источников.

  1. Теоретические основы конструктивной деятельности младших школьников

1.1 Роль предметно - практической деятельности в становлении личности младшего школьника

Отличительная особенность уроков трудового обучения состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. Однако познавательная деятельность на самом деле едина, поэтому можно лишь условно рассматривать изолированно друг от друга сенсорное и рациональное познание.

Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая) – это прежде всего информация для его ума. Только на базе сенсорного опыта может возникнуть мышление.

Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Уроки ручного труда представляют для этого исключительные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: весе, фактуре, твердости, пластичности и др.

Но смысл сенсорного опыта для человека заключается в том, что он дает представление не просто о свойствах и качествах окружающих предметов, он и значении этих свойств. Значение внешне воспринимаемых свойств достигается не путем заучивания, а практикой. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической преобразующей деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии и свойства материалов, более ценен.

Смысл этих действий состоит в том, что мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной. На начальных этапах сознания моторная, предметно - манипулятивная деятельность является преобладающей. Постепенно, определенная часть действий уходит из практической деятельности и совершается в уме,но в затруднительных случаях может вновь возникнуть необходимость в практике. Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно – практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. Подключение практической деятельности позволяет повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся и активизировать их умственное развитие.

Говоря о значительных общеразвивающих возможностях, потенциально присущих практической деятельности не имеется ввиду любой урок ручного труда. Автоматическое развитие разума через практическую информацию можно рассчитывать лишь в младшем школьном возрасте. Ребенок приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.

Позднее к ощупыванию, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Манипулятивные действия на данном этапе не ставят перед собой какой- либо цели, они хаотичны и заранее не осмысленны, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление.

В последующие возрастные периоды манипуляции с предметами уже не обеспечивают интенсивного развития дошкольника и постепенного замещаются такими видами практической деятельности, в которых заранее присутствует определенная цель. Однако, замысел может быть на первых порах достаточно неустойчив и по ходу практического действия меняться. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что манипулятивная деятельность еще не исчезла, и ребенок в значительной мере мыслит ассоциациями.

Чем старше становится дошкольник, тем большую устойчивость приобретает первоначальный замысел, а развивающая направленность практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов [16, 6].

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Читайте также: