Процентили как качественную характеристику измеряемого признака можно применять в школах

Обновлено: 03.07.2024

Результаты обследования профессиональных способностей испытуемых заносятся в спе-циальные шкалы, позволяющие в последующем применить психометрический инструментарий для научно обоснованного вывода о предпочтениях того или иного кандидата на вакантную должность.

Измерение - это преобразование определенных свойств и качеств в известные, легко поддаю-щиеся интерпретации и обработке единицы, называемые числами. Измерение есть приписывание чисел свойствам и качествам субъектов и объектов в соответствии с определенными правилами. Шкала - это форма фиксации совокупности признаков изучае¬мого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую сис¬тему.

I. Измерительные шкалы – форма фиксации и способ упорядочения совокупности признаков изучаемых психологических явлений или процессов, в определенную числовую сис-тему. Применение шкал связывается с необходимостью качественной и количественной оценки

(с задачей последующего сравнения) оп¬ределенных признаков и переменных.

Признаки и переменные - это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть: время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, по¬казатель социометрического статуса и др.

Измерения в психологических исследованиях не являются самоцелью, это способ получения новой дополнительной информации, а она нужна для описания изучаемых психологических явлений или процессов, предсказания направлений и тенденций их возможного изменения.

Результаты статистического материала, собранного по предмету обследования, должны быть соответствующим образом проанализированы с методологических и психологических позиций. Для этого необходимо установить тип измерительной шкалы и допустимые преобразования входящих в нее статистических значений.

В основу классификации измерительных шкал положен признак метрической детерминиро-ванности американского психолога С.С. Стивенса. В соответствии с этим признаком измеритель-ные шкалы принято подразделять на неметрические (шкалы на¬именований, шкалы порядка) и метрические (шкалы интервалов, шкалы отношений).

Шкалы каче¬ственных признаков.

1. В шкале на¬именований (другое название — номинативной) при фиксации качественной информации допусти¬мым является установление соответствующего признака тому или иному классу. Примером номинативной шкалы является дихотомическая шкала, состоя¬щая всего из двух ячеек, например: эксперт "проголосовал "за" или "против". Признак, ко¬торый изменяется по дихотомической шкале наименований, называ¬ется альтернативным. Более сложный вариант номинативной шкалы - классификация из трех и более ячеек, например: "выбор кандидатуры

А - кандидатуры Б - кандидатуры В - кандидатуры Г". При этом между группами признаков может устанавливаться статистическая связь (корреляционный анализ). Однако взаимосвязь между измеряемыми признаками может отсутствовать (табл. 11).

436. Приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами называется:
• измерением

437. Пробный, первый эксперимент или серия экспериментов, в которых апробируется основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д., называется:
• пилотажным

438. Продуктивность — это отношение числа ошибок или качества выполнения действия к .
• времени выполнения

439. Пролонгированным экспериментом называется:
• длительный эксперимент

440. Противоположным внешнему наблюдению является:
• включенное

441. Процедура обеспечивающая случайный порядок предъявления проб в последовательности либо случайную стратегию образования групп, называется:
• рандомизацией

442. Процедура отбора, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента, называется:
• рандомизацией

443. Процедура субъективного шкалирования, в которой все объекты представляются испытуемому одновременно, а он должен их упорядочить по величине измеряемого признака, называется методом
• ранжирования

444. Процедура субъективного шкалирования, при которой индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию, называется методом
• выбора

445. Процедура субъективного шкалирования, при которой объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний (n)), а испытуемый оценивает, сходства-различия между членами пар, называется методом
• парных сравнений

446. Процедура субъективного шкалирования, при которой стимулы предъявляются по одному, а испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы, называется методом
• абсолютной оценки

447. Процедуру рандомизации впервые предложил и описал:
• Р. Фишер

448. Процентили как качественную характеристику измеряемого признака можно применять в шкалах
• порядка, интервалов и равных отношений

449. Процесс развития исследовательских методов в психологии идет по следующему пути:
1) созерцательные
2) констатирующие
3) формирующие


450. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность исследователя и испытуемого, является:
• общение

237. Измерение, проводимое в случаях, когда произвольно предполагается, что система наблюдаемых признаков характеризует именно наблюдаемое, а не какое-либо другое свойство или состояние объекта, называется:
• измерением по определению

238. Отношение симметрии, реализующееся на объектах, символически обозначается:
• R (Х=Y) > R (Y=X)

239. Процентили как качественную характеристику измеряемого признака можно применять в шкалах
• порядка, интервалов и равных отношений

240. Анкету, направленную на выявление осознаваемых качеств испытуемых, принято называть анкетой
• составленной из прямых вопросов

Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату выполнения теста — ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение результата на шкале.

Определение.Операция упорядочения исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные носит название шкалирования.

Процесс шкалирование состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа. Первый — сбор эмпирических данных. Второй этап — обработка и анализ, по результатам которого строится числовая система, представляющая собой шкалу.

В педагогических измерениях шкалы различаются в зависимости от характера свойств, лежащих в основе их построения. В качестве таких свойств выделяют: идентичность, позволяющую однозначно относить объекты к одной из выделяемых категорий; транзитивность, способствующую ранжированию объектов в определенном порядке; метричность, обеспечивающую единую единицу измерения; наличие абсолютного нуля [9].

Наиболее общая классификация шкал предложена С. Стивенсом и приводится на рис. 7.1, где дана подробная характеристика уровней измерения.

Самая элементарная форма измерения — это номинальная шкала, или шкала наименований, обладающая только первым свойством.


Рис. 7.1. Классификация шкал по С. Стивенсу

В этой шкале каждому оцениваемому объекту в соответствии с каким-либо свойством приписывается наименование или число. Арифметические действия с числами в номинальной шкале не имеют смысла, между ними не устанавливается отношение порядка, числа применяются только для наименования объектов.

Существуют два типа номинальной шкалы. В шкале первого типа каждому объекту приписывается число. Каждое число представляет отдельного человека (объект), и между объектами есть различие, так как числа присваиваются некоторым образом. Второй тип номинальной шкалы особенно широко применяется в педагогической практике. Он связан с классификацией учащихся по группам в соответствии с каким-либо признаком, после чего число или наименование приписывается не отдельному учащемуся, а группе учеников. Например, в процессе проверки соответствия подготовки выпускников школы требованиям образовательных стандартов появляется группа аттестованных и группа не аттестованных учеников.

• расчет частот (удельных весов) объектов данного класса;

• определение моды изучаемого признака.

Вполне понятно, что не следует проводить сложение и вычитание номеров мест ввиду неопределенного смысла получаемого результата. Однако этой прописной истины придерживаются далеко не всегда. В сфере образования был период, когда директору любой школы немало хлопот доставлял так называемый средний балл, который рассматривался как важный показатель качества работы школы. При этом как-то забывалось о том, что арифметические действия с номерами мест групп школьников недопустимы, и потому средний балл нисколько не отражает объективных закономерностей результатов учебного процесса. Никому и никогда не приходило в голову искать средний результат команды спортсменов, занявших определенные места, зато на протяжении ряда лет безответственно по среднему баллу сравнивались результаты работы педагогических коллективов, что, конечно, нередко приводило к неоправданным выводам, наносящим зримый ущерб качеству учебного процесса. При измерении признака в порядковой шкале возможны только монотонные преобразования, допускающие умножение на постоянный множитель, возведение в степень и извлечение корня, и некоторые статистические операции. В частности, в порядковой шкале в качестве средней оценки используют медиану, меры рассеяния — квантили, в качестве меры связи двух признаков — ранговый коэффициент корреляции.

Интервальная шкала, включающая первые три свойства, позволяет преодолеть недостатки номинальной и порядковой шкал, поскольку в ней определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Интервальная шкала — количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме деления. Таким образом, в интервальной шкале нельзя определить, во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 30 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 15 заданий теста.

Шкала отношений, удовлетворяющая всем четырем свойствам, позволяет получить самый высокий уровень измерения. Здесь можно определить отношение чисел, приписываемых объектам. В шкале отношений в качестве отсчета выбран абсолютный нуль. В ней можно выполнять все арифметические и статистические операции. Так же как и интервальная, она позволяет производить количественные измерения.

Уровни измерения и числовые характеристики, используемые на данных уровнях, приведены в табл. 7.1. Из этой таблицы видно, что переход от одного уровня к другому сопровождается расширением класса допустимых математико-статистических операций. Как следует из табл. 7.1, наилучшей является шкала отношений, которую на сегодняшний день удалось реализовать только в рамках физических измерений.

Исходя из приведенных выше рассуждений можно сделать вполне определенный вывод: не следует стремиться к традиционным средствам контроля, не обеспечивающим сопоставимых количественных оценок в интервальной шкале. Хотя и с тестами дело обстоит не столь благополучно, как казалось в те годы, когда за рубежом создавались первые педагогические тесты для массового внедрения в учебный процесс.

Говоря о преимуществах тестовых методов, связанных с возможностью получения количественных сопоставимых оценок, следует специально отметить, что они проявляются не всегда и не везде. Во-первых, не всякий тест лучше экзамена, а только тот, который обладает высокой надежностью и позволяет построить по эмпирическим результатам его выполнения устойчивую шкалу.

Во-вторых, наблюдаемые результаты выполнения теста (сырые баллы испытуемых) не обеспечивают сопоставимости. Для сопоставимости необходимо произвести шкалирование сырых баллов путем перевода их в одну из специальным образом подобранных стандартных производных шкал.

В-третьих, при переходе к шкалированным показателям испытуемых желательно пользоваться методами современной теории тестов — теории IRT (см. подробнее гл. 5), поскольку именно теория IRT обеспечивает перевод сырых баллов в интервальную шкалу.

Таблица 7.1. Уровни измерений и их характеристики

Уровень измерения (шкала) Основная операция, определяющая уровень Допустимое преобразование Математические и статистические величины, вычисление которых допустимо на данном уровне
Номинальный (номинальная) Приписывание одинаковых чисел (наименований) объектам, имеющим общий признак Xi =f(x), где f(х) — замена одного числа другим Мода, процентные частоты, доли, коэффициент связи, коэффициент различия — квадрат
Ординальный (ранговая, порядковая) Ранжирование объектов по выраженности определенного признака Х1 =f(x), где f(х) — любая монотонно возрастающая функция Мода, медиана, квантили, квартили (процентиль, дециль, квартиль и др.), ранговые коэффициенты корреляции, дисперсионный анализ
Интервальный (интервальная) Определение величины различия между объектами Любые, кроме деления величин Мода, медиана, квантили, ранговые критерии, выборочная средняя, дисперсия, стандартное квадратичное отклонение, коэффициент корреляции
Измерение отношений (отношений) Определение равенства отношений величин Любые Все арифметические операции, все понятия и методы математической статистики

Классическая теория тестов и рекомендованные в ее рамках линейные преобразования сырых баллов повышают сопоставимость результатов испытуемых, но не меняют природу порядковой шкалы наблюдаемых результатов выполнения теста. Именно это соображение нередко склоняет разработчиков к выбору IRT в качестве основополагающей при конструировании тестов, несмотря на отдельные трудности технического характера, связанные с необходимостью применения специальных математических методов и моделей.

Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату выполнения теста — ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение результата на шкале.

Определение.Операция упорядочения исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные носит название шкалирования.

Процесс шкалирование состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа. Первый — сбор эмпирических данных. Второй этап — обработка и анализ, по результатам которого строится числовая система, представляющая собой шкалу.

В педагогических измерениях шкалы различаются в зависимости от характера свойств, лежащих в основе их построения. В качестве таких свойств выделяют: идентичность, позволяющую однозначно относить объекты к одной из выделяемых категорий; транзитивность, способствующую ранжированию объектов в определенном порядке; метричность, обеспечивающую единую единицу измерения; наличие абсолютного нуля [9].

Наиболее общая классификация шкал предложена С. Стивенсом и приводится на рис. 7.1, где дана подробная характеристика уровней измерения.

Самая элементарная форма измерения — это номинальная шкала, или шкала наименований, обладающая только первым свойством.


Рис. 7.1. Классификация шкал по С. Стивенсу

В этой шкале каждому оцениваемому объекту в соответствии с каким-либо свойством приписывается наименование или число. Арифметические действия с числами в номинальной шкале не имеют смысла, между ними не устанавливается отношение порядка, числа применяются только для наименования объектов.

Существуют два типа номинальной шкалы. В шкале первого типа каждому объекту приписывается число. Каждое число представляет отдельного человека (объект), и между объектами есть различие, так как числа присваиваются некоторым образом. Второй тип номинальной шкалы особенно широко применяется в педагогической практике. Он связан с классификацией учащихся по группам в соответствии с каким-либо признаком, после чего число или наименование приписывается не отдельному учащемуся, а группе учеников. Например, в процессе проверки соответствия подготовки выпускников школы требованиям образовательных стандартов появляется группа аттестованных и группа не аттестованных учеников.

• расчет частот (удельных весов) объектов данного класса;

• определение моды изучаемого признака.

Вполне понятно, что не следует проводить сложение и вычитание номеров мест ввиду неопределенного смысла получаемого результата. Однако этой прописной истины придерживаются далеко не всегда. В сфере образования был период, когда директору любой школы немало хлопот доставлял так называемый средний балл, который рассматривался как важный показатель качества работы школы. При этом как-то забывалось о том, что арифметические действия с номерами мест групп школьников недопустимы, и потому средний балл нисколько не отражает объективных закономерностей результатов учебного процесса. Никому и никогда не приходило в голову искать средний результат команды спортсменов, занявших определенные места, зато на протяжении ряда лет безответственно по среднему баллу сравнивались результаты работы педагогических коллективов, что, конечно, нередко приводило к неоправданным выводам, наносящим зримый ущерб качеству учебного процесса. При измерении признака в порядковой шкале возможны только монотонные преобразования, допускающие умножение на постоянный множитель, возведение в степень и извлечение корня, и некоторые статистические операции. В частности, в порядковой шкале в качестве средней оценки используют медиану, меры рассеяния — квантили, в качестве меры связи двух признаков — ранговый коэффициент корреляции.

Интервальная шкала, включающая первые три свойства, позволяет преодолеть недостатки номинальной и порядковой шкал, поскольку в ней определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Интервальная шкала — количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме деления. Таким образом, в интервальной шкале нельзя определить, во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 30 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 15 заданий теста.

Шкала отношений, удовлетворяющая всем четырем свойствам, позволяет получить самый высокий уровень измерения. Здесь можно определить отношение чисел, приписываемых объектам. В шкале отношений в качестве отсчета выбран абсолютный нуль. В ней можно выполнять все арифметические и статистические операции. Так же как и интервальная, она позволяет производить количественные измерения.

Уровни измерения и числовые характеристики, используемые на данных уровнях, приведены в табл. 7.1. Из этой таблицы видно, что переход от одного уровня к другому сопровождается расширением класса допустимых математико-статистических операций. Как следует из табл. 7.1, наилучшей является шкала отношений, которую на сегодняшний день удалось реализовать только в рамках физических измерений.

Исходя из приведенных выше рассуждений можно сделать вполне определенный вывод: не следует стремиться к традиционным средствам контроля, не обеспечивающим сопоставимых количественных оценок в интервальной шкале. Хотя и с тестами дело обстоит не столь благополучно, как казалось в те годы, когда за рубежом создавались первые педагогические тесты для массового внедрения в учебный процесс.

Говоря о преимуществах тестовых методов, связанных с возможностью получения количественных сопоставимых оценок, следует специально отметить, что они проявляются не всегда и не везде. Во-первых, не всякий тест лучше экзамена, а только тот, который обладает высокой надежностью и позволяет построить по эмпирическим результатам его выполнения устойчивую шкалу.

Во-вторых, наблюдаемые результаты выполнения теста (сырые баллы испытуемых) не обеспечивают сопоставимости. Для сопоставимости необходимо произвести шкалирование сырых баллов путем перевода их в одну из специальным образом подобранных стандартных производных шкал.

В-третьих, при переходе к шкалированным показателям испытуемых желательно пользоваться методами современной теории тестов — теории IRT (см. подробнее гл. 5), поскольку именно теория IRT обеспечивает перевод сырых баллов в интервальную шкалу.

Таблица 7.1. Уровни измерений и их характеристики

Уровень измерения (шкала) Основная операция, определяющая уровень Допустимое преобразование Математические и статистические величины, вычисление которых допустимо на данном уровне
Номинальный (номинальная) Приписывание одинаковых чисел (наименований) объектам, имеющим общий признак Xi =f(x), где f(х) — замена одного числа другим Мода, процентные частоты, доли, коэффициент связи, коэффициент различия — квадрат
Ординальный (ранговая, порядковая) Ранжирование объектов по выраженности определенного признака Х1 =f(x), где f(х) — любая монотонно возрастающая функция Мода, медиана, квантили, квартили (процентиль, дециль, квартиль и др.), ранговые коэффициенты корреляции, дисперсионный анализ
Интервальный (интервальная) Определение величины различия между объектами Любые, кроме деления величин Мода, медиана, квантили, ранговые критерии, выборочная средняя, дисперсия, стандартное квадратичное отклонение, коэффициент корреляции
Измерение отношений (отношений) Определение равенства отношений величин Любые Все арифметические операции, все понятия и методы математической статистики

Классическая теория тестов и рекомендованные в ее рамках линейные преобразования сырых баллов повышают сопоставимость результатов испытуемых, но не меняют природу порядковой шкалы наблюдаемых результатов выполнения теста. Именно это соображение нередко склоняет разработчиков к выбору IRT в качестве основополагающей при конструировании тестов, несмотря на отдельные трудности технического характера, связанные с необходимостью применения специальных математических методов и моделей.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: