Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Дата проведения:02.09.2013г

Подготовила: Зав.ДОУ – С.М.Хомутова

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля.
Форма в дизайне нашего детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования призвана обеспечивать потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов.

- ‘Театральное помещение’, которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк ‘Шапито’, сказочный замок и т.д.

- Лаборатория – новый элемент, развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребенка в ДОУ.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить необходимую среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов нашего детского сада к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно
Удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Рассмотрим предметно-пространственную развивающую среду в группе разделенную на определенные зоны или центры, можно выделить следующие центры:

Центр ролевой игры;

Центр природы и экспериментальной деятельности;

Центр математического развития;

В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации детей дошкольного возраста и способствует более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогает адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

ВложениеРазмер
obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_pozitivnoy_sotsializatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta_.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

Исхакова Элла Михайловна. Старший воспитатель

В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации детей дошкольного возраста и способствует более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогает адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение ,социализация.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей и принадлежит дошкольным учебным заведениям, потому как именно там происходит активное формирование личности ребенка. Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и внутренних факторов, которые ее затрудняют,- это возможность дать ответы на основной вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной жизни в обществе.

Детские сады в настоящее время выбираются в соответствии с запросами и интересами ребенка, и самих родителей. Запросы родителей, в основном, заключаются в следующем: подготовка ребенка к школе, приобщение к детскому сообществу, укрепление здоровье, обучение детей рисованию, танцам, а самим родителям возможность получения квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Так же важнейшей составляющей муниципального образовательного процесса является ориентация на личностные интересы воспитанников, с учетом их потребностей и способностей, формирование умения анализировать сложившиеся ситуации и ставить цель. Образовательные услуги сегодня имеют характер вариации, в которых могут быть пересечены интересы, как самих детей, так и их родителей. Они способны обеспечить свободный выбор определенных видов и сфер деятельности [1].

Основная образовательная услуга заключена в деятельности самого дошкольного учреждения, который осуществляет в рамках закона реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Он определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Дополнительное же образование может быть рассмотрено в данном контексте как реализация дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах социализации личности [5].

Современное общество призывает создать все условия для творческой самореализации ребенка. Кроме того, дополнительная образовательная услуга может быть рассмотрена как сфера предпринимательской деятельности, которую оказывает организация кроме выполнения обязательных государственных программ. Самыми востребованными услугами в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению родителей, являются: услуги по оздоровлению детей – 50%; услуги логопеда – 30%; музыкально-ритмические занятия – 60%; подготовка к школе – 80; занятия иностранным языком – 50% [5].

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в дошкольном образовательном учреждении смогли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками [5]. Однако, следует заметить, что в любом возрасте социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Важным фактором является то, что постоянно разрабатываются и опробируются новые, совершенствуются уже существующие методики развития, которые помогают преподносить ребенку информацию в интересной, доступной, игровой форме.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок может переживать кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней завершается интегрированием в социальную среду. Реализация дошкольными учреждениями различных программ по вхождению ребенка в общество, облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации детей дошкольного возраста и способствует более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогает адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательная организация,социализация.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей и принадлежит дошкольным учебным заведениям, потому как именно там происходит активное формирование личности ребенка. Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и внутренних факторов, которые ее затрудняют, - это возможность дать ответы на основной вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной жизни в обществе.

Детские сады в настоящее время выбираются в соответствии с запросами и интересами ребенка, и самих родителей. Запросы родителей, в основном, заключаются в следующем: подготовка ребенка к школе, приобщение к детскому сообществу, укрепление здоровье, обучение детей рисованию, танцам, а самим родителям возможность получения квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Так же важнейшей составляющей образовательного процесса является ориентация на личностные интересы воспитанников, с учетом их потребностей и способностей, формирование умения анализировать сложившиеся ситуации и ставить цель. Образовательные услуги сегодня имеют характер вариации, в которых могут быть пересечены интересы, как самих детей, так и их родителей. Они способны обеспечить свободный выбор определенных видов и сфер деятельности.

Основная образовательная услуга заключена в деятельности самого дошкольного учреждения, который осуществляет в рамках закона реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Он определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Дополнительное же образование может быть рассмотрено в данном контексте как реализация дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах социализации личности

Современное общество призывает создать все условия для творческой самореализации ребенка. Кроме того, дополнительная образовательная услуга может быть рассмотрена как сфера предпринимательской деятельности, которую оказывает организация кроме выполнения обязательных государственных программ. Самыми востребованными услугами в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению родителей, являются: услуги по оздоровлению детей – 50%; услуги логопеда – 30%; музыкально-ритмические занятия – 60%; подготовка к школе – 80;

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в дошкольном образовательном учреждении смогли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Однако, следует заметить, что в любом возрасте социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Важным фактором является то, что постоянно разрабатываются и опробируются новые, совершенствуются уже существующие методики развития, которые помогают преподносить ребенку информацию в интересной, доступной, игровой форме.

Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Предметно-развивающая среда, необходимая для полноценного развития ребенка- это система материальных объектов его деятельности, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Фото

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В соответствии с приоритетными направлениями деятельности дошкольных учреждения эстетически оформляют помещение группы, а также обеспечивают самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, посещающего детский сад.


Дети, которые посещают детский сад, имеют разные семьи, и соответственно, ни для кого не секрет, что не все родители имеют возможность дополнительной платы, но, благодаря детским садам появляется возможность для каждого ребенка расширить предметный мир и получить всестороннее развитие.


Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок может переживать кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней завершается интегрированием в социальную среду. Реализация дошкольными учреждениями различных программ по вхождению ребенка в общество, облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. - М., 2011.- С. 3-78.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. ,2012.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Вот уже третий год в соответствии с планом работы министерства образования и науки Самарской области на 2015 год проходит в нашем Южном.

Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Основными задачами патриотического воспитания.

Просвещение родителей по вопросам адаптации, успешной социализации детей дошкольного возраста Конспект родительского собрания по повышению компетенции родителей воспитанников Тема: «Просвещение родителей МДОУДС № 10 по вопросам адаптации,.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до с целью развития, воспитания и социализации детей Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс.

Семья как фактор социализации ребенка С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. Социализация-это процесс, посредством которого ребенок.

Театрализованные игры как средство социализации детей дошкольного возраста. Вы замечали, что при слове театр у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются вдаль? Не правда ли, есть что-то волшебное в.

«Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом, на которую об­становка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, в ДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

1.Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2. Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с программой ДОУ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья.

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

3. Предметно – развивающая среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

3.1 Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

3.2.Развивающая среда как средство социализации дошкольников

Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.

В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

- Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.

Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;

- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги) ; средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования) ; зона насыщенного движения (спортивный уголок) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.

Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд- М.: Мозайка-Синтез, 2014

Глушкова Г. Предметно-развивающая среда – средство социализации дошкольника /л«Дошкольное воспитание № 5.2013

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3.

Читайте также: