Почему вузы переходят на дистанционное обучение а школы нет

Обновлено: 04.07.2024

Пандемия коронавируса вынудила вузы переходить на дистанционное обучение. Но происходящее сегодня можно назвать экстренной доставкой контента слушателям в условиях самоизоляции. Большинство вузов и сами преподаватели не были готовы к переходу в онлайн. Как показало исследование ВШЭ 2019 г., преподаватели вузов с ученой степенью оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями на 3,2 балла из пяти. Каждый четвертый ни разу за последние три года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях.

Но преподаватели и не обязаны владеть технологиями онлайн-обучения. Их просто к этому не готовили, хотя образование и его современные методы ‒ главная функция университетов. Попробуйте обязать хирурга выполнять свою работу из дома. Пускай он объяснит пациенту по Skype, как удалить себе аппендицит. Звучит абсурдно. Поэтому то, с какой находчивостью преподаватели перестраиваются на дистанционный формат, заслуживает похвалы.

Полтора миллиарда пропущенных уроков

Преподаватели вузов столкнулись с отсутствием руководств и трудностями в организационных вопросах. Кто-то проводит занятия в Skype, кто-то ‒ в Zoom, кто-то только отправляет задания в WhatsApp. Некоторые преподаватели записывают лекции на веб-камеру и отправляют студентам. Качество таких материалов очень низкое, и воспринимать их довольно тяжело. Как минимум потому, что контент на YouTube, к которому привыкли студенты, снят и смонтирован профессионально и зритель избалован качеством видеоматериалов.

У онлайн-обучения этих минусов нет, потому что в его основе лежит тщательно спроектированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде. У преподавателей есть инструкции, методички, памятки, чек-листы, шаблоны писем и оповещений и даже презентаций, здесь продумано всё ‒ от заставки перед началом урока до слайда с домашним заданием.

Какие онлайновые учебные курсы стали популярны во время пандемии

Ключевым в онлайн-обучении является педагогический дизайн как инструмент проектирования онлайн-курса. А при переходе на дистанционное обучение, который мы сейчас наблюдаем в России, он отсутствует. Проектируя онлайн-курс, педагогический дизайнер продумывает темп освоения материала, форму представления информации, а также учитывает количество будущих слушателей курса. Если одновременно на курсе учатся 35 человек ‒ это одна методика, а если 1000 ‒ совсем другая: контрольно-измерительные материалы следует унифицировать и максимально увеличить долю автопроверки, чтобы сэкономить время преподавателя. При проектировании изучается целевая аудитория, формируется структура учебного материала, определяются типы контента, форматы взаимодействия со слушателями, типы заданий и планируется всё ‒ вплоть до сдачи экзамена и обратной связи.

Онлайн-курсы, предназначенные для настоящего дистанционного обучения, снимаются в профессиональных студиях с командой экспертов. Стоимость производства одного курса может доходить до 1 млн руб. Материал в программе заранее проработан и выверен до слова, автора курса дополняют графики, модели, картинки, анимация, примеры, формулы и т. д. Создание онлайн-курса ‒ это огромный труд. Мало просто сесть перед камерой и рассказать студентам аудиторный материал ‒ нужно адаптировать весь контент.

Вузы также должны спланировать, как организовать консультирование, лабораторные работы и итоговый экзамен с прокторингом (системой контроля сдачи дистанционных тестов, экзаменов и других испытаний). Полноценные онлайн-сервисы для этого на рынке есть, но вузы должны не только интегрировать их в свою среду, но и обеспечить доступ к ним для всех студентов без исключения.

Карантин вскрыл правовую коллизию: дистанционное образование есть, но юридического статуса у него нет

Коронавирус разломал отлаженную и, казалось, не подверженную никаким потрясениям систему сезонных школьных и институтских испытаний. А может, подложил мину замедленного действия и под само отечественное образование?

Образование давно мутирует, карантин только обнажил и ускорил этот процесс

Образование давно мутирует, карантин только обнажил и ускорил этот процесс

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Образование давно мутирует, карантин только обнажил и ускорил этот процесс

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Пока ученые мужи спорили о разрушении мотивации студентов и преподавателей, цифровой среде, возможности (или невозможности?) построить новый, более открытый и гибкий, мир, Минпросвещения фактически похоронило ОГЭ в этом году. Развилка такая: собрать детей на экзамен не позволяет карантин, а обеспечить чистоту проведения экзамена дистанционно невозможно. Самая большая загадка сезона — будет ли ЕГЭ и как будут определяться итоговые оценки? Следующий пункт в этой задачке со многими неизвестными: когда и какой будет приемная кампания в вузы? С защитой вузовских дипломов более или менее понятно — тут Zoom всем в помощь. Ученики же выпускных классов ожесточенно готовятся к экзаменам. Рынок сетевого репетиторства рванул на глазах: Google показывает 9 млн запросов, Yandex — пять…

Вне закона

Карантин взломал отлаженную практику экзаменов и поступления в вузы, поставив под сомнение отечественную систему образования в том виде, как она сложилась с момента введения обязательного ЕГЭ. Это своего рода промежуточная констатация. А дальше-то что?

Начнем с того, что неожиданно возникла правовая коллизия: дистанционное образование есть, но юридического статуса у него нет.

Значит ли это, что экзамены и дипломные работы, сданные онлайн, легитимны? По умолчанию вроде да, а на самом деле? Правовой статус у них не обозначен. И если цифровая революция в самом деле свершилась, то кто, как и в какие сроки эту лакуну будет закрывать?

Другая проблема в том, что, по словам Ирины Абанкиной, законные формы образования финансируются по-разному. Очное обучение одного студента принимается за единицу (в рублях — разная сумма в зависимости от направления обучения и статуса вуза, гуманитарные специальности получают денег меньше, технические больше). Заочное высшее финансируется по коэффициенту 0,1 от очного, или в 10 раз меньше; вечернее — по коэффициенту 0,25. Сейчас все вузы категорически отказались считать дистант формой вечернего или заочного обучения. Хотя фактически, если смотреть на способ передачи знаний, нынешнее дистанционное — это старое доброе заочное образование. Но вузам совсем не хочется получать за него в десять раз меньше денег.

На неприятный и финансово невыгодный парадокс, правда, можно посмотреть и по-другому.

Как в вузах будут сдавать экзамены в условиях пандемии

Как в вузах будут сдавать экзамены в условиях пандемии

— По нашим нормативным актам обучение студентов-очников, — продолжает Ирина Абанкина, — с помощью современных технологий должно оплачиваться даже с более высоким коэффициентом — 1,2. До сих пор этого не делалось. Вузы вполне устраивали нормы оплаты очного, вечернего и заочного образования. Онлайн-технологии в очном формате применялись очень редко. Чаще всего в рамках второго высшего или заочного обучения. Или в курсах по выбору, которые студенты могли изучать, например, на платформе Coursera, но это было уже за рамками федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и, естественно, не за госсчет. Никто не ожидал, что очная учеба в университете станет вообще полностью дистанционной.

Вернется ли после отмены карантина все на круги своя? Или и правда, мир никогда не будет прежним? Но если дистанционное образование — это уже константа в образовательном пейзаже, то его надо узаконить. Пока же даже проекта такого закона нет. А если узаконить онлайн-образование, то и финансирование необходимо увеличить. А как же увеличить, когда у государства сейчас совсем другие задачи — тут бы экономику от схлопывания спасти.

Наше высшее образование оказалось в цугцванге: вернуться к старым образовательным реалиям нельзя, надо вперед идти… а как?

Обмена не будет?

У нас это движение пока что на уровне статистической погрешности.

Российская статистика обучения на американских платформах показывает, что едва ли треть учащихся, записавшихся на курс, доходит до сертификата. Случаев, чтобы в России кто-то получил таким образом диплом MIT или Гарварда, пока что не наблюдалось.

Однако это очевидный мировой тренд: в результате американские университеты обошли британские в экспорте образования. Сейчас на платформе Сoursera обучаются около 4 млн человек. А в Британском открытом университете, созданном в 1969 году, где обучение проходит именно в дистанционном формате,— чуть больше 250 тысяч студентов.

Обмен знаниями — дело хорошее. И никто вроде не против. Но есть и наша, сугубо российская проблема, которая сейчас возникает в связи с введением дистанционных технологий. Это закрытость и наших вузов, и содержания образования. Студент для получения диплома должен выполнить учебный план в соответствии с госстандартом, и это должно происходить в одном вузе: куда поступил, там отучился, оттуда и вышел, тот диплом и получил. Какие могут быть дополнительные лекции и курсы из других вузов? Кто за это заплатит? Как это вписать в учебный план? Ведь бюджетные деньги выделяются вузу, а не студенту.

Как студенты относятся к дистанционному образованию

Как студенты относятся к дистанционному образованию

Помнится, еще сравнительно недавно можно было пойти в любой вуз на лекцию знаменитого преподавателя. На лекции Юрия Лотмана в Тарту, например, ехали со всего СССР. Сейчас это невозможно — везде охрана, вход только по пропуску. Правда, в Европе такая практика жива. И свободный обмен знаниями выражается в том, в частности, что создаются онлайн-курсы, иногда платные, иногда бесплатные, но в принципе доступные.

Первую попытку выйти из нашей университетской замкнутости в середине нулевых предпринял тогдашний директор НИИ экономики авиационной промышленности Александр Исаев. В стране остро стояла проблема подготовки кадров для авиапрома. Исаев говорил, что выручить могла бы гибкая система образования. Например, всем специалистам — конструкторам и инженерам авиапрома — нужна математика. Но в разных вузах страны ее преподают по-разному. Исаев предлагал: независимо от того, в какой вуз поступает, например, будущий авиаконструктор, дать ему возможность изучать математику в МГУ или в МФТИ. Производственникам — в Бауманке. И так далее. А в дипломе писать, что студент учился в нескольких университетах, а не в одном. Минобрнауки, однако, тогда идею не поддержало.

Как будет теперь? Перспективы пессимистичные: хотя очевидно вроде бы, что переход на дистанционное обучение как минимум может решить проблему с качеством преподавания в наших университетах (особенно региональных) все опять упирается в ту же самую стену — дистанционное образование существует вне закона, а обмен учебными курсами между университетами невозможен по определению. Потому что у нас нет принятой в Европе единой системы учебных кредитов, которая позволяет засчитывать курсы, пройденные студентами в других вузах (к слову, это было одной из важнейших рекомендаций Болонского процесса — Россия документ подписала в 2003 году, но за 17 лет в этом направлении ничего не было сделано).

Почему у нас такое скудное предложение? Эксперты объясняют это тем, что права на выложенные курсы принадлежат университетам, а не тем, кто их создает, потому что все оборудование, на котором записан, упакован и выложен курс,— университетское. Преподаватель получает только скромное авторское вознаграждение вне зависимости от того, каким спросом пользуется онлайн-курс. Зародившаяся было надежда, что хорошие преподаватели смогут заработать на собственном интеллектуальном продукте, равно как и мечтания о биржах для профессоров, давно развеялись, оставив неприятное послевкусие. А профессура оказалась настолько интеллигентной, что об авторских правах на свои лекции и методические разработки не заикается.

— Студент любого вуза вместо традиционных занятий может выбрать онлайн-курс на НПОО. А вуз должен будет перезачесть студенту результаты его изучения. Политика перезачета учебных дисциплин сейчас разрабатывается каждым вузом, и, таким образом, создается новая современная образовательная среда, которая выходит за рамки одного учебного заведения. И между вузами устанавливается новое, сетевое взаимодействие, которое позволяет обновить содержание программ и решить проблему с кадрами преподавателей.

Но на вопрос, каким же образом вуз должен перезачесть обучение студента в другом вузе онлайн, никто из экспертов ответить не смог. Очевидно, что речь идет о благих пожеланиях. И госдиплом с отметкой об обменных курсах пока невозможен.

В то же время коммерческие компании эту нишу уже осваивают. Yandex, например, уже несколько лет ведет онлайн-курс подготовки аналитиков big data. Недавно к проекту присоединился НИУ ВШЭ, создавший курс уже для своих студентов и предлагающий этот продукт другим вузам.

Горшочек, не вари

Дистанционное образование, скорее всего, сломает одну из важных опор нынешней университетской системы — это набор и отбор абитуриентов.

Как российские вузы и школы переходили на дистанционное обучение

Как российские вузы и школы переходили на дистанционное обучение

Уже сейчас трудно понять, почему одни студенты платят за учебу, а другие нет, хотя сидят все вместе на занятиях, пользуются одними и теми же лабораториями, книгами и т.д. И вот теперь, если значительная часть учебы уходит в онлайн, в чем будет разница между платным и бюджетным обучением? Если образовательные курсы можно будет купить и на этом основании получить диплом, то зачем платить за поступление в вуз? И тогда зачем эта безумная гонка с ЕГЭ? Репетиторы за бешеные деньги? Олимпиады, на которых кормятся тысячи преподавателей? Ведь за те же или даже меньшие деньги можно спокойно отучиться дистанционно где хочешь.

Но ведь деньги вуз получает и от государства. На показателях приемной кампании строятся и система оценки эффективности вузов, и коэффициенты качества образования, и пороговые баллы ЕГЭ, и стоимость платного обучения, и вообще вся бухгалтерия университетов.

— Ясно,— говорит Ирина Абанкина,— что эти индикаторы, по которым мы до сих пор измеряли качество образования в вузах, мотивацию студентов, их способность освоить образовательную программу, сегодня будут недостоверными. А они влияют на нормативы финансирования. У нас все привязано к ЕГЭ и результатам олимпиад. Но это совершенно не отражает того, что будет требоваться от студентов в условиях перехода на дистанционное образование: в первую очередь способность самостоятельной работы и критическое мышление. Думаю, настало время искать другие показатели.

Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования, проректор РАНХиГС:

Онлайн-образование предъявляет новые требования ко всему — от качества связи до квалификации педагогов.

Переход на дистанционное обучение обернулся для многих школьников и их родителей техническими сбоями и трудностями с обучением. В вузах ситуация чуть лучше, но и там с новым форматом справляются не все. Разбираемся, насколько готова российская система образования к переходу в онлайн и почему.

Бег по платформам

Все российские регионы подтвердили, что у них есть возможность перевести школьников на дистанционное обучение, сообщили 10 апреля в Минпросвещения. По оценке министерства, около 94% школ и 95% учеников уже занимаются удаленно.

Вдобавок некоторые из рекомендованных ресурсов были временно перегружены. В итоге 38% родителей оказались недовольны тем, как организован переход на дистант, показал недавний опрос Superjob. Причем больше всего негативных оценок – 51% – среди тех родителей, которые продолжают ходить на работу и не могут помочь детям освоиться с дистанционной программой.

Вузы передовые и отстающие

Система высшего образования оказалась чуть лучше готова к работе в новом формате. В профильном Минобрнауки признают, что слабые места есть. Где-то это информационная инфраструктура и проблемы с каналами связи, где-то – неготовность преподавателей.

Легче всего переход дался тем, кто раньше предлагал свои программы в рамках системы МООК – массовых открытых онлайн-курсов. В последние несколько лет это один из самых модных трендов в высшем образовании. Ведущие университеты мира делятся своими программами на популярных образовательных площадках и параллельно нарабатывают опыт в онлайне.

Впрочем, продвинутых с цифровой точки зрения вузов в России не так много. По данным Мониторинга экономики образования ВШЭ, глубина проникновения онлайн-технологий в высшее образование не превышает 4%. Поэтому большинству учреждений пришлось спешно распространять на всех студентов свои программы для заочников или пользоваться материалами коллег.

Переключить программу

Финансирование государственных учебных учреждений

Институт дистанционного образования на данный момент тестирует эту форму обучения во всех направлениях. Первыми структурами, которые оценили преимущества дистанционной формы, стали частные вузы Москвы. Возможно, прогрессивно мыслящее руководство государственных университетов также понимает перспективы удаленного образования, но не может себе этого позволить по финансовым соображениям.

Техническая сторона вопроса не настолько проста, как кажется. На Западе многие годы создавались программы, площадки, разрабатывались методики обучения и оценки знаний при удаленном местонахождении студентов. Это все стоит больших денег, и никто не хочет делиться опытом просто так.

Чтобы сразу заполучить все технологии и внедрить их в своем вузе, нужно как следует потратиться, иначе учеба будет неэффективной. К примеру, сколько времени займет запись каждой лекции на видео, чтобы студенты могли видеть то, что видят и слышат очники? Все учебники должны быть переведены в электронный формат и собраны в библиотеку.

Не касаясь пока вопроса о преподавательской работе, которая часто ведется индивидуально с каждым студентом и должна быть оплачена, руководству потребуется большая сумма для создания платформы, где можно вести переписку с однокурсниками, читать литературу, смотреть видео или слушать аудиозаписи. Нужен мощный сервер, который будет обрабатывать поток информации от нескольких тысяч людей, обслуживающий персонал, техническая поддержка.

Понятно, что такое могли позволить себе в самом начале только частные учебные заведения, заработок которых превышал уровень финансирования государственных структур. Со временем стоимость обучения в государственных и частных вузах сравнялась, но частные успели запустить технические новинки, а государственные так и не смогли этого сделать.

Помимо финансирования, руководство должно понимать, куда движется учебный процесс и как использовать новые технологии. Для этого, как минимум, нужно общаться с зарубежными коллегами – они быстрее реагируют на новые возможности заработка и внедряют их.

Не все преподаватели старшего поколения хотят что-то менять в своей работе. Редко кто из них часто пользуется компьютером в повседневной жизни. Если педагогический коллектив государственного вуза состоит из старых профессоров, вряд ли они захотят заниматься дистанционным образованием.

Привычка – это константа. Преподавателям "старой закалки" трудно перестроиться. Их вполне устраивают очники и заочники. Их не смущает, что Международный департамент образования сделал доклад о качестве знаний студентов дистанционного вуза. Как оказалось, уровень знаний дистанционщиков выше, чем студентов очного отделения.

Здесь нет ничего удивительного:

  • полная свобода действий;
  • отсутствие стресса;
  • применение теории в работе;
  • стимул к заработку денег, так как дистант везде платный.

Но при этом профессора не желают что-либо менять в своей жизни, а, тем более, улучшать ее студентам.

Одним словом, легче найти вуз, в котором данная технология уже работает, чем добиваться ответа, почему у вас в местном университете ее нет.

В Москве много заведений, в которых учитывают все – какое по счету образование, какой возраст абитуриента, для чего человек учится и на какие предметы ему делать уклон, как лучше воспринимает информацию.

Здесь вас не продержат долго, если вы получаете второе образование дистанционно. Оценки по общим для всех вузов предметам просто выставят в зачетку – вам не придется их сдавать. Всем хорошо – вуз не оплачивает своим сотрудникам лишние часы, вы не тратите время на изучение лишней информации. Срок обучения может сократиться до 2 лет, разумеется, при вашем желании получить второй диплом быстрее.

Исключения для дистанционного образования

Нельзя учиться дистанционно в медицинских учебных заведениях. Это не практикуется нигде в мире. Все, что касается лечения, осваивается очно. Медицинское оборудование, инструменты необходимо видеть вживую. Но главное – это общение с людьми в процессе практики. Здесь видно сразу – подходит человеку специальность или нет.

Сейчас получает востребованность специальность медицинского менеджера. Считается, что управлять больницей должен человек со специальным образованием и способностями к руководству.

Второе образование дистанционно можно получить после окончания медицинского университета, но уже в направлении менеджмента. Также при желании открыть свой аптечный бизнес, есть возможность обучиться на курсах переподготовки дистанционно и получить диплом или сертификат фармацевта.

В России музыкальное исполнительское искусство очень развито, поэтому вряд ли какой-либо вуз предложит дистанционное образование, разве что по теоретическим дисциплинам.

Похожая ситуация в художественных школах и институтах живописи. Подход к студентам должен быть индивидуальным, так как способности в каждом заложены разные, задача преподавателя – раскрыть потенциал, а не просто поставить оценку или зачет. Большинство студентов сами хотят общаться с преподавателями лично, поэтому никто из них бы не согласился сидеть дома и рисовать по-своему. Проблема состоит еще и в том, как передать в точности свой рисунок через Интернет, ведь нет таких способов, кроме сканера, а он не всегда точно отображает цвет.

Перспективы ДО

Судя по тому, что цифровые технологии используют не только на дистанционных факультетах, интеграция данной формы получения знаний в учебные заведения будет продолжаться. Уже сейчас очники могут пользоваться электронными библиотеками, вместо того, чтобы тратить время на прочтение аналогичного материала в традиционной библиотеке, как это было в прошлом веке.

Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.

Читайте также: