Кто такие балты кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ба́лты (балтийские народы) — груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на бал­тий­ских языках [1] . Как и восточные славяне, происходят от культуры шнуровой керамики распространённой бронзовом веке на обширных территориях Центральной и Восточной Европы [2] [3] [4] [5] [6] [7] . Сегодняшние балтийские народы включают латышей и литовцев [8] . Оба народа принадлежат к так называемым восточно-балтийским народам. Западно-балтийские народы уже исчезли. К ним относятся, например, пруссы. Ранее, кроме современных территорий Литвы и Латвии, балты населяли территории Белоруссии, Польши (Сувалкия, южная Пруссия) и России (Калининградская область, часть Московской, Смоленской, Брянской и некоторых близлежащих областей) [9] .

За многие тысячелетия балты лишились многого: своих языков, названия, большей части племён. Но народы Прибалтики живы и поныне, а значит, секрет стойкости им передался от коренных жителей их земель, их предков. Кто же они – балты?

Древние эстии

О территории, что занимали балты, красноречиво говорит само их название. Родиной этого народа стало восточное побережье Балтийского моря. Однако было бы слишком поверхностно рассматривать балтов лишь как жителей нынешних государств Прибалтики, ведь их племена некогда занимали обширную территорию, властвуя на отдельных землях современной Белоруссии, Польши и даже России. Кем был этот народ и как он повлиял на становление других племён?

В работах Публия Тацита мы встречаем первые сведения о балтах. Тогда их море ещё называлось Венедским, а жители его побережья автором называются как эстии. Несколько позднее уже другие римские и греческие историки будут писать о далёком народе, что занимает верховья Дона и морское побережье.

Наполовину исчезнувший народ

Когда же балты появились на своих землях? Учёные склоняются к тому, что первые поселения этих племён находились у Балтийского моря уже в неолите и начале бронзового века. Конечно, на тот момент население этой территории нельзя было назвать сформировавшимся народом, однако именно с этого древнейшего периода начинается становление племён, среди которых позднее и выделились балты.

Многие этнографы считают, что изначально предками балтов были индоевропейские общины, что кочевали в поисках земель, где можно было бы обосноваться. Сначала балты появляются в Литве, а затем идут севернее, занимая территории соседних государств, существующих сегодня. Что примечательно, археологические находки показывают, что балты были не просто кочевниками – у них имелись орудия, предназначенные для обработки земли.

Ранняя культура

Одной из самых частых находок в захоронениях древних балтов являются бронзовые ножи и кинжалы. Что интересно, такие изделия из металла изначально не производились на балтских землях, а ввозились с территории Польши и других стран.

Когда большая часть европейских стран уже повсеместно использовала бронзовые орудия, балты лишь начинали осваивать добычу и обработку этого металла, пользуясь каменными приспособлениями.

Параллельно с ремёслами развивалась и духовность народа. Это открывают нам курганы, что были созданы около II тысячелетия до нашей эры. В них археологи находят погребённые тела сородичей балтов, а через незначительный промежуток времени в захоронениях уже находятся урны с прахом умерших. Выходит, у балтов появляется своя ранняя культура, связанная с верованиями.

Объединение и разделение

Когда первобытное общество входит в стадию распада на отдельные племенные группы, балты решают объединиться в союз родственных племён. Об этом сообщают тексты историков I тысячелетия нашей эры. С того периода народность приобретает название летто-литовцев, которые были расселены на окраинах Белоруссии, Польши, но основная масса этноса проживала на исторических литовских и латышских землях.

В это же время происходит разделение на фоне различия культур западных и восточных балтов. Среди западных стоит выделить ятвягов и голядь. Первые, по мнению этнографов, стали одними из предков белорусских племён, а вторые и вовсе смешались с русскими. Из-за этого нередко возникают споры о том, являются ли балты славянами.

Всё зависит от периода, который рассматривается, а также места проживания этого народа. Голядь, которые в I веке нашей эры уже имели мало общего с коренными балтами, можно считать наполовину русскими, а вот пруссы имели больше общего с поляками.

Потомки балтов

Прибалтийские народы также стали результатом долгого процесса становления и смешения самых разных балтских племён. Основу литовского народа в дальнейшем составили аукштайты, латыши же взяли своё начало от куршей и даже угрофиннов, что роднит их с современными венграми.

Приход рыцарей с немецких земель оказывается роковым для многих балтских народностей, над большим количеством малочисленных племён нависает угроза исчезновения. Племенам, не способным противостоять сильному захватчику, пришлось смешаться с новыми народами.

Немалая часть галлов со временем ассимилировались славянскими племенами. Тем не менее, балты оставили после себя достойное наследие и культуру, которая, пусть и сохранилась лишь частично, но продолжает жить.

Когда знакомишься с историей балтов, невольно удивляешься, как этот народ сумел выстоять. Ведь посудите сами: они утратили большую часть балтских языков, основная масса народностей исчезла со временем, даже древнее название их ныне не используется никем. И всё-таки балты выжили в борьбе со временем.

На мой взгляд, этот народ на собственном примере доказал, что способность к долгому существованию имеют лишь племена с сильной устоявшейся культурой, высоким уровнем самосознания. Выживает сильнейший? По всей видимости, так и есть, а значит, современные народы Прибалтики могут гордиться своими сильными предками.

Археологические раскопки показывают, что балты, осевшие на землях древней Руси, были потомками племен, носителей культуры шнуровой керамики. В частности, на это указывают медные колокольчики из балтских захоронений, подобные тем, которые были обнаружены на территории Северного Кавказа. В античную эпоху культурное развитие балтов и славян происходило более или менее синхронно, так что к VIII–IX вв. они находились примерно на одной и той же ступени материальной культуры.

Тип балтского жилища для периода раннего Средневековья устанавливается с трудом. По-видимому, это была бревенчатая хижина. Еще в источниках XVII в. типичный литовский дом описан как сооружение из еловых бревен, с большой каменной печью посередине и без дымохода. Зимой вместе с людьми в нем размещался скот. Для общественной организации балтских племен было характерно клановое объединение. Глава клана обладал абсолютной властью над остальными сородичами; женщина была совершенно исключена из общественной жизни. Земледелие и животноводство прочно укоренилось в хозяйственном быту, но основными отраслями экономики все еще были охота и рыболовство.

Тесные контакты балтов и славян облегчались не только значительной языковой близостью, но и родственностью религиозных представлений, объясняющейся индоевропейским происхождением тех и других, а также отчасти венетским влиянием. Помимо культа Перуна, общим для обоих народов было почитание лесного духа — лешего (литовский ликшай) и погребальный обряд — трупосожжение. Но балтское язычество, в отличие от славянского, носило более архаический и сумрачный характер, выражавшийся, например, в поклонении змеям и муравьям и широком распространении колдовства, ворожбы и чародейства. Поздняя Киевская летопись передает, что литовский князь Миндовг (XIII в.) даже после принятия христианства тайно поклонялся языческим божествам, среди которых была такая экзотическая фигура, как Диверкис — бог зайца и змеи.

По антропологическим данным, наибольшую близость к балтам обнаруживают западные кривичи. Однако непосредственное смешение, кажется, играло несущественную роль в русификации балтского населения. Главной причиной его растворения в древнерусской народности была более высокая военно-политическая организованность восточных славян, выразившаяся в стремительном развитии у них государственных структур (княжеств) и городов[82].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Кельты, балты, германцы и суооми

Кельты, балты, германцы и суооми

Восточные балты.

Восточные балты. Теперь поговорим о восточных балтах: латышах Латвии, о жемойтах и аукштайтах, отпочковавшихся от латышских племен и пришедших на территорию нынешней Летувы в IX—X веках.В разделе сайта Лаборатории популяционной генетики МГНЦ РАМН «70 народов Европы по

Глава 5. Так балты или славяне?

Глава 5. Так балты или славяне?

Беларусы — балты

Пруссы и балты были разные.

Пруссы и балты были разные.

Сначала о родственниках: балты и венеты

Сначала о родственниках: балты и венеты Таким образом, взаимоотношения с балтийскими этносами – краеугольный камень филологических реконструкций славянской прародины. Нет сомнения, что и сейчас из всех индоевропейских языков ближе всех к славянским именно литовский и

2. Индоевропейцы и балты на территории Литвы

2. Индоевропейцы и балты на территории Литвы а. Культура шнуровой керамики и ее представители Немногочисленные антропологические данные позволяют лишь весьма обобщенно характеризовать европеоидов, живших на территории Литвы с окончания палеолита до позднего

б. Балты и их развитие до начала античного влияния

б. Балты и их развитие до начала античного влияния Около XX в. до Р.Х. в ареалах Приморской и Верхне-Поднепровской шнуровой культуры выявился этнос, говорящий на наречиях балтского праязыка. В индоевропейской языковой семье наиболее близки балтам славяне. Они, балты и

Поздние балты в верхнем Поднепровье

Поздние балты в верхнем Поднепровье После такой краткой, но как можно более конкретной характеристики балто-славянских языковых отношений, естественно, конкретизируется и взгляд на их взаимную локализацию.Эпоха развитого балтийского языкового типа застает балтов,

Славяне и Центральная Европа (балты не участвуют)

Славяне и Центральная Европа (балты не участвуют) Для древнейшей поры, условно – эпохи упомянутых балто-балканских контактов, видимо, надо говорить о преимущественно западных связях славян, в отличие от балтов. Из них древнее других ориентация праславян на связи с

Балты на Янтарном пути

Балты на Янтарном пути Что касается балтов, то их контакт с Центральной Европой, или даже скорее – с ее излучениями, не первичен, он начинается, видимо, с того, впрочем, достаточно раннего, времени, когда балты попали в зону Янтарного пути, в низовьях Вислы. Только условно

Славяне и балты в Поднепровье на рубеже и в начале нашей эры

Славяне и балты в Поднепровье на рубеже и в начале нашей эры 1Итак, в последние века до нашей эры население Верхнего и Среднего Поднепровья составляло две различные группировки, существенно отличавшиеся одна от другой по характеру, культуре и уровню исторического

Славяне и балты в верхнем Поднепровье в середине и третьей четверти I тыс. н. э

Славяне и балты в верхнем Поднепровье в середине и третьей четверти I тыс. н. э 1Вплоть до недавнего времени вопрос о зарубинецких племенах как древних славянах, поставленный впервые семьдесят лет тому назад, оставался дискуссионным. Это объясняется тем, что между

СЛАВЯНЕ I БАЛТЫ

СЛАВЯНЕ I БАЛТЫ Само сабой зразумела, што масавы і неаднаразовы прыліў славянаў на тэрыторыю балтаў не мог не прывесці да своеасаблівай этнічнай рэвалюцыі. Менавіта з часу прыходу славянаў на тэрыторыю Беларусі і пачатку іх сумеснага жыцця з балтамі і пачынаецца

Го́лядь (др.-рус. Голѧдь) — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Брянской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся к мощинской культуре. Название племени (этноним) идентично прибалтийским галиндам.

Дрего́вичи (ст.‑слав. дьрьговичи; белор. дрыгавічы) — восточнославянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской, Брестской, Гродненской и Минской областей современной Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными — ятвяги и литва.

Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская).

Галинды (греч. Γαλινδαι, прусск. Galindi, др.-рус. Голѧдь) — балтийский этноним, обозначающий несколько племён.

Вя́тичи — восточнославянский племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей).

Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, проживавшее во 2-й пол. I тыс. н.э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.

Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая в V—XI веках на территории Северо-запада России.

Полоча́не, Западные кривичи или Полоцкие кривичи — группа кривичей, населявшая территорию современной Витебской и север Минской области. На территории расселения полочан сформировалось Полоцкое княжество.

Му́рома — финно-угорское племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром.Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу.

Пра́жская культу́ра — археологическая культура древних славян (V—VII вв.), распространённая в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). В некоторых работах эта культура объединяется с корчакской и называется пра́жско-корча́кской (Prague-Korchak Culture).

Се́лы (село́ны) — балтийский народ, живший до XV века в Селии на юго-востоке современной Латвии, а также на северо-востоке современной Литвы. Говорили на селонском языке балтийской группы. Вошли в состав латышей и литовцев.

Ятвя́ги (судовы, дайнавы, судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей.

О западнославянском племени см. западные полянеПоля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).

За́падные славя́не — современная группа славянских народов, определяемая географическими и языковыми признаками.

Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы (ср. водь, весь, сумь, емь, меря) финно-угорской общности.

Культу́ра штрихо́ванной кера́мики — балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. — V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Разделяется на ранний и поздний периоды. В позднем периоде культурные изменения связаны с широким распространением металлургии и контактами с Римской империей, а также расширением ареала культуры на юго-востоке и влиянием зарубинецкой культуры.

Лях, мн. ч. ля́хи (польск. Lędzianie) — слово в летописи Нестора, первоначально употреблявшееся для обозначения западнославянских племён — полян (поляков), лютичей, мазовшан и поморян.

Чудь заволочская (или заволоцкая) — летописное название финно-угорского населения Заволочья, впервые упоминаемое в Повести временных лет. Однозначного мнения относительно этнического состава заволочской чуди среди исследователей нет. Народы, прежде упоминаемые под этим названием, к настоящему времени полностью ассимилировались среди вепсов, русских, а также коми.

Древнерусская народность (укр. давньоруська народність, белор. старажытнаруская народнасць) или древнерусский этнос — концепция, согласно которой на протяжении X—XIII веков в Древнерусском государстве из восточнославянских союзов племён в процессе этногенеза сформировалась единая этническая, социальная и культурная общность.

Мещёра (Мещера́) — древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык волжско-финской группы — мещерский.

Этногене́з славя́н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.

Бужа́не — племя славян, жившее в бассейне верхнего течения Западного Буга (от которого и получили своё название); с конца XI века бужане также именуются волынянами (от местности Волынь).

Этногенез белорусов — исторический процесс формирования белорусского этноса. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов.

Древля́не — восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области).

Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западных (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии. Впервые этноним упоминается Тацитом для некоего прибалтийского племени.

Культура боевых топоров, культура шнуровой керамики (нем. Schnurkeramik) — археологическая культура медного и бронзового веков, распространённая на обширных территориях Центральной и Восточной Европы и датированная 3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э.

Зе́мгалы (латыш. zemgaļi, древняя форма ziemgaļi, лит. žemgaliai; в древнерусских летописях зимѣгола, также рус. семигаллы; лат. Semigalli) — один из балтских народов, живших на юге Латвии в Земгалии и на севере Литвы. Были известны своим продолжительным сопротивлением немецким крестоносцам. До XVI века — балтская народность. Позже земгалы вместе с соседними латгалами, куршами, селами и ливами образовали народ латышей, часть вошла в состав литовского народа.

Пру́ссы (греч. Βορουσκοί, лат. Borusci) — народ, в IX/X—XVIII веках населявший территорию нынешней Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы и Варминско-Мазурского воеводства Польши и некоторое время имевший одноимённое государственное образование Пруссия.

Печо́ра, Печёра, Пече́ра — возможно финно-угорское, или самодийское племя, населявшее район р. Печоры.

Ти́верцы — восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Меря́нский язы́к (др.-рус. мер(ь)скыи) — мёртвый финно-угорский язык, на котором говорило племя меря в центральной части России, локализуемое по летописным и археологическим источникам в районе озёр Неро и Плещеево (где находятся соответственно Ростов и Переславль-Залесский). Об этом языке известно очень мало, фактически до нас дошли только данные топонимики (впрочем, неоднозначно трактуемые). Исчез в Средние века после того, как племя меря было ассимилировано славянами (последний раз меря упоминается.

А́нты (др.-греч. Ἄνται) — название раннеславянских племён IV—VII веков, применявшееся византийскими писателями VI—VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя Божа, знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария (Витимира). Упоминаются в византийских и готских источниках VI—VII веков (до 602 года н. э.).

Западнославянские племена — форма социальной организации западнославянского общества до и в начальный период формирования государственности.

Моховский археологический комплекс — археологический комплекс X—XI веков в Лоевском районе Гомельской области Белоруссии. Расположен деревни Мохов, в 8 км севернее посёлка Лоев на правом берегу Днепра, выше устья реки Сож.

Поморя́не (поморы или помераны) — западнославянские племена, жившие до XVI—XVII веков в низовьях Одры на побережье Балтийского моря. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания (по-славянски Поморяния или Поморье). В число поморянских племён включают волинян и пыжичан.

Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Украины). Является ветвью культуры шнуровой керамики на её восточной границе.

Этно́нимы (от греч. έθνος — племя, народ и ὄνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов и тому подобное.

Фи́нно-уго́рские языки́ (встречается также вариант у́гро-фи́нские) — группа родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи. Распространены в Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Эстонии и других странах.

Се́лище — археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя. Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, а также место бывшего села.

Белые хорва́ты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях Карпат, на территории Галиции и Северной Буковины (современная Западная Украина).

Антинормани́зм — направление в российской, советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стараются опровергнуть норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства. Не отрицая участия викингов в политических процессах на Руси, антинорманисты не признают существенности их влияния. Также антинорманизм распространен в псевдоисторических построениях (см. Фолк-хистори и Родноверие).

Ямь, емь (фин. jäämit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые северные, очевидно, проживавшие в Фенноскандии, народности.

Читайте также: