План самообразования логопеда доу

Обновлено: 02.07.2024

Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.

Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Выбор темы для самообразования – ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального образования логопеда объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 «Одуванчик г.Светлоград

Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5лет

Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год

Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год

Материалы работы над индивидуальной методической темой

Материалы работы над единой методической темой ОУ (накопительный материал)

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями на сегодняшний день, актуален поиск новых форм, методов и приемов коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого, психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко, М.И. Чистякова, М.А. Поваляева, и др.

Специфика нетрадиционных методов направлена на: развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Цель: Осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных методов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.

Задачи:

- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

- организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели;

- разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя - логопеда;

- оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;

- организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;

- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;

- разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Сведения о себе:

Ф.И.О. Карпова Любовь Михайловна

Год и место рождения: 1980, Саратовская обл., город Балаково.

Образование: высшее, КГПУ, факультет русского языка и литературы, логопедии.

Год окончания: 2002

Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы, учитель – логопед.

Должность: учитель – логопед.

Общий стаж: 17 лет; педагогический стаж: 17 лет; стаж в данной должности: 17 лет.

Квалификационная категория: высшая.

Дата присвоения: декабрь 2019.

Курсы повышения квалификации:

Профессиональная переподготовка не менее 500 час.

Сроки разработки темы: 2020 – 2024гг.

Цель самообразования:

повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.

- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

- организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели: педагоги, медики, студенты, высшее образование, родители;

- разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя - логопеда;

- оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;

- организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;

- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;

- разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями, осложненными сопутствующими медицинскими проблемами развития, возрастает год от года. Усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема профилактики, коррекции, стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми, но на базе здорового моторного и психоречевого потенциала. Поэтому освоение и применение в логопедической практике инновационных технологий и знаний из области нейропсихологии, миофункциональной терапии, ортодонтии, остеопатии, рефлексотерапии, массажных практик становится приоритетным направлением коррекции речевых нарушений при условии междисциплинарного подхода и взаимодействия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, медицинских и социальных институтов) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей, мелкой, артикуляционной.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество речевой дошкольной подготовки, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

Диагностическая, консультационная, коррекционная деятельность

Содержание работы

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру, окружающему миру.

Проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

Сентябрь, январь, май

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий год

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт.

Участие в работе РМО учителей-логопедов

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Методическая работа.

Обобщение, распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда, циклограммы рабочего времени на учебный год

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Подготовка к ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

Обобщение опыта работы по методической теме: разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель.

Постоянное повышение квалификации на дистанционных и очных кратковременных и долгосрочных курсах повышения квалификации для педагогов ДОО.

Участие в ежегодном конкурсе чтецов при КФУ

Участие в ежегодных международный научно – практических конференциях при КИУ им.В.ГТимирясова (ИЭУП). Публикации в сборниках, участие в мастер – классах и в работе секций, модератор одной из секций работы конференции.

Участие в ежегодном конкурсе чтецов среди воспитанников логопедических групп ДОУ Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Работа в Клинике остеопата Байрамовой логопедом, миофункциональным терапевтом, бломберг – терапевтом

Работа в КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП).

С 1 сентября 2018

Учеба в аспирантуре КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП).

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С.-Пб, ИД Литера, 2009г.

Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

Сентябрь, январь, май

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

Участие в работе РМО учителей-логопедов

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

План по самообразованию учителя-логопеда

на 2015 — 2016 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

Время работы над темо й: сентябрь 2015г – май 2016г

Источники самообразования:

обмен опытом на базе МБДОУ ,

обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

консультирование педагогов МБДОУ;

размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;

показ открытого занятия на МО логопедов;

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

Читайте также: