Примеры использования методов педагогического исследования в практике воспитателя доу

Обновлено: 04.07.2024

образовани и. В статье также д аются кла ссификация и характеристи ки ИКТ.

В качестве приме ра одной из с оставляющих ИКТ описыва ется ц ифровой

образовательн ый ресурс (Ц ОР, его цели , задачи, ком понент ы и их

содержание. Одним из видов ЦОР являе тся библиоте ка электронн ых

2) Во - первых, вн едрение ИК Т в образов ание значительно уско ряет передач у

знаний и нако пленного тех нологичес кого и социальн ого опыта чел овечества

не только от по коления к п околению, н о и от одног о человека к др угому.

Во - вторых, сов ременные ИКТ, повыша я качество обучения и о бразовани я,

позволяют челов еку успешнее и б ыстрее ада птироваться к окружающе й

среде и происх одящим соц иальным измене ниям. Это д ает каждом у человеку

возможность полу чать необ ходимые зн ания как сегод ня, так и в будущем

В - третьих, активн ое и эффектив ное вне дрение этих технол огий в

образование явля ется важн ым фактором создания с истемы образова ния,

отвечающей т ребованиям ИО и процесс у реформирова ния

традиционн ой системы об разования в св ете требов аний сов ременного

3) Применение ИКТ спос обствует д остижению основн ой цели мо дернизации

образования – ул учшению качеств а обучения, о беспечен ию гармон ичного

развития личн ости, ориенти рующейся в информаци онном простра нстве,

приобщенной к информац ионно - коммуникационным в озможностям

современных те хнологий и обладающей информац ионной культурой, а так же

представить им еющийс я опыт и выяв ить его рез ультативность .

•Достижение п оставленных целей плани руются через р еализацию

• использовать инф ормационн ые - коммуника ционные те хнологии в учебном

• сформировать у учащихся устойчивый интерес и стр емление к

• формировать и развивать ком муникат ивную компете нцию;

• дать ученикам з нания, определяющ ие их св ободны й, осмысленный в ыбор

2) Здоровье с берегающие технологии ; Голобородько Н. В. ,2013, С. 82 - 85.

рассматривать и к ак качестве нную характер истику лю бой образовательной

тех принципов, приемов, мет одов педаг огической ра боты, котор ые, дополняя

традиционн ые технологии обучения и воспитани я, наделяю т их признаком

Здоровье сбе режение в образовании как цен ность представл ено трем я

взаимосвязанн ыми блоками: зд оровье сбе режение как ценность

государствен ная, обществен ная, личнос тная. Здоровье с берегающая

педагогика, главная отличитель ная особ енность котор ой — приоритет

здоровья сред и других направлени й воспитатель ной работ ы школы,

включает последова тельное фо рмирова ние в школе ( или в другом

образовательн ом учрежде нии) здо ровье сберегающег о обра зовательного

пространства с о бязательным использов анием всеми пе дагогами здо ро вье

сберегающи х технологий, что бы получение уч ащимися о бразован ия

происходил о без ущер ба для здоровья, а также во спитание у учащихся

культуры зд оровья, по д которой м ы понимаем не толь ко гра мотность в

вопросах здоровь я, достига емую в резу льтате обучени я, но и практическое

воплощение потребност и вести зд оровый об раз жизни, заб отиться о

2) Цели, пресле дуемые в х оде реализа ции здоровье с берегаю щих и здоровье

- разработка и реализация представл ений о с ущности зд оровья;

- разработка и пост роение диагностичес кой и монитор инговой м оделей

- реализация индивидуаль ных оздоровительных п рограмм;

- овладение мет одиками и мето дами совреме нных здоровь е сберегающ их и

здоровье форм ирующих тех нологий, у мений исп ользования их п ри

- создание инф ормационн ого поля по проблем е: «Здоровь е сберегающе е

- создание услов ий дл я повышения п рофессиональ ного уров ня в овладен ии

знаниями как тео ретическим и, так и п рактическими в о бласти охран ы

детства, здоровье с берегающ его сопровождения, в недрени я здоровье

сберегающи х технологий в уче бно - воспитательн ую систему дошкольног о

3) Применительн о к ребенку – обес печение выс окого уров ня реального

здоровья воспит анник у детского сада и воспита ние валеол огической

культуры как с овокупности осознанног о отношения ребенк а к здоровью и

жизни человека, з наний о з доровье и ум ений обе регать, под держивать и

сохранять его, валелоги ческой компет ентности, позв оляюще й дошкольн ику

самостоятельно и эффект ивно решать з адачи здорового о браза жизни и

безопасного поведения, за дачи, связанн ые с оказание м элементарной

медицинской, пс ихологическ ой самоп омощи и пом ощи.

Применитель но ко взросл ым – содействие ста новлению к ультуры з доровья, в

том числе к ультуры професси онального з доровья воспитат елей Д ОУ и

Для реализаци и этих принц ипов необ ходим комплекс э ффективны х лечебно -

Дошкольная педагогика – это сфера возрастной педагогики, изучающая закономерности элементарных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Основное направление дошкольной педагогики - изучение процесса обучения и воспитания, его цели и задачи, содержание, формы и методы организации, средства и приемы осуществления, влияние данного процесса на формирование и развитие личности ребенка.

Педагогические исследования проводятся с целью выявления закономерностей развития ребенка, поиска оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Методы педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических процессов и явлений, получения о них научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.

Методы исследования в дошкольной педагогике

Основные методы исследования в дошкольной педагогике:

Наблюдение. Метод целенаправленного исследования педагогического явления или процесса. Исследователь наблюдает отдельные стороны явления, или оценивает его в целом. Основная задача исследования - накопление и фиксация фактов, их существенных сторон. Наблюдение может быть открытым, опосредованным (через других лиц), скрытым, прерывным или непрерывным, монографическим, узкоспециальным. Требования к проведению наблюдения: цель, задачи, плановость, систематичность, программы, точная запись, методики и техники наблюдения. Наблюдение требует точной и объективной фиксации фактов (киносъемка, фотографирование, записи в дневнике, протоколы и т. д.) и обработки результатов.

Эксперимент. Исследование процессов и явлений с целью обоснования и проверки научной гипотезы. Может быть естественным, констатирующим (изучение состояния педагогического процесса или явления), лабораторным (специально созданные контролируемые условия), контрольным (обоснование полученных результатов и выводов) и формирующим (апробация выдвинутой гипотезы). Эксперимент требует организацию поведения исследователя, техническую подготовку, учет инструкций и условий, влияющих на результат, запись результатов. Цель эксперимента – определить закономерности и связи между отдельными педагогическими процессами, явлениями и их результатами в поисках наилучшего способа управления педагогическим процессом.

Готовые работы на аналогичную тему

Опросные методы. Включают интервьюирование, беседу, тестирование, анкетирование.

Социометрия. Отображает взаимоотношения в коллективе, межличностные отношения, основываясь на методах наблюдения или опроса за устоявшим поведением детей. Метод позволяет определить роль, место, статус испытуемого, определить стадии формирования отношений внутри коллектива.

Изучение педагогической документации и продуктов детской деятельности (протокол, отчеты, конспекты занятий, планы, продукты ручного труда и изобразительной деятельности дошкольников). Метод позволяет получить разностороннюю информацию об исследуемом объекте, выявить новые факты и установить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями.

Монографическое изучение детей (в группе, отдельного ребенка).

Метод изучения и обобщения опыта. Педагогический опыт – это практика обучения и воспитания, которая отражает уровень развития педагогической науки.

Математический метод. Заключается в математической обработке данных и результатов, которые были получены в процессе изучения и отображены в диаграммах, графиках, таблицах.

Беседа представляет собой непосредственное общение с ребенком или детьми при помощи заранее продуманных вопросов. Предполагает установление двустороннего контакта, в процессе которого выявляются представления и интересы детей, их чувства, отношения, позиции и оценки. Требования к методу: наличие плана (постановка вопроса, опросы полные, массовость, педагогический такт), программы, целенаправленность.

Анкетирование. Может проводится в виде интервью (открытое) или закрытое (анонимное). Требования к анкетированию – учет и систематизация.

Интервьюирование в дошкольной педагогике используется реже остальных методов. Метод представляет собой одностороннюю беседу, во время которой инициатор задает вопросы, а интервьюируемый отвечает. Метод требует тщательную разработку структуры анкеты и создание условий, которые располагают к искренности детей.

Тестирование – метод целенаправленного обследования, которое проводится по отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющий объективно выявлять индивидуальные различия детей.

Методы педагогического исследования необходимо использовать в совокупности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Методы изучения и обобщения педагогического опыта

При проведении педагогических исследований в дошкольном учреждении используют методы, связанные с изучением и обобщением педагогического опыта, продуктов деятельности ребенка и различной педагогической документации.

К методам изучения и обобщения педагогического опыта относятся:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01.02.2022

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

- с историей появления данного детского сада, которая размещена на сайте учреждения.

- с основными сведениями об образовательной организации,

- со структурой ДОУ: кадрами, составом, возрастными группами,

-с .. дополнительными образовательными услугами (кружками).

- с взаимодействием со школой:

- с достижениями учреждения.

Приложение: пункт 1.- С.4.

С 12.00-13.00 (1час)

-с особенностями материальным и техническим оснащением и оборудованием,

-с особенностями предметно-развивающей среды ДОУ и прилегающей территории.

-с характеристикой условий питания и медицинского обслуживания

-с информационными ресурсами и обеспечением

-с обеспечением безопасности ДОУ.

Приложение: пункт 2.-С.8.

С 12.00-13.00 (1час)

Основные нормативно-правовые документы .

Концепция и годовой план ДОУ.

- с нормативно-правовыми документами и положениями: с основными, с учредительными, локальными (размещены на сайте организации).

- с Концепцией и годовым планом ДОУ. Их основными целями и задачами.

Приложение: пункт 3. -С.11.

С 13.00-14.00 (1час)

-знакомство с планами воспитательно-образовательной работы (перспективным, календарным) этой группы;
- с режимом работы данной возрастной группы (сеткой занятий, комплексом
утренней гимнастики, традиции группы);
- со списком детей по группам и особенностями воспитанников и их семей;

Приложение: пункт 4.- С.15

С 8.00-12.00 (4час)

-составление конспектов непосредственно организованной деятельности с детьми, развлечения, досуга. -изготовление необходимого дидактического материала, оформление картотек

по рисованию, ФЭМП, развитии речи.

Приложение: пункт 5.- С.22

С 12.00-16.00 (4часа)

Работа с родителями

Оформление уголков для родителей - стенда, папки передвижки, сненгазеты к новому году.

Приложение: пункт 5.-

Работа с воспитателями

Приложение: пункт 5.-С.29

Подведение итогов практики

Анализ проделанной работы. Написания отчета.

отчет по практике

1. Знакомство со структурой ДОУ

Познакомимся более подробно с нашим детским садом.

Из истории детского сада.

Ясли сад передан в ведение городского управления народного образования Йошкар - Олинского горисполкома (Приказ № 48 по ГУНО от 13.12 1988 года).

Ясли - сад № 51 переименован в детский сад № 51 общеразвивающего вида (Приказ 246 пункт 2 от 01.09.1988 г. по ГУО)

Основные сведения об образовательной организации

Официальное полное наименование образовательного учреждения

Сокращенное наименование образовательного учреждения

Местонахождение учреждения (юридический, фактический адрес):

424039, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Дружбы, дом 91а

Контактный телефон/факс

(8362) 63-35-01, 64-52-23

Адрес электронной почты (e-mail)

Адрес официального сайта

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

от 04.07.2011 г. Серия РО № 022803 Рег. № 396

Устав (новая редакция)

Городской округ "Город Йошкар-Ола"
Функции и полномочия осуществляет:
Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
Начальник: Никитенко Михаил Яковлевич
Адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.Комсомольская, 134
Часы работы: понедельник-пятница 8.00 – 17.00 Обед 12.00 – 13.00
Тел/факс: 8 (8362) 56-62-18

Телефоны горячей линии: 45-04-27; 56-63-18

Киверина Наиля Захарьевна

Дата создания

Количество воспитанников

145 детей в возрасте от 3-х до 7-и лет, которые распределены в 6-и группах

Режим работы ДОУ

Форма обучения

Нормативный срок обучения

Создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей через интеграцию различных видов деятельности в соответствии с ФГОС

Направления деятельности

Физическое развитие – приоритетное направление
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие

Основные задачи

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Язык образования


Платных услуг детский сад не оказывает

Детское дошкольное учреждение по наполняемости соответствует типовому положению, рассчитан на 140 мест, списочный состав – 150 детей.

Комплектование и наполняемость групп:

В детском саду функционирует 6 групп:

В детском саду созданы все условия для реализации Основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ. У нас работают 16 педагогов:

Кадровый состав

Образование

Высшее – 7
Среднее
профессиональное - 2

осознают и несут полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных детей

на 2015 год. Основные документы

Материально-техническое оснащение и оборудование

В детском саду созданы условия для полноценного развития детей. Приоритетными функциями образовательной деятельности являются: оздоровительная, общеразвивающая и воспитательная. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Для реализации задач всестороннего развития ребенка в дошкольном учреждении большую роль играет организация развивающего окружения.

В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, с целью ее реализации, с учетом возрастных особенностей детей в Учреждении создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно - эстетического и социально - коммуникативного развития ребенка.

Проектная мощность ДОУ – 144 места. Общее санитарно-гигиеническое состояние соответствует требованиям Роспотребнадзора. Учреждение имеет большую прилегающую территорию, которая обнесена забором из металлической сетки высотой 1,5 м. На земельном участке ДОУ расположены игровые площадки с верандами и малыми архитектурными формами, спортивными пособиями. Для развития двигательной активности и организации спортивных игр имеется спортивная площадка. Участок ДОУ озеленен деревьями и кустарниками, разбиты клумбы с цветами, обустроена альпийская горка.

В МБДОУ оборудованы помещения для разных видов детской деятельности: логопункт, психологический кабинет, кабинет ЛФК, музыкально-физкультурный зал. Все кабинеты дополнительного образования имеют в достаточном количестве дидактические пособия и оборудование, технические средства обучения.

Таким образом, предметно-развивающая среда ДОУ представляет единую цепь мини сред, а вся территория это - содержательное пространство для целостного развития личности каждого ребенка.

Характеристика условий питания и медицинского обслуживания

Продукты питания завозятся в Учреждение централизовано по предварительной заявке поставщиками, выигравшими тендер. При организации детского питания в Учреждении большое значение уделяется правильному составлению меню. Важно также правильное распределение различных продуктов в течение суток, а также калорийность питания, что осуществляется при помощи примерного перспективного десятидневного меню, на основе которого диетсестрой составляется ежедневное меню.

Разнообразие пищи достигается как за счет широкого использования набора продуктов, строгого соблюдения правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки, позволяющей приготовить из одного продукта широкий ассортимент блюд. В группе создана спокойная обстановка, ничто не отвлекает внимание детей во время еды. Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества вызывают положительные эмоции у детей.

Информационные ресурсы

Компьютерами оснащены кабинеты: заведующего (с выходом в интернет), методический. Доступ воспитанников Учреждения к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям отсутствует.

Функциональное использование персональных компьютеров:

Заведующий: выход в Интернет, работа с отчетной документацией, электронной почтой. Старший воспитатель: осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта; планирование и мониторинг учебно-образовательной деятельности.

Проведение презентаций для всех участников образовательного процесса. Психолог, учитель-логопед: работа с документацией. Заместитель заведующего по АХЧ, специалист по кадрам, бухгалтер: выход в интернет, работа с текущей и отчетной документацией, электронной почтой.

Обеспечение безопасности

В детском саду в вечернее, ночное время находится сторож. Детский сад оборудован пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения, планы и схемы эвакуации.

3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности МДОУ в рамках ФГОС

К основными документами, регламентирующими деятельность дошкольных организаций в условиях введения ФГОС на сегодняшний день являются:

1.Конституция Российской Федерации

2.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установил, что ДО – это уровень общего образования, образовательные программы ДО разрабатываются в соответствии с ФГОС.

Основными учредительными документами являются:

-Заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности,

-Лицензия на осуществление образовательной деятельности 2015,

-Лицензия на осуществление образовательной деятельности 2015,

-Приложение к лицензии образовательной деятельности 2015,

-Приложение к лицензии образовательной деятельности,

-Санитарное эпедимиологическое заключение 2015,

-Свидетельство на здание,

-Свидетельство на земельный участок,

-Свидетельство на нежилое помещение,

-Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе,

-Устав ДОУ 51 в новой редакции 2015года и другие документы.

К основным локальным актам относят:

-Коллективный договор на 2013-2016 годы.

-Положение о порядке установления компенсационных, стимулирующих и иных выплат работникам за 2015 год.

-Положение о логопункте.

-Положение о сайте и многие другие положения и правила.

Перечень документов по ДОУ

и сроки их хранения:

-Устав ДОУ (постоянно),

-Лицензия образовательной деятельности (постоянно),

-Свидетельство об аккредитации (постоянно),

-Должностные инструкции (постоянно),

-Путёвки на детей (3 года после выпуска детей),

-Личные дела детей (3 года после выпуска детей),

-Сведения о родителях (3 года после выпуска детей),

-Договоры с родителями (3 года после выпуска детей),

-Договоры с сотрудниками (75 лет минус возраст сотрудника),

-Личные дела сотрудников (75 лет минус возраст сотрудника),

-Трудовые книжки сотрудников (до востребования либо 50 лет),

-Коллективный договор (постоянно),

-Правила внутреннего трудового распорядка (постоянно),

-Приказы по кадрам (75 лет),

-Приказы по образовательной деятельности (3 года),

-Протоколы собраний, педсоветов и т.д. (5 лет),

-Распорядительные документы вышестоящих органов (5 лет),

-Исходящая документация(5 лет),

-Программа развития ДОУ (постоянно),Основная образовательная программа ДОУ (постоянно), Годовой план ДОУ (3 года), -Учебный план ДОУ (3 года).

В ходе практики, я была ознакомлена с концепцией и годовым планом ДОУ.

В концепции ДОУ показано, что:

1. Деятельность ДОУ основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности ребенка и взрослого, целостности подхода к воспитанию личности ребенка в смыслозначимых видах деятельности.

2. Концепция построена на основе сотрудничества взрослых и детей, педагогизации и психологизации всех служб ДОУ последовательной реализации принципа обновления и содержания, а также конкретных технологий, позволяющих максимально проявить и реализовать самые разносторонние потребности личности ребенка.

3. Содержание деятельности основано на учении Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях психики ребенка.

Управленческая концепция выглядит таким образом:

-люди являются творцами;

-они любят работу;

-они сами управляют своей деятельностью и сами себя контролируют в соответствии с поставленными целями;

-они готовы принимать на себя ответственность;

-они обладают творческим потенциалом.

Концепция осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:

-создание психологического климата доверия между педагогами, персоналом

-обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками

-актуализация мотивированных ресурсов всех участников ДОУ;

-развитие у педагогов особых личностных установок, наиболее адекватных личностно-ориентированной модели.

Каждый ребенок с первых дней своего пребывания в ДОУ должен почувствовать, что его любознательность признается и поощряется, что педагог дружелюбен и заботлив, что можно изучать то, что нравится, что процесс учения доставляет удовольствие, а педагоги вызывают чувства уважения и любви.

В современных условиях развития общества, характерных быстрыми и масштабными изменениями, необходимо сделать акцент на активизацию процесса осмысленного образования.

Конкретизируя вышесказанное, определены базовые ценности коллектива ДОУ:

-ребенок, его личность, его интересы и потребности;

-семья как основа формирования и развития личности ребенка;

-профессиональная образованность педагогов, родителей как одно из условий для максимальной самореализации личности;

-педагог, как личность, являющаяся основным носителем образования, культуры, любви и уважения к ребенку;

-коллектив единомышленников как основное условие существования и развития ДОУ.

Миссия по отношению к педагогическому коллективу определена в следующем:

-Предоставление педагогам возможности свободной творческой работы на основе своих педагогических и профессиональных интересов. - Содействия в обобщении практического опыта работы, введение инноваций, способствующих повышению эффективности воспитательно-

образовательного процесса ДОУ.

-Оказание помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышение уровня квалификации и образования.

-Всемирное стимулирование и поощрение профессиональной и творческой деятельности.

В ходе практики, я была ознакомлена так же с годовым планом ДОУ на 2015-2016 год.

План работы является основным документом по поводу функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения и составлен в соответствии с приоритетами федеральной, краевой и муниципальной образовательной политики.

Основные разделы годового плана работы ДОУ :

- Анализ работы за прошедший учебный год

- Повышение квалификации и профессионального мастерства

- Система внутреннего мониторинга

- Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями

- План работы специалистов

- Планирование праздников и развлечений

Количество детей в группе 26. Примерно одинаковое количество девочек и мальчиков.

В группе имеется мальчик с трудным поведением, некоторыми отклонениями в психическом развитии, что существенно осложняет работу в группе в целом, особенно при обучении на занятиях.

Однако воспитатели находят в себе сил заниматься индивидуально, применяют в своей деятельности различные приемы и методы, чтобы все дети занимались, чтобы каждому ребенку было интересно и радостно ходить в данную группу.

В группе существует традиция отмечать дни рождения, делать подарки своими руками, а так же делать сненгазеты каждый месяц.

Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический, с родителями осуществляет тесное взаимодействие, привлекает к жизни группы детского сада.

Относительно социального паспорта группы, скажем, что в данной группе не имеется неблагополучных семей. Много многодетных и семей с двумя детьми. Большинство родителей с высшим образованием.

Методы исследования в педагогике

Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования. Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.

Пример метододы педагогического исследования

Классификация методов педагогического исследования

Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

  1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
  3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

методы исследования в педагогике

Теоретические методы исследования в педагогике

Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

Эмпирические методы педагогического исследования

Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

Пример методов исследования в курсовой по педагогике

Характеристика методов исследования в педагогике

Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

пример методы педагогического исследования

Этапы педагогического исследования

Представим алгоритм, по которому проводят научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:

  1. Ознакомление с темой, обоснование ее актуальности, формулировка конечной и промежуточных целей.
  2. Выбор концепции и общих теоретических положений.
  3. Формулировка научного предположения, нуждающегося в проверке.
  4. Подбор методов исследования.
  5. Организация и проведение эксперимента.
  6. Обработка данных и оформление результатов.
  7. Подготовка практических рекомендаций.

Педагогические методики

Основные методы педагогического исследования

Метод наблюдений, как метод педагогического исследования

Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:

  • периодическое – проводится в течение определенного промежутка времени;
  • случайное – не запланировано.

Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:

  • прямое наблюдение – процесс изучает непосредственно исследователь;
  • косвенное наблюдение – об особенностях процесса он узнает через третьих лиц.

В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:

  • нейтральное наблюдение;
  • исследователем является руководитель воспитательного или учебного заведения;
  • в роли исследователя выступает собственно участник процесса.

Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.

Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«

Методы исследования в дипломеИспользование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей

Диагностический эксперимент

Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.

Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.

Результатом преобразующего эксперимента может быть:

  • новый метод обучения;
  • перечень условий, влияющих на эффективность педагогического процесса;
  • методические принципы;
  • модель процесса развития.

Метод беседы и интервью

Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.

Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.

С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.

Методы в педагогической курсовой пример

Метод тестирования

В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:

  • надежности;
  • валидности;
  • объективности.

Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.

Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик. Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.

Метод анкетирования

Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:

Метод рейтинга

Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик

Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.

Диагностические методы

Методы количественного и качественного анализа

Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.

Читайте также: