Быков а организационно педагогические вопросы патриотического воспитания в школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Григорьева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБУ СОШ 521
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников"
Раздел: начальное образование

Григорьева Е.Н., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку,

родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять,

развивать и защищать ее. Таким образом патриотизм является важной государственной и

личной ценностью и проявляется в активной общественной позиции личности, готовности

культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа.

Многовековая история мирового развития свидетельствует, что без патриотизма

невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание рассматривается

как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного,

политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и

Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, государственные и

патриотизма отдаётся школе потому, что:

усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью;

целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой;

ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Реализация Государственных программ патриотического воспитания граждан

РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания

воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века.

Программа предусматривает повышение качества патриотического воспитания в

воспитания подрастающего поколения. Важнейшая цель современного образования —

воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина

России. А это значит, что школа должна дать своим ученикам не только хорошие знания,

охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность.

образование. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет создать условия для

формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,

взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитания

любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Наш город, с наличием большого количества музеев с его многовековой сложной

историей, город 3-х революций, выстоявший в блокаду позволяет реализовать

отдельного здания, в котором располагается начальная школа, что позволяет во внеурочное

время проводить конференции по различным темам, ориентированным на патриотическое

воспитание младших школьников.

комитетом программа экскурсий по городу по тематике «Люби и знай историю своего

важно учебную программу по окружающему миру. Экскурсии закрепляют, дополняют,

расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории.

конференций приурочивается к 2-ум знаменательным историческим событиям в жизни

конференции проводятся в рамках программы внеурочной деятельности. На сегодняшний

день участниками конференций стали все 2-е, 3-и и 4-е классы начальной

учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают одну из предлагаемых тем

предстоящего доклада, им определяется дата выступления в специально разработанном

для этого графике проведения конференции, что позволяет наглядно представить сроки

конференции и актуальность заявленных тем.

Цели проводимых конференций:

младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;

привлечь учащихся к ведению научных исторических исследований;

расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;

создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи проводимых конференций:

поддержка развития творческой исследовательской активности детей;

прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;

исследовательской работы младших школьников.

деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой,

конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не

только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии

родителей, учителей, учеников других классов, администрации школы и приглашенных

Особый интерес всех без исключения вызывает историческая часть доклада

юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой

продемонстрировать теоретические знания по выбранной теме становится очень важным

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и

обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.

воспоминаниях старших членов семьи участников войны – бабушек и дедушек, а также

рассказы родителей о родителях, принимавших участие в описываемых событиях.

проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей

вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою

занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать

всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время

обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И

такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-

участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на

соперничества будущих участников. По итогам выступления все участники конференции

Главный результат этой работы — воспитание гражданина страны на основании

чувства патриотизма и любви к Родине, что является одним

которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве

отличается большой психологической устойчивостью.

Используемые технологии и формы работы по патриотическому воспитанию

детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких,

беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое

главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он

знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет

постоянно определять его действия и поступки.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 –

конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в

248001, г.Калуга, ул. Ленина, д. 74
























Чуковский

8 марта

весна

От спячки зимней мир почти проснулся,

Объявление!

Дорогие друзья!

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ! ПРИХОДИТЕ!

Для вашего удобства мы готовы подобрать необходимые вам книги и выдать их в удобное для вас время.

Для этого вам достаточно позвонить по телефону:

(4842) 57 51 09 – для отдела библиотечного абонемента (ул. Ленина, 74)

(4842) 55 10 65 - для отдела нестационарного обслуживания (ул. Пухова,41)

Калужская областная детская библиотека работает для вас, соблюдая все необходимые профилактические меры.

Мы заботимся о вашем здоровье!

Подробная информация размещена в разделе "О библиотеке", подраздел "Важные документы".

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2006 - №5,6C.

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.

Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.

Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России.// Воспитание школьников. - №3. – 2006.

Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина. – М., 1986.

Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – М., 2006.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М. 2006.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1987.

Прохорова О., Кузнецова Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации гражданского становления и патриотического воспитания молодежи.// Воспитание школьников. - №3,4. – 2006.

Швецова Л.В., Галицких А.А. Воспитательные программы современной школы. – М., 2006.

Перспективный комплексный план мероприятий по героико-патриотическому воспитанию

В основе организации работы по программе лежит принцип выделения циклов и ключевых дел. Поэтому выделяются основные центральные события, ведущее место среди которых занимают День рождения села Новочеркасск, месячник героико-патриотического воспитания, декада, посвященная Дню Победы.

Мероприятия в классах

Участие в городских мероприятиях

Мероприятия с педагогически м коллективом

Разработка школьных, классных программ по героико-патриотическому воспитанию и дальнейшая их реализация.

Конкурс проектов на создание школьного флага, гимна и эмблемы.

Участие в сельских мероприятиях, посвященных Дню села.

Разработка проекта по дальнейшему развитию школьного музея.

-классные часы, посвященные Дню героев Отечества; -просмотр фильма о герое России – Борисове Евгении.

Составление своей родословной.

Совещание по проведению месячника по героико-патриотическому воспитанию.

-уроки мужества на базе школьного музея;

- уроки мужества на базе музея ;

- анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии;

Конкурс русской частушки.

Фотостенд « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ.

Уроки мужества на базе школьного музея.

- Линейка Памяти защитников Родины;

Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.

-анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии.

Совещание по проведению месячника по героико-патриотическому воспитанию.

-заочная экскурсия по городам-героям;

Конкурс военно-патриотической инсценированной песни;

-фотовыставка о встречах с ветеранами ВОВ

Фотостенд « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ

Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.

Внеклассное мероприятие, посвященное Куликовской битве, Бородинскому сражению

Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.

Совещание по проведению месячника по героико-патриотическому воспитанию.

Большая военно-патриотическая викторина

Участие в городских мероприятиях в рамках месячника героико-патриотического воспитания.

Анкетирование « Ценностные ориентации учащихся «.

Фотостенд « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ.

Участие в сельских мероприятиях в рамках празднования Дня Победы.

Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.



Встреча с ветеранами


Участники шествия в рамках Дня Победы.



План – конспект урока по истории

Урок начинается словами учителя.

Систематизировать знания учащихся по преобразованиям Петра 1.

Научить учащихся правильно давать оценку исторических фактов.

Учитель обращает внимание учеников на доску, где записаны обозначения слов:

Величие (читает один из учеников) – наличие в ком-либо, чем-нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение;

Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

Ученики класса до урока провели социологический опрос в ходе которого ученики задали опрошенным три вопроса:

- Каких людей называют великими ?

- Назовите великих русских.

- Чем знаменит Петр 1?

Ребята опросили 59 человек. Сейчас ребята познакомят нас с полученными результатами.

Великий значит превосходящий общий уровень. Ребята, в чем превосходил Петр 1?

- Ребята, великими рождаются или становятся? (ответы учащихся)

- Как становятся великими? (ответы учащихся)

Хотели бы вы, ребята в будущем стать великими? Давайте проверим, обладаете ли вы качествами, необходимыми, для того чтобы стать великими. Ответьте честно на следующие вопросы:

- Вы целеустремленный человек?

- Испытываете ли вы постоянную тягу к знаниям?

- Вы трудолюбивый человек?

- Являетесь ли вы патриотом своей страны?

Поведем итоги. Если вы обладаете всеми перечисленными качествами, то может быть, в будущем вы станете великим человеком.

Ребята, великий человек – он идеален во всем? (ответы учеников).

Изучая эпоху Петра 1 мы с вами узнали о тех преобразованиях, которые он провел. Всегда ли они несли пользу русскому народу?

Попытаемся выяснить – виновен Петр 1 перед народом и историей или нет?

Итак, представим, что мы на суде. Сегодня в суде слушается дело №… Романова Петра Алексеевича, 1672 года рождения. Введите обвиняемого.

Судья. Петр Алексеевич Романов обвиняется в жестоком обращении с подданными, в насильственном заимствовании западных технологий, в насаждении западной культуры, в игнорировании интересов русского народа, в злоупотреблении своим социальным положением и должностью.

Судья. Слово предоставляется обвинителям.

Судья. А теперь слово предоставляется адвокатам Петра 1.

Судья. Уважаемая публика! Суд выслушал мнения обеих сторон и обращается к вам с просьбой – помогите решить, виновен Петр 1 или нет? Вам раздадут листочки ответьте на них – да (виновен), нет (не виновен).

Ребятам предлагается сделать выводы по уроку.

Выводы по уроку делает учитель.

для учащихся 7-х классов

Озвучиваются вопросы. Отвечает та команда, участники которой быстрее поднимают руку.

Назовите учителя Петра 1. ( Иван Зотов)

Кем приходится Владимир Мономах Ярославу Мудрому? ( Внуком).

Откуда была родом жена Ярослава Мудрого?

Кто из русских князей перенес столицу из Киева во Владимир? ( Андрей Боголюбский).

Как звали отца Дмитрия Донского? ( Иван Калита).

Кто был последним царем из династии Рюриковичей? ( Федор Иванович)

Как звали первого царя из династии Романовых? ( Михаил Федорович)

Назовите прозвище отца Петра 1. ( Тишайший).

Чьей женой была Марина Мнишек? ( Лжедмитрия 1 и 2).

Как звали отца Ивана Грозного? ( Василий 3).

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом,

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

По стихотворному отрывку надо определить , о каком историческом событии( назвать дату) или герое идет речь.

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багровец окрашен Дон

До самого низовья.

( Стихи посвящены Куликовской битве.)

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Шла в поход большая рать…

Позади остался дом

И тепло людское.

( Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.)

Хан Ахмат собирался на Угре-реке

С Казимировой ратью слиться.

И осенней ночью, туманной, густой,

На прибрежье, под город Калугу,

Он привел все остатки Орды Золотой.

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Сыны любимые Победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы.

( Полтавская битва 27 июня 1709 г.)

Не было битвы такой!

И хоть кого спроси,-

Все знают на Руси!

( Куликовская битва 1380 г.)

У какого русского города, по мнению завоевателей, « злой характер? (Козельск)

Какой храм был, воздвигнут в память освобождения Москвы от поляков в 1612 г. На деньги князя Д.Пожарского? ( Казанский собор в Москве).

Какой храм был, воздвигнут в честь присоединения Казани к России? ( Храм Василия Блаженного).

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

2.Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня.

3.В этот памятный год

Дали прозвище князю:

Введен судебник для суда.

5.По Казанским стенам старым

Полтораста пушек бьют,

Пятый день они татарам

Передышки не дают.

6.И так в Отечестве своем

Прослыл Степан героем.

Характеристика исторических личностей.

1. Древнее славянское название хлеба. ( Жито)

2. Название раба в древнерусском государстве. ( Холоп)

3. Крестьянские повинности натурой или деньгами. (Оброк)

4. Правители в русских землях в 9-15 веках. ( Князья)

5. Документ на право княжения, выдававшийся золотоордынским ханом русскому князю. (Ярлык)

6. Религия, принятая в Золотой Орде с 13 века. (Ислам)

7.Глава русского духовенства до конца 16 века. ( Митрополит)

8.Ссуда деньгами, зерном, скотом, получаемая смердом от феодала, делавшая его зависимым. ( Купа)

9.Религия в древнерусском государстве. ( Язычество)

10. Центр древнерусского государства. Город на Днепре. ( Киев)

Подведение итогов. Награждение.

Проект сметы расходов

по реализации школьной программы

Содержание статей расходов

Название статей расходов

Командировочные и служебные разъезды

Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

Прочие текущие расходы

Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования

Похожие документы:

Программа международной научно-практической педагогической конференции 19-20 ноября 2013 г. Казань 2013

. , ИННОВАЦИИ Программа международной научно . Трофимчук (Новочеркасск) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ . кв.категории МОУ “ГИМНАЗИЯ № . УЧАЩИХСЯ. ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Н.Н.Сухая, г.Казань, СОШ № 81 РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ . ЧЕРЕЗ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА .

Общая характеристика образовательной организации

. подготовки кадетов и учащихся образовательных организаций, . патриотического воспитания подрастающего поколения, возрождения традиционной культуры казачества. Программа . гимназии) в г. Новочеркасске – 2015 год. . капитальный ремонт здания МОУ СОШ № 4 для .

Конкурс проводится в два тура Iтур Золотое кольцо России

. муроли, воспитанные на московском . состоялась демонстрация учащейся молодежи, . православные военно-патриотические клубы. Кроме . Новочеркасск Посещал Новочеркасск 27 . программы творят видеополотно. Мы с моими . Зубковой А.Л. названа Кораблинская СОШ № 1 и улица .

Мониторинг 30. 09. 2013

. отношений для учащихся старших классов в МОУ "СОШ № 20". . патриотическому воспитанию младших школьников. Активный член творческой группы педагогов-экспериментаторов, работающих по программе . сада № 4 города Новочеркасска Жанна Сергеевна Куликова. .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья подготовлена на краеведческую конференцию. В статье показаны формы и методы краеведческой работы в школе.

Направление: историко-патриотическое краеведение

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами. Патриотизм олицетворяет неразрывность с его историей, культурой, достижениями, потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. [1, с.115-120]

Патриотизм…Любовь к своей Родине… Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. [2, с.4-7]

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. [3, с.23-31]

Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Интерес к краеведческой работе проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения), участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе, возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.

Изучение родного края способствует формированию познавательного интереса. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации. [6, с.123-124]

В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы.

При организации краеведческой работы с детьми используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.

Учебное. Это организация и проведение краеведческих уроков. Проведение уроков осуществляется в 5—9 классах. Также в предметной области географии и истории блочно вводится местный краеведческий материал.

Результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным музеям.

Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в мае 2005 года под моим руководством. В нём собран богатый материал по истории села, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами, фотоальбомами, фотографиями.

Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея. Первоклассники, только поступающие в школу, приходят в музей, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе.

В музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы. Лекции, уроки мужества, часы памяти, встречи со знаменитыми людьми, которые учат формировать активную жизненную и гражданскую позицию, приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре других народов. [7, с.40-41]

Главный критерий работы музея — это проведение экскурсий. При этом поддерживается высокий теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея. [5, с.95-96]

Я пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.
Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня. Это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Таким образом, краеведческая работа реализуется через внеклассную и внешкольную деятельность мероприятий, через школьный музей как центр патриотического воспитания, посредством участия в Интернет- проектах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Читайте также: