Святилище это что кратко

Обновлено: 05.07.2024

свят и лище, святилища, ср. (книж.).

1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.).

2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком-нибудь ученом учреждении).

Культурология. Словарь-справочник

место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

свят’илище — в большинстве мест обозначает скинию и все ее принадлежности ( Исх.25:8 -9, ·срн. Исх.38:27 ; Лев.12:4 ; Чис.4:15 ), а также и храм вообще ( 2Пар.26:18 ; 2Пар.29:21 ), но в некоторых местах — только Святое-святых ( Лев.4:6 ; Лев.16:2 ; 3Цар.8:8 ; Евр.9:25 ) или святое — помещение перед ним ( Исх.26:33 ). Означает также постройки и принадлежности для идольского служения ( Лев.26:31 ). ( см. скиния, храм)

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG sanctuary)

(от лат. sanctuarium - святое место)

место в церкви, где совершается богослужение, - непосредственно вокруг алтаря, престола или кафедры.

Уральская Историческая Энциклопедия

(культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.

Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.

Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.

Иссл. последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.

В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.

На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.

В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.

Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов.

Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.

Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.

Святилищем именовалось одно из внутренних помещений Иерусалимского храма, куда могли входить только священники-когены (более святым местом у древних иудеев считалось только Святая святых, куда мог входить только первосвященник).

В Японии ситноисткие святилища, располагали на привлекательных природных ландшафтах — см. Святилище Ицукусима и Никко Тосё-гу

На Мальте обнаружено уникальный тип святилища — мегалитическое подземное святилище (гипогей) — см. Хал-Сафлиени

См. также

Примечания

Источники

Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

  • Археологические объекты
  • Археологические объекты по типу
  • Святые места
  • Храмы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Святилище" в других словарях:

святилище — См … Словарь синонимов

СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, святилища, ср. (книжн.). 1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.). 2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком нибудь ученом учреждении).… … Толковый словарь Ушакова

СВЯТИЛИЩЕ — место отправления культов в первобытной религии пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д … Большой Энциклопедический словарь

Святилище — см. Скиния см. Храм … Библейская энциклопедия Брокгауза

СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Святилище — место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

святилище — святилище, род. мн. святилищ (не рекомендуется святилищей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Святилище — (культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др … Уральская историческая энциклопедия

Святилище — или святое святых отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась… … Словарь библейских имен

СВЯТИЛИЩЕ — в политеистических религиях, священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т.д. В специальном смысле слова… … Энциклопедия Кольера

святилище ср. 1) устар. Храм. 2) перен. Место, вызывающее чувство глубокого почтения, благоговения.

святилище
с.
sanctuary

святилище См. храм. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. святилище костел, собор, митреум, целла, кереметь, капище, мечеть, алтарь, храм, бурханище, кумирня, дацан, требище, церковь, часовня, чанди, кирка, ступа, вимана, синагога, наос, михраб, пагода, мусейон, нимфей Словарь русских синонимов. святилище см. храм Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. святилище сущ. • храм Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. святилище сущ., кол-во синонимов: 31 • адитум (1) • алтарь (4) • бурханище (3) • вимана (3) • гарбха-гриха (2) • гипогей (2) • дацан (6) • капище (13) • кереметь (9) • кирка (14) • костел (4) • кумирня (9) • мараэ (1) • мечеть (3) • митреум (1) • михраб (2) • мольбище (2) • мусейон (2) • наос (4) • нимфей (1) • пагода (7) • синагога (6) • скиния (4) • собор (10) • ступа (17) • требище (9) • храм (57) • целла (4) • церковь (23) • чанди (2) • часовня (8) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: адитум, алтарь, бурханище, вимана, гарбха-гриха, гипогей, дацан, капище, кереметь, кирка, костел, кумирня, мараэ, мечеть, митреум, михраб, мольбище, мусейон, наос, нимфей, пагода, синагога, собор, ступа, требище, храм, целла, церковь, чанди, часовня

СВЯТИЛИЩЕ, место совершения религ. обрядов; обычно считалось местопребыванием божества. Древнейшими С. служили, видимо, тайники в глубине пещер, где сохранились от эпохи палеолита (особенно в Юж. Франции и Сев. Испании, в СССР - Капова пещера) многочисл. изображения животных и следы магич. обрядов. Подобные С. есть и у нек-рых совр. отсталых народов, напр. тайники - хранилища тотемич. эмблем у австрал. аборигенов. Искусственно сооружаемые С.- особые постройки или огороженные участки земли с разными постройками - известны почти у всех древних народов. Они развивались местами из мужских домов (Меланезия), местами из гробниц вождей (Полинезия, Африка), из особых "хижин фетишей" (Африка); при них обычно состояли жрецы, служители. Известны и домашние С. (отд. части жилища с культовыми предметами и изображениями) для семейных обрядов. В развитых религиях классового общества С. нередко представляют собой внушительные архит. сооружения, называемые храмами.

(культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.

Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.

Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.

Иссл.последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.

В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.

На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.

В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.

Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов.

Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.

адитум, алтарь, бурханище, вимана, гарбха-гриха, гипогей, дацан, капище, кереметь, кирка, костел, кумирня, мараэ, мечеть, митреум, михраб, мольбище, мусейон, наос, нимфей, пагода, синагога, собор, ступа, требище, храм, целла, церковь, чанди, часовня


А святилищев своем первоначальном значении - это священное место, такое как святыня. Благодаря использованию таких мест в качестве убежища, термин стал использоваться для обозначения любого безопасного места. Это вторичное использование может быть отнесено к человеческому святилищу, безопасному месту для люди, например, политическое убежище; и нечеловеческое убежище, такое как заповедник животных или растений.

Содержание

Религиозное святилище

Файл: Sanctuary final.webmsd.webm

"> Воспроизвести медиа

Святилище как область вокруг алтаря


Во многих Западный христианин традиции, включая католические, Лютеранский, методист, и англиканские церкви, область вокруг алтаря называется святилищем; он также считается святым из-за физического присутствия Бога в Евхаристия, как во время мессы, так и в церковная скиния оставшееся время.

Во многих церквях архитектурный термин алтарь охватывает ту же территорию, что и святилище, и можно использовать любой термин. [1] В некоторых Протестантский церкви, термин святилище обозначает всю площадь поклонения, а термин алтарь используется для обозначения области вокруг алтарь.

Во многих западных традициях алтарные перила иногда отмечают край святилища или алтаря. в Восточная Православная Церковь, Восточно-католические церкви из Сыро-Малабарская церковь, Византийский обряд и Коптские православные церкви, святилище отделено от неф (где прихожане молятся) иконостас, буквально стена иконки, с тремя дверями в нем. В другом Восточные православные традиции, используется занавес святилища.


Терминология, в которой применяется слово святилище к площади вокруг алтаря не относится только к христианским церквям: Царь Соломонв храме, построенном примерно в 950 г. до н.э., было святилище ("Святая святых") где ковчег Завета был, и этот термин применяется к соответствующей части любого молитвенного дома. В большинстве современных синагоги, главная комната для молитв известна как святилище, чтобы контрастировать с меньшими комнатами, предназначенными для различных других служб и функций. (Есть повышенная бима в святилище, из которого проводятся службы, где ковчег проведение Тора может проживать; Однако в некоторых синагогах есть отдельная бима и площадка-ковчег.)

Святилище как священное место

В Европе христианские церкви иногда строили на земле, которая считалась особенно святым местом, возможно, там, где, как считалось, произошло чудо или мученичество, или где был похоронен святой человек. Примеры Базилика Святого Петра в Риме и Собор Святого Олбана в Англии, в память о мученической смерти Святой Петр (первый Папа) и Saint Alban (первый христианский мученик в Британии) соответственно.

Это место и, следовательно, построенная здесь церковь считались освященными (освященными) тем, что там произошло. В наше время католическая церковь продолжил эту практику, помещая в алтарь каждой церкви, когда он освящается для использования, ящик ( гробница) с мощами святого. Ящик с реликвиями удаляется, когда церковь выводится из употребления как церковь. в Восточная Православная Церковь, то антиминс на алтаре выполняет аналогичную функцию. Это ткань значок тела Христа, снятого с креста, и обычно на него вшиты мощи святого. Кроме того, он подписан приходским епископ, и представляет его полномочия и благословение для Евхаристия праздноваться на этом алтаре.

Человеческое святилище

Традиции святилища

Правовое убежище

В классическом мире некоторые (но не все) храмы предлагали убежище преступникам или беглым рабам. [3] Когда речь идет о судебном преследовании за преступления, убежище может означать одно из следующего:


Право убежища


Остатки одного из четырех средневековых каменных межевых знаков святилища св. Джон Беверли в Восточный райдинг Йоркшира

Многие древние народы признавали религиозным право убежища, защищая преступников (или обвиняемых в преступлении) от судебных исков и от изгнание в некоторой степени. Этот принцип был принят раннехристианской церковью, и были разработаны различные правила, определяющие, что человеку нужно делать, чтобы получить защиту, и насколько это была защита.

В Англии король Æthelberht издал первые законы, регулирующие святилище примерно в 600 году нашей эры, хотя Джеффри Монмут в его Historia Regum Britanniae (ок. 1136 г.) говорит, что легендарный досаксонский король Дунвалло Молмутиус (4-5 вв. До н.э.) принял законы о святилищах в Молмутинские законы как записано Gildas (ок. 500–570). [6] К нормандским временам существовало два вида святилищ: все церкви имели более низкий уровень, но только церкви, на которые король давал разрешение, имели более широкую версию. Средневековая система убежища была окончательно отменена в Англии. Джеймс I в 1623 г. [7]

Политическое убежище

Вовремя Войны роз 15 века, когда ланкастерцы или Йоркисты внезапно одержат верх, выиграв битву, некоторые сторонники проигравшей стороны могут оказаться в окружении сторонников победившей стороны и не смогут вернуться на свою сторону, поэтому они бросятся в святилище в ближайшей церкви, пока не станет безопасно оставить это. Яркий пример - королева Элизабет Вудвилл, супруга Эдуард IV Англии.

В 1470 году, когда ланкастерцы ненадолго восстановили Генрих VI К трону королева Эдуарда жила в Лондоне с несколькими маленькими дочерьми. Она переехала с ними в Вестминстерское аббатство для святилища, живя там в королевском комфорте, пока Эдвард не был восстановлен на престоле в 1471 году и не родил их первого сына Эдвард в течение этого времени. Когда в 1483 году умер король Эдуард IV, Елизавета (которая была крайне непопулярна даже среди йоркистов и, вероятно, нуждалась в защите) забрала своих пятерых дочерей и младшего сына (Ричарда, герцога Йоркского; принц Эдуард к тому времени уже имел собственный дом) и снова переехала. в святилище Вестминстерского аббатства. У нее были все удобства дома; она принесла столько мебели и так много сундуков, что рабочим пришлось пробивать дыры в некоторых стенах, чтобы все переместить внутрь достаточно быстро, чтобы подходить ей. [ нужна цитата ]

Святилище против убежища

Понятия убежища и убежища на самом базовом уровне определяются очень похоже. Оба термина подразумевают предоставление безопасности или защиты от некоторого типа опасности, часто подразумеваемой преследующей, деспотической силой. Расхождение между этими терминами связано, прежде всего, с их общественными объединениями и правовым статусом; в то время как убежище, понимаемое в его политическом смысле, подразумевает юридически обязательную защиту со стороны государственного образования, убежище часто принимает форму моральной и этической активности, которая ставит под сомнение решения, принимаемые властными институтами. [8]

Святилище в современном обществе

Другое использование

Говоря о убежище от опасности или невзгод, убежище может означать одно из следующего:

Убежище Место, предлагающее защиту и безопасность; убежище, обычно используемое перемещенные лица, беженцы, и бездомные люди.

Гуманитарное убежище Источник помощи, облегчения или утешения в трудные времена, обычно используемый жертвами войны и бедствий. Институциональное убежище Учреждение по уходу за людьми, особенно с физическими или умственными недостатками, которым требуется организованный надзор или помощь.

Нечеловеческое святилище

Приют для животных

Приют для животных - это объект, где животных заставляют жить и защищать их до конца своей жизни. В отличие от приютов для животных, приюты не стремятся размещать животных вместе с отдельными лицами или группами, вместо этого они содержат каждое животное до его естественной смерти.

Святилище растений

Заповедники растений - это районы, отведенные для поддержания функционирования естественных экосистем, выступающих в качестве убежищ для видов и для поддержания экологических процессов, которые не могут выжить в ландшафтах и ​​морских ландшафтах с наиболее интенсивным управлением. Охраняемые территории служат ориентирами, по которым мы понимаем взаимодействие человека с миром природы.

Читайте также: