На основе чего работает школа

Обновлено: 06.07.2024

Школа – важный этап в жизни каждого. Она дает нам не только знания, она учит применять их на практике, а также дарит много незабываемых моментов, которые вспоминаются еще долго. Общество сильно изменилось за последние десятилетия, изменились и требования, предъявляемые к образовательным учреждениям. Учат теперь по новым программам и преподносят их по-новому. Вопрос – насколько эффективна современная школа, что представляет из себя она, является одним из резонансных. Поэтому мы не можем обойти его стороной и хотим понять, на чем держится российское начальное и среднее образование.

Цели и задачи образовательного процесса

Это два самых важных пункта, над удовлетворением которых работает наука, учителя и администрация. Их правильная постановка, понимание и обеспечение – единственный путь вырастить воспитанное, развитое, конкурентоспособное поколение. Поэтому так важно знать, что мы хотим получить и как.

Сегодня каждое учреждение в отдельности и школа в целом, ставят перед собой такие цели:

  1. Подготовка учащихся к трудовой деятельности, выработка навыков, способных помочь им в решении необходимых задач;
  2. Формирование понимания социальных норм поведения и установок на решение социальных проблем;
  3. Сохранение физического и психического здоровья.

Для достижения поставленных целей приходится решать огромное количество задач, мы перечислим основные из них:

  1. Развитие способностей, позволяющих принимать решения и готовности нести ответственность за них;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Формирование культурных и моральных ценностей;
  4. Формирование практических и теоретических знаний в соответствии с современными достижениями науки и техники, накопленным опытом;
  5. Обучение навыкам бесконфликтного сотрудничества.

Чтобы добиться успеха, необходим набор методов, только при их наличии можно работать на результат. Над созданием методик трудится наука и практика, выбирая самые эффективные и компромиссные решения.

Методы обучения в современной школе

Методы – это формы организации учебного процесса, которыми пользуется преподаватель для мотивации и обучения учащихся. Сегодня предлагается большой выбор способов, которые не исключают творческого вмешательства педагога и позволяют ему импровизировать в рамках программы. Состоят они из трех групп:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

Споры среди исследователей о видах допустимых методов ведутся и сегодня. Предлагались разные классификации. Ученые и методисты решали, делать упор в обучении на частично-поисковые структуры уроков или репродуктивные, где ребенок лишь усваивать уже готовые знания.

Но по сути все предложенное является лишь аналогами вышеперечисленных трех групп. Таким образом решено было оставить данную классификацию, разнообразив ее приемами обучения.

Совокупность обучающих способов и приемов

Внутри каждого из вышеперечисленных методов педагог может использовать следующие приемы:

  • Беседы, лекции, дискуссии;
  • Обработку информации с помощью схем, таблиц или графиков и конспектов;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций (сомнение, удивление, затруднение в выполнение действий);
  • Игры;
  • Лабораторные работы;
  • Словесное и письменное стимулирование учебной деятельности с помощью похвал, оценок, создания ситуации успеха;
  • Проектную деятельность, которая дает значительную степень свободы ученикам;
  • Театрализацию.

Список активных способов гораздо больше. Мы привели примеры самых распространённых, их чаще всего применяют педагоги сегодня на занятиях. Они призваны помочь детям научиться ориентироваться в разных ситуациях, рассуждать и доказывать.

Современные образовательные технологии в школе

Сегодня считается, что лучшие технологии в образовательном процессе – те, которые позволяют обеспечить гарантированное достижение цели за четко определенное количество времени. К ним относятся вышеперечисленные методы и приемы. Но в последние десятилетия добавились совершенно новые:

  • Тестовые. Данный вид контроля знаний позволяет отследить уровень усвоения программы от самого простого к сложному;
  • Информационные технологии. Это весь набор компьютерных возможностей, которые используются непосредственно на уроке и дома. Сюда можно отнести в первую очередь мультимедийные презентации. Учителя и дети активно используют их, первые для объяснения материала, вторые для демонстрации своих знаний;
  • Обучение в сотрудничестве – когда школьники трудятся сообща, решают задачи парами и группами, а не по одному. Предполагается, что так ребенок учится брать ответственность за других, работать вместе, находить выход в конфликтных ситуациях.

Считается, что использование в комплексе всех возможностей и инновационных образовательных технологий делает современное образование эффективнее.

Критика и общественное мнение

Сейчас среди населения идет активное обсуждение произошедших реформ в образовании. Внедрение новых технологий, программ и принципиально новый подход к обучению вызвал бурю эмоций. Мнения разделились, одни довольны произошедшими переменами, другие осуждают их и хотят вернуть советскую систему.

Чтобы понять, что происходит, проводятся многочисленные исследования. Выясняется мнение разных институтов: родителей, работодателей, преподавателей ВУЗов. Всех, кто так или иначе видит результат работы школы.

Но точные выводы получится сделать к сожалению, нескоро. Должен пройти не один десяток лет, чтобы понять, нужны ли нам внедренные технологии, подходят ли они российским школьникам, родителям и учителям. Остается ждать и верить, что наши министры и наука, знают, что делают.

Российская система образования перетерпела серьезные изменения. Нелегко они дались учителям и родителям. Будем надеяться, что это сделано не зря и действительно эффективной станет современная школа. Что представляет из себя она теперь, мы рассказали, опираясь на научные разработки и методические материалы.

Видео про современное образование

В данном ролике ученик средней школы Кирилл Стасов расскажет, что не так по его мнению с современным образованием:

1 Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Проведен анализ научно-педагогических характеристик школы как образовательной системы. Раскрыто понятие образовательная система, показаны принципы построения образовательных систем. В статье школа раскрыта как образовательная система и системный объект. Представлена характеристика школы как образовательной системы, которая включает: представление о расчлененности ее на элементы, структурные связи и взаимозависимости элементов системы друг с другом, целостность, автономность, самоорганизация, открытость. Дается понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы. Делается вывод, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму.


2. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с.

3. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов/ С.В. Воробьёва, М.: Изд. центр Академия, 2008. – 208 с.

4. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. – 65 с.

5. Крюгер. А. Образование в сообществе и жизнеобеспечивающее развитие // Новые ценности образования: Школа — культурный центр. – М., 2004. – Вып. 3 (18). – С. 14-21.

7. Сериков Г.Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: Монография. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 632 с.

8. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте // Социосфера. – 2010. - № 3. – С. 55-60.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

10. Управление образовательными системами : учеб. пособие. – изд. 2-е, испр. и доп. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. – Балашов: Изд-во "Николаев", 2005. – 60 с.

  • ориентацию образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
  • широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
  • гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения [3].

Соответственно, в качестве примеров образовательных систем можно назвать:

  • систему образования Российской Федерации; систему образования региона - субъекта РФ; муниципальную систему образования;
  • образовательное учреждение/организацию;
  • образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.

Очевидно, школа может и должна быть представлена как самостоятельная образовательная система, которая в то же время обладает общими признаками образовательных систем. В связи с этим представляется интересным для нашего исследования выделение В.Г. Афанасьевым взаимосвязанных аспектов системного подхода:

  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы [1].

Анализ этих аспектов в организации и деятельности школы позволяет раскрыть ее как системный объект.

Н.М. Борытко [2], рассматривая школу с позиций системного подхода, выделяет следующие характеристики системы: 1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.

По определению Н.М. Борытко [2], первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержание, является представление о расчлененности ее на элементы. С позиций системного подхода результаты развития системы - это изменения в составе элементов и связей между ними, обеспечивающие общий рост ее потенциала для успешной реализации основной функции, обучения и воспитания школьников.

В определении структурных компонентов школы и их отношений мы обращаемся снова к исследованиям И.Ф. Исаева и В.А. Сластенина, которые в образовательной системе школы выделяют следующие структурные компоненты: 1) участники целостного педагогического процесса; 2) содержание целостного педагогического процесса; 3) формы и методы целостного педагогического процесса [9].

Первую группу структурных компонентов составляют две постоянно взаимодействующие системы участников целостного педагогического процесса: управляющая система и управляемая система.

Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях. Как структурный компонент целостного педагогического процесса содержание определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также уставом общеобразовательного учреждения [9].

Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы - способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы - способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.

Школа как единство представленных компонентов объективно обладает определенными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все ее составляющие и связи между ними, а при сознательном построении определенных моделей школы необходимо моделировать и обеспечивать наличие таких свойств [6].

Сходного мнения придерживается Г.Н. Сериков [7], который считает, что школа как образовательная система включает в себя следующие компоненты: обобщенные цели образования, участники образования, их образовательная деятельность, образовательные отношения между ними, образовательные процессы, результаты образования.

В понимании школы как образовательной системы мы приходим к необходимости перехода к анализу следующей качественной ее характеристики - структурных связях и взаимозависимостях элементов системы друг с другом. Обращаясь снова к исследованиям Н.М. Борытко [2], отметим, что свойства образовательной системы школы определяются не только свойствами ее элементов, но в первую очередь ее структурой. Отсюда структура системы - следующая важнейшая ее характеристика. Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Характеризуя школу как образовательную систему, И.П. Гришан [4] отмечает, что структура зависит не только от характера образовательной системы, размеров и типа школы, но и от реализуемого подхода к управлению. Так, состав органов управления и степень участия в их работе учителей, способы координации отношений в организации и особенности делегирования полномочий и ответственности, - все эти характеристики структуры зависят от того, какой тип управления используется в школе.

Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей [2].

Отмечая необходимость применения системного подхода в управлении школой как образовательной системой, Н.М. Борытко выделяет следующие основные типы организационных структур:

  • линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по принципу субординации;
  • функциональная, при которой согласование подчиненности и ответственности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями сотрудников и подразделений по принципу координации;
  • смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.

Кроме того, анализ работ Н.М. Борытко позволяет нам сделать вывод о том, что руководитель школы должен заниматься в первую очередь вопросами стратегии развития. Этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления. В новых условиях руководитель школы в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения [2].

При законодательно утвержденном принципе автономности на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Поскольку образование является одной из важнейших функций общества, очевидно также, что саму школу как элемент социальной системы нельзя рассматривать в отрыве от общества, от социального заказа/запроса, что определяется как открытость образовательной системы.

В научных работах, посвященных школе, утвердилась мысль о том, что каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. В исследованиях признается тот факт, что школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Таким образом, мы приходим к выводу, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму. Однако этот вывод определяет лишь правомерность отнесения школы к системным объектам, но не ее (школ как системы) специфические характеристики.

Рецензенты:

Анализ представленных в современной научной литературе подходов к пониманию и описанию школы позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли существенные перемены во взглядах на нее научного сообщества вследствие распространения теорий организации и управления (менеджмента), расширения самостоятельности и автономности ОУ, изменения социального заказа на общее образование и действия других факторов.

Не претендуя на полноту характеристики этих изменений, зафиксируем некоторые из них, значимые для нас.

1. Если в работах советского периода возможности моделирования и проектирования школы были объективно весьма ограниченными и ее существующее устройство воспринималось как данность и нечто само собой разумеющееся, то современные исследования принимают на вооружение проектно-разработческую парадигму. Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.И. Слободчиков и др. рассматривают развивающуюся и сознательно развиваемую школу как объект моделирования, проектирования и конструирования. Такой подход ориентирует как исследования, так и практику управления на значительно большие усилия по познанию и пониманию данного социального института, его назначения, строения, функционирования и развития.

2. Если в прежние годы школа представляла собой преимущественно совокупность педагогических (учебно-воспитательных) процессов и прямо декларировалось, что объектом управления выступает учебно-воспитательный процесс, то сейчас утверждается и становится преобладающим осмысление ее как особой разновидности социальной организации, которой присущи все соответствующие атрибуты (взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей и достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, внутренней среды, организационной структуры и культуры, разделение труда, потребность в управлении и др.) и где наряду с собственно образовательными осуществляются и другие задачи, значимые для достижения организационных целей (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман и др.).

3. Школа все чаще начинает пониматься и исследоваться не просто как первичное звено и базовый элемент системы общего образования, но и как целостная, целеустремленная, динамическая социально-педагогическая модель, имеющая определенный набор компонентов (в том числе инвариантных, присущих любому общеобразовательному учреждению). С этим изменением неразрывно связана тенденция рассмотрения школы с позиций системного подхода, предполагающая последовательное выявление и содержательное описание ряда ее аспектов как системы (компонентного, структурного, функционального, коммуникативного, историко-генетического, интегративного, управленческого).

потенциально адаптивны, способны в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

субъектны и активны, обладают произвольным поведением, имеют собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

как правило (прежде всего – в лице своих управляющих), ставят и преследуют собственные цели, при этом они не только адаптируются к среде как данности, но и пытаются по мере возможностей ее изменить, адаптировать в своих интересах;

могут учреждаться по плану, однако реальное предприятие всегда будет отличаться от своего проекта, что порой сильно травмирует проектировщиков и создателей;

имеют сознание и самосознание (хотя и не знают о себе всего); для них очень важны своя история, биография, отношение к прошлому, настоящему и будущему; в их жизни можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль;

способны к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

порой подчиняются внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – внутренний и находится в них самих;

компетентны по отношению к определенным задачам и ситуациям, что-то делают хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности дает конкурентные преимущества;

эмоциональны; им присущи преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности, различные функциональные состояния – они могут находиться в отличной форме или, напротив, работать вяло и апатично, болеть или выздоравливать, переживать кризисы, которые очень важны для их выживания и развития.

Организации рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

6. В условиях высокой степени унификации и единообразия образовательных учреждений школа была реализатором, исполнителем общих государственных целей образования, и на первом плане оказывалась ее способность транслировать всем учащимся его единое содержание. А сегодня при законодательно утвержденном принципе автономности ОУ на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Старый, традиционный, и новый взгляды на школу отражены в таблице.

Электронный документооборот

Несмотря на то, что даже в российских органах власти системы электронного документооборота (ЭДО) работают далеко не в полную силу, под влиянием пандемии всё чаще звучат разговоры о подключении школ к Межведомственной системе ЭДО, позволяющей подписывать документы в онлайне и обмениваться ими. Для школ это означает в первую очередь снижение нагрузки на учителей и завучей, которые сейчас вынуждены заниматься бумажной работой, не относящейся к учебному процессу. Должны повыситься скорость обработки документов и удобство дистанционного и мобильного доступа к ним. Преимущества электронного документооборота уже признают 74% руководителей школ.

Внутри школы важной частью ЭДО является электронный журнал/дневник: в нём хранятся персональные данные учащихся и сотрудников школы, расписание уроков, данные о занятости кабинетов и домашних заданиях. С помощью электронного журнала проводятся сбор и автоматизированный анализ данных о посещаемости и успеваемости детей для руководства школы и родителей, муниципалитета, региона.

Электронный журнал и дневник автоматизируют внутренний документооборот в школе, а педагог выставляет оценки, отмечает пропуски, видит посещаемость — общую и по четвертям, получает данные по качеству обучения, успеваемости, расписывает домашние задания. Причем итоги учебного года можно сразу подвести для всех классов, которые ведет учитель. Доступ к электронному журналу в онлайн-режиме имеют также родители, что упрощает контроль за обучением ребенка, и сами дети.

Получается качественная связь между педагогом и родителем, благодаря которой можно получить доступ к максимально полной и корректной информации. Правда, всё же как минимум на первых порах возникают сложности с ведением отчетности, заполнением тем, подготовкой расписания, выдачей домашних заданий.

Электронный документооборот значительно упрощает жизнь родителей и структурирует активность детей. Запись на развивающие кружки, дополнительные занятия, контроль посещаемости школы и оплата питания: технологии делают всё это доступным в один клик.

Система государственных закупок и онлайн-бухгалтерия

Если рассматривать диджитализацию всей школы и введение ЭДО, нельзя игнорировать и автоматизацию бухгалтерии и финансов. Большинство школ в мире принадлежат муниципалитетам и финансируются из их бюджета. Самое продвинутое решение для мониторинга и оптимизации закупок — это электронные торговые площадки. Чтобы сделать финансы школы прозрачными для учредителей, внедряют онлайн-бухгалтерию. Специальный софт помогает вести учет входящих и исходящих документов, формировать и отправлять отчетность в налоговую в электронном виде. Это, опять же, должно частично снять с педагогического состава нагрузку, которая и не должна была на него ложиться.

Система аналитики

Сегодня в одном школьном классе может быть до 35 человек, при этом в параллели в среднем от 3-4 до 5-6 классов. В результате во всей средней школе может быть около 2,3 тыс. человек. При таких цифрах нет шансов, что образовательный план каждого ребенка, его успеваемость и индивидуальные склонности к предметам сможет проанализировать учитель. На одного педагога в России сейчас приходится в среднем 17 детей.

Но что не может сделать человек, сделает машина: аналитические системы сегодня — необходимое условие для повышения качества преподавания. В большей степени их применяют в высшем образовании, однако у них огромный потенциал и в школах. Благодаря системам аналитики можно определить уровень вовлеченности детей в учебный процесс, оценить успеваемость каждого, увидеть, кому нужна помощь педагога, у кого есть риск, например, не сдать экзамены. При этом выводы делаются не на основе оценок, а, например, по тому, сколько времени ученик выполняет домашнее задание, что ему дается легче, а с чем он не справляется. Тщательно настроенная аналитика — важнейший инструмент для директоров и сотрудников на руководящих позициях в системе образования. Она позволяет делать точные прогнозы образовательных результатов и превентивно влиять на них для повышения успеваемости, а также отслеживать риски выгорания учеников и педагогов.

Старшеклассники могут получить доступ к этим данным, чтобы сравнивать себя со сверстниками и иметь мотивацию улучшать свои успехи. В младших классах результаты аналитики нужны в первую очередь педагогам и родителям.

Облачные хранилища и сервисы для совместного редактирования документов

Google Drive, Google Docs, Dropbox, Microsoft Teams, Microsoft Office 365 и другие подобные сервисы выполняют две задачи: становятся хранилищем и позволяют организовать совместную работу с документами, предоставляя права доступа отдельным пользователям или группам. В облачном хранилище можно сформировать единую базу контента для всей школы и иметь возможность работать с ней в любое время.

На локальных серверах держать все материалы зачастую неудобно из-за ограничений объема допустимого места, поэтому педагогу лучше освоить облачные сервисы. Вдобавок к ним можно дать доступ другим учителям, родителям, детям, работать с этими материалами с любого устройства, что упрощает процесс образовательной деятельности. Работа с облачными сервисами в основном ведется через браузер или приложение. Для документов (тексты, таблицы, презентации) самым удобным вариантом остается Google Drive, предоставляющий 15 ГБ пространства.

LMS с базами контента и конструктором

Learning management system, или платформы для дистанционного обучения, сегодня становятся необходимостью не только на удаленке, но и внутри школы. В первую очередь, потому что это огромная база материалов: видеолекций, курсов, презентаций, учебников, к которым ученики и педагоги получают доступ в любое время. База контента помогает рационально использовать учебное время и не тратить его на лишние действия. Педагоги часто говорят о проблеме нехватки качественного ресурса для выдачи заданий — некоторые даже вынуждены проверять письменные работы, присланные в виде фото в WhatsApp. Это тяжелый труд для учителя, кроме того, упражнения из бумажных сборников и учебников давно выложены на сайтах ГДЗ (готовых домашних заданий). А создание новых заданий индивидуально каждому ученику требует огромных временных затрат и высокой компетенции.

Наличие видеоконтента в LMS выручает в ситуации, когда педагог по какой-то причине не может провести урок. Также на онлайн-платформе можно реализовать технологию обучения через кейсы: дети получают набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций и работают самостоятельно. Задача педагога — отслеживать результаты, консультировать и направлять ученика в нужную сторону. Методика отлично подходит в первую очередь для смешанного образования. Она помогает научить детей самостоятельности, что наиболее ценно для школьников 9-11 классов: это хорошая подготовка к высшему образованию. В первую волну 57% учащихся самостоятельно разбирали материал и после отправляли педагогу домашнее задание.

Также LMS позволяет контролировать успеваемость обучающихся, получать любую информацию о них, подгружать собственные материалы, выстраивать индивидуальную учебную программу для ребенка. Педагог может видеть, например, как часто ученик заходил на платформу (открывал задание), какие ошибки совершал в тестах, может создавать виртуальные классы, онлайн-курсы.

Коммуникационные системы

Общение между всеми участниками образовательного процесса осуществляется по двум каналам: системы видеоконференцсвязи и чаты или социальная сеть. Чаты в большей степени требуются для обсуждения вопросов между родителями и педагогами, учениками и учителями или для общения педагогов внутри школы, реже — для отправки домашних заданий (как резервный канал). Важно выбрать один чат, чтобы информация не терялась в нескольких приложениях. Для удобства чат можно встроить в общую школьную платформу как часть приложения для смартфона.

Необходимость проводить видеоуроки обусловила новые требования к платформам для конференц-связи. Варианты, в которых возможно одновременное подключение не более 25 участников, больше не подходят — современные классы часто укомплектованы по максимуму, а это 30–35 человек. Находиться в конференц-комнате одновременно они не могут. Поэтому педагогам необходимо выбирать аналоги, которые могут присоединить большее количество участников: Skype с возможностью подключить 250 человек, TrueConf — до 1 000, Zoom с лимитом до 100 участников на базовом тарифе и до 1000 при расширенном корпоративном плане.

Проектное обучение

Под этим термином понимают модель обучения, ориентированную на учеников и имеющую тесную связь с практической стороной мира — прикладную сторону науки. Для образовательной системы проектное обучение значимо в первую очередь тем, что демонстрирует реальную ценность полученных знаний и возможность их использования на практике.

Проектная деятельность охватывает почти всю школьную программу и мотивирует детей самостоятельно изучать школьную программу для того, чтобы решать глобальные и местные проблемы.

Некоторые системы, такие как MEL Science, используют в том числе VR/AR-системы, которые позволяют дать детям больше практических знаний в таких областях, как химия, физика, биология, а также служат отличным подспорьем и для изучения культурных дисциплин.

VR/AR-системы

Виртуальная и дополненная реальность — это не только про игры, но и про расширенный образовательный опыт. VR- или AR-контент становится таким же инструментом, как бумажный учебник. Сюда относятся, например, видео в формате 360º, благодаря которым в ходе урока географии можно практически в прямом смысле оказаться на вершине Эвереста или увидеть изнутри подводный мир Тихого океана. VR-технологии служат отличным подспорьем и для изучения культурных дисциплин — с их помощью можно, к примеру, посетить музей через приложение The VR Museum of Fine Art.

При использовании AR и VR закрывается потребность школьников в практической реализации навыков. На интернет-порталах есть целые виртуальные лаборатории, где можно проводить химические опыты без вреда для интерьера квартиры или собственного здоровья.

Читайте также: