Проект бисероплетение в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Путенко Надежда Корнеевна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Много лет работаю в логопедической группе с дошкольниками, имеющими диагноз: общее недоразвитие речи. Наши детки, как правило, не только с плохой речью, но и с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, с особым интеллектом, с нарушенной координацией движений, со слаборазвитой мускулатурой рук. Преодолеваю эти трудности через создание здоровьесберегающей среды и применение различных форм, методов и приёмов логопедической коррекции. Активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи и интеллекта детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук, поэтому уделяю большое внимание для развития мелкой моторики рук, используя разнообразные упражнения, игры. Для этой же цели решила заняться с воспитанниками бисероплетением. Интенсивное воздействие бисеринок на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что повышает функциональную деятельность головного мозга, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, тонизирует весь организм.

Технология бисероплетения развивает не только ручную умелость детей, но и сенсомоторику (согласованность в работе глаза и руки), помогает осваивать сенсорные эталоны: величину, форму, цвет, структуру поверхности. При бисероплетении зрачок находится в постоянном движении, что является гимнастикой для него, а это благотворно действует на зрение. Бисер очень необычный материал, он привлекает ребят своими яркими, разноцветными красками, развивает у них цветовосприятие, помогает изучать цветовую гамму. Занятия с бисером приучают детей к терпению, аккуратности и настойчивости, способствуют организованности и исполнительности, развивают познавательные интересы. Считаю, что все эти качества будут необходимы в школьные годы, да и в дальнейшей жизни они будут нелишними.

Твердый есть, и есть прозрачный

Дорогой есть и невзрачный.

Круглый есть и цилиндрический,

Яркий и тонов пастельных

И из двух цветов отдельных.

Ирис есть и полосатый,

С блеском, с радужным отливом,

Цвета хаки, цвета сливы,

Из стекла и керамический,

С напылением металлическим.

Ровной формы и не очень,

Хрупок, может быть и прочен.

Есть хрустальный и искристый,

Золотой и серебристый.

С тонкой линией блестящей

Есть из кости настоящей.

Просто матовый и с блеском,

С тонкой дырочкой для лески.

В форме круга и квадрата,

Крупной или маловатой.

Здесь всего не перечесть!

И стеклярус с рубкой есть.

В общем, выбор необъятный,

Прежде, чем приступить к занятиям с детьми, изучила методическую литературу, наметила задачи работы по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Познакомить детей с народным художественным творчеством - бисероплетением;

развивать сенсорные эталоны: величину, форму, цвет;

развивать пространственную ориентацию (справа, слева, в центре, вверху, внизу), зрительное внимание, память;

закреплять знания цифр, количественный и порядковый счёт;

совершенствовать умение работать по схеме - алгоритму, ориентироваться в схемах плетения.

Речевое развитие:

Развивать активный и пассивный словарь детей;

развивать связанную речь детей, учить детей составлять творческие рассказы, используя работы выполненные детьми.

Художественно – эстетическое развитие:

Познакомить детей с искусством бисероплетения;

развивать художественно - эстетический вкус, фантазию, пространственное воображение, творческие способности детей, устойчивый интерес к художественной деятельности;

развивать цветовое восприятие, знания об основных цветах и их оттенках, о тёплых, холодных и контрастных тонах.

Физическое развитие:

Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и кисти, координацию рук;

совершенствовать навыки детей нанизывать бисер на проволоку, развивать точность движений, глазомер.

Социально - коммуникативное развитие:

Воспитывать у детей желание работать в коллективе и получать радость от совместного творчества;

развивать терпение, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

учить детей самостоятельно планировать последовательность работы;

воспитывать желание делать подарки своими руками для родных, сотрудников детского сада.

Каждые два года, я набираю в группу новых детей, поэтому задачи могут изменяться в зависимости от особенностей развития воспитанников, возможностей и способностей, с учетом их желания и индивидуальности.

Бисероплетением занимаемся в свободное от занятий время, один раз в неделю, только под контролем взрослых. Занятия с детьми 5-6 лет проходят не более 25 - 30 минут, 6 - 7 лет - не более 40 минут. Постоянно слежу за осанкой каждого ребенка, так как в этом возрасте идет развитие опорно-двигательной системы.

Сначала знакомлю детей с техникой безопасности при работе, объясняю, что работать с бисером и проволокой небезопасно для здоровья, и важно соблюдать правила. Обращаю внимание, что бисер мелкий материал и обращаться с ним, надо аккуратно, осторожно, не торопясь, нельзя брать бусинки в рот и обязательно нужно поднимать всё, что упало. Отрезая проволоку нельзя держать её перед лицом, махать ею, играть. Ненужные обрезки проволоки и бракованный бисер необходимо выкидывать в корзину для мусора. Ножницы передавать друг другу ручками (кольцами) вперёд, на столе класть концами от себя. Мы зарисовываем эти правила, чтобы запомнить их, и повторяем перед каждым занятием.

Для эффективности занятий, для создания благоприятной атмосферы во время плетения включаю музыкальное сопровождение, песни, сказки или художественное слово. Через десять, пятнадцать минут работы провожу зарядку для глаз и физкультминутки, при которых организм детей расслабляется и отдыхает.

И мне бы хотелось, чтобы педагоги использовали бисероплетение в работе с детьми.

Используемая литература:

Исследования по проблеме развития творчества дошкольников в процессе бисероплетения в настоящее время отсутствуют, этот вид художественной деятельности мало используется в практике работы детских учреждений, потому что бисероплетение трудоемкое занятие, требует большой усидчивости и внимания. Не малую роль имеет личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной художественной деятельности детей, знание специфики детского творчества. Ведя кружковую работу по бисероплетению, мне хочется не только научить детей старинному казачьему рукоделию, но и показать в работах красоту донской природы, родного края. Мой опыт позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции – способности познавать художественную сторону произведений искусства бисероплетения.

II. Цель:

- развитие у старших дошкольников художественно – познавательских способностей;

- ручной умелости в процессе освоения ценностей бисероплетения;

- приобщение детей к старинному казачьему рукоделию – бисероплетению.

Задачи:

- создание оптимальных условий для старинного казачьего рукоделия (бисероплетение) в процессе художественно – познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

- комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественно – познавательных, ценностных и технических компетенций;

- развитие познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства, окружающему миру и ценностно-значимым явлениям жизни, развития потребностей в познании позитивного отношения к жизненным ценностям;

- формирование социально-эмоционального устойчивого опыта поведения;

- формирование творческого субъективного опыта преобразования и реконструирования объектов действительности, эмоционально-волевой сферы, ручных умений.

III. История вопроса.

Первоначально, серьги были мужским украшением, которое позже сохранялось только у моряков, военных. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. До 1917 года серьги в ушах сохранились только у казаков. По серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей.

Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну или несколько нитей вручную или на специальном станке. Бисер в Россию завозили, хотя в 1752 году М.В. Ломоносов получил разрешение от сената на строительство Усть-Рудицкой фабрики, где изготавливали бисер, стеклярус, но фабрика была закрыта после смерти М.В. Ломоносова.

В настоящее время основным поставщиком бисера является Чехия, а также Япония, Тайвань, Китай. В России выпускается бисер в Подмосковье (Клинский бисер) и на фабрике в Костино.

В искусствоведческой литературе были выделены следующие виды бисерного искусства: вышивание, вязание, плетение, ткачество, мозаика.

Бисероплетение сохраняет традиции древнего мастерства, изделия мастеров отличаются разнообразием, неповторимостью, радуют красотой, передают традиции от старшего поколения к младшему, воспитывают уважительное отношение к мастерам бисероплетения. Бисероплетение позволяет овладеть ручной умелостью и приобщить детей к трудовой деятельности, создает художественную среду жизни, является средством для украшения одежды, жилища, развивает эстетические чувства, доставляет удовольствие другим людям.

Технический компонент бисероплетения позволяет детям изготовлять простые изделия из бисера, стекляруса, пайеток, которые выполняются одним или несколькими приемами низания, овладеть основными способами плетения.

Технология бисероплетения.

Плетение не требует особых приспособлений. Самый простой прием – нанизывание на одну нить. Здесь используется либо игла, либо лощеный (опущенный в клей или лак и высушенный) кончик нити. Детям, при работе, иглой лучше не пользоваться – это травмоопасно. Существует плетение на нескольких нитях, концы которых пропускают через одну бусинку. Работа получается двусторонней. В место нити можно использовать леску, проволоку, тонкую, круглую резинку.

- в бисероплетении используются следующие материалы: бисер, бусины, стеклярус, рубка, стразы, пайетки, блестки;

- выразительными средствами в бисероплетении является узор, орнамент, композиция, цвет, гармония, ритм, симметрия;

- свойствами бисера (блеск, сияние, блёсткость, матовость);

- инструментами, которые используются для работы с бисером.

Художественно – познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства бисероплетения и развитию интереса к данному виду искусства, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности бисера, стекляруса, бусин и обнаруживать красоту данных материалов, происходит освоение детьми ценностей бисероплетения.

Техника параллельного плетения.

Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Начинает плести с середины проволоки по схеме. Нанизывает три бусины, сдвигаем их на середину проволоки. Правый конец проволоки продеваем через две бусины навстречу левому концу проволоки, подтягиваем. Получается треугольник – конец лепестка. Концы проволоки поменялись местами. На левый конец проволоки нанизывает далее по схеме три бусинки. Правый конец проволоки продеваем через три бусинки навстречу левому концу. Оба конца подтягиваем. И так продолжаем по схеме.

Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, лилии. И только когда дети освоили этот метод плетения, стали плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой – белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы – это самый лучший подарок. А вазочку для цветов дети лепили из глины и расписывали. После таких подарков некоторые мамы и сестры пришли к нам учиться плести из бисера. И дети с гордостью выступали в роли учителей.

Набираем на леску четыре бисерины, располагаем их посередине лески или нити. Продеваем левый конец нити в четвертую бисерину навстречу правому концу. Концы нити поменялись местами. Получаем первый крестик цепочки. На левый конец нити набираем две бисерины (5-ю и 6-ю), а на правый – одну (7-ю). Продеваем правый конец нити в 6-ю бисерину навстречу левому. Получаем второй крестик. Так же плетем все последующие крестики цепочки.

Кроме того, занятия с бисером:

♦ способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

♦ знакомят с особенностями художественного языка;

♦ развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

♦ развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;

♦ способствуют обогащению словаря.

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

А с каким восторгом дети готовились к выставке! При оформлении выставки вместе со взрослыми у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.

ЦЕЛЬ:

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером.

Приобщение детей к основам рукоделия.

ЗАДАЧИ:

Первый год обучения

Второй год обучения

месяц

тема

техника

тема

техника

Сентябрь

Простое низание – чередование бусин и бисера по схеме

Петельное и параллельное плетение

Октябрь

Простое низание – основа для петельного плетения

Ноябрь

Простое низание – детали для игрушек (плавники, крылья и т.д.)

Новогодние фантазии – снежинки, украшения

Плетение с помощью иглы по кругу

Декабрь

Чередование бусин и бисера по схеме

Сочетание знакомых техник

Январь

Петельное, параллельное плетение

Февраль

Крестики – колечки, техника мозаики

Март

Петельное, параллельное плетение дугами

Апрель

Крестики – колечки и плетение дугами

Май

Сочетание знакомых техник

Лето

Сочетание знакомых техник

С чего начинать?

Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Ознакомились с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. осваивать техники плетения начинали с мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Нанизывали на проволоку (работа с проволокой безопасна для детей, так как не требуются иголки, и это очень податливый материал, изделиям из нее легко придать любую форму).

Сначала использовали прием простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, использую одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Нити или проволока с нанизанными на них бусинами называются снизки.

♦ как готовые изделия – бусы, цепочки, браслеты для детей или для кукол;

♦ как детали для игрушек из бросового материала – крылья и чубчик для цыпленка, плавники и хвост для золотой рыбки, крылья для стрекозы, ручка для корзинки и т.д.;

♦ как основа для выполнения листьев, лепестков, цветов, выполненных в технике петельного плетения – работа начинается с середины проволоки, на которой выполняется первая петля, затем на каждом из концов делаются еще петли или используются отдельные петли, концы которых соединяются и закручиваются;

♦ как основа для игрушек, например для новогодней елки, - бисеринки или бусины нанизываются на проволоку в определенной последовательности согласно схеме, и затем придается необходимая форма.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Бисерная мозаика

Авторы: Еремеева Нина Серафимовна – воспитатель первой категории

Руководитель проекта : Родионова М.В. старший воспитатель высшей категории.

Общее руководство: Г.А. Драчёва заведующий МБДОУ детского сада №8

воспитанники подготовительной группы;

База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Каменск - Шахтинский

Вид проекта : инновационный.

Срок реализации : 2011-2012г.г.

Проблема: Какие необходимо создать условия интеграции деятельности по бисероплетению.

Цель проекта: создание условий для развития речи у детей с дизартрией через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к художественно – эстетической деятельности (бисероплетению).

изучение литературы по данной теме;

модернизирование среды кабинета для занятий с детьми бисероплетением;

ознакомление, обобщение и систематизирование современных методик и технологий, направленных на овладение детьми основами бисероплетения;

 освоение действием замещения реальных объектов в стилизованные.

Актуальность проблемы: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в произношении. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук / М.М.Кольцова 1973,1979 /. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы / Л.В. Фомина, 1971 /. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е.И.Исениной / 1981 /. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывает язык?

Бисероплетение – это творческое, познавательное, фантазийное искусство, в процессе которого у детей развиваются все психические процессы , а также мелкая моторика – а это значит речь и мышление. И самое главное - у них постоянно задействован в работе большой и указательный пальцы, которые влияют на развитие речевых центров мозга.

Проектные действия

1 этап – начальный ( VII , VIII )

Цель : создание организационных условий, способствующих овладению навыками работы с бисером, позволяющая развивать мелкую моторику рук.

Схема реализации проекта

Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера. //Издательский дом "Литера", 1999.

знакомство с практическим опытом через интернет-ресурсы; готовность применять теоретические знания в практической деятельности

теоретическая готовность к реализации проекта

модель предметно-пространственной среды для занятий с детьми бисероплетением

пополнение развивающей среды оборудованием (атрибуты к деятельности); дидактическими пособиями, иллюстрациями, схемами; создание поэтапного выполнения работ

подготовка методического обеспечения

разработка плана по реализации проекта, подбор методической литературы, модернизация диагностического инструментария. Составление картотеки игр и упражнений на развитие: мелкой моторики пальцев рук; основных психический процессов (памяти, внимания, воображения).

картотека методического инструментария

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей .

См. Приложение №1

2 этап Основной

( IX-IV 2011-2012 г. )

Цель: создание научно-методических условий, способствующих реализации проекта.

Внедрение инновационного подхода в работу ДОУ

разработка перспективно-тематического плана

См. Приложение №2

Разработка занятий и этапов (знакомство детей с работами из бисера, знакомство с выставкой работ)

Внедрение инновационного подхода в работу педагога

Разработка плана индивидуальной и фронтальной работы

План индивидуальной и фронтальной работы с воспитанниками

Активизация деятельности детей

Проведение упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук; упражнения на развитие фантазийного творчества у детей; логоритмические физминутки.

Подготовка детей к работе с бисером.

3 этап Заключительный

( V - VII 2012 год)

Цель: подведение итогов с целью выяснения эффективности проекта по развитию речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к декоративно-прикладному искусству (бисероплетению).

Проектирование содержания кружковой деятельности

Конспекты интегрированных занятий

Проведение итоговой диагностики

См. Приложение №1

Проведение сравнительного анализа по результатам диагностики

Диаграмма, таблица (поквартально)

Выработка стратегии дальнейшей работы по данной теме

Предполагаемые результаты проекта

Разработка информационно- методического материала для родителей и педагогов по работе с бисером;

Повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

Систематизация и повышение качества работы с детьми-логопатами по развитию художественно-творческих и речевых способностей через бисероплетение;

Развитие детского творчества;

Приобщение ребенка к миру искусства;

Совершенствование моторики рук, пальцев; появление интереса и устойчивых технических навыков на занятиях по бисероплетению;

Овладение умением работать в группе;

Появление навыков коммуникативного общения;

Обогащение эмоциональной сферы.

Итоговые выводы

Оценивая успешность работы во время проекта, следует учитывать повышение внутренней мотивации ребенка, появление уверенности в своих силах, умение находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера, возникновение желания добиться планируемого результата, поднятие самооценки детей, дети учатся сосредоточенности и усердию, ребенок может даже формулировать послания миру, что весьма актуально в периоды кризисов.

Здесь прослеживается межпредметная связь с историей, математикой, логопедией, физкультурой, конструированием, сенсорикой, развитием речи и т.д.

Поэтому: радость, недовольство, восхищение, отчаяние, нетерпение, зависть, гордость, философское времяпровождение, а самое главное – рукоделие - это все бисероплетение.

Приложение 1

ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (ДИАГНОСТИКА)

Обследование статической координации движений пальцев рук:

выполнить задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до5;

вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;

вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;

положить указательные пальцы на средние на обеих руках;

положить средние пальцы на указательные на обеих руках;

соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

Обследование динамической координации движений пальцев рук:

Исследование чувства ритма:

сменять руки одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;

раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);

обследование темпа движений при помощи письменной пробы: чертить на бумаге палочки с строчку в течение 15с. в произвольном темпе, в течении следующих 15с. чертить как можно быстрее, в течении следующих 15с. чертить в первоначальном темпе;

взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта и т.д.).

По результатам обследования мелкой моторики определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

I уровень – низкий – менее 2 баллов,

II уровень – ниже среднего – 3-5 баллов,

III уровень – средний – 6-9 баллов,

IV уровень – выше среднего – 10 – 12 баллов,

V уровень – высокий – 13-14 баллов.

Результат заносится в таблицу:

Обследование мелкой моторики детей______________________группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Дьячкова Ю.В.

Пояснительная записка_____________________________ 3

Методическое обеспечение__________________________ 4

Тематический план_________________________________ 6

Содержание программного материала_________________ 7

Условия реализации программы______________________ 8

Прогнозируемые результаты_________________________ 9

Приложение ______________________________________ 11

Пояснительная записка.

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится

прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса

конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя

Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия

бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

соответствии с целью были сформированы задачи программы:

Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером

народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Программа в объеме 30 занятий, из них – 10 занятий отводится на теоретический курс, 20 занятий – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев,

согласованность движений рук и формировать художественные навыки и

эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);

организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к себе, вперед, вверх), убирать иглу в игольницу;

правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу.

конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря. Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя

взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

Тематический план работы

Наименование разделов и тем

Экскурс в историю.

Организация рабочего места

Знакомство с бисером, стеклярусом,

техникой безопасности при работе.

Оборудование рабочего места.

Изготовление простейших цепочек.

Знакомство со схемами.

Игла. Нити. Проволока. Обучение

навыкам работы с иглой. Техника

безопасности при работе.

Украшения из бисера и стекляруса.

Брошь "Бабочка" (усложненный

Организация выставки (в конце темы)

Посещение выставки прикладного

искусства. Знакомство с мастерами

ИТОГО:

Содержание программного материала

Экскурс в историю.

История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером.

Изготовление простейших цепочек.

Знакомство со схемами. Чтение схем.

Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой.

Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.

Украшения из бисера и стекляруса.

Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций.

Изготовление широкого браслета в подарок маме.

Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками.

Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций.

По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ.

Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

Наличие столов для работы.

Приобретение бисера различных цветов и оттенков.

Наличие нитей для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.

Кадровое обеспечение

Зам. зав по ВМР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.

Руководитель программы – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль

в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости), ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.

Прогнозируемые результаты

процессе реализации программы дети приобретут:

Практического владения общими принципами работы по рукоделию.

Расширят представления о культуре ханты и манси, их истории.

Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.

Работы с бисером.

Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.

Работы и общения в коллективе.

Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.

Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

БИБЛИОГРАФИЯ

Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.

Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо

Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.

О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.

М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.

И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт Петербург 1999.

М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.

Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс

Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.

ТЕМА: ИСТОРИЯ БИСЕРА

Провести экскурс в историю.

Познакомить детей с историей возникновения бисероплетения.

Дать представление о способах изготовления бисера.

Обогащение словаря: рукоделие, бисероплетение, бисер.

Оборудование: иллюстрации, образцы изделий из бисера, журналы по бисероплетению, бисер, стеклярус.

Словарь: бисер, бисероплетение, рубка, стеклярус, матовый.

Ход занятия:

Рассказ педагога.

Издревле люди стремились украсить себя, свою одежду, предметы быта. Самые примитивные украшения - это нити с нанизанными камешками разной формы, кусочками драгоценных пород дерева, раковинами, позднее бусами.

Стеклянные бусы были известны уже в глубокой древности.

Бусы голубого стекла находили в гробницах древних египтян.

Самым известным поставщиком бисера была Венеция. Мастерские стекольщиков, образованные на острове Мурано в середине 15 века, приносили республике громадные доходы. Секрет изготовления бисера сохранялся в строгой тайне. Мастера имели массу привилегий, но за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни. Тем не менее, со временем появились мастерские и в Германии, и во Франции.

На Руси бисер использовался наряду с речным жемчугом и драгоценными камнями.

Бисер бывает очень разнообразным по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразен и способ окраски бисера - прозрачный или цветной, матовый или блестящий, прокрашенный целиком или только изнутри (со стороны отверстия).

Особенно привлекает внимание бисер металлического цвета и бисер с эффектом бензинового пятна в воде. Очень красив бисер, имеющий вертикальные грани или граненый, как большой круглый кристалл.

вас на столах стоят коробочки с бисером, рассмотрите его. Кроме бисера в работе могут быть использованы бусины, кристаллы (граненые бусины) и искусственный жемчуг (они в другой коробочке)

Кроме того, для работы могут применяться бусины других форм: в виде капли, плоские бляшки, листочки (они тоже находятся на вашем столе). Затем дети по очереди говорят названия материала.

Такое разнообразие материалов дает простор для фантазии и позволяет создавать уникальные, непохожие друг на друга изделия.

А сейчас поиграем. Я поставлю коробочки с бисером, бусами и т.д. в ряд. Вы закройте глаза. Я уберу по одной коробочке, затем вы открываете глаза и вспоминаете, какой коробочки не стало.

Тема: ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. ТБ.

Познакомить с материалами и инструментами необходимыми для бисероплетения.

Рассказать об инструментах, применяемых в данном виде рукоделия.

Дать представление о способах безопасного их применения.

Научить элементарным навыкам работы с иглой, проволокой.

Обогащение словаря: нити капроновые, лавсановые, леска, проволока.

Оборудование: кусачки, иглы, проволока, леска, эластичная нить, бисер.

Словарь: эластичная нить, лавсан, плоскогубцы.

Ход занятия.

На прошлом занятии мы с вами знакомились с разнообразием бисера. Кроме бисера для работы надо иметь под рукой ряд необходимых инструментов и материалов.

Во-первых, для работы требуются иглы. Лучшими считаются японские и английские иглы N- 11, 12, 13. Чем выше номер иглы, тем она тоньше. Самые ходовые - иглы N-12.

Нитки должны быть достаточно прочными и не перетираться в работе. Как правило, используются капроновые или лавсановые нитки N - 40,50.

Нужны для работы острые ножницы и небольшие плоскогубцы.

Прежде чем приступить к работе, выберите себе удобное рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.

При работе можно постелить на стол плотную ткань, например фланель или сукно, и высыпать на нее бисер кучками разного цвета. Можно обойтись и без ткани, а рассыпать бисер по маленьким плоским коробочкам или крышечкам с невысокими (5- мм) бортами. Работать с отдельными коробочками удобнее, так как бисер не смешивается и после окончания работы проще пересыпать бисер каждого отдельного цвета в предназначенные для него коробочки или пакетики.

При работе на ткани процесс сортировки и сборки бисера занимает достаточно много времени, но зато меньше вероятность того, что коробочка с бисером опрокинется и его придется собирать по полу. Кроме того, выполняемое изделие можно прикрепить к ткани булавками. Каждая мастерица выбирает удобный для себя вариант.

Нанизывая бисер, иглу держат в правой руке, а работу в левой, и не бисер нанизывают на иглу, а иглой поддевают бисер, придерживая

Предлагаемая программа краткосрочных образовательных практик может быть предложена в качестве дополнительных образовательных услуг и реализована в форме кружковой работы с детьми 5-7 лет.

С этой программой КОП участвовала в 13 Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций, которая проходила в г. Пермь 13-15 апреля 2015 г.

Инновационные решения в сфере образования:

Опыт разработки и результативного использования современных образовательных технологий 5.1

Для детей 5-7 лет.

Срок реализации: один год.

  • Пояснительная записка.
  • Краткосрочные образовательные практики на учебный год.
  • Технологическая карта сентября.
  • Технологическая карта октября.
  • Технологическая карта ноября.
  • Технологическая карта декабря.
  • Технологическая карта января.
  • Технологическая карта февраля.
  • Технологическая карта марта.
  • Технологическая карта апреля.
  • Технологическая карта мая.
  • Техника безопасности.
  • Гимнастика для глаз.

Пояснительная записка

Данная программа КОП предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основным принципом построения занятий является тесная связь художественного труда и математики. В соответствии с сезоном определены темы практик. В течение месяца проводятся 8 встреч. На изготовление одной поделки отводится два занятия. Длительность каждого занятия 25-30 минут.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (в данном случае – проволока, бусины, бисер, стеклярус), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Бисероплетение помогает развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей дошкольного возраста, особенно, страдающих дефектами речи (ОНР, ФФНР, заикание), детей с ОВЗ.

Необходимость в создании программы по бисероплетению для детей 5-7 лет существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с умением делать что-то своими руками, при этом дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Изделия, изготовленные детьми, могут служить наглядными пособиями, выставленными экспонатами, оформительским материалом, сувенирами, подарками.

В последнее время в ДОО наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В детские сады приходят дети с нарушениями речи разной сложности, которые влияют на общее развитие ребёнка, и его мышление. У некоторых нарушены психические процессы, речевое развитие, моторика. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передаётся на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с нарушениями речи, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Целью программы является развитие мелкой моторики рук через овладение искусством бисероплетения.

  • углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;

осваивать техники бисероплетения.

  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами;
  • создать условия для развития ребёнка как личности, мастера, художника;
  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
  • прививать основы культуры труда.
  • развивать тонкую моторику рук, образное мышление, внимание, творческие способности;
  • развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изготовлении изделия;
  • формировать эстетический и художественный вкус.
  • повышению внутренней мотивации ребёнка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию тонких движений пальцев рук;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.

Краткосрочные образовательные практики проводятся 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста в первой половине дня в период между 12 - 13 ч. перед дневным сном или во второй половине дня согласно расписанию. Максимальная учебная нагрузка краткосрочных образовательных практик – 8 часов. Количество детей, одновременно участвующих в одной краткосрочной образовательной практике 6-8 человек.

Краткосрочные образовательные практики на учебный год

Знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Колечко в технике параллельное плетение.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.

Использовать способ параллельного низания бисера для плетения разнообразных рыбок. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Технологическая карта сентября

Бисер, рубка, стеклярус.

Технологическая карта октября

Технологическая карта ноября

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
Любимые животные Закреплять знания о разных породах кошек. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Кошечки.
Любимые животные Закреплять знания о разных породах собак. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Собачки.

Технологическая карта декабря

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
Новый год Закреплять знания о новогоднем празднике. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Ёлочка, снеговик.
Новый год Закреплять знания о новогоднем празднике. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий, воспитывать желание изготовлять подарки. Бисер, проволока, ножницы, схема. Дед Мороз, Снегурочка.

Технологическая карта января

Использовать способ параллельного низания бисера для плетения разнообразных рыбок.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогатить знание детей об обитателях морей. Использовать способ параллельного и прямого низания бисера для плетения осьминога и медузы. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Технологическая карта февраля

Технологическая карта марта

Технологическая карта апреля

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Закрепить знания о животных Африки. Познакомить с животными и птицами Африки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, использовать способ параллельного низания бисера при плетении.

Читайте также: