Новые эколого экономические подходы к природоохранной деятельности кратко
Обновлено: 05.07.2024
новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их качеству и количеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.
Кадастр — это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране.
Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых.
Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами.
Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.
Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренным договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов.
Сравнительно недавно был утвержден новый вид добровольного экологического страхования — защита имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреждениями и организациями, которые представляют потенциальную опасность для возникновения аварий-
ных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией.
Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий катастроф, на строительство наиболее значимых природолхранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).
Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию-природопользователю на определенный срок объемы предельного использования (изьятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользовате-
лям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды.
Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятельности.
Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.
Существует несколько видов лицензий:
на основание отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);
на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.);
на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное использование.
Плата за природопользование включает:
плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т.д.) в пределах установленных лимитов;
плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах уста-
плату за загрязнение сверх установленных лимитов.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.
Основными мерами стимулирования являются следующие:
налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);
установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;
льготное кредитование природоохранной деятельности.
Охраной окружающей среды занимаются более 100 международ-
ных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН.
—ЮНЕП — специальный орган по окружающей среде (1972 г.);
—МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу “Ядерная безопасность и защита окружающей среды”;
—ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры);
—ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха;
—ВМО (Всемирная метеорологическая организация) занимается климатической программой;
—ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы перераспределения продовольственных ресурсов;
— МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) и др.
Вопросы для самопроверки
Приведите примеры участия России в международном сотрудничестве.
Из каких источников финансируется природоохранная деятельность?
Какие природоохранные мероприятия финансируются из государственного бюджета?
С какой целью лицензируется природопользование?
Можно ли считать возмещение вреда окружающей среде вследствие правонарушения платой за природопользования?
Какие виды деятельности лицензируются?
Приведите примеры лимитов природопользования.
Какие существуют виды платы в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды?
Назовите основные меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
Назовите организации ООН, посвященные охране окружающей природной среды.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователь в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; имитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.
Кадастр — это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране. Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Например, в земельный кадастр включают следующие основные сведения: качественный состав почв, распределение земель по категориям и др. Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.
Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами.
Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.
Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным.
Сравнительно недавно был утвержден новый вид добровольного экологического страхования — защита имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреждениями и организациями, которые представляют потенциальную опасность для возникновения аварийных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварии, которая произошла на предприятии. В случае аварии может быть нанесен ущерб третьим лицам, т. е. гражданам и юридическим лицам, которые являются природопользователями. Например, если вследствие аварийного сброса загрязняющих веществ может погибнуть урожай на полях сельскохозяйственного предприятия или фермерского хозяйства. Возмещение ущерба производится природопользователями из страховки, которую должно получить предприятие от страховой компании.
Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).
Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию природопользователь на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям: изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.); привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.). При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональных экологических программ.
Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятельности.
Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователь специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.
Существует несколько видов лицензий:
• на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);
• на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.);
• на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное природопользование.
Плата за природопользование включает:
• плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лимитов;
• плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
• плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;
• плату за загрязнение сверх установленных лимитов.
Внесение платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.
Основными мерами стимулирования являются следующие:
• налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на при быль, на имущество предприятий, земельному налогу);
• установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
• применение поощрительных цен и надбавок на экологи чески чистую продукцию;
• введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;
Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
Государственный учет природных ресурсов.Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.
Кадастр- это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, их классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране.
Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.
Финансирование природоохранной деятельности.При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных пожертвований.
Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.
Экологическое страхование, физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор.
Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).
Экологические фондыфункционируют на всей территории России. В систему экологических фондов входит Федеральный экологический фонд; фонды субъектов Российской Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; за размещение отходов и другие виды захоронений; средств, полученных по искам о возмещении вреда, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью. Экологические фонды расходуются:
на мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды;
проведение мероприятий и программ по охране окружающей природной среды;
внедрение экологически чистых технологий;
строительство очистных сооружений;
выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды.
Лимитирование природопользования —это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию - природопользователю на определенный срок предельные объемы использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Эти лимиты устанавливаются предприятиям - природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Природопользование лимитируется по двум направлениям:
изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.);
привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.).
При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональных экологических программ.
Лицензирование природопользованияпроводится практически по всем видам природопользовательской деятельности.
Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
В лицензии указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.
Виды лицензий:
на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);
на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.);
на сбросы и выбросы загрязняющих веществ;
лицензия на комплексное природопользование.
Плата за природопользованиевключает:
плату за право пользования природными ресурсами; (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных
плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
плату за загрязнение сверх установленных лимитов.
Внесение платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной средынаправлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.
Основными мерами стимулирования являются следующие:
налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);
освобождение от налогообложения экологических фондов;
установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;
льготное кредитование природоохранной деятельности.
2.В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенцииотносятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.
К государственным органам специальной компетенцииотносятся органы, которые выполняют только природоохранные функции. Эти органы в свою очередь подразделяются на: комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органывыполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. К таким органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ (МПР России); Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет).
Отраслевые органывыполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов или объектов. К ним относятся: Государственный комитет РФ по земельной политике (Роскомзем); Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации (Рослесхоз); Государственный Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство); Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).
Функциональные органывыполняют одну или несколько родственных им функций в отношении всех природных объектов.
К ним относятся: Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ); Министерство внутренних дел РФ (МВД России).
Читайте также: