Учебные проекты в школе как форма активизации и социализации субъекта образовательной деятельности

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они затрудняются. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Именно в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

Данная педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Учеными разработана методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая рекомендуется для широкого использования, где работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования

· выбор темы проекта;

· актуальность проекта, постановка цели, задач;

· анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

· планирование и разработка исследовательских действий;

· сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

· подготовка и написание работы;

· оценка проекта экспертами (практическая проверка);

· последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

· выступление, защита проекта.

Важно адаптировать данный алгоритм к возрастным особенностям учащихся начальной школы и к конкретному классу, так как использование этого метода здесь имеет свою специфику – это время обучения детей основам проектирования. Здесь все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.

Итак, мы выделяем следующие – этапы:

1. На первом этапе учитель с детьми формулирует тему.

2. Целеполагание. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, доступной для конкретного исследования и вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Далее выбирается объект исследования.

3. Разработка проекта. Вырабатывается план деятельности. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т. д. Все это ребята описывают в своих дневниках. Здесь же совместно с учителем определяются формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя. Так же формулируем гипотезу , иными словами, определяем предполагаемый результат.

4. Выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели).

5. Подведение итогов или презентация работы.

Ребята оформляют свои работы в классе, дома и им помогают родители. Отчет о проделанной работе представляется на уроке или внеклассном мероприятии по предмету.

Прежде всего, представляются результаты исследования.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и русский язык, и математика, и информатика, и окружающий мир, т. д.

Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока).

Итак, проектная деятельность в начальной школе имеет ряд особенностей:

1. Тематика проектов тесно связана с разделами учебной программы.

2. Выбор темы проекта предоставляется учителю.

3. Цель должна быть конкретной и реально достигаемой каждым учащимся.

4. Ограниченный объем выполняемой работы в рамках каждого этапа.

5. Выполнение каждого этапа проекта происходит под четким руководством учителя.

6. Временные рамки выполнения проекта строго ограничены.

Использование проектной технологии позволяет добиться достаточно высокого уровня качества знаний по предметам. Это во многом объясняется тем, что при использовании проектной технологии активизируются такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление, способствует развитию коммуникативной культуры учащихся.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно отнести к здоровьесберегающим технологиям.

Итогом использования проектной технологии является превращение учеников в активных, творческих субъектов учебной деятельности.

1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.

7.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

9. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве школы, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

При разработке данного проекта использовался метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей, который позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить школьников с методами и приёмами простейших научных исследований.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

1. Развитие способности к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт учащихся.

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Основной механизм реализации проекта:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Объяснила детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы.

Обсудила с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях:

На этом этапе практической исследовательской деятельности я выполняла обязанности консультанта исследователей. Помогала тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Моей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.

После проведенного исследования дети отчитывались о проделанной работе, формулировали вывод по результатам опытов и экспериментов. Мы выделяли главное, рассказывали о последовательности проведенной работы.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Использовали различные источники информации.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях, заполнили бланк с самооценкой, самые активные получили грамоты.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изучить методы биологического исследования Выяснить, какие условия нужны для роста и хорошего развития растения Применить знания о методах биологического исследования на практике (вырастить фасоль в различных условиях) Узнать новое и интересное из жизни растений, пополнить свой словарный запас, расширить свой кругозор Цель проекта

План выполнения исследования Выдвижение гипотезы. Подбор и изучение дополнительных материалов по теме проекта. Экспериментирование (практические действия). Наблюдение. Подведение итогов исследования. Выводы. Оформление проекта.

Начало работы: сентябрь 2012 года. Завершение работы: декабрь 2012 года

Мы предположили, что растениям для роста и развития необходимы: Вода Свет Тепло Воздух Пища Далее мы составили план нашего эксперимента: Подготовка семян фасоли и их посадка Определение влияния внешних условий на рост и развитие растения Наблюдение за ростом растения от прорастания семян до получения плодов. В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.

Способы питания растений Воздушное питание Фотосинтез (лист) Почвенное питание (корень)

Сравнительная таблица процессов фотосинтеза и дыхания Фотосинтез Пункты сравнения Дыхание Только при наличии солнечного света или запасённой солнечной энергии. 1. Время протекания В любое время дня и ночи в течении всей жизни. Только зелёные клетки, содержащие хлорофилл. 2. Место протекания Все живые клетки растения. Выделяется 3. Кислород Поглощается Поглощается 4. Углекислый газ Выделяется Синтезируется 5. Органические вещества Расщепляются Поглощается. 6. Энергия Выделяется

Почвенное питание растени й связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества  корневые волоски  клетки корня  сосуды корня  сосуды стебля  сосуды листа  клетки листа

Почвенные факторы влияющие на рост и развитие растений Структура почвы; Содержание органических и минеральных веществ; Влагоёмкость и водопроницаемость; Кислотность; Солёность; Аэрация.

Состав почвы почва Песок, глина Органические Вещества (перегной ) Вода и минеральные соли. Воздух. Элементы питания растений Макроэлементы (нужны в большом количестве) Азот Фосфор Калий Микроэлементы (нужны в малых количествах) Медь Бор Марганец Цинк Молибден Кобальт

Зернышко-крошку Всю зиму хранил, В рыхлую землю Весной посадил . Чудо случилось, Наверное, с ним. Зернышко стало Живым и большим Зернышко-крошка Лежало в земле, Лежало, согрелось, Разбухло в тепле Сначала разбухло, Потом проросло. Тонким росточком На грядке взошло . Продолжение - см. презентация часть 2

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Начало - см. презентация часть 1

В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.

Например, часть семян мы предварительно замочили в воде, а другие посадили без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. Таким образом, мы сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения Также мы заметили, что семена, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо.

В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч.


Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса

В статье рассмотрены виды деятельность педагога-психолога, направленные на повышение психологической культуры субьектов образовательного процесса.


Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса.

В данном материале говорится о месте воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы.


Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса

Описание варианта организации модели интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.


Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла.

Вовлечение субъектов образовательного процесса в деятельность по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ в школе. Из опыта работы

Для решения задач по сохранению, укреплению здоровья и формированию потребности в здоровом образе жизни в школе разработали модель взаимодействия всех участников образовательного процесса: учителей, у.

Презентация на тему: " Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся." — Транскрипт:

1 Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся

2 Дж. Дьюи ( ) - американский философ, психолог и педагог. Школа должна научить детей - ориентироваться в мире информации, - добывать ее самостоятельно, - усваивать в виде знаний, - рационально подходить к процессу познания научить учиться

4 Учебный проект Проблема проекта "Почему?" (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта"Зачем?" (мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта"Что?" (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы "Как?" (мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование Результат"Что получится?" (как решение проблемы) Ожидаемый результат

5 К проекту предъявляют следующие требования: Проблема Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование) Поиск информации Продукт Презентации Портфолио

6 Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся (по И.С.Сергееву): практико-ориентированный проект исследовательский проект информационный проект творческий проект ролевой проект

7 Этапы работы над проектом 1-й этап – погружение в проект: Анализ реальной ситуации. Определение и анализ проблемы Постановка цели проекта. Определение путей решения проблемы (задачи)

8 Этапы работы над проектом 2-й этап – организация деятельности: Планирование работы Анализ ресурсов Определение сроков и ответственных Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

9 Этапы работы над проектом 3-й этап – осуществление деятельности: Сбор информации Структурирование информации Изготовление продукта Оформление продукта

10 Этапы работы над проектом 4-й этап – презентационный: Предварительная оценка продукта Подготовка презентации Презентация продукта

11 Этапы работы над проектом 5-й этап – контрольный: Анализ результатов Оценка продукта Оценка продвижения

12 КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ Уточните время регламента. Назовите тему работы, цель, задачи, основную проблему. Не забудьте дать характеристику основных литературных источников, использованных в работе. Представьте результаты Вашей работы (выводы). Используйте иллюстративный/звуковой материал, помогающий раскрыть содержание работы. Завершая выступление, назовите задачи, которые удалось решить в процессе работы, и те проблемы, работа над которыми будет продолжена.

13 Требования к оформлению письменной работы введение основная часть заключение список литературы приложения

14 Требования к оформлению письменной работы ВВЕДЕНИЕ (1 печатная страница) отражает: актуальность работы, проблемный вопрос, цель, задачи, этапы работы над проектом (названы), продукт.

15 Требования к оформлению письменной работы ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Работа может включать 2-3 главы.) Первая глава носит теоретический характер, имеет собственное название - литературный обзор. Вторая глава традиционно посвящена организации работы над проектом (описание этапов проведения работы, место и время проведения, распределение ролей, используемые методики и их описание). Третья глава посвящена анализу полученных результатов. Каждая глава завершается выводами, которые носят обобщающий характер по конкретному вопросу, рассмотренному в соответствующей части работы.

16 Требования к оформлению письменной работы В заключении автор: дает оценку своей работе, делает вывод о достижении цели (сопоставляет планируемый продукт с полученным); говорит о своей удовлетворенности результатами проекта; оценивает свое собственное продвижение в проекте, т.е. указывает личностные приращения: узнал, научился, смог, преодолел, …; называет сильные и слабые стороны работы над проектом; дает рекомендации по практическому использованию работы.

17 Методический паспорт учебного проекта Название проекта Руководитель проекта Консультант(ы) Учебный предмет(ы) Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (ФИО, класс) Тип проекта Цель проекта Задачи проекта Вопросы проекта (важнейшие проблемные вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

18 Методический паспорт учебного проекта Актуальность проекта Продукт проекта Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа) Распределение ролей в проектной группе. Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение УУД, необходимые для самостоятельной работы

19 Для чего необходима проектная деятельность в школе.

20 Регулятивные универсальные учебные действия Умение учиться и способность к организации своей деятельности: –Способность ставить цели и следовать им в УД. –Умение действовать по плану и планировать свою Д. –Умение контролировать процесс и результаты УД. –Умение оценивать свою деятельность.

21 Познавательные универсальные учебные действия Поиск и выделение необходимой информации; Анализ объектов с целью выделения признаков; Синтез; Выбор критериев для сравнения и классификации; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждения; Доказательство.

22 Коммуникативные универсальные учебные действия Умение коллективного планирования, взаимопомощи; Согласование усилий по достижению общей цели; умение договариваться, находить общее решение; Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы; Умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников.

«Развитие и образование ни одному

человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к нему приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

В соответствии с требованиями современной перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание, ненавязчивого ввода ребенка в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы.

Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека. Воспитание творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности самоизменения, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, способной на практическое применение полученных знаний и умений является одной из важнейших задач современного отечественного образования. Умение контактировать и сотрудничать с другими людьми является одним из ведущих показателей социально-активной личности. Именно общение способствует полноценному развитию человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности, являясь одним из необходимейших условий социализации, развития и формирования каждого человека.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что в современных условиях учащимся нужны иные формы и методы обучения. Старшеклассники имеют возможность с помощью Интернет находить любую информацию, но это не приводит к системности знаний. Такими формами и методами могут стать деятельностные, групповые, практико-ориентационные, проблемные. Ученик должен быть не только вооружен знаниями, но и уметь сам их добывать, приобретать, применять эти знания в любой ситуации. Причем делать это не хаотично, а целенаправленно, по мере возникновения перед ним проблем.

Широкое распространение в системе образования получил метод учебных проектов, который должен рассматриваться как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Вопросы и сущность проектной деятельности, проектного метода обучения раскрыта в работах О.С. Анисимова, П.И. Балабановой, В.П. Беспалько, В. Гаспарского, Э.П. Григорьевой, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеева, М.Э. Гузич, Г.Л. Ильина, П.С. Лернера, В.Д. Симоненко, В.Д. Шапиро и др.

Для ученика это возможность попробовать свои силы, применить знания на практике, решить интересную проблему, поставленную не учителем, а сформулированную самими учащимися.

С точки зрения учителя, это обучение целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Степень самостоятельности детей в ходе работы над проектом зависит не от возраста (даже в начальных классах учащиеся могут работать самостоятельно, если они уже выполняли несколько проектов), а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Если она начинается с побудительных мотивов, то эта деятельность всегда будет эффективна. Перед учащимися ставится актуальная проблема, решение которой имеет общественную и практическую значимость.

Роль учителя, несомненно, велика на первом (погружение в проект) и последнем (презентация) этапах работы над проектом, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.

Завершается осуществление проекта презентацией полученных результатов. Продуктом проектной работы может быть чертеж, эскиз, альбом эссе на темы проекта, стенгазета, спектакль, тематический вечер и т.д. Параметры оценки творческого проекта:

Выбор темы, точность ее формулировки.

Творческая самостоятельность авторов проекта.

Жанр проекта, обоснованность его выбора, четкость соблюдения формы избранного жанра.

Поисковый этап работы (исследование).

Умение проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Насколько удачно выбрана и реализована форма презентации проекта, речевая культура.

Презентация проекта имеет важное учебно-воспитательное значение. Учащиеся рассказывают о ходе работы: об идеях и найденном пути реализации, какие трудности возникали и как они преодолевались.

Метод проектов - это эффективное средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и активную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Проект от projectus(лат.) – брошенный вперед.

Метод проектов – это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

Учебные проекты подразделяются на исследовательские, творческие, игро­вые, информационные, проектно-ориентированные (по методу, доминирующему в проекте); проекты с открытой, явной координацией (по характе­ру координации проекта); внутренние, региональные, международные проекты (по числу участников проекта); личностные, парные, групповые (по числу участников проекта); краткосрочные, средней продолжительности, долго­срочные проекты (по продолжительности проекта); на монопредметные, межпредметные и внепредметные; на интеллектуальные, ма­териальные, экологические, сервисные, комплексные проекты.

Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.

Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам.

Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов.

В полной форме работа над проектом проходит несколько стадий:

1. Подготовка. Основным содержанием работы на этой стадии является определение темы и целей проекта.

2.Планирование. Планирование включает в себя ряд этапов: а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (форма отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разраба­тывают соответствующий план действий. Формулируют задачи, выдвигают гипоте­зы, требующие подтверждения или опровержения на следующем этапе работы.

3. Исследование. Стадия сбора информации, решение промежуточных за­дач.

4. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную). Учитель наблюдает и советует. Происходит оформление проведенного исследования и формулирование выводов.

5. Представление или отчет. Учащиеся предоставляют для отчета проделанную ими работу. Учитель слушает и задает целесообразные вопросы в ро­ли рядового участника.

6. Оценка результата и процесса. Ученики участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель помогает оценивать усилия учени­ков, качество использования источников, неиспользованные возможности, потен­циал продолжения, качество отчета.

В проектной деятельности формируются и развиваются различные способности учащихся:

коммуникативные (речь, умение слушать и убеждать, жесты, мимика), социальные (коллективизм, самодисциплина; толерантность)

литературно-лингвистические способности (описание идеи, разработка рекламно­го прайс-листа);

импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты и т.д.);

математические способности (расчет затрат, сочетание формы и объема, про­странства и времени и т.д.);

художественные способности (дизайн изделий и др.);

мыслительные способности (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.);

двигательные способности (координация движений, чувство силовых приемов, умение пользоваться инструментами);

технологические способности (умение составлять и читать простейшие чертежи, разбираться в технических устройствах, решать простейшие технологические задачи).

«Скажи мне – и я забуду,

Китайская мудрость

Проектная дея­тельность ведет к активизации интеллектуальной инициативы школьников вне зависимости от их успеваемости, поскольку главным ее критерием является наличие самостоятельного творческого результата деятельности учени­ков.

Проектная деятельность – целенаправленная, творческая, результативная, групповая, ограниченная временем деятельность.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективный или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, критическое мышление. При защите проекта развивается устная речь учащихся. Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность развивать свои фантазии. Этот проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные компоненты проектной деятельности учащихся.

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

В основе проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

целеполаганию и планированию деятельности;

самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

презентации хода своей деятельности и результатов;

умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях;

выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвующие в нём берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Примерная структура проекта.

Титульный лист (название учебного заведения, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).

Читайте также: