Что такое нот в технологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

сокращенное обозначение научной организации труда (см.).

Античный мир. Словарь-справочник

(греч. Notos )

в греческой мифологии бог южного ветра, приносящий туманы и дожди; брат Борея, Зефира и Евра.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Словарь Ветров

(греч. notos), нотья — сильный влажный и теплый южный ветер в бассейнах Средиземного, Черного и Азовского морей и божество этого ветра в греческой мифологии. Н. приносит к северным берегам морей туманы и дожди (иногда с градом). В Эгейском море и на о. Крит Н.— это сирокко. Н. действует на людей расслабляюще.

Понятие НОТ применимо везде, где трудятся люди. НОТ (науч­ная организация труда) — это система мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий всех видов труда, которые обеспечивают постоянный рост производительности труда и развитие коммунистического отношения к труду.

НОТ необходим и на производстве, и в высших и средних учеб­ных заведениях.

В условиях научно-технического прогресса учёба в любом инсти­туте — и там, где готовятся инженеры, и там, где готовятся специа­листы других профессий, становится сложной задачей. Объём науч­ной информации, которую должны усвоить студенты не только в ву­зах, но и в техникумах, в школах, непрерывно растёт. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.

В пособиях по организации самостоятельной работы студентов дано уже много рекомендаций. Те студенты, которые им следуют, достигают хороших успехов в учёбе при сохранении здоровья на мно­гие годы. К сожалению, ещё есть немало студентов, которые не поль­зуются такими рекомендациями. И жизнь, как правило, жестоко на­казывает их за это. Они либо отчисляются из вуза за неуспеваемость, либо теряют здоровье при неправильно организованной учёбе.

Поэтому главное в учебе – вера в свои силы, воля и умение работать.

С сильной волей не рождаются. Волю воспитывают в труде. Там, где человек работает, он должен научиться делать то, что ему необходимо делать.

Главной задачей НОТ в вузе является совершенствование учебного процесса с целью достижения наилучших результатов наименьшими средствами в наименьшее время. Следовательно, НОТ должен быть направлен на повышение производительности труда студентов. Исходя из главной задачи НОТ, очевидно, что его первым принципом является принцип экономии учебного времени. Значит, второй принцип НОТ- это непрерывное совершенствование условий труда студентов.

Наибольшее повышение производительности труда возможно получить путем применения новой техники, механизации трудоемких процессов и их автоматизации. Поэтому третьим принципом является принцип опоры на новейшие достижения науки и техники.

Внедрение новой техники, новой технологии и новых методов труда всегда связано с расходом средств. Этот расход средств должен быть экономически оправдан. Отсюда следует четвертый принцип НОТ – принцип наибольшей экономической целесообразности проводимых мероприятий на любом участке работы.

Наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой является конспект.

Конспекттребует активного мышления, творческого отношения к изучаемым вопросам. Конспект включает в себя другие формы записи: план, тезисы.

По объему источников выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные.

Для кратких отбираются лишь положения общего характера; в подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстрации; смешанный предполагает совмещение того и другого способа.

По форме передаваемой информации выделяются конспекты текстуальные и свободные.

При работе над текстуальным конспектом необходимо найти в изучаемом тексте текстуальный ответ на поставленный вопрос. Свободные предполагают запись текста своими словами, останавливаясь лишь на главном.

По количеству перерабатываемых источников конспекты бывают монографические (составленные по одному источнику), свободные (обзорные) и тематические (по нескольким источникам на одну тему).

Составление конспекта предполагает следующие действия:

2. смысловой анализ текста, результатом которого является понимание текста;




3. составление плана-программы будущего конспекта;

4. отбор необходимой информации;

5. переформулировку отобранной информации в более емкую форму;

6. запись переформулированной информации.

Задание.Прочитайте текст. Составьте конспект, использовав различные сокращения. Укажите, сколько смысловых частей в записанном вами тексте. О чем говорится в каждой смысловой части? Выскажите свое отношение к требованиям, предъявляемым к специалистам в настоящее время.

Понятие НОТ применимо везде, где трудятся люди. НОТ (науч­ная организация труда) — это система мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий всех видов труда, которые обеспечивают постоянный рост производительности труда и развитие коммунистического отношения к труду.

НОТ необходим и на производстве, и в высших и средних учеб­ных заведениях.

В условиях научно-технического прогресса учёба в любом инсти­туте — и там, где готовятся инженеры, и там, где готовятся специа­листы других профессий, становится сложной задачей. Объём науч­ной информации, которую должны усвоить студенты не только в ву­зах, но и в техникумах, в школах, непрерывно растёт. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.

В пособиях по организации самостоятельной работы студентов дано уже много рекомендаций. Те студенты, которые им следуют, достигают хороших успехов в учёбе при сохранении здоровья на мно­гие годы. К сожалению, ещё есть немало студентов, которые не поль­зуются такими рекомендациями. И жизнь, как правило, жестоко на­казывает их за это. Они либо отчисляются из вуза за неуспеваемость, либо теряют здоровье при неправильно организованной учёбе.

Поэтому главное в учебе – вера в свои силы, воля и умение работать.

С сильной волей не рождаются. Волю воспитывают в труде. Там, где человек работает, он должен научиться делать то, что ему необходимо делать.

Главной задачей НОТ в вузе является совершенствование учебного процесса с целью достижения наилучших результатов наименьшими средствами в наименьшее время. Следовательно, НОТ должен быть направлен на повышение производительности труда студентов. Исходя из главной задачи НОТ, очевидно, что его первым принципом является принцип экономии учебного времени. Значит, второй принцип НОТ- это непрерывное совершенствование условий труда студентов.

Наибольшее повышение производительности труда возможно получить путем применения новой техники, механизации трудоемких процессов и их автоматизации. Поэтому третьим принципом является принцип опоры на новейшие достижения науки и техники.

Внедрение новой техники, новой технологии и новых методов труда всегда связано с расходом средств. Этот расход средств должен быть экономически оправдан. Отсюда следует четвертый принцип НОТ – принцип наибольшей экономической целесообразности проводимых мероприятий на любом участке работы.

Наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой является конспект.

Конспекттребует активного мышления, творческого отношения к изучаемым вопросам. Конспект включает в себя другие формы записи: план, тезисы.

По объему источников выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные.

Для кратких отбираются лишь положения общего характера; в подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстрации; смешанный предполагает совмещение того и другого способа.

По форме передаваемой информации выделяются конспекты текстуальные и свободные.

При работе над текстуальным конспектом необходимо найти в изучаемом тексте текстуальный ответ на поставленный вопрос. Свободные предполагают запись текста своими словами, останавливаясь лишь на главном.

По количеству перерабатываемых источников конспекты бывают монографические (составленные по одному источнику), свободные (обзорные) и тематические (по нескольким источникам на одну тему).

Составление конспекта предполагает следующие действия:

2. смысловой анализ текста, результатом которого является понимание текста;

3. составление плана-программы будущего конспекта;

4. отбор необходимой информации;

5. переформулировку отобранной информации в более емкую форму;

6. запись переформулированной информации.

Задание.Прочитайте текст. Составьте конспект, использовав различные сокращения. Укажите, сколько смысловых частей в записанном вами тексте. О чем говорится в каждой смысловой части? Выскажите свое отношение к требованиям, предъявляемым к специалистам в настоящее время.


Научная организация труда - это процесс усовершенствования предприятий и организаций на основе внедрения результатов научных и инженерных исследований, которые касаются деятельности работника, как субъекта трудового процесса (сокращенная аббревиатура - "НОТ"). НОТ является термином, активно использующимся на территории СССР и бывших союзных республик. За рубежом, в частности в странах Западной Европы более распространенным стал термин НОП - научная организация производства. Учитывая идентичность обоих терминов, правильным будет говорить о научной организации труда и производства.

Фрактальная производственная структура

История развития за рубежом

Система научной организации труда зародилась более 100 лет назад, пережив периоды стремительного подъема и циклы застоя. Точкой отсчета в планомерном развитии системы принято считать конец XIX начало XX века. Повсеместное использование прогрессивных технологий потребовало создания высокопроизводительного технологического оборудования. Это усложняло систему предприятия и увеличивало затраты на эксплуатацию. В таких условиях получение экономически ликвидных предприятий было возможным только при использовании принципов научной организации труда производственных процессов. Требовались решения, которые базировались на строгой математической основе, а не принимались на основе приблизительных оценок, "на глазок". Новая область науки стала детищем первых профессиональных инженеров промышленных предприятий.

Рационалистическая школа

Период развития - 1885-1920 годы. Известные активисты - Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Яркими новаторами были Генри Гант, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. База методологии - замеры элементов трудового процесса, логический анализ элементов. Проводился хронометраж операционных движений. Разрабатывались производственные нормы. Оптимизировался режим работы. Предлагались новые формы и системы оплаты.

научные методы производства

Школа административного развития

Годы деятельности - 1920-1950. Представители - Анри Файоль, Джеймс Муни и Макс Вебер. Основной упор в деятельности касался изысканий в области определения применимых для всех систем принципов управления. Имея большой опыт практического управления производствами, рассматривали прогрессивные для того времени организационные структуры и модели контроля производств.

Школа человеческих отношений

Активно развивалась в 1930-1950-х годах, трансформируясь позже в известные и сейчас подходы к научной организации управленческого труда. Мэри Паркер, Элтон Мэйо и Абрахам Маслоу. Основной акцент делался на изучении влияния человеческого фактора, который считали основным элементом эффективной организации. Проводился анализ механизмов мотивации работников. Изучались поведенческие стратегии работников в организации.

Применение методов научного управления

Во второй половине 20 века возникают более современные течения - школа научного управления, теория "7-S", теория "Z" и др. С высоты данных доктрины научная организация труда – это постоянный процесс совершенствования всех звеньев производственной цепи.

Развитие в отечественном производстве

Хронологически научные основы отечественных предприятий базировались на таких ключевых этапах:

  • Разработка принципов взаимозаменяемости при производстве оружия, разработанные графом Г.И. Шуваловым в 1761 году на Тульском оружейном заводе.
  • Создание системы обучения "механическим мастерствам" в 1868 году, получившей название "русской системы". При этом произошло разделение учебных мастерских и заводских. Первоначально проводилось теоретическое обучение с практическими элементами. Затем полученные навыки закреплялись в реальном производстве.
  • В период 1921-1927 годов внедрялись функциональные и комбинированные (линейно-функциональные) структуры управления. Создавались новые функциональные отделы управления предприятиями: статистики, нормирования, рационализации, плановые, отделы технического контроля и др.
  • В начале 30-х годов профессор В.М. Иоффе разработал первую классификацию рабочих движений, что дало возможность создания системы производственных нормативов.
  • В период второй мировой войны активно развивались поточные методы производства, оперативное планирование и диспетчеризация, прогрессивные методы организации (суточные и часовые графики для подразделений).
  • В послевоенный период стремительно развивалась область модернизации производственной инфраструктуры, разработка отраслевых систем АСУ и автоматизированных рабочих мест (АРМ).
  • В дальнейшем происходит интеграция информационных технологий и производства, что создает гибкую производственную среду.

Содержание процесса

Научная организация труда - это важная часть процедур модернизации и поддержания подсистем предприятий (частных или государственных, коммерческих или некоммерческих). Ее уровень оказывает непосредственное влияние на экономическую составляющую производства и масштаб капитальных затрат для достижения ликвидности предприятия.

Цифровая трансформация промышленности

Под научной организацией труда понимается комплекс различных подходов, методологий и приемов, обеспечивающих наиболее оптимальное распределение и использование разнообразных ресурсов производственной системы (в том числе трудовых). Методы научной организации труда выступают необходимым фактором развития производственной системы. Основная цель - достижение максимальной производительности оператора и качества изделий по результатам проведения научного анализа и синтеза производства. Это способствует нивелированию необъективных и произвольных оценок факторов производства. Наблюдается переход к точным механизмам управления производством (применение передовых методов управления технологическими потоками).

Задачи научной организации труда

Основная цель НОТ - рациональное использование производственных (трудовых) ресурсов в процессе профессиональной деятельности. Для ее решения используется класс дополнительных задач, которые можно сгруппировать в такие блоки:

  1. Экономический блок. Усовершенствование рабочей зоны (производственной среды в целом), оптимизация способов изготовления и ремонта, уменьшение потерь времени при трудовых операциях и др.
  2. Психофизиологический блок. Создание гибкой и эргономичной среды для работника, в разрезе влияния на физическое здоровье и восприятие, обеспечение требуемой работоспособности в процессе производства.
  3. Социальный блок. Разработка механизмов, которые делают труд привлекательным и содержательным (уровень зарплат, дополнительных выплат и надбавок, изменение фондов времени).

научные методы литья

Факторы влияния

В практике производственной деятельности на систему НОТ влияет большое количество факторов производства, ключевыми из которых являются:

  • степень развития основных фондов;
  • совершенство технологии изготовления (ремонта продукции);
  • особенности подходов к организации производства (стационарные, поточные, гибкие системы);
  • доминирующие модели управления;
  • уровень внутризаводского планирования;
  • развитие системы снабжения ресурсами;
  • уровень вспомогательных производств;
  • наличие механизмов учета научных подходов при проектировании объектов производства.

Направленность системы

Направления научной организации труда являются точками приложения требуемых ресурсов с целью оптимизации деятельности предприятий. Рассмотрим наиболее известные и часто встречающиеся:

  • рациональное использование соответствующих форм труда (кооперирование, специализацию и др.);
  • использование перспективных подходов к рабочим зонам ("5S" и "ТРМ", методы бережливого производства и др.);
  • оптимизация потерь при создании новой продукции;
  • совершенствование производственных приемов;
  • разработка механизмов мотивации;
  • принятие прогрессивных процедур обеспечения нужной квалификации персонала;
  • постоянное улучшение условий профессиональной деятельности;
  • создание механизмов контроля дисциплины труда;
  • использование оптимальных схем труда служащих разных звеньев;
  • корректировка процессов нормирования.

Улучшение производства

Принципы научной организации труда

В целях планомерного использования результатов научно-технической деятельности необходимо придерживаться определенных положений (принципов), к которым относят:

  • Научность - систематический анализ операционной деятельности во времени, использование прогрессивных средств (оборудования) для проведения изысканий, проведение необходимых расчетов с помощью математических моделей для анализа данных трудовой деятельности. Позволяет минимизировать излишнее администрирование, необоснованные и некомпетентные решения при научном управлении и научной организации труда.
  • Плановость - определение скорости и масштабов развития НОТ на базе имеющегося опыта исследований.
  • Комплексность - предполагает системное усовершенствование труда применительно ко всем подсистемам предприятия, всем категориям служащих и видам деятельности. Наблюдается подобие с принципом пропорциональности в организации производственной деятельности.
  • Непрерывность - подразумевает постоянное использование основ научной организации труда. Любые изменения на производстве (внедрение нового оборудования, использование новых технологий) должны сопровождаться выполнением процедур НОТ. При этом они должны соответствовать фактическому развитию трудовых процессов на разных этапах развития.
  • Нормативность - предполагает увязку всех решений НОТ с действующей нормативно-технической документацией. Что в свою очередь стимулирует развитие нормативной базы и механизмов ее создания.
  • Экономичность - реализация наиболее оптимальных, с точки зрения материальных, трудовых и иных затрат, научно-технических решений. Сокращение и последующее нивелирование различных потерь и нерациональных затрат.

Соблюдение указанных принципов обеспечивает формирование основ научной организации труда в производственной системе.

Роботизация производственных систем

Распространенные функции

Научная организация труда – это реализация во времени инновационных процессов. Ключевыми элементами в теории НОТ являются функции, которые реализуются в процессах и воздействуют на производственные элементы, включая человека. Можно выделить такие ключевые виды функций:

  • Ресурсосбережение. Интенсификация производства (труда) на основе экономии элементов производственной среды (времени, полуфабрикатов, материалов, запасных частей, энергоресурсов).
  • Оптимизация. Обеспечение пропорциональности развития составляющих производства и труда (квалификация соответствует уровню применяемого оборудования). Помимо этого предполагает согласование уровня оплаты с особенностями производства и продукции.
  • Эффективность работника. Профессиональный подбор для определенной деятельности, формирование штата с помощью точных методов количественной и качественной оценок и постоянному повышению квалификационного уровня.
  • Безопасность. Предполагает создание нормальных условий работникам.
  • Гармонизация. Все для максимального раскрытия профессиональных и творческих резервов, согласованности разных нагрузок (физических и интеллектуальных).
  • Культура процессов. Использование демократических стилей управления, элементов эстетики в производственной среде.
  • Активизация. Развитие творческих инициатив работника за счет создания соответствующих условий производственной среды.

Промышленность 4.0

Заключение

Современные предприятия и организации сталкиваются с новыми серьезными вызовами: заказчики требуют индивидуальных, высококачественных, и в то же время недорогих и надежных изделий в минимальные сроки. Для решения этой задачи необходима интенсификация в области научных и инженерных изысканий. Ведь научная организация труда - это и есть тот наиболее действенный механизм, позволяющий решать проблемы подобного масштаба.

Информатизация и цифровизация производства, разработка встроенных систем контроля технического состояния и связи с центрами управления, внедрение производств нового поколения "Industry 4.0" - все это и является основой исследований НОТ.

Разработка норм затрат труда начинается с проектирования трудовых процессов, которое заключается в установлении наиболее целесообразного состава и строгой последовательности трудовых действий, приемов, операций при соответствующих разделении и кооперации труда, организации рабочего места, системы его обслуживания, благоприятных условий труда.

Основоположником научной организации труда считается Фредерик Тейлор (1856—1915). Конечно, и до него были достижения в области организации труда, но это было в виде замыслов, попыток, т.е. пока это был хаос неосознанной мысли.

Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства.

Его опыты по научному подходу к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

Среди зарубежных исследователей начала ХХ века необходимо отметить супругов Френка и Лилиан Гилбрет – последователей Тейлора, которые разработали циклографический метод исследования движений с использованием кино- и фотосъемки, что давало возможность анализировать траектории рабочих движений, проектировать рациональные методы работы и устанавливать нормы затрат времени.

А. А. Богданов - человек огромной эрудиции (врач, философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель) — в своей теории организации предстал одним из пионеров системного подхода в познании различных явлений. Идеи сформулированной им науки — тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации — предвосхитили идеи кибернетики.

Одним из важнейших законов человеческой работы О. А. Ерманский называл закон накопления упражнений (навыков), который создает возможность при неизменном расходе сил получать больший результат. Условием накопления упражнений является повторение одних и тех же движений.

Обоснованный О. А. Ерманским принцип оптимума исходит из того, что в вопросах рациональной организации центральную роль играют две величины: количество достигнутого полезного результата и количество расходуемой на его достижение энергии. Степень рационализации должна иметь критерий для суждения о ней, но им будет не количество достигнутого результата и не количество расходуемой энергии, а максимальное значение отношения количества достигнутого полезного результата к количеству расходуемой энергии, и наоборот — минимальное значение отношения.

О. А. Ерманский большое внимание уделял методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов, стандартизации организационных решений, механизации производства, организации массового производства и непрерывных потоков и др.

С начала до середины ХХ века был сделан большой скачок по развитию научной организации труда в России.

В настоящее время работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий, что является фактом в целом положительным. Однако, все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме.

В завершение экскурса в историю становления и развития научной организации труда в нашей стране повторим, что НОТ — не конъюнктурная проблема, а постоянный фактор эффективности производства и любой деятельности вообще. В системе цивилизованных рыночных отношений, когда эффективность работы является условием для нормального функционирования и развития предприятий, а в итоге — и для развития экономики страны, во всех звеньях производственной, хозяйственной и общественной жизни: на предприятиях, в учреждениях, органах власти — системе подготовки кадров вопросам научной организации труда необходимо уделять должное внимание.

Читайте также: