Коммуникативные педагогические способности преподавателя высшей школы

Обновлено: 04.07.2024

Проблема межличностного коммуникативного взаимодействия в современном обществе. Основные сущностные личностные характеристики человека. Порядок развития психологических качеств, главные методы. Понятие педагогического такта, его основные функции.

Рубрика Педагогика
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 05.11.2013
Размер файла 17,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Коммуникативная культура преподавателя высшей школы

Эссе по дисциплине специальности 020201.65 Биология

1 курса 05101.60 группы

Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.

Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено владением средствами общения, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов, форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей.

Коммуникативная культура может быть формой деятельности людей - выражать саму суть культуры и интегрировать все остальные ее характеристики. Она является сущностной характеристикой человека, связанной с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которой создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми [5].

Проблему коммуникативной культуры выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, Г.Н. Михалевская, Н.Н. Михайлова, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.П. Шипилина, В.А. Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности педагога такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (А.А. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А. Якунин), коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Порошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская), коммуникативные процессы (Т.А. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин).

По определению А.В. Мудрика, коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности специалиста представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении [4].

И.И. Зарецкая определяет коммуникативную культуру как компонент педагогической культуры [1].

От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в общественной и профессиональной сфере.

Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

- ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

- способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

- умения давать положительную обратную связь другому;

- умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

- конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

- уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

- способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;

- речевой культуры [2].

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно - способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности [3, с.116].

Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).

Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть) рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

Анализ исследовательских работ таких ученых, как Б.Н. Головина, В.С. Грехнева, И.А. Зимней, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.М. Митиной, В.П. Симонова и других по проблеме коммуникативной культуры позволил нам выделить в качестве основных компонентов коммуникативной культуры содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный.

В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.

В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения, стремление к идентификации, эмпатии и рефлексии в процессе общения и др.).

Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

Основным показателем развития коммуникативной культуры педагога является степень сформированности ее структурных компонентов: содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного.

Компетентность в общении представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей вузов, мы полагаем, необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

В процессе тренинга человек овладевает несколькими видами социальных механизмов отражения: коммуникативного действия в реальных условиях общения; эмоциональной регуляции на всех этапах его развертывания; процесса отражения, который задает ориентировку человеку в ситуации общения. С точки зрения уровневой организации общения механизмы отражения выступают в виде процессов ощущения, восприятия, мышления, непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Тренинг - эффективное средство психологического воздействия, позволяющее решить широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

коммуникативный общество личностный

1. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя: Дисс…канд. пед.наук / И.И. Зарецкая. - М., 2002 г. - 160 с.

2. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1979.

4. Мудрик, А.В. Социализация и смутное время / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1991. - 78 с.

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2000. - 672 с.

Подобные документы

Сущность и структура педагогической деятельности, ее основные задачи. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы. Принципы и правила успешного воспитания. Понятие и цель компетентностного подхода, стили педагогического общения.

реферат [40,6 K], добавлен 01.12.2012

Критерии развития личности преподавателя как профессионала. Характеристика основных педагогических задач - стратегических, оперативных и тактических. Субъективные условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

реферат [162,1 K], добавлен 11.11.2013

Содержание и структура педагогического общения. Особенности педагогического общения в ВУЗе. Стили и модели общения преподавателя высшей школы. Исследования в области педагогической психологии. Недостатки методологической подготовки преподавателей.

реферат [14,3 K], добавлен 24.04.2007

Анализ структуры деятельности преподавателя. Изучение устройства деятельности преподавателя в учебном процессе, видов взаимодействия и педагогического процесса в целом. Взаимодействие между учащимся и предметом изучения, между учащимся и преподавателем.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 08.12.2011

Понятие и черты педагогического такта, его основная функция - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций. Концепции педагогического такта в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Важные качества личности учителя.

В структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы мы выделяем следующие основные блоки: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему способностей преподавателя (прежде всего педагогических и способностей, предопределяющих склонность к науке); когнитивный (знания); аффективный (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (профессиональные умения и навыки, педагогическая техника, поведение). Данные структурные компоненты реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы. Особо отметим, что в разработанной нами модели профессиональной компетентности преподавателя высшей школы интегрированы показатели, которые традиционно входили в понятие "педагогическое мастерство" (личностные качества, знания, умения преподавателя) с компетенциями преподавателя, служащими показателями способности применять эти знания и умения на практике. Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. И. П. Подласый выделил следующие главные группы педагогических способностей:

Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т. д.

Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность.

Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.)

Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Педагогические способности, направленные на воспитательный процесс, заключается в следующем:

− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);

− способность быть примером для подражания; − способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;

− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;

− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.
Среди педагогических способностей особо выделяется способность к педагогическому общению. Умение преподавателя организовывать длительное и эффективное взаимодействие с воспитанниками связывают с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия.

Познание человеком самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

В структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы мы выделяем следующие основные блоки: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему способностей преподавателя (прежде всего педагогических и способностей, предопределяющих склонность к науке); когнитивный (знания); аффективный (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (профессиональные умения и навыки, педагогическая техника, поведение). Данные структурные компоненты реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы. Особо отметим, что в разработанной нами модели профессиональной компетентности преподавателя высшей школы интегрированы показатели, которые традиционно входили в понятие "педагогическое мастерство" (личностные качества, знания, умения преподавателя) с компетенциями преподавателя, служащими показателями способности применять эти знания и умения на практике. Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. И. П. Подласый выделил следующие главные группы педагогических способностей:

Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т. д.

Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность.

Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.)

Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Педагогические способности, направленные на воспитательный процесс, заключается в следующем:

− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);

− способность быть примером для подражания; − способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;

− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;

− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.
Среди педагогических способностей особо выделяется способность к педагогическому общению. Умение преподавателя организовывать длительное и эффективное взаимодействие с воспитанниками связывают с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия.

Познание человеком самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними.

Включаемость педагога во взаимодействие с другими людьми предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, реагировать на нее, получать удовольствие от общения (Зимняя, 2005).

Вопрос о педагогических способностях находятся в стадии разработки. Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина выделяют две группы педагогических способностей, схематически представленные ниже

И. А. Зимняя, Л. А. Григорович и другие авторы в состав педагогических способностей включают: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания. Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. И. П. Подласый выделил следующие главные группы педагогических способностей:

  1. Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т. д.
  2. Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность.
  3. Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.)
  4. Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
  6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

В педагогических способностях выделяются следующие группы:

− чувствительность к объекту (к обучаемому);

− перцептивные способности — профессиональная зрелость, эмпатия, педагогическая интуиция;

− динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

− эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;

− креативность — способность к творчеству.

Специальные способности педагога касаются деятельности по приобретению знаний, умений и навыков, и способности к воспитанию личности.

К способностям по обучению, учению и научению можно отнести:

− способность видеть и чувствовать понимание обучаемого, устанавливать степень и характер такого понимания;

− способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

− способность доступного изложения материала, обеспечения его понимания всеми обучаемыми;

− способность строить процесс обучения с учетом индивидуальности обучаемых;

− способность организовать опережающее развитие обучаемых;

− способность совершенствовать своё педагогическое мастерство;

− способность передавать свой опыт другим;

− способность к самообразованию и самосовершенствованию.

Педагогические способности, направленные на воспитательный процесс, заключается в следующем:

− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);

− способность быть примером для подражания;

− способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;

− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;

− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.

Умение преподавателя организовывать длительное и эффективное взаимодействие с воспитанниками связывают с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия.

В психологической литературе выделяется несколько групп коммуникативных способностей.

Рождаясь биологическим существом, человек приобретает свой социальный облик в процессе деятельности, причем, чем она интенсивнее, тем выше развитие, чем разностороннее, тем шире границы кругозора, компетентности, образованности личности. В процессе любых видов деятельности человек как бы воспроизводит в себе накопленные предшествующими поколениями социальный опыт и совершенствует его.

Профессиональная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта. Педагогическая профессия — такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Педагогическую деятельность рассматривают как системно организованную, интегрированную в целостность, взаимодействующую совокупность людей, идей и средств, порождающих педагогический процесс и заранее заданный его результат.

Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

Учебно-педагогическая деятельность. Эта деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерны органичное сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение роли активности и самостоятельной работы студента, творческого потенциала личности.

В педагогической деятельности высшей школы сочетаются деятельность теоретическая и практическая. Теоретическая деятельность связана с раскрытием новых закономерностей. Практическая деятельность направлена на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач. Преподаватель определяет цель и задачи обучения конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами, продумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента.

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в научно-исследовательской работе. При характеристике педагогической деятельности преподавателя высшей школы учение, как правило, опираются на исследования Н. В. Кузьминой и З. Ф. Есаревой, которые в этой структуре выделяют следующие компоненты

Конструктивный компонент проявляется в научно-исследовательской, учебной, воспитательной работе в форме проектировочных или собственно конструктивных умений. Проектировочные умения — это интеллектуальные умения для моделирования научного поиска или учебно-воспитательного процесса. Проектировочные умения преподавателя вуза исследованы Такая деятельность проявляется в умении четко спланировать, построить научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Это взаимосвязанная деятельность преподавателя, студента и других ученых. Организаторская деятельность заключается в умении организовать себя, свое время; индивидуальную, групповую, коллективную работу студентов; подобрать кадры для осуществления коллективного исследования, распределить обязанности. Основная функция организаторской деятельности — интеграция усилий всех участников деятельности.

Гностическая деятельность выражается в умении глубоко и всесторонне познавать окружающий мир и себя. Преподаватель анализирует процесс и результаты своих исследований, научную деятельность студентов и аспирантов. Коммуникативная деятельность. Эта деятельность предполагает умение установить правильные взаимоотношения с коллегами и студентами. В основе коммуникативной деятельности находится способность преподавателя к самоуправлению.

Исследователи рассматривают педагогическую задачу как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. В. А. Сластенин под педагогической задачей понимает осмысленную педагогическую ситуацию, имеющую цель познания и преобразования действительности. В целенаправленной деятельности преподавателя различаются три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи вытекают из общей цели образования. Задаваясь извне, они отражают объективные потребности общественного развития. Эти задачи определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Тактические задачи, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, связаны с тем или иным этапом решения стратегических задач. Оперативные задачи — это задачи текущие, ближайшие, которые решает педагог в своей практической деятельности.

Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза свидетельствует о том, что эта профессия — самая сложная и самая творческая. Таким образом, педагогическое мастерство преподавателя определяется высоким уровнем решения педагогических задач, синтезом личных качеств преподавателя, его знаний, умений, навыков в разнообразных областях научной и педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, педагогическая деятельность, умение, высшая школа, задача, педагогическая направленность, воспитательный процесс, коммуникативная деятельность, научный поиск, организаторская деятельность.

Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности: способность всесторонне и объективно воспринимать человека - партнера по общению; способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности; способность предвидеть и ликвидировать конфликты; справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего коллегу по совместной деятельности; воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Для преподавателя важны следующие коммуникативные умения: 1) владеть “чтением по лицу” (социальной перцепцией); 2) понимать личность ученика, его психическое состояние; 3) подавать себя в общении со студентами; 4) оптимально строить свою речь в психологическом плане (умения речевого общения, речевого и неречевого контакта со студентами).

Как профессионально-значимое качество педагога толерантность проявляется в терпимости, готовности принятия учащихся такими, какие они есть, уважении их мнений и взглядов.

Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.

Педагогическая справедливость. Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше - добрым, но лучше всего - справедливым. Педагогическая справедливость - это понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности.

Педагогический такт - это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия совпадают.

Чтобы всегда оставаться тактичным и верным педагогической этике, учитель обязан учитывать ряд требований к своему поведению: - умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогической этики и, следовательно, особенно нуждающейся в тактичном поведении учителя; - владение максимумом информации о причинах нравственных противоречий, а при выборе поступка учет неполноты и неточности информации; - умение учитывать субъективные особенности учащегося и объективные условия, в которых протекает противоречие: от кого зависит исправление ситуации, в силах ли это сделать ученик и как учитель может этому помочь; - умение учитывать обстановку, в которой совершается поступок; - умение учитывать возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие на ученический коллектив и отдельных учащихся.

Педагогический такт - это своеобразный стиль поведения педагога, при котором учащиеся остаются уверенными в доброжелательности учителя, его чуткости и доброте.

На основании проведенного краткого обзора можно представить структуру компетентности преподавателя высшей школы:

общепедагогической - владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это овладение совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности;

специальной - владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;

технологической (деятельностной)- владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности; креативность;

коммуникативной - установление правильных взаимоотношений с обучаемыми, которые содействовали бы наиболее эффективному решению задач обучения и воспитания; проявление уважительного, заинтересованного отношения к тем ценностям, которые составляют содержание позиции ребенка, каким бы оно простым и неинтересным ни показалось; владение приемами профессионального общения с коллегами;

рефлексивной - регулятор личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдению, самоанализу, критической самооценке), самопобуждению (самокритике, самостимулированию, самопринуждению и пр.), самореализации (самоорганизации, контролю и учету деятельности по самообразованию и т.д.).

1. ГрадусоваТ.К., КурашеваС.В. Культура педагогической деятельности и педагогическая компетентность преподавателя вуза// Ползуновский вестник.-2005.- №3.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Рагулина Л.В. Формирование коммуникативной компетентности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. - Воронеж, 2010.- 180 с.

Основная цель инновационной стратегии организации образовательного процесса – достижение его наибольшей эффективности. Качество образования при этомоценивается уровнем удовлетворения значимых для общества и личности потребностей не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллектуального, общекультурного и нравственного развития. Учебно-образовательный процесс в вузе должен способствовать формированию стремления к личностному росту, самореализации в профессиональной и общественной деятельности, навыков управления своим поведением и системой взаимодействий с учетом социальных норм и правил. Особую актуальность эти задачи приобретают в медицинском вузе, т.к. врач – это не только профессия, но и призвание, не только наука, но искусство, врач должен быть гражданином, носителем высоких нравственных качеств, как в профессиональной, так и в социальной деятельности.

Важным условием выполнения профессиональных функций педагогов, решения основных дидактических и учебно-воспита-тельных задач становится коммуникативная компетентность, которая является составной частью профессиональной компетентности преподавателя в целом.

Под коммуникативной компетентностью преподавателя вуза принято понимать уровень владения преподавателем знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия со студентами, опирающийся на потребности и ценности образовательного процесса и обеспечивающий его качество [3, с.9].

То есть коммуникативная компетентностьпредполагает, наряду с высоким уровнем культуры речи и способностью излагать свои мысли, умение установить психологический контакт с аудиторией, выбор методов взаимодействия и средств убеждения, а также навык рефлексии своего участия в коммуникативном процессе. Коммуникативная культура также предполагает такие качества, как доброжелательность, вежливость, тактичность по отношению к студентам; умение выслушать и стремление понять собеседника; толерантность; выдержку и умение спокойно реагировать на любые реакции со стороны студентов.

В психолого-педагогической литературе компетентность преподавателя, в том числе и коммуникативная, рассматривается как сложное образование, включающее в себя ряд характеристик (компонентов) [2, с.25]. Опираясь на представленные в литературе подходы к составу коммуникативной компетенции [3, с.9; 2, с.17 и др.], можно выделить ее следующие ключевыекомпоненты:

- ценностно-мотивационный - совокупность мотивов и ценностей, направляющих профессиональное общение преподавателя и определяющих его готовность к развитию коммуникативной компетентности;

- когнитивный - совокупность профессионально-педагогических и психологических знаний в данной области;

- операциональный - владение методами, приемами и формами организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса, способность и готовность его реализации в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

- регулятивный - способность контролировать и корректировать взаимодействие со студентами и коллегами;

- рефлексивный - умение адекватно оценивать собственные поступки и поведение в ситуациях профессионального общения.

Исследования, направленные на оценку качеств преподавателя студентами, проводимые в разных вузах, дают схожие результаты. Важнейшими качествами современного преподавателя большинство студентов считают высокий профессионализм, любовь к своей профессии, доброжелательность, тактичность[1, с.28 и др.]. По результатам социологического опроса, проведенного среди студентов 1 и 2 курсов КубГМУ, важнейшими названы следующие качества преподавателя:

· профессионализм (глубокое знание своего предмета);

· умение ясно и доходчиво изложить учебный материал;

· объективность в оценке знаний студентов;

· доброжелательность, уважение к личности студента;

· творческий подход к организации учебного процесса и поощрение творческой активности студентов.

Таким образом, основой педагогического мастерства является знание своего предмета, но реализуется оно через коммуникативные качества.

Кроме того, коммуникативная компетентность преподавателя означает повышение внимания к личности студента. Умение видеть индивидуально-психологические особенности студента, учитывать их при выборе форм педагогического взаимодействия может сыграть значительную роль в формировании мотивации студентов к приобретению профессиональных и общекультурных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций

Из этого следует, что преподаватель, наряду с профессиональными, должен обладать знаниями в области психологии и педагогики: знать характерные психолого-педагогические особенности студенческого возраста, индивидуально-типологические характеристики личности, особенности протекания познавательных психических процессов, формы мотивированного поведения и закономерности развития мотивационной сферы личности, основные виды и способы педагогического взаимодействия.

Стремление преподавателя овладеть эффективными способами решения коммуникативных задач, технологиями педагогического общения, безусловно, является одним из важнейших показателей эффективности его профессиональной деятельности.

Читайте также: