Продуктивная деятельность в детском саду по экологии

Обновлено: 05.07.2024

Одна из приоритетных задач в ДОУ является экологическое воспитание.

ПедагогЛобыскина Н.Е. поделилась своим опытом работы в этом направлении и провела мастер-класс для педагогов.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Оксана Тимонова
Необходимость продуктивных видов деятельности в формировании экологического воспитания дошкольников.

Необходимость продуктивных видов деятельности в формировании экологического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст – это период повышенного интереса к окружающей среде, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование экологического сознания, воспитание экологической культуры.

Полученные знания детей по экологии будут, лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.

Экологическое воспитание и образование - это необходимость нашего времени : детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту.

Вопросы обучения подрастающего поколения, его воспитания не могут не волновать каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с дошкольного возраста.

Поэтому одна из приоритетных задач – это экологическое воспитание.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, продуктивные виды деятельности не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Наконец рисование, лепка, аппликация – это важные информационные и коммуникативные каналы.

В процессе продуктивных видов деятельности происходит более точное представление и осмысление нового материала.

По мнению современных педагогов и психологов в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.

Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников : (программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя).

О тесной связи изобразительного творчества и интеллекта высказалась Н. П. Саккулина, которая выделила такие свойства специальных способностей к изобразительному творчеству, как активность воображения, образность мышления, чувств и восприятия.

Комарова Т. С. - разработчик детальной методики формирования у детей художественно-творческих способностей рассматривает познавательное развитие как средство, с помощью которого ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Таким образом, можно сделать вывод: очевидна необходимость использования продуктивных видов деятельности для формирования экологического сознания дошкольников.

1. Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. – 2005, -№ 2.

2. Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду : обучение и творчество/ Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. – 134с.

3. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.

4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. -2000. -N 7. -с. 31-38.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей


В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, познавательной.

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе

Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с природой.

Процесс экологического образования в детских садах идет непрерывно, на помощь педагогу приходят родители, общественные организации. Многие детские сады становятся городскими проектными площадками по реализации программы экологического образования.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Мы в своей работе тоже придерживаемся этого мнения, поэтому в первую очередь преобразовали уголок природы в группе: дополнили его экологическим центром, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

Также оформили библиотечку для родителей, в которую поместили книги, журналы, статьи из газет и сборников по теме проектной площадки. Считаем, что это поможет родителям организовать совместную деятельность с детьми в области экологии.

Наблюдения показывают, что в дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия.

Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики и т. д.

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе. Освоение детьми экологических понятий происходит не только на занятиях и прогулках. В своей деятельности мы активно используем беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры. Эти, уже ставшие традиционными формы, хорошо зарекомендовали себя.

Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния природных объектов. Трудовая деятельность привлекает многих детей. Они охотно откликаются на призыв помочь взрослому по уходу за растениями и животными. Самое главное вызвать у ребенка интерес, тогда и отдача будет видна сразу. В процессе трудовой деятельности отрабатываются практические навыки, формируется определенный тип поведения и отношения к природе.

В своей работе мы практикуем такой вид практической работы как выращивание культурных растений (Огород на подоконнике). Вместе с детьми выращивали лук, перец, томат. Ребята получили навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим и экспериментирование (например, с рассадой томатов: убрали 2 стаканчика с посевами в темное место и не поливали. Дети, рассмотрев через неделю растения, заметили вялость, бледность листьев, сухую землю, отставание в росте и смогли сделать вывод: рассаде нужен свет и вода. Ежедневный уход за слабыми растениями дал положительный результат: рассада ожила. Дети получили удовлетворение от оказанной помощи, прониклись к рассаде, как к живому существу). Ребята с удовольствием ухаживали за растениями: рыхлили, поливали, оказывали посильную помощь в пикировке растений. В ходе этой деятельности развивалась любознательность, наблюдательность, формировалось заботливое отношение к растениям, чувство ответственности за начатое дело. Наблюдая за рассадой, мы с детьми вели дневник наблюдений. Ребята зарисовывали этапы роста, появление листочков, побегов, а также фотографировали и вклеивали снимки в дневник.

В конце весны, с наступлением теплых дней, выращенную на подоконнике рассаду мы перенесли на настоящий огород на улице, где продолжилась работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Дети с гордостью водили своих родителей на огород, показывая им результат своего труда.

Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности заключается в придумывании и инсценировке экологических сказок, рассказов, стихов. Мы в своей деятельности используем театрализованные игры. Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых.

Работа с родителями не менее важна и даже более трудна, чем с детьми. Особо обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Именно совместная деятельность сближает детей и родителей, дает ребенку ощущение того, что он делает что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители.

Таким образом, в процессе экологического образования мы формируем у детей начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, осознанно-правильное отношение, природа, растение, родитель, экологическая направленность, экологическое образование, совместная деятельность, трудовая деятельность.

Ключевые слова

экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе

экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе

Похожие статьи

Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада.

детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный возраст.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей.

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Система сотрудничества педагогического коллектива.

родитель, детский сад, ребенок, природа, экологическое образование, педагог, форма работы, экологическая культура, экологическое воспитание, семья.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность, совместная деятельность взрослого.

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по.

Правильно построенная система управления экологическим образованием в детском саду формирует экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднимает уровень духовной, творческой активности.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.

Экологическое воспитание как одно из современных.

Задачи экологического образования в детском саду: ‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в развитии экологических знаний об устройстве окружающего мира, роли в нем человека.

Современные подходы к экологическому воспитанию.

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Детский сад.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

3) Экологическое просвещение. 4) Различные виды деятельности. Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются: НОД; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность ребенка.

Читайте также: