Какие выгоды влечет за собой участие в интеграционном процессе евросоюзе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.

Особенности и состав участниц

Для европейской интеграции характерны следующие черты:

  1. Формирование независимых органов власти с учетом разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви, а также поиск баланса между ними с учетом государственных и национальных интересов.
  2. Компромиссность — постоянное согласовывание интересов стран-участниц друг с другом. Что усложняется периодическим приемом в ЕС новых государств.
  3. Новизна с учетом того, что ранее в Европе не было примеров делегирования власти или полномочий на подобном уровне.
  4. Отказ от итоговой цели интеграции.
  5. Элитарность: интеграцию начали политические элиты без участия населения.
  6. Роль США, которые использовали европейский лагерь, чтобы противопоставить его советскому во времена холодной войны.
  7. Антикоммунистическая направленность и желание объединить западноевропейские ценности.

Европейская интеграция

Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:

  1. Инициаторы. Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция.
  2. Западноевропейская. Великобритания, Дания, Ирландия — присоединились в 1973 году ввиду политических и экономических выгод.
  3. Смешанная. Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция — ввиду необходимости изменить национальный статус.
  4. Центрально-восточноевропейская. Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия — ввиду желания сменить политическую ориентацию с окончанием холодной войны.

Причины и история объединения

При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.

Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.

Флаг ЕС

В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:

  1. Европейская комиссия — главный орган исполнительной власти. Ее первым председателем стал статс-секретарь германского МИД В. Хальштейн. С 1 июля 1967 года комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома объединили в одну, наделив правом законодательной инициативы.
  2. Совет министров — орган, участвующий в законодательной деятельности и решающий дальнейшее течение интеграции.
  3. Европейский парламент — главный законодательный орган. Начиная с 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц посредством прямого голосования.
  4. Европейский совет — наднациональный орган, несущий консультативную функцию. Состоит из глав государств и правительств стран-участниц.
  5. Европейский суд — суд высшей судебной инстанции на интеграционном пространстве, состоящий из судей стран-участниц (по одному от каждой).

Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.

Среди главных достижений европейской интеграции называют:

  1. Организацию мира после Второй мировой войны и примирение между бывшими противниками.
  2. Укрепление созданной структуры благодаря постоянным поискам компромиссов.
  3. Создание единой европейской модели развития несмотря на изначальную разность экономических интересов.

Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.

Плюсы: Вместе страны значительно сильнее чем по отдельности, есть льготные программы кредитования и т. д
Минусы: Приходится исполнять общие правила, к примеру менее развитые страны полагаются на производства с. х, но с. х продукции и так много в ЕС, поэтому им приходится искать пути переориентации производства, -машиностроение, химическая промышленность, металлургия и т. д

Вся "европейская интеграция" на самом деле-то - хорошо и замечательно устроившиеся немцы Германии поверх всех этих европейцев, на их шеях.

Тоже судостроение Польши и Греции работающее немцы уничтожили по причине того, что им не нужны конкуренты в этой Европе.

Плюсов так и не поняла, а минусов много - ЕС немало терпит от санкций, это выгодно их кураторам - США, самостоятельности у ЕС нет и в помине - всё если не под диктовку, то по согласованию с США.

Экономический союз можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Она включает, кроме построения общего рынка, также: углубленную гармонизацию всей экономики стран-участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и реальной единой валюты, гармонизацию социальных условий жизни, образования, внутренних гражданских, административных порядков, вплоть до проведения общей бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной обороны. Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу, экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий и к общему федерализму.


+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Экономический союз можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Она включает, кроме построения общего рынка, также: углубленную гармонизацию всей экономики стран-участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и реальной единой валюты, гармонизацию социальных условий жизни, образования, внутренних гражданских, административных порядков, вплоть до проведения общей бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной обороны. Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу, экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий и к общему федерализму.

Исследователи расходятся во мнениях: сможет ли ЕС стать "Сверхдержавой Европа" с пятисотмиллионным населением и потенциалом, сравнимым с США, или же Евросоюз ждет усиление внутренних противоречий и возрождение идеи трансатлантического сообщества с доминирующим влиянием США.

С другой стороны, центростремительные и центробежные тенденции в рамках ЕЭС в Евросоюзе наблюдались и ранее, сохраняются и ныне, но полувековой опыт свидетельствует о постепенном и неуклонном продвижении стран Евросоюза в направлении все большего единения как экономического, так, хотя и в гораздо меньшей мере, - политического.

Для раскрытия данной темы необходимо дать характеристику Евросоюза и экономической интеграции.

Данная тема интересна со стороны отношений России с ЕС. Какие преимущества нас ожидают, и какие недостатки, при официальном вступлении в Союз.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции.

Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника. Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.

В целом Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН.

Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов. Главными органами ЕС являются:

• Европейский совет (Совет Европейского Союза) — орган глав правительств государств-членов, в состав, которого входит также президент Комиссии. Единый европейский акт юридически закрепил положение Совета как верховного политического органа ЕС;

• Европейская комиссия (Комиссия Европейских Сообществ — КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает зако­нодательство ЕС как по инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является над­национальным органом;

• Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии;

• суд Европейского союза (Европейский суд) — состоит из 15 су­дей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также 9 юридических советников. Суд урегулирует разногласия стран —членов ЕС между собой и ЕС, между инсти­тутами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его поста­новлений.

Читайте также: