Процессы в живой природе план урока

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока: урок решения частных задач.

Задача: организация наблюдения за процессами в живой и неживой природе.

  • формировать умение устанавливать последовательность процессов;
  • выделять прошлое и настоящее состояние объекта;
  • называть процессы словами подписывать их символически;
  • умение обобщать свои наблюдения.

Развивающие:

  • развивать образное мышление;
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию устной речи;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • развивать умение моделировать.

Воспитательные:

  • прививать интерес к учебной деятельности;
  • прививать культуру учебного труда.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы организации образовательного процесса: самостоятельный, фронтальный, квазиисследовательский.

У. Добрый день. Начнём урок окружающего мира.

(слайды 1-4 с картинами о природе) Удивительный мир природы. Вечноизменяющийся, он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. У нас возникает множество вопросов.

Если я чего-то не знаю, но хочу узнать, я могу……….

Д. Я могу спросить у взрослого, прочитать в книге, понаблюдать. (Слайд 5)

У. Давайте вспомним, когда мы наблюдаем, какими органами чувств мы пользуемся?

Д. Органами слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

(Слайд 6 с органами чувств)

У. Что необходимо для наблюдения?

Д. Объект. (Слайд 7)

У.Мы с вами знаем, что любой объект может находиться в разных ………..

Д. Состояниях.

У. А изменение состояния объекта называется …….

Д. Процессом.

У. А процессы мы учились записывать в виде символов. Давайте озвучим эти записи.

Вместо схем процессов назовите слова. (Текст на доске)


У. Таяние снега, продолжительности дня и ночи. К какой природе относятся эти процессы? (К живой или неживой природе?)

Д. К неживой природе. (Слайд 9)

У. Наблюдениями за неживой природой мы занимались на прошлых уроках, а сегодня я предлагаю вам понаблюдать за объектами живой природы. Я надеюсь, что вы будете настоящими наблюдателями и исследователями природы.

Постановка задачи.

А теперь послушайте первую загадку от живой природы. Я предлагаю узнать объект по его описанию.

Это растение растёт на лугах, полянах, опушках и у дорог. Цветёт в мае-июне. Цветы этого растения жёлтые, раскрываются по утрам в солнечную погоду. Когда появляются семена, он становится белым шаром.

Д. Это одуванчик. (На доске фотография одуванчика)

У. В нашем классе много любознательных детей, которые с удовольствием читают книги о природе. Об этом цветке нам расскажет Дима.

Д. У одуванчика есть одна удивительная способность. Он может предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду они раскрываются между пятью и шестью часами утра, а закрываются около трёх часов дня.

В народной медицине его называют жизненным эликсиром и применяют при разных болезнях. Из цветков варят варенье, а поджаренные корни используют как заменитель кофе.

Наблюдения над объектами живой и неживой природы

У. Думаю, что вы, юные исследователи, хотите узнать, как это растение развивается. Я уверена, вы все уже наблюдали за этим процессом в лесу, на лугу, на обочинах дорог. Ведь одуванчики растут даже в нашем северном городе. Итак, мои юные друзья, понаблюдаем за развитием одуванчика.

Возьмите разрезные картинки и разложите их последовательно так, как, по вашему мнению, развивается (растёт) растение.

( Дети работают с разрезными картинками, 1 человек у доски).

На доске может быть два варианта последовательности: один начинается с семечка, а другой – с растения с семенами. Один вариант предлагает учитель.

У. Давайте сравним, как получилось у вас и на доске. (Озвучиваются обе последовательности). Как будет правильно?

Приклеим картинки в любой последовательности так, чтобы между ними было расстояние.

У. Как показать на схеме последовательность развития одуванчика?

Д. Покажем стрелками.

У. Скажите, а заканчивается ли этот процесс в природе? (Учитель обращает внимание, что процесс идёт по кругу.)

Попробуем записать этот процесс символически.

У. Оценим свою работу по линейке. Предложите, что мы будем оценивать?

Д. Умение выстраивать последовательность процесса.

У. Наблюдать и анализировать трудно, это требует сил, чтобы приступить к дальнейшему наблюдению давайте восстановим силы и немного отдохнём.

Физкультминутка.

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох.

У. Мы отдохнули и готовы к новому наблюдению. Закройте глазки. Откройте их. Ничего нового не заметили?

Д. Появилась бабочка.

После просмотра. Что вы увидели?

Выслушиваются ответы детей.

Работа с учебником

У. Молодцы. Вы внимательно смотрели. Чтобы рассказать об увиденном процессе, как настоящим исследователям, давайте обратимся к тексту и откроем учебник на странице 59.

Прочитайте текст и постарайтесь запомнить, как развивается бабочка. Читает один ученик.

Ещё весной травы не зазеленели, только первые цветы распустились, а уже летают бабочки. Лето и осень пролетают, зиму перезимуют и весной снова порхают. Следующим летом отложат яички и умрут. Из яиц выходят гусеницы. Их задача – питаться, питаться и питаться. Это нужно для того, чтобы, когда они окуклятся, могли произойти чудесные превращения куколки в бабочку.

У. Как озаглавить этот текст?

Д. Рождение бабочки.

У. Запишите это название.

У. Кто же грамотно расскажет о процессе развития бабочки?

У. Пронумеруем последовательные стадии развития бабочки. (На доске рисунки. Один ученик работает у доски.)

Д. 1)Яйцо 2) гусеница, 3) ранняя куколка, 4) поздняя куколка, 5) бабочка.

У. Давайте оценим свою работу за умение выстраивать последовательность.

У. Когда появляется новая бабочка, заканчивается ли этот процесс? Как это можно показать?

Д. Поставим стрелки.

Соединение наблюдаемых процессов

Давайте сопоставим, что же общего в развитии бабочки и одуванчика?

Д. Процесс идёт по кругу.

У. Бабочка и одуванчик, к какой природе относятся?

Д. К живой природе. (Слайд порхающая бабочка.)

У. Вы готовы к наблюдениям за процессами в неживой природе? Ой, я не права, мы же с вами уже начали наблюдать за процессами в неживой природе. Напомните, какой опыт мы с вами начали проводить.

Д. Рост кристалла.

У. Многие из вас уже получили первые результаты, и мы поместили их на наш информационный стенд.


А вот Люба и Алеша готовы вам об этом рассказать. Расскажите о своих наблюдениях.

В понедельник 4 февраля мы начали наблюдать за образованием кристалла. Размешали в кипятке соль, положили нить. Свои наблюдения записывали. Вот что у нас получилось.

А Кате захотелось вырастить кристалл цветной и подарить его маме. Мы добавили в раствор красители, но кристаллы не стали цветными. На этот вопрос мы пока не можем ответить. Но мы убедились, что кристаллы растут.

Ты знаешь, что живое всё растёт –
Трава, животное и кактус на окошке…
Но посмотри, как быстро вырос соляной кристалл –
Хоть не цветок он и не кошка.

В кипяток добавим соли,
Размешаем, нитку бросим – вот какой рецепт нехитрый.
Но вниманье! В класс приносим
Кто звезду, а кто снежинку, кто цветок какой-то чудный,
Кто горошинку, кто – льдинку,
Ну а кто-то только нитку
Значит, соль не размешал он.

Рефлексия (слайд)

У. В конце любого исследования учёные делают выводы. Мы наблюдали за бабочкой- посмотрите, за одуванчиком, взгляните ещё раз на наши кристаллы. Как всё удивительно! А почему всё это вызывает восхищение?

Д…….

У. Как можно назвать все эти изменения?

Д. Процессами.

Домашнее задание.

У. А дома вы сами изучите процесс развития птицы, рыбы и растения и выполните задание на странице 83. А на следующем уроке мы обсудим, что вы пронаблюдали. Мне приятно было с вами пообщаться, спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

Диалог и предложения

Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию

Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление, уверенность в себе и навыки рефлексии, общение, обоснование действия и рефлексия

Навыки использования ИКТ

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Приветствие. Позитивный настрой. Активизация деятельности учащегося.

(К) Проверка домашнего задания.

Ученик зарисовывает растительную клетку, отмечая на рисунке ее компоненты с названиями, пользуясь наглядностями.


Учитель дает ученику наглядности, на которых изображены процессы присущие живым организмам, используя которые он должен определить или назвать тот или иной процесс. После выполнения данного задания ученик составляет или пишет под диктовку учителя краткий конспект по теме урока.

Всякое живое существо, обладаю­щее совокупностью свойств, отли­чающих его от неживой материи, называется организмом. Их структурной и функцио­нальной единицей является клетка.


Все организмы представляют собой открытые системы, являю­щиеся устойчивыми лишь при ус­ловии непрерывного доступа к ним различных веществ и энергии из­вне. Живые организмы извлекают, преобразовывают и используют ве­щества и энергию окружающей сре­ды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энер­гию, например, в виде тепла. Та­ким образом, для организмов ха­рактерен обмен веществ сокружа­ющей средой и энергозависи­мость.

Живые организмы обладают способностью поддерживать посто­янство своего химического состава и интенсивность обменных процессов. Недостаток поступления ка­ких-либо питательных веществ мо­билизует внутренние ресурсы орга­низма, а избыток вызывает прекра­щение синтеза этих веществ. Это свойство называется саморегуля­цией.

В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных изменений (возрастает число кле­ток, масса), а также качественных (происходит дифференцировка кле­ток, образование тканей и органов, старение), т.е. происходит их рост и развитие.

Живые организмы размножа­ются, т.е. обладают свойством вос­произведения себе подобных.


Живые организмы адаптирова­ны (приспособлены) к среде обита­ния. Особенности строения, функ­ций и поведения данного организ­ма, соответствующие его образу жизни, называют адаптациями.


Живые организмы характеризу­ются раздражимостью — способ­ностью отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организ­ма — проявлением раздражимости. При неоднократном воздействии сходных раздражителей определен­ный способ реагирования на них может накапливаться в виде опы­та, закрепляться и использоваться в дальнейшем.


Учитель и ученик на примере живых организмов разбирают типы питания живых организмов

Задача : организация наблюдения за процессами в живой и неживой природе.

  • формировать умение устанавливать последовательность процессов;
  • выделять прошлое и настоящее состояние объекта;
  • называть процессы словами подписывать их символически;
  • умение обобщать свои наблюдения.
  • развивать образное мышление;
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию устной речи;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • развивать умение моделировать.
  • прививать интерес к учебной деятельности;
  • прививать культуру учебного труда.

Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы организации образовательного процесса: самостоятельный, фронтальный, квазиисследовательский.

У. Добрый день. Начнём урок окружающего мира.

(слайды 1-4 с картинами о природе) Удивительный мир природы. Вечноизменяющийся, он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. У нас возникает множество вопросов.

Если я чего-то не знаю, но хочу узнать, я могу……….

Д. Я могу спросить у взрослого, прочитать в книге, понаблюдать. (Слайд 5)

У. Давайте вспомним, когда мы наблюдаем, какими органами чувств мы пользуемся?

Д. Органами слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

(Слайд 6 с органами чувств)

У. Что необходимо для наблюдения?

Д. Объект. (Слайд 7)

У. Мы с вами знаем, что любой объект может находиться в разных ………..

У. А изменение состояния объекта называется …….

У. А процессы мы учились записывать в виде символов. Давайте озвучим эти записи.

Вместо схем процессов назовите слова. (Текст на доске)


У. Таяние снега, продолжительности дня и ночи. К какой природе относятся эти процессы? (К живой или неживой природе?)

Д. К неживой природе. (Слайд 9)

У. Наблюдениями за неживой природой мы занимались на прошлых уроках, а сегодня я предлагаю вам понаблюдать за объектами живой природы. Я надеюсь, что вы будете настоящими наблюдателями и исследователями природы.

А теперь послушайте первую загадку от живой природы. Я предлагаю узнать объект по его описанию.

Это растение растёт на лугах, полянах, опушках и у дорог. Цветёт в мае-июне. Цветы этого растения жёлтые, раскрываются по утрам в солнечную погоду. Когда появляются семена, он становится белым шаром.

Д. Это одуванчик. ( На доске фотография одуванчика)

У. В нашем классе много любознательных детей, которые с удовольствием читают книги о природе. Об этом цветке нам расскажет Дима.

Д . У одуванчика есть одна удивительная способность. Он может предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду они раскрываются между пятью и шестью часами утра, а закрываются около трёх часов дня.

В народной медицине его называют жизненным эликсиром и применяют при разных болезнях. Из цветков варят варенье, а поджаренные корни используют как заменитель кофе.

Наблюдения над объектами живой и неживой природы

У. Думаю, что вы, юные исследователи, хотите узнать, как это растение развивается. Я уверена, вы все уже наблюдали за этим процессом в лесу, на лугу, на обочинах дорог. Ведь одуванчики растут даже в нашем северном городе. Итак, мои юные друзья, понаблюдаем за развитием одуванчика.

Возьмите разрезные картинки и разложите их последовательно так, как, по вашему мнению, развивается (растёт) растение.

( Дети работают с разрезными картинками, 1 человек у доски).

На доске может быть два варианта последовательности: один начинается с семечка, а другой – с растения с семенами. Один вариант предлагает учитель.

У. Давайте сравним, как получилось у вас и на доске. ( Озвучиваются обе последовательности). Как будет правильно?

Приклеим картинки в любой последовательности так, чтобы между ними было расстояние.

У. Как показать на схеме последовательность развития одуванчика?

Д. Покажем стрелками.

У. Скажите, а заканчивается ли этот процесс в природе? (Учитель обращает внимание, что процесс идёт по кругу.)

Попробуем записать этот процесс символически.

У. Оценим свою работу по линейке. Предложите, что мы будем оценивать?

Д. Умение выстраивать последовательность процесса.

У . Наблюдать и анализировать трудно, это требует сил, чтобы приступить к дальнейшему наблюдению давайте восстановим силы и немного отдохнём.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох.

У. Мы отдохнули и готовы к новому наблюдению. Закройте глазки. Откройте их. Ничего нового не заметили?

Д. Появилась бабочка.

После просмотра. Что вы увидели?

Выслушиваются ответы детей.

Работа с учебником

У. Молодцы. Вы внимательно смотрели. Чтобы рассказать об увиденном процессе, как настоящим исследователям, давайте обратимся к тексту и откроем учебник на странице 59.

Прочитайте текст и постарайтесь запомнить, как развивается бабочка. Читает один ученик.

Ещё весной травы не зазеленели, только первые цветы распустились, а уже летают бабочки. Лето и осень пролетают, зиму перезимуют и весной снова порхают. Следующим летом отложат яички и умрут. Из яиц выходят гусеницы. Их задача – питаться, питаться и питаться. Это нужно для того, чтобы, когда они окуклятся, могли произойти чудесные превращения куколки в бабочку.

У. Как озаглавить этот текст?

Д. Рождение бабочки.

У. Запишите это название.

У . Кто же грамотно расскажет о процессе развития бабочки?

У. Пронумеруем последовательные стадии развития бабочки. (На доске рисунки. Один ученик работает у доски.)

Д. 1)Яйцо 2) гусеница, 3) ранняя куколка, 4) поздняя куколка, 5) бабочка.

У. Давайте оценим свою работу за умение выстраивать последовательность.

У. Когда появляется новая бабочка, заканчивается ли этот процесс? Как это можно показать?

Д. Поставим стрелки.

Соединение наблюдаемых процессов

Давайте сопоставим, что же общего в развитии бабочки и одуванчика?

Д. Процесс идёт по кругу.

У. Бабочка и одуванчик, к какой природе относятся?

Д. К живой природе. ( Слайд порхающая бабочка.)

У. Вы готовы к наблюдениям за процессами в неживой природе? Ой, я не права, мы же с вами уже начали наблюдать за процессами в неживой природе. Напомните, какой опыт мы с вами начали проводить.

Д. Рост кристалла.

У. Многие из вас уже получили первые результаты, и мы поместили их на наш информационный стенд.

А вот Люба и Алеша готовы вам об этом рассказать . Расскажите о своих наблюдениях.

В понедельник 4 февраля мы начали наблюдать за образованием кристалла. Размешали в кипятке соль, положили нить. Свои наблюдения записывали. Вот что у нас получилось.

А Кате захотелось вырастить кристалл цветной и подарить его маме. Мы добавили в раствор красители, но кристаллы не стали цветными. На этот вопрос мы пока не можем ответить. Но мы убедились, что кристаллы растут.

Ты знаешь, что живое всё растёт –
Трава, животное и кактус на окошке…
Но посмотри, как быстро вырос соляной кристалл –
Хоть не цветок он и не кошка.

В кипяток добавим соли,
Размешаем, нитку бросим – вот какой рецепт нехитрый.
Но вниманье! В класс приносим
Кто звезду, а кто снежинку, кто цветок какой-то чудный,
Кто горошинку, кто – льдинку,
Ну а кто-то только нитку
Значит, соль не размешал он.

У. В конце любого исследования учёные делают выводы. Мы наблюдали за бабочкой- посмотрите, за одуванчиком, взгляните ещё раз на наши кристаллы. Как всё удивительно! А почему всё это вызывает восхищение?

У. Как можно назвать все эти изменения?

У . А дома вы сами изучите процесс развития птицы, рыбы и растения и выполните задание на странице 83. А на следующем уроке мы обсудим, что вы пронаблюдали. Мне приятно было с вами пообщаться, спасибо за урок.

Скажите, как вы работали сегодня? Что вам было интересно?

Как вы оцените себя за работу на уроке. (Оценка по линейке.)

Я благодарю вас за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни.

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний.

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы.

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает.

Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

Урок естествознания в 6 классе на тему

Раздел: Процессы в живой и неживой природе Дата: Класс: Количество присутствующих Количество отсутствующих Тема урока: Процессы, присущие живым организмам. Цели обучения в соответствии с учебной программой 6.4.2.4 исследовать реакцию на раздражители у живых организмов Цели урока Изучить реакцию на раздражители у живых организмов Исследовать реакцию на раздражители у живых организмов


Краткосрочный (поурочный) план

Раздел: Процессы в живой и неживой природе

Процессы, присущие живым организмам.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

6.4.2.4 исследовать реакцию на раздражители у
живых организмов

Изучить реакцию на раздражители у живых организмов

Исследовать реакцию на раздражители у живых организмов

Учитель ставит проблемный вопрос.

Какие тела нас окружают? Как их можно классифицировать? ( живые и неживые)

Читайте также: