Романтизм как метод исторические истоки романтизма школы и направления в романтизме

Обновлено: 02.07.2024

На первый план здесь выдвинуто рассмотрение созданной романтиками теории искусства. Но этим не исчерпывается проблематика книги. Соединение широкого историзма и тонкой филологической культуры позволяет автору, двигаясь от взглядов к творчеству художника, опираться не только на большой, но и на малый контекст – строку, стих, образ; последние не предмет специального разбора, но с них начиналось и ими поверяется целое.

Задача, поставленная Н. Дьяконовой, тем сложнее, что ею выбран не один этап развития романтизма, а несколько поколений романтиков, достигших творческой зрелости в разные, хотя и преемственные, исторические моменты.

Впервые так последовательно и доказательно Кольридж и Вордсворт представлены как великие первооткрыватели романтизма в Англии – именно не одной его ветви, а движения, которое подняли на новую высоту и Байрон, и Шелли.

Предпосылки европейского романтизма:

- разочарование в идеях просветителей, готовивших эту революцию

- разочарование в просветительском классицизме, основанном на культе Разума

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По).

Весьма сложны взаимоотношения сентиментализма и предромантизма. И все же их разделяет существенная грань. Если сентиментализм связан с просветительским движением на его позднем этапе, то предромантизм представляет уже реакцию на просвещение, которая выливается в убеждение о бессилии разума.

В России предромантизм не сложился в самостоятельное течение, но сыграл важную роль в переходе от сентиментализма к романтизму. Предромантики предпочитают искать свои сюжеты в Средневековье, поэтизируя средневековый быт и нравы.

Русский романтизм отразил ранний этап социально-исторического периода перелома, начавшегося в России(самодержавный деспотизм, крепостничество, различные социальные язвы). Революция во Франции стала для русских писателей историческим уроком , научила видеть в истории цепь трагических закономерностей. Русские писатели-романтики размышляли о возможности проведения похожей революции в России. Одни из них жаждали и добивались переворота, но в то же время боялись его крайностей – писатели -декабристы. Другие (Жуковский, Тютчев, Лермонтов) понимали, какой трагедией может обернуться повторение французского бунта в российских условиях.

Сильной, прогрессивной стороной русского романтизма было утверждение личности, т.е. признание ее высокого достоинства, равенства, свободы. Но эта свобода понималась как категория психологическая, а не социально-политическая. И это благоприятствовало росту индивидуалистических тенденций. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий. Романтизм – воплощенная молодость, его творцы – юноши часто жили сиюминутным борением страстей, одним настоящим.




Вольность – один из высоких идеалов литературы романтизма, кроме идей народности.

Типы романтизма в России:

Элегическая школа Жуковского (Жуковский, Батюшков): выражение духовных интересов личности; герой находится в сложных отношениях с современной ему действительностью

Школа гражданского романтизма (поэзия декабристов: Бестужев, Рылеев): темы, имеющие серьезное значение для судеб России; увлечение борьбой с самовластием и крепостничеством

Синкретический тип (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Общее в европейском и русском романтизме:

- Не копирование природы, а ее видоизменение

- Осознание поэта как пророка (поэзия – восхождение к Богу)

- Полная свобода жанров

- Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества

- Стихия романтизма – это стихия идеального, чувственного (Шеллинг), что в корне отличает его от рационализма классицистов и объективизма реалистов.

Проблема историзма искусства. Романтики были наделены острым чувством вовлеченности человека в бурное историческое движение. Выступали против антиисторизма классицистов. Бегство в духовный мир не всегда удовлетворяет романтиков, им хотелось, чтобы их эстетический идеал приобрел реальные формы. Таким реальным воплощением для романтиков становится природа. Романтики одушевляли природу, находили в ней созвучие своим настроениям и чувствам. Значительное место занимают картины бурной, мятежной природы как вольной стихии. Романтизмы были склонны идеализировать человека, живущего на лоне природы (сельская идиллия противопоставляется городу).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Романтизм как художественный метод литературного направления

Романтизм - (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях романтизма фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.; выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира; провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности.

Романтизм свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое).

Ведущая черта романтизма - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.

Романтизм как литературное направление. Представляется как одно из самых значительных направлений в мировой культуре, особенно сильно развивается в конце 18 – первой половине 19 веков в странах Европы и в Северной Америке.

Предпосылки европейского романтизма :

- разочарование в идеях просветителей, готовивших эту революцию

- разочарование в просветительском классицизме, основанном на культе Разума

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру. В Англии во многом обусловлен германским влиянием. Ярким представителем английского романтизма является Байрон.

Русский романтизм отразил ранний этап социально-исторического периода перелома, начавшегося в России (самодержавный деспотизм, крепостничество, различные социальные язвы).

Признаки романтизма :

- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.

- Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.

- Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

- Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному.

Основные черты романтизма:

1) Отрицание идей Просвещения. Не все подвластно разума человека, не все вещи может изменить человек самостоятельно.

2) Основная идея романтизма - идея свободы личности (свобода от норм и правил). Стремление создать свободное искусство. Отсюда субъективность романтического мира. Высшая сфера жизни—искусство и творчество. Творчество—способ познать себя. Романтики отрицают правила искусства.

3) Романтическое двоемирие. Идеал—основное понятие романтизма. Лиризм романтизма; погружение в чувства, переживания; погружение в прошлое; уход в мир собственных фантазий (отсюда фантастка, мистика, сказка).

5) Народность. Обращение к фольклору

6) Изменение литературных жанров (з-за субъективности).

Жанры: Истор. роман, фантастическая(детективная) новелла, романы в стихах, лиро-эпическая поэма, роман-мф. Расцвет лирики (стираются границы жанров: стихотворные вставки в романах)

Романтизм (от romantisme) – художественный метод, состоящий в стремлении автора противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией. Этот метод, возникший на рубеже XVIII и XIX веков, отразил разочарование человека в итогах французской революции, в идеологии Просвещения и во многом стал реакцией на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от недавних социальных бурь и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов.

Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Художник для романтиков не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому для него не существует никаких методов, систем, правил вечных образов, традиций. Провозглашалась полная свобода творческого духа художника.

Романтиков влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы. Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники. Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором. В музыке романтизм сформировался в 20-е годы XIX века. Для творчества композиторов – романтиков характерно обращение к жанрам, связанным с литературой (опера, песня), использование более свободных, по сравнению с их предшественниками, форм. Композиторы стремились передать всё богатство внутреннего мира человека.

С романтизмом связаны имена величайших ее представителей – Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Шумана, Н. Паганини, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, выдающихся лириков Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Иванова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, Сильв. Ф. Щедрина, А. А. Алябьева, А. Н. Скрябина.

3. Модернизм – метод ХХ века

Модернизм (фр. modernisme – новейший, современный) – художественный метод, нашедший отражение в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX – нач. XX вв.

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., объединила множество идейно-художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению социального бытия. Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики. Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Т. Адорно и Г. Маркузе. Модернизм как явление имеет ряд особенностей:

– кризисный характер, т. к. возникает в переломные моменты исторического развития;

– отрицание единого стабильного начала;

– теоретичность и постоянное обращение к философским основам, поскольку его теоретической базой стали неокантианство, феноменология, интуитивизм, фрейдизм;

– поиск новых изобразительных форм, выражающийся в отказе подражать природе и изображать видимую действительность;

Кубисты стали использовать новый прием – введение в живописное полотно инородных материалов. Начинают применяться песок, уголь, железо, стекло, опилки. Картина превращается в материальный объект.

Другой пример модернизма – футуризм. Его центром стала Италия, где идейным вдохновителем выступил литератор Ф. Маринетти.

Однако это направление оказалось нежизнестойким, и к 20-м гг. XX века уже расценивалось как классика. Представителями этого направления являются У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла, Дж. Северини, В. В. Маякоский, В. В. Каменский, В. Хлебников, П. Н. Филонов.

Новым направлением в модернизме стал абстракционизм, родоначальником которого выступил В. Кандинский. Абстракционизм отказался от изображения реальной действительности. В нем существуют два основных направления:

· создание бесформенных цветовых сочетаний, их гармонизация, так как считалось, что цвет обладает способностью к самостоятельному выражению ощущений и чувств, предполагалась аналогия цветовых ассоциаций и музыки;

Большое влияние на сюрреализм оказала философия З. Фрейда, В. Дильтея, А. Бергсона. Сюрреализм собрал под свои знамена видных поэтов, драматургов, художников, композиторов – П. Элюара, Р. Десноса, М. Эрнста, Р. Витрака, С. Дали, Ж. Кокто, А. Онеггера, Ф. Пуленка, Ж. Ибера и др.

Художники этого направления

– искажают изображаемых людей, гипертрофируют части тела, соединяют их с животными или неодушевленными предметами;

– широко используют изменение формы отражаемого предмета, его пропорций, цвета, конфигурации;

– разрушают естественность связей между предметами;

– в качестве материала для сюрреалистических образов используют любые бессознательные психические акты – сновидения, бред, младенческие воспоминания, гипнотические или настоящие галлюцинации. Сюрреалисты считали, что таким образом им удается проникнуть в высшую реальность.________________________________________________________

Искусство возникло на заре человеческой цивилизации. Первые произведения искусства принято датировать периодом 20-40тыс лет назад и связывать их появление с возникновением человека разумного, что происходит в период неолита, когда человек современного физического типа переходит к цивилизованному образу жизни.

Философское осмысление искусства предполагает понимание того, что отличает искусство от других форм познавательной деятельности?

Студенту необходимо понимать, что личностно-эмоциональный характер познания, характерный для творческих видов деятельности выходит на первый план. Творческая личность, являясь субъектом мыслительной деятельности, в своем сознании отражает эмоциональное отношение к окружающей действительности

Являясь познавательной формой деятельности, искусство имеет свои отличительные черты: во-первых, искусство носит субъективный характер, оно отражает личностное видение субъекта познания и во многом противостоит научному рационализму. Во-вторых, искусство является образным отражением действительности и передает сформированный художественный образ воспринимающему субъекту. В-третьих, искусство не просто отражает действительность, а делает это в художественных образах , не особенно заботясь о достоверности и обоснованности этих образов. Если наука заботится о рациональности и достоверности, то в искусстве большее значение имеет интуиция и даже непоследовательность.

Искусство имеет особенность отражения мира через образы и символы. Каждый художник-творец использует свои символические образы при отражении личного видения окружающей действительности.

Образы и символы искусства могут оказывать сильное эмоциональное воздействие на реципиента, воспринимающего художественные образы(Вагнер, Стравинский, Шостакович, Пикассо и др.).

Искусство помогает эстетическому освоению мира человеком .Каждый человек, познающий искусство, а с его помощью окружающий мир формирует эстетические вкусы и свое индивидуальное отношение к прекрасному и понимание его. Искусство направлено на постижение прекрасного в самой действительности.

Для студентов творческих профессий, выбравших сферу искусства, к которым, безусловно, относится и философия, искусство становится не только объектом потребления, но и основой профессиональной деятельности. Каждый человек является потребителем искусства в большей или меньшей степени, но только для людей творчества оно становится образом жизни. Искусство неразрывно связано с культурой общества и является её неотъемлемой частью. Отношение к культуре и искусству, степень поддержки этих сфер общественной жизни государством и негосударственными организациями, является показателем цивилизованности и степени развития общества.

Что ещё отличает искусство? Прежде всего – его неповторимость.

Произведения искусства становятся шедеврами, ценятся и сохраняются на протяжении веков, если они оригинальны, неповторимы и передают яркую индивидуальность их создателя. Хотя надо заметить, что в современном искусстве очень популярны короткоживущие произведения (ледяная скульптура, картины на песке, джазовые импровизации), но такая характеристика как неповторимость им обязательно присуща.

Можно еще долго выделять отличительные черты искусства, но нельзя не сказать о его ярко выраженном художественном и творческом начале, проявляющихся в музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, танцах и театральных постановках.

Трудно переценить значение искусства в жизни человека и общества. Оно выполняет несколько совершенно необходимых человеку функций, связанных с эстетическим освоением действительности.

Искусство формирует чувство прекрасного и пробуждает в человеке художника, который способен находить внутреннюю гармонию окружающих предметов и явлений.

Искусство учит человека чувствовать и понимать красоту. Творить по законам красоты.

Искусство эстетически ориентирует людей в окружающем мире, а также служит удовлетворению эстетических потребностей людей, так как способно создавать произведения, доставляющие человеку эстетическое удовольствие, радость, духовно возвышающие человека и нравственно облагораживающие его. Искусство является универсальным средством коммуникации. Язык музыки, танца, кисти художника понятен людям разных культурно-исторических традиций.

Огромное эмоциональное воздействие искусства человеком может быть использовано как средство оздоровления психического состояния современного человека, подверженного стрессам и депрессиям.

1.Прикладное искусство – это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа.

2. Цирк – это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со сверхзадачей, по законам эксцентрики.

3. Архитектура – формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях.

4. Декоративное искусство – эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком "второй природы": зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений.

5. Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника; выделение элементарного и наиболее популярного эстетического чувства – чувства. Графика – линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, передача их освещенности, соотношения света и тени. цвета в особую сферу и превращение его в одно из средств художественного освоения мира.

6. Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

7. Литература эстетически осваивает мир в художественном слове.

8. Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей.

9. Музыка – искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи

10. Хореография – искусство танца, эхо музыки. Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире.

11. Кино – искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства.

Искусство – точная наука. Это не просто игра воображения или приятное времяпрепровождение ради собственного удовольствия.
Искусство – это созидание. Для его формирования необходимы три составляющие – самобытность, природа и традиция. Искусство мертво без какой-либо из них. Оно развивается должным образом только тогда, когда все они собраны в единое органичное целое.

Очень часто общество и этика подвергают сомнению искусство: Может ли искусство существовать отдельно от нравственности? Искусство ради самого искусства?

В искусстве нет понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Сухой лист, увядающая роза, умирающий человек, безжизненная пустыня - вызывают в художнике такое же восхищение, как и зеленый лист, распускающийся бутон розы, наивность юности, журчащий ручеек и наполненные смехом детворы просторы.

Искусство открывает новые грани видения людям. Оно возвышает человеческий ум, более того, оно побуждает человека к развитию. Искусство, которое не наполняет человека духовностью, не делает его благородным и возвышенным, не одухотворяет его - не искусство в истинном понимании этого слова. Оно не более чем развлечение.

Читайте также: