Новые эколого экономические подходы к природоохранной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их качеству и количеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.

Кадастр — это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране.

Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых.

Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами.

Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.

Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренным договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов.

Сравнительно недавно был утвержден новый вид добровольного экологического страхования — защита имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреждениями и организациями, которые представляют потенциальную опасность для возникновения аварий-

ных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией.

Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий катастроф, на строительство наиболее значимых природолхранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).

Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию-природопользователю на определенный срок объемы предельного использования (изьятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользовате-

лям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды.

Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятельности.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.

Существует несколько видов лицензий:

на основание отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.);

на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное использование.

Плата за природопользование включает:

плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т.д.) в пределах установленных лимитов;

плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах уста-

плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следующие:

налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);

установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;

льготное кредитование природоохранной деятельности.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 международ-

ных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН.

—ЮНЕП — специальный орган по окружающей среде (1972 г.);

—МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу “Ядерная безопасность и защита окружающей среды”;

—ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры);

—ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха;

—ВМО (Всемирная метеорологическая организация) занимается климатической программой;

—ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы перераспределения продовольственных ресурсов;

— МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) и др.

Вопросы для самопроверки

Приведите примеры участия России в международном сотрудничестве.

Из каких источников финансируется природоохранная деятельность?

Какие природоохранные мероприятия финансируются из государственного бюджета?

С какой целью лицензируется природопользование?

Можно ли считать возмещение вреда окружающей среде вследствие правонарушения платой за природопользования?

Какие виды деятельности лицензируются?

Приведите примеры лимитов природопользования.

Какие существуют виды платы в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды?

Назовите основные меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Назовите организации ООН, посвященные охране окружающей природной среды.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Новые эколого-экономические подходы предполагают ма­териальную заинтересованность природопользователь в осу­ществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал фор­мироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее вре­мя новые экономические подходы находят все более широ­кое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономическо­го механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; имитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономичес­кое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистическо­го учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На осно­вании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.

Кадастр — это систематизированный свод данных, вклю­чающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содер­жит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомен­дации по использованию, предложения по охране. Различаются земельный, водный, лесной государствен­ные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Например, в земельный кадастр включают следующие основные сведе­ния: качественный состав почв, распределение земель по категориям и др. Данные кадастровой оценки земель исполь­зуются при определении платежей за землю, для оценки ис­пользования земель.

Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинан­сирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами.

Кредиты на экологические мероприятия могут предос­тавляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие пред­приятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.

Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологичес­кого или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выпла­та возмещения производится за счет денежных средств (фон­дов), которые создаются из уплачиваемых страховых взно­сов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои пра­ва и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным.

Сравнительно недавно был утвержден новый вид добро­вольного экологического страхования — защита имуществен­ных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожи­данного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреж­дениями и организациями, которые представляют потенци­альную опасность для возникновения аварийных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефте­газопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварии, кото­рая произошла на предприятии. В случае аварии может быть нанесен ущерб третьим лицам, т. е. гражданам и юридичес­ким лицам, которые являются природопользователями. На­пример, если вследствие аварийного сброса загрязняющих веществ может погибнуть урожай на полях сельскохозяйствен­ного предприятия или фермерского хозяйства. Возмещение ущерба производится природопользователями из страховки, которую должно получить предприятие от страховой компа­нии.

Государственное финансирование идет главным обра­зом на выполнение целевых программ, на ликвидацию по­следствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных со­оружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).

Лимиты на природопользование — это система экологи­ческих ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию природопользователь на определенный срок объемы предельного использования (изъя­тия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения от­ходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государствен­ными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимити­руется по двум направлениям: изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.); привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размеще­ние бытовых и промышленных отходов и т. п.). При установ­лении лимитов учитывается экологическая обстановка в ре­гионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональных экологических программ.

Лицензирование природопользования проводится практи­чески по всем видам природопользовательской деятельности.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователь специально уполномоченным государственным ор­ганом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному ис­пользованию и охране природных ресурсов, лимиты исполь­зования, нормативы платы и другие условия.

Существует несколько видов лицензий:

• на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

• на отдельные виды деятельности (изучение недр, захо­ронение отходов и т. д.);

• на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное природопользование.

Плата за природопользование включает:

• плату за право пользования природными ресурсами (зем­лей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лими­тов;

• плату за сверхлимитное и нерациональное использова­ние природных ресурсов;

• плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за выбро­сы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

• плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Внесение платы не освобождает от выполнения меропри­ятий по охране окружающей среды и рациональному исполь­зованию природных ресурсов, а также от возмещения вре­да, причиненного экологическим правонарушением.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении приро­доохранных мероприятий и рациональном использовании при­родных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следующие:

• налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооруже­ний, иную природоохранную деятельность (по налогу на при­ быль, на имущество предприятий, земельному налогу);

• установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

• применение поощрительных цен и надбавок на экологи­ чески чистую продукцию;

• введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;

Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей при­родной среды.

Государственный учет природных ресурсов.Такой учет осуществляется по единой системе органами статистичес­кого учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ре­сурсов государственного уровня.

Кадастр- это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; со­держит характеристику объектов, их классификацию, дан­ные о динамике, степени изученности; может включать ре­комендации по использованию, предложения по охране.

Различаются земельный, водный, лесной государствен­ные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Данные кадастровой оценки земель ис­пользуются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.

Финансирование природоохранной деятельности.При рыночной экономике на первое место выступает самофи­нансирование предприятий всех форм собственности, ко­торое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Не­которые мероприятия финансируются государством (Фе­дерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных по­жертвований.

Кредиты на экологические мероприятия могут предо­ставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), даю­щие предприятиям возможность финансирования своей эко­логической деятельности.

Экологическое страхование, физических и юридичес­ких лиц предусматривает возмещение вреда при наступле­нии предусмотренного договором страхового случая (эко­логического или стихийного бедствия, аварии, катастро­фы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор.

Государственное финансирование идет главным об­разом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катаст­роф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измери­тельных приборов).

Экологические фондыфункционируют на всей терри­тории России. В систему экологических фондов входит Фе­деральный экологический фонд; фонды субъектов Российс­кой Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выб­росы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду; за размещение отходов и другие виды захо­ронений; средств, полученных по искам о возмещении вре­да, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью. Экологические фонды расходуются:

на мероприятия, направленные на оздоровление ок­ружающей среды;

проведение мероприятий и программ по охране ок­ружающей природной среды;

внедрение экологически чистых технологий;

строительство очистных сооружений;

выплату компенсаций гражданам на возмещение вре­да, причиненного здоровью загрязнением окружающей при­родной среды.

Лимитирование природопользования —это система эко­логических ограничений по территориям, которая представ­ляет собой установленные предприятию - природопользователю на определенный срок предельные объемы использо­вания (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям - природопользователям специально уполномоченными на то госу­дарственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Природопользова­ние лимитируется по двум направлениям:

изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.);

привнесение веществ и энергии в окружающую сре­ду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.).

При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональ­ных экологических программ.

Лицензирование природопользованияпроводится практически по всем видам природопользовательской деятель­ности.

Лицензия это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

В лицензии указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране при­родных ресурсов, лимиты использования, нормативы пла­ты и другие условия.

Виды лицензий:

на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.);

на сбросы и выбросы загрязняющих веществ;

лицензия на комплексное природопользование.

Плата за природопользованиевключает:

плату за право пользования природными ресурсами; (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных

плату за сверхлимитное и нерациональное исполь­зование природных ресурсов;

плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Внесение платы не освобождает от выполнения мероп­риятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмеще­ния вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной средынаправлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении при­родоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следую­щие:

налоговые и иные льготы за внедрение малоотход­ных и безотходных технологий, строительство очистных со­оружений, иную природоохранную деятельность (по нало­гу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);

освобождение от налогообложения экологических фондов;

установление повышенных норм амортизации основ­ных производственных природоохранных фондов;

применение поощрительных цен и надбавок на эко­логически чистую продукцию;

введение специального налогообложения экологичес­ки вредной продукции и технологий;

льготное кредитование природоохранной деятель­ности.

2.В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенцииот­носятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы веда­ют и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.

К государственным органам специальной компетен­цииотносятся органы, которые выполняют только при­родоохранные функции. Эти органы в свою очередь подразделяются на: комплексные, отраслевые и функциональ­ные.

Комплексные органывыполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. К таким органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ (МПР России); Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет).

Отраслевые органывыполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов или объектов. К ним относятся: Государственный комитет РФ по земельной политике (Роскомзем); Федеральная служба лесного хозяйства Российской Феде­рации (Рослесхоз); Государственный Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство); Министерство сельского хо­зяйства РФ (Минсельхоз России).

Функциональные органывыполняют одну или несколь­ко родственных им функций в отношении всех природных объектов.

К ним относятся: Федеральный надзор России по ядер­ной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ); Министерство внутренних дел РФ (МВД России).

Читайте также: